Театр! Театр!
статья на тему
Предварительный просмотр:
Театр! Театр!
(описание опыта работы)
Театр – это мысли свободный полёт,
Театр – здесь фантазия щедро цветёт!
В.Г.Миодушевский
«В театре жизнь всегда права». Эти слова Рабиндранда Тагора я повторяю очень часто, так как основная цель всей моей деятельности как педагога дополнительного образования – это научить ребёнка жить вместе со всеми, помочь ребенку обрести себя, научить его быть человеком, раскрепостить его творческие возможности. Это трудно!
Как важно для растущего человека обрести себя! Ведь наука властвовать собой, быть хозяином своих слов и поступков – самая трудная, но самая необходимая наука на земле.
И для решения этой задачи я выбрала в качестве внеклассной работы со своими учащимися кружок театрального творчества, так как он изменяет, преображает исподволь, опираясь на художественно-образные средства и приемы воспитания.
Не секрет, что наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения является игра. В ней ребенок учится общаться, познает мир, проходит ролевые тренинги. А театр по своей природе очень близок к игре, поэтому представляется наиболее результативным способом развития перечисленных навыков. Кроме того, в работе над образом ребенок учится понимать мотивы действий человека, причинно-следственные взаимосвязи поступков и событий, учится умению вставать на позицию исполняемого персонажа, а значит, умению понимать другого человека, видеть мир его глазами, более тонко чувствовать чужое эмоциональное состояние, чужие беды и радости, умению сопереживать.
Помимо этого, занятия театральной деятельностью развивают память учащихся, внимание, чувство ритма, творческое воображение, фантазию, учат владению голосом, эмоциональным состоянием, речью, физическим телом. Учитывая сложность современной социальной обстановки, считаю, что первоочередной задачей в работе становится снятие психологических стрессов, комплексов, которые раскрепощают детей, способствуют раскрытию их творческих возможностей, заложенных от природы, о которых иногда даже не подозревают ни сами дети, ни родители, ни мы, педагоги.
Хотим сегодня оглянуться
На то, чем жизнь была полна,
На все счастливые минуты,
На все удачные дела.
Наш театральный кружок возник, можно сказать, стихийно.
Первые пробы - отрывок из музыкальной сказки «Приключения в стране Мульти-пульти» был создан для участия учащихся класса в новогоднем представлении школы. Продолжить работу предложили сами дети. Первое публичное выступление состоялось уже к концу учебного года на фестивале школьных театров.
Все театральные представления готовились на базе одного класса. Началом театральной деятельности сначала кружка, постепенно переросшего в театральное объединение «Родничок» можно считать 2001 год. Название выбрали сами дети.
С тех пор театральное объединение «Родничок» (в школе его называют «Театр «Родничок») является участником практически всех школьных и поселковых мероприятий. Задача кружка через театральную деятельность дать возможность каждому проявить себя в другой деятельности, отличной от учебы и перенести состояние успеха в учебную деятельность.
Первый год занятий был направлен на создание работоспособного
творческого коллектива учащихся начальной школы. Главная задача этих занятий - снять приобретенные зажимы, развить познавательный интерес, выработать навыки работы в группе и - самое основное - научить получать удовольствие от своей работы и работы товарищей.
На первом этапе обучения главное занятие - игра. Диалоги используются с самого начала. Очень важно, чтобы дети умели слушать, созерцать, импровизировать. Виды тренингов: спортивные, дыхательные, психологические. Ребятам предлагаются этюдные и репетиционные формы
работы.
На втором этапе обучения преподаются следующие дисциплины:
• Актерское мастерство.
• Сценическое движение.
• Сценическая речь.
Таким образом, работа кружка строится на следующих педагогических принципах:
Принцип 1. «Знаешь сам - поделись с товарищем».
Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение участников коллектива.
Принцип 2. «Обучаемся играя».
Широкое использование игровой природы ребенка в процессе обучения и развития их творческого потенциала.
Принцип 3. «Я сам».
Путем самостоятельных творческих работ вырабатывать у воспитанников
коллектива умения самостоятельно ориентироваться в области театрального творчества.
Принцип 4. «Мы в тебя верим».
Психологическая реабилитация ребят, которые неуверенны, в себе, путем ряда ответственных дел и поручений. Путем доверия в творческие силы участников кружка.
Принцип 5. «Самооценка».
Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.
Принцип 6. «Дал слово - держи».
Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива.
Принцип 7. «Лучшие из лучших».
Повышение результативности занятий путем адекватных взаимооценок
участников коллектива с подведением общего итога занятий театра в целом.
Формирование здоровой конкуренции у воспитанников кружка для повышения качества занятий в кружке и создания ярких актерских работ на сцене.
Принцип 8. «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится».
Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно-полезному труду и умение использовать полученные навыки в повседневной жизни, в быту.
Принцип 9. «Идем к единой цели вместе».
Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путем коллективных творческих дел.
Благодаря занятиям в театральной школьной студии учащиеся приобретают:
• необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость , гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»);
• недостающее взаимопонимание в среде своих сверстников и взрослых людей;
• арсенал необходимых любому культурному человеку знаний в области
мировой культуры, искусства.
Школьный театр - это особый мир! С этим миром у многих поколений связано множество приятных воспоминаний. Ведь подготовка детского спектакля - это не только репетиции, это еще и работа над костюмами,
декорациями и реквизитом. Здесь могут принимать участие дети, педагоги и родители. Вот где есть простор для творчества и фантазии!
Школьный театр ценится еще и потому, что способен активно подтолкнуть к работе самостоятельное мышление ребенка. Именно школьные подмостки способствуют тому, чтобы юный человек не просто запоминал и затем автоматически воспроизводил знания, которые дает школа, а умело применял эти знания на практике - блистал эрудицией, хорошей памятью, умением выразительно читать стихи и произносить монологи. Еще одна задача школьного театра состоит в том, чтобы научить школьника ориентироваться в мире информации, добывать самостоятельно знания, рационально подходить к процессу познания.
Продуктивность занятий с детьми подтверждается достижениями.
Воспитанники кружка были участниками:
- районного конкурса театральных коллективов « Серебряная маска» с постановкой «Новые приключения Буратино», первое место ;
- открытого Всероссийского конкурса детского и юношеского творчества «Каменный цветок» (г. Екатеринбург ) .
В поселковом, районном этапах конкурса «Все краски Ямала» участники коллектива ежегодно занимают призовые места, а в III и IX окружном детском фестивале народного творчества, были награждены Гран – при конкурса
По результатам участия в окружном фестивале-конкурсе «Пасха Красная», 2008г, Диплом лауреатов I степени
На поселковом и районном конкурсах юных дарований «Парад надежд» наши чтецы становились призёрами . А Вера Тимникова в 2012 году стала победителем окружного и участницей Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» в Москве.
На протяжении этих лет подготовлены сценические постановки
« Наши добрые соседи», « Как у наших у ворот», «Новогодние колядки», «Посиделки», «Красная шапочка на новый лад» , «Однажды под Новый год», «Щелкунчик», «Муха- цокотуха», и другие. Мы являемся активными участниками всех школьных и поселковым мероприятий.
Два последних года в поселке проходит фестиваль «Весна театральная». Спектакль «Красная шапочка» и «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки» доставили массу удовольствия всем зрителям.
За период существования кружка «Родничок» сделано много. Наблюдая за своими ребятами, радуюсь, как от спектакля к спектаклю растет их мастерство: совершенствуется речь, на сцене держатся уверенно, вживаются в роль. И пускай это незначительные победы, но меняется их отношение друг к другу, меняется отношение к делу в целом.
И так хочется, мне как человеку, который находится постоянно рядом
не один год, на правах и учителя, и режиссера подсказать тем, кто решится на это нелегкое, но очень интересное дело, следующее:
Чтоб жар любви и пламень сердца
Сумела ты в детей вложить,
Чтоб в жизнь их приоткрыла двери,
Смогла их искренне любить,
Чтоб ты была тем светлым ликом
Который тучи разобьет,
С терпеньем, чуткостью, уменьем
За руку в жизнь их поведет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театр - не мода, театр - жизнь
Мероприятие...
театр - не мода, театр - жизнь
Мероприятие, формирующее у воспитанников представление о возникновении, становлении и развитии театра....
"Театр - это сказка, театр - это чудо. Когда я вырасту большой, я здесь работать буду."
Внеклассное мероприятие с презентацией, посвященное Международному Дню театра, знакомит учащихся с театром, правилами поведения в театре; формирует первоначальный опыт самореализации в творческой деят...
Урок обучения грамоте "ТЕАТР – АНТРАКТ – ТЕАТР. ИНТОНИРОВАНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ"
К "Азбуке" Нечаевой...
"В гостях у кукольного театра"(методическая разработка учебного занятия для кукольного театра)
Данное занятие позволяет педагогу в занимательной игровой форме познакомить детей с кукольным театром и его историей. Игры, упражнения и творческие задания развивают: речь и речевой аппарат, мышление,...
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр" (конспект+презентация)
3 класс. Учебно-методический комплект по изобразительному искусству по теме: "Художник в театре. Наш театр"...
Литературное чтение. Тема: театр, виды театра
Различные приемы работы на уроке знакомят учащихся с видами театра....