ОТ ХОРОВОДА ДО ТЕАТРА
презентация к уроку по теме

В презентации представлена история возникновения театра.Я проводила мастер-класс. Можно использовать на родительском собрании, в классной и во внеклассной работе, в группе продлённого дня, а также в лагере. Понравиться всем: и взрослым, и детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_horovoda_do_teatra.pptx1.76 МБ
Файл kopiya_master.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РИНЯК НИНА ВЛАДИМИРОВНА Учитель начальных классов МОУ «Лицей № 1 пос. Львовский» Подольский район МО ОТ ХОРОВОДА ДО ТЕАТРА

Слайд 2

Как хорошо, что есть театр! Он был и будет с нами вечно, всегда готовый утверждать Всё, что на свете человечно. Здесь всё прекрасно – жесты, маски, Костюмы, музыка, игра. Здесь оживают наши сказки И с ними светлый мир добра!

Слайд 3

Хоровод – старинный массовый танец.

Слайд 4

Были хороводы семейные, трудовые…

Слайд 5

Известны несколько разновидностей хоровода.

Слайд 6

«Бояре, а мы к вам пришли…»

Слайд 7

Это какой хоровод?

Слайд 8

Неотъемлемая часть народных игрищ – ПЛЯСКА.

Слайд 9

Пляска – народный танец.

Слайд 10

Профессиональные актёры – скоморохи.

Слайд 11

Скоморохи – странствующие актёры.

Слайд 12

Медведь считался кормильцем.

Слайд 13

Кукольный театр возник не сразу. Сначала появился ВЕРТЕП.

Слайд 14

Вертеп – начало кукольного театра. Из него родился потом театр Петрушки .

Слайд 15

Театр Петрушки. «Всяк спляшет, да не как скоморох.»

Слайд 16

Комедия о Петрушке.

Слайд 17

РАЕК – вид народного зрелища 100-200 лет назад

Слайд 18

Внутри этого ящика с одного катка на другой перематывались длинные полосы.

Слайд 19

200 лет назад ни одна ярмарка не обходилась без театрального БАЛАГАНА.

Слайд 20

В балаганах появились зрительные залы.

Слайд 21

Царь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Важнейшая веха в истории русского театра – 1672 год, когда начались представления придворной труппы царя Алексея Михайловича.

Слайд 22

Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 г. в селе Преображенском.

Слайд 23

ПЁТР ПЕРВЫЙ По воле Петра 1 б ыл построен деревянный театр. На случай пожара стояли два ушата с водой. Места по стоимости соответствовали четырём разрядам и продавались в чуланах .

Слайд 24

ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра. Это официальный день его рождения.

Слайд 25

ЦАРИЦА ЕКАТЕРИНА ВТОРАЯ Вы удивитесь узнав, что царица Екатерина Вторая п исала пьесы для театра Московского университета.

Слайд 26

Частный театр графа ШЕРЕМЕТЬЕВА.

Слайд 27

Крепостной театр графа Шереметьева в имении ОСТАНКИНО.

Слайд 28

Частный театр в «КУСКОВО» - воздушный театр.

Слайд 29

ПЕРВЫЙ ПЕТРОВСКИЙ ТЕАТР

Слайд 30

Большой театр – гордость России.

Слайд 35

Т Е А Т Р Э К С П Р О М Т О М

Слайд 36

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. ГАЗЕТА «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» ЯНВАРЬ 2005 ГОД 2. ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ



Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

Тема.   «ОТ ХОРОВОДА ДО ТЕАТРА».

Цель.    Познакомить учащихся, родителей и учителей с историей

               возникновения театра.

Задачи урока.  1. Познакомить с историей возникновения театра.

                            2. Развивать знания о театрально-зрелищном искусстве.

                            3. Воспитывать чувство прекрасного, культуру поведения.

           

                                         ХОД   УРОКА

1. Организационный момент.

        Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

        Мы отправляемся в удивительный мир театра.

2. Постановка цели  урока.

     

                Кто-то из детских писателей сказал, что у каждого ребёнка в глубинах его души спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и весёлым звоном, чтобы мир ребёнка стал радостным и светлым.

                 Ученики начальной школы с удовольствием смотрят детские спектакли, разыгрывают различные сценки и целые представления на уроках и во внеклассных мероприятиях. Они выступают в роли зрителей и артистов.

                  Сегодня вы познакомитесь с историей возникновения театра.

        Слайд 1.

                         Как хорошо, что есть театр!                            

                         Он был и будет с нами вечно,

                          Всегда готовый утверждать

                          Всё, что на свете человечно.

                         Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

                         Костюмы, музыка, игра.

                         Здесь оживают наши сказки

                         И с ними светлый мир добра!

3.  Знакомство с новым материалом.

Сначала выясним смысл слова «театр» Откройте словарь русского языка,

прочитай те смысл этого слова.

                    (Дети и родители работают со словарём в группах.)

Ученик1. Театр – это искусство изображения жизни на сцене.

Ученик 2. Театр – это здание, в котором происходит представление.

Родители или учителя.

1. Театр – это искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление.

2. Театр – это зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения.

3. Театр – это совокупность драматических произведений какого-нибудь писателя или направления, школы.

Учитель.

«Театр» как учреждение, занимающееся устройством представлений появился совсем недавно. Дальним родственником современного театра является ХОРОВОД.

Слайд 2.

Хоровод - старинный массовый танец у славянских народов, сопровождаемый песнями и драматическими действиями.

В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод.

Слайд 3.

Были хороводы семейные, трудовые, любовные, праздничные.

Слайд 4.

Известны несколько разновидностей хоровода:

- круговой, который разыгрывали члены одной семьи;

-двухлинейный, который отражал столновение двух групп;

- и однолинейный, вариант кругового хоровода.

Слайд5.

Посмотрите, ребята играют в игру «Бояре, а мы к вам пришли…»

Это какой хоровод - двухлинейный или однолинейный?

                                                                                        (Двухлинейный)

Слайд 6.

А здесь хоровод «Во поле берёзка стояла..» Это какой хоровод?

                                                                                       (Однолинейный.)

Слайд 7.

Неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств – русская пляска.

Пляска – народный танец, а также музыка к этому танцу. Движения скачкообразные. Подпрыгивающие, кругообразные.

Слайд 8.

Пляска всегда была связана с песней. Именно это являлось одним из главных выразительных средств народного театра.

Слайд 9.

С появлением профессиональных актёров изменился и характер пляски.

Профессиональные актёры назывались скоморохами.

Слайд 10.

Скоморохи – странствующие актёры. Они и певцы, и плясуны, и музыканты, и акробаты… Обратите внимание на медведя. Он считался символом здоровья, плодородия, его считали сильнее нечистой силы.

Слайд 11.

У скоморохов медведь считался кормильцем, полноправным членом семьи. Таких артистов называли по имени-отчеству:

 Михайло Потапычем, Матрёной Ивановной.

Слайд 12.

Кукольный театр возник не сразу. Сначала появился вертеп.

Название произошло от древнерусского слова «пещера».

- В чём сходство пещеры с этим сооружением?

Вертеп выглядел как ящик, разделённый внутри на 2 этажа.

На верхнем этаже разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем – житейские, бытовые.

Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть держал кукловод. Куклы двигались и даже поворачивались.

- Где находился кукловод? (Скрывался за ящиком.)

Слайд 13.

Вертеп – начало кукольного театра. Из него родился потом театр Петрушки.

Слайд 14.

«Всяк спляшет, да не как скоморох»,- говорит русская пословица.

Слайд 15.

Любимым народом был актёр кукольного театра, а наиболее популярной – комедия о Петрушке.

В театре Петрушки кукловод стоял за ширмой и приводил своих героев в движение с помощью рук.

- В каком московском театре представление идёт точно так же?

                                                                                    ( В театре кукол Образцова.)

Слайд 16.

Около 200 лет назад на ярмарках можно было увидеть ярко одетого человека, несшего разукрашенный ящик – раек и кричащего:

«Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни, и девицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат.»

-Что такое  раек? Найдите объяснение в словаре.

Д.  Раек – вид народного зрелища на ярмарках 100 – 200 лет назад, выглядящий как ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стёклами, через которые зрители рассматривали передвигающиеся внутри картинки под шутливые пояснения в рифмованной форме.

Слайд 17.

Внутри этого ящика перематывались с одного катка на другой длинные полосы с изображениями разных городов, великих людей и событий.

Зрители за деньги смотрели в стёкла.

Раешник (хозяин ящика) передвигал картинки и сказывал присказки к каждому новому номеру.

- Сообразите, на что похоже такое представление?

(Родители и учителя помнят просмотр диафильмов, а сейчас это мультимедийная установка – презентации на компьютере.)

Слово «раек» - многозначное, раньше так называли верхний ярус театрального зала, галёрка. Сейчас это слово устарело и не употребляется в нашей речи.

- Кто из вас знает, как сейчас называется верхний ярус зрительного зала в театре?    (Бельэтаж, балкон.)

Слайд 18.

200 лет назад ни одна ярмарка не обходилась без театрального балагана.

 Строили их прямо на площади из досок, крышу делали из холста или полотна. Внутри были сцена и занавес. Простые люди размещались на скамейках и во время представления ели различные сладости, пышки, а то и щи.

Слайд 19.

Позже в балаганах появились настоящие зрительные залы с партером, ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками.

Балаганы исчезли, но форма представления осталась. Это концерты и цирковые программы.

Слайд 20.

Важнейшая веха в истории русского театра – 1672 год, когда начались представления придворной труппы царя Алексея Михайловича.

Слайд 21.

Первый спектакль состоялся 17 октября 1672 года в селе Преображенском в специально построенном «для этого действа хоромине».

Слайд 22.

По воле Петра 1 был построен деревянный театр. На случай пожара стояли два ушата с водой.

 Места по стоимости соответствовали четырём разрядам.

 Входные билеты (ярлыки) продавались в чуланах – небольших комнатах при театре.

Слайд 23.

30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издаёт указ об учреждении государственного русского театра.

Это официальный день его рождения.

Слайд 24.

Вы удивитесь узнав, что царица Екатерина вторая писала пьесы для театра Московского университета.

Слайд 25.

Здесь представлен частный театр графа Шереметьева.

Слайд 26.

 Выдающимся явлением 18 века был крепостной театр графа Шереметьева в имении Останкино.

Зрительный зал вмещал 250 человек.

Штат театра насчитывал 170 человек.

Для обучения крепостных актёров искусству пения, танца, декламации приглашались лучшие зарубежные педагоги.

В репертуаре театра было свыше 100 произведений различных жанров.

Театральный зал за 30 минут превращался в зал для танцев.

Слайд 27.

Театр в «Кусково», подмосковном (тогда) имении графа, назывался воздушным театром.

Чёткой границы между домом, парком и садом не было, поэтому Кусково воспринималось приезжавшими туда гостями как единое театральное целое. Каждый уголок, каждая аллея предлагала сюрпризы.

Слайд 28.

 В 1776 году театральный предприниматель Медокс и московский губернский прокурор князь Урусов основали в г. Москве театральную труппу. На углу улицы Петровки, на месте нынешнего Большого театра, было построено специальное здание, и театр стали называть Петровским.

Первое представление состоялось 30 декабря 1780 года, репертуар театра был очень разнообразен, ставили драму, оперу, балет.

 Первый Петровский театр отличался от современного Большого. Он был ниже и уже. Освещался свечами.

- Какая опасность грозила театру? ( Мог возникнуть пожар.)

В 1805 году театр сгорел. И только в 1816 году решили его восстановить и создать перед театром площадь – Театральную.

В январе 1825 года новый театр, получивший название Большой Петровский, открыл сезон.

У театра была несчастная судьба. Пожар разразился 11 марта 1853 года, уничтожив здание вместе с великолепными декорациями, костюмами, инструментами.

В 1856 году по проекту архитектора Алберта Кавос построено то здание, которое сохранилось до наших дней.

Слайд 29.

Правда, во время Великой Отечественной войны немецкая бомба попала в здание театра, были разрушения, но уже в 1943 году, восстановленный в невероятно трудных условиях военного времени, Большой театр открыл сезон.

Большой театр – гордость России.

- Какие театры вы знаете?

Слайд 30.

Кукольный театр им. Образцова.

Слайд 31.

Театр зверей им.Дурова.

Слайд 32.

Детский музыкальный театр им. Наталии Сац.

4. Итог знакомства с историей театра.

-  Что является дальним родственником театра?

                                                                             (Хоровод, пляска.)

-  Как называли профессиональных актёров того времени?

                                                                             (Скоморохи)

-  С каким животным они выступали чаще всего?

                                                                             ( С медведем.)

-  Как назывался ящик, в котором выступали куклы,

   поворачиваемые кукловодом с помощью стержня?

                                                                              ( Вертеп.)

-  Как звали самого популярного в народе артиста кукольного

    театра?                                                             (Петрушка.)

-  Как назывался ещё один ящик с передвижными картинками,

   давший название верхним рядам в театре? (Раек.)

-  Назовите самые известные частные театры?

                                                                           (Кусково. Останкино.)

-  Как раньше назывался Большой театр?  (Петровский.)

-  Молодцы! Вы хорошо запомнили новый, довольно сложный

    материал.

  5. Физкультминутка.

6. Театр экспромтом.

         Каждый педагог нашего лицея  делает жизнь детей интересной, творческой, активной, содержательной.

        Ребёнок, окружённый миром искусства становится духовно богаче, более развит интеллектуально, нравственно.

   Слайд 33.

                Театр – это коллективное искусство.

                Экспромтом – СРАЗУ, БЕЗ ПОДГОТОВКИ.

 Слайд 34.

ТЕАТР-ЭКСПРОМТОМ

«Т Е Р Е М О К»

 Реквизит: текст сказки, листки с ролями.

 Все тянут бумажки с ролями.

 Автор читает текст.

 Как только называется какой-либо персонаж, тот должен говорить свои слова:

 Теремок (Скрип-скрип!)

 Мышка-норушка (Ух, ты!)

 Лягушка-квакушка (Квантересно!)

 Зайчик-побегайчик (Вот это да!)

Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!)

 Волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!)

 Медведь косолапый (Ничего себе!)

       Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка, что коль теремок пустой, станет она там жить.Прискакала к терему лягушка-квакушка, стала в окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка, и стали они вдвоём жить.Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился, смотрит, а тут из теремка выскочили мышка-норушка и лягушка-квакушка и потащили зайчика-побегайчика в теремок. Идет мимо лисичка-сестричка. Смотрит - стоит теремок. Заглянула в окошко а там мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка, приняли и её в компанию. Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спросил кто в тереме живёт. А из теремка отозвались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок волчок-серый бочок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел он теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь. Испугались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и волчок-серый бочок и позвали медведя косолапого к себе жить. Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и решил что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь и только уселся - затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше-то жить? Делать нечего, принялись они бревна носить, доски пилить - строить новый теремок.Лучше прежнего выстроили!И стали жить поживать мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка -сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый в новом теремке.

            Учитель. Спасибо! Аплодисменты артистам .

7.  Рефлексия.

- Похлопайте в ладоши те, кому было неинтересно на уроке.

- Улыбнитесь, если вас урок заинтересовал.

- Поднимите руки те, кто был знаком с театром экспромтом.

-Похлопайте в ладоши, если у вас  есть желание работать.

- Поднимите руку, если вы проведёте  театр-экспромтом.

-Улыбнитесь, если вас заинтересовала история возникновения театра.

8.  Домашнее задание.

      Кто заинтересовался историей возникновения театра,

      может найти дополнительные сведения о детских театрах.

9. Итог урока.

    Сегодня вы  все заслужили звание «Зритель».

    Артисты театра  получают призы.

            Предлагаю  использовать данный материал  на уроках театра, во внеклассной работе, на летней оздоровительной площадке.

            Может у кого-то есть интересный материал? Давайте делиться. Работать будет легче и не надо изобретать велосипед.

           Спасибо за внимание!

 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театр - не мода, театр - жизнь

Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....

Театр! Театр!

Из  опыта  работы  театрального  кружка...

"Театр - это сказка, театр - это чудо. Когда я вырасту большой, я здесь работать буду."

Внеклассное мероприятие с презентацией, посвященное Международному Дню театра, знакомит учащихся с театром, правилами поведения в театре; формирует первоначальный опыт самореализации в творческой деят...

"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)

Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...

Урок хореографии во 2 классе "Хоровод. Виды хоровода."

Технологическая карта урока "Хоровод. Виды хоровода"....