Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Иванова Ольга Юрьевна

Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnyy_urok.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозных культур

и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

 конспект урока по теме

 «Россия – наша Родина»

учителя начальных классов

Ивановой Ольги Юрьевны

Санкт-Петербург

2012г.

КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Модуль «Основы светской этики»

Блок 1.

Введение.

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Цели  урока

1. личностные:

- формирование мотивации к изучению нового предмета;

- формирование гражданской и этнической идентификации;

2. метапредметные:

- развитие смыслового чтения;

- развитие речи;

- развитие коммуникативной компетенции;

- осуществление самоконтроля и самооценки;

3. предметные:

- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;

- знакомство со структурой учебника

 

Виды деятельности:

беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, ролевая игра, творческая работа

Основные термины и понятия: 

Родина, Отечество, Россия, Русь, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция. 

Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:

- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);

- глобус, карта мира;

- флаг РФ;

- картинки из набора «Народы России»;

- видеоряд (презентация) «Пейзажи России: природные зоны»;

- видеоряд (презентация) «Картины русской природы»;

- рабочие листы (пословицы)

Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся.

  1. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.

Характеристика пособия для учащихся.

- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.

- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)

Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.

Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.

- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?

(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)

- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.

- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?

- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?

- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?

(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся  частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)

3. Беседа

А) «Всякому мила своя сторона»

(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)

В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.

Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!

В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.

- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?

- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.

- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.

Нет ничего на свете краше,

Родимая сторона — мать,    

Всякому мила

Чужбина — калина,

На чужбине родная землица

Береги землю родимую,                                                                                                                                                                                                                                    

...во сне снится.

...Родина — малина.

...как мать любимую.

...своя сторона.

...чем родина наша.

...а чужая — мачеха.

 

Б)- Почему же люди так трепетно и нежно относятся к своим родным местам?

- Что такое Родина для каждого из нас?

   

«Путь к слову» (методика В.А.Синицына)

- Разберите по составу слово «родина».

- Подберите однокоренные слова.

(Например:

Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родиться – значить появиться на свет потомству.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)

- Подберите и запишите синонимы слова «родина».

(Отечество)

- Подберите и запишите слова-антонимы.

(Чужбина)

- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».

Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.

— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?

- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?

- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?

(Дети записывают слова – ассоциации)

С.Михалков «Родина»

Родина -  слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

В) «Наша большая и такая разная страна».

- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».

- Назовите свою малую Родину.

- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется? 

- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.

- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день. 

Татьяна Бокова «Необъятная страна»

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

- Наша страна такая разная.

(Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны»: дети видят разные картины - и тундру, и тайгу, и степи, и Дальневосточные сопки, и Уральские горы, и северные моря...)

- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!

Ненцы привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор,  калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край. (Показ картинок из набора «Народы России»)

Г) «Русь – страна света»

 - А мы живём в краю лесов, полей, лугов. В краю озёр, неспешных рек...  

(Показ презентации «Картины русской природы»; последний слайд – «Берёзовая роща»)

- Мы называем наш край Русью. Вспомните, что значит это слово.

(Светлое место, страна света. Сравни: русоволосый, русак)

- Посмотрите на картины русской природы. Какие определения подойдут для её характеристики? Выпишите из предложенного списка подходящие прилагательные.

(На доске:   

буйная, неяркая, спокойная, мудрая, щедрая, суровая, пышная, простая, причудливая,  открытая, пугающая, будоражащая, скрытая, тихая, скупая, светлая, мрачная).

– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно, печально или радостно?

Дети размышляют, отвечают на вопросы. Педагог обобщает детские ответы.

Д) «Символы земли русской»

- Какое дерево стало символом русской земли?

- Да, берёзка. В чём её красота?

- С чем её сравнивают поэты? С юной девушкой, стройной, с зелёными косами, в белом сарафане?

- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.

- Что ценят русские? Чистоту помыслов, чистоту души, ясность, свет. Не яркий блеск, но гармонию, лад.

- Русская зима, снежная, белоснежная – тоже символ России.

- А какой ещё символ России связан с белым цветом?

- Российский флаг. Рассмотрите его.

Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.

Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.

А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».

- Запишите эти слова в ваш словарик.

- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:

белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;

синий - цвет веры и верности, постоянства;

красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

  1. Комментированное чтение.

А) - Заметили ли вы, что каждый раз, говоря о реальных предметах, мы переходили к чувствам, вызываемым ими, к отношениям к ним? Почему так?

- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений. Но у нас есть ещё свой внутренний мир. Что его наполняет?

- Разобраться в этом нам поможет учебник.

Б) Учебное пособие – стр.4

- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?

- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)

- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».

- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)

Учебное пособие – стр.5

- Прочтите первый и второй абзац.

- Есть ли в вашем внутреннем мире светлое, чем можно гордиться?

- А есть ли в вашем внутреннем мире что-нибудь тёмное, с чем бы вы хотели бороться, чтобы стать лучше?

- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?

- Прочитайте 3 последних  абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)

- Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.

Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.

В) - Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

 У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.

Была у древних русичей традиция празднования  Перунова дня: чествовали Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.

  1. Выполнение игрового задания  и ответы на вопросы учебного пособия.

- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.

А) Игровая ситуация:

- Разделитесь на 2 группы. Выберите «вождя» каждой группы – «племени».

   - Представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?".

   Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку.

Б) - А есть ли в вашей семье традиции? Какие?

- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?

- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.

6. Самостоятельная творческая работа учащихся.

- Семья, дом – частица Родины.

- Изменился ли за урок  в вашем представлении образ Родины?

- Нарисуйте образ Родины.

(Создаём выставку рисунков)

7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

8. Закрепление основных понятий урока.

- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?

- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции? 

9. Задание на дом

- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)

- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»

- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»

Использован материал интернет-ресурсов:

http://joymylife.org.ua

http://www.dobrieskazki.ru

http://www.idealdomik.ru

http://ocka3ke.ru

http://www.portal-slovo.ru

http://doshvozrast.ru

http://slavya.ru

http://www.koiro.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Россия – наша Родина.

Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...

Урок "Наша Родина-Россия"

Цель урока - познакомить учащихся  с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...

Путешествие по природным зонам нашей Родины

Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...

Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс

Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....

квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс

Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...

Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».

Конспект урока по литературному чтению....