Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа "Исследователь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatel_1_klass_2019-2020.docx | 38.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,
д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87
Утверждаю:
ИО директора МБОУ «Ерновская основная школа»
____________/Мартынов С.В./
«___»_______________2019 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
клуба «Исследователь»
1 класс
2019 – 2020 учебный год
Составитель: Маслова Елена Борисовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2019 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по общеинтеллектуальному направлению клуба «Исследователь» для 1 класса составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».
Цель курса: создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.
Задачи:
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Планируемые результаты
Предметные
Обучающийся научится:
- самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
- правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
- собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
- пользоваться различными измерительными приборами;
- осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
- участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;
- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку своей работы;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Содержание программы
1 класс (33 часа)
Тренинг 16ч
Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.
Исследовательская практика 11ч
Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.
Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Мониторинг 6 ч
Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.
Советы на лето от Мудрого Дельфина.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Кол-во часов |
1 | Тренинг | 16 |
2 | Исследовательская практика | 11 |
3 | Мониторинг | 6 |
Итого: | 33 ч |
Формы и методы работы
В процессе реализации программы используются следующие формы и методы: беседы-рассуждения, конференции, диспуты, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д.
Календарно - тематическое планирование
(1 час в неделю, всего - 33 часа)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Плановые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1 | Кто я? Моя семья. | Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. | 10.09.2019 | |
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби | Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах. | 17.09.2019 | |
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта | Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. | 24.09.2019 | |
4 | Как собирать материал. Твои помощники. Этап | Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | 01.10.2019 | |
5 | Повторение. Давай вспомним | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 08.10.2019 | |
6-7 | Проблема. Решение проблемы | Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | 15.10.2019 22.10.2019 | |
8 | Гипотеза. Предположение | Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое. | 29.10.2019 | |
9 | Гипотеза. Играем в предположения | Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. | 12.11.2019 | |
10 | Цель проекта | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 19.11.2019 | |
11 | Задача проекта | Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? | 26.11.2019 | |
12 | Выбор нужной информации | Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации. Структурирование информации, выделение главного. | 03.12.2019 | |
13 | Интересные люди – твои помощники | Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. | 10.12.2019 | |
14 | Продукт проекта | Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. | 17.12.2019 | |
15 | Виды продукта. Макет | Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. | 24.12.2019 | |
16 | Повторение пройденных проектных понятий | Коллективное планирование, работа в команде. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. | 14.01.2020 | |
17-18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие | Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки. | 21.01.2020 28.01.2020 | |
19-20 | Мини-сообщение. Семиминутное выступление | Использование изученных проектных понятий в процессе самостоятельной работы. | 04.02.2020 11.02.2020 | |
21 | Выступление перед знакомой аудиторией | Получать опыт выступления перед аудиторий, готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме | 18.02.2020 | |
22-23 | Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового | 03.03.2020 10.03.2020 | |
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта | Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ. | 17.03.2020 | |
25-26 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. | 07.04.2020 14.04.2020 | |
27 | Повторение. Давай вспомним | Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии. | 21.04.2020 | |
28 | Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового | 28.04.2020 | |
29 | Получение электричества с помощью волос | Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. | 28.04.2020 | |
30 | Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно | Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов. | 12.05.2020 | |
31 | Тест «Чему я научился?» | Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия). | 12.05.2020 | |
32 | Памятка для учащегося проектанта. Твои впечатления от работы над проектом | Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток. | 19.05.2020 | |
33 | Пожелание будущим проектантам | Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам. | 19.05.2020 |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ урока | Дата | Тема |
СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________ /Лебедева Л.Н. /
СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________ /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 30.08.2019 г. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.
Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...
Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС
Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)
Рабочие программы 1 класс...
рабочая программа3 класс
рабочая программа Школа России 3 класс...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...