Рабочая программа "Исследователь". 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Маслова Елена Борисовна

Рабочая программа "Исследователь" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatel_1_klass_2019-2020.docx38.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,
д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

Утверждаю:

ИО директора  МБОУ «Ерновская основная школа»

____________/Мартынов С.В./

«___»_______________2019 г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

клуба «Исследователь»

1 класс

2019 – 2020 учебный год

Составитель: Маслова Елена Борисовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2019 год

Пояснительная записка

Рабочая программа  по общеинтеллектуальному направлению клуба «Исследователь» для 1 класса составлена на основе авторской программы  обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»  и соответствует основной общеобразовательной программе начального общего образования МБОУ «Ерновская основная школа».

Цель курса: создание условий для активизации личностного потенциала учащихся через проектную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Планируемые результаты

Предметные

Обучающийся научится:

  • самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
  • правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
  • собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
  • пользоваться различными измерительными приборами;
  • осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;
  • участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете;
  • понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
  • пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку своей работы;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
  • выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной формах;
  • ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте;
  • обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
  • подводить под понятие;
  • устанавливать аналогии;
  • оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
  • видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
  • интерес к новому содержанию и новым способам познания;
  • ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания;
  • адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
  • морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Содержание программы

1  класс (33 часа)

Тренинг 16ч

Кто я? Моя семья. Чем я больше всего хочу заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал? Твои помощники. Этап. Повторение. Давай вспомним. Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположения. Цель проекта. Задача проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди твои помощники. Продукт проекта. Виды продукта. Макет. Повторение пройденных проектных понятий.

 Исследовательская практика 11ч

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини-сообщение. Семиминутное выступление. Выступление перед знакомой аудиторией. Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта.

Пробные выступления перед незнакомой аудиторией. Повторение. Давай вспомним. Игра в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно. Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.

Мониторинг 6 ч

Тест «Чему я научился?» Памятка для учащегося практиканта. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелание будущим проектантам. Твои советы им.

Советы на лето от Мудрого Дельфина. 

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

1

Тренинг

16

2

Исследовательская практика

11

3

Мониторинг

6

                    Итого:

33 ч

Формы и методы работы

В процессе реализации программы используются следующие формы и методы: беседы-рассуждения, конференции, диспуты,  поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, постановка и решение проблемных вопросов, игровые моменты, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и т.д.

Календарно - тематическое планирование

 (1 час в неделю, всего - 33 часа)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки (и/или коррекция)

1

Кто я? Моя семья.

Работа с информацией. Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

10.09.2019

2

Чем я люблю заниматься. Хобби

Просмотр видеофрагмента об увлечениях. Работа в командах.

17.09.2019

3

О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта

Работа над текстом, определение главной мысли. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя.

24.09.2019

4

Как собирать материал. Твои помощники. Этап

Коллективное планирование, работа в команде.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

01.10.2019

5

Повторение. Давай вспомним

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

08.10.2019

6-7

Проблема. Решение проблемы

Формулирование проблемы и придумывание способа решения данной проблемы.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

15.10.2019

22.10.2019

8

Гипотеза. Предположение

Коллективная работа. Высказывание предположений о неизвестном. Открытие в знакомом предмете новое.

29.10.2019

9

Гипотеза. Играем в предположения

Высказывание предположений о неизвестном, предположение способа проверки своих гипотез, умение инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

12.11.2019

10

Цель проекта

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

19.11.2019

11

Задача проекта

Осмысливание задач. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

26.11.2019

12

Выбор нужной информации

Интерпретация и обобщение информации, выбор способов получения информации.   Структурирование информации, выделение главного.

03.12.2019

13

Интересные люди – твои помощники

Интервью. Участие в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции.

10.12.2019

14

Продукт проекта

Выделение из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.

17.12.2019

15

Виды продукта. Макет

Овладение средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом.

24.12.2019

16

Повторение пройденных проектных понятий

Коллективное планирование, работа в команде.  Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества.

14.01.2020

17-18

Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие

Создание творческих замыслов, воплощение их в творческом продукте. Составление визитки.

21.01.2020

28.01.2020

19-20

Мини-сообщение. Семиминутное выступление

Использование изученных проектных понятий в процессе самостоятельной работы.

04.02.2020

11.02.2020

21

Выступление перед знакомой аудиторией

Получать опыт выступления перед аудиторий, готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме

18.02.2020

22-23

Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

03.03.2020

10.03.2020

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта

Взаимодействие с участниками проекта. Получение первоначальных навыков ролевого взаимодействия. Выставка детских работ.

17.03.2020

25-26

Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

Выступление перед аудиторией («держать» в поле зрения) Артистизм. Ответы на незапланированные вопросы.Получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности.

07.04.2020

14.04.2020

27

Повторение. Давай вспомним

Ответы на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Обучение рефлексии.

21.04.2020

28

Играем в ученых. «Мобильные телефоны». Это интересно

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. Открытие в знакомом предмете нового

28.04.2020

29

Получение электричества с помощью волос

Обучение дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности.

28.04.2020

30

Играем в ученых. Поилка для цветов. Это интересно

Практическое занятие в классной лаборатории по устройству поилки для цветов.

12.05.2020

31

Тест «Чему я научился?»

Контроль и оценка деятельности, продвижение в её разных видах (рефлексия).

12.05.2020

32

Памятка для учащегося проектанта.

Твои впечатления от работы над проектом

Приобретение опыта коллективной деятельности, работы в группах. Получение первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявление творчества. Оценка своей работы по выработанным критериям. Составление памяток.

19.05.2020

33

Пожелание будущим проектантам

Высказывание слов благодарности членам команды, своим помощникам.

19.05.2020

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ

№ урока

Дата

Тема

СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР
_____________   /Лебедева Л.Н. /

СОГЛАСОВАНО:
руководитель ШМО учителей начальных классов
_____________   /Дегтярева Л.А./
Протокол
от 30.08.2019 г. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...