Урок по ОРКСЭ "Россия - наша Родина"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект вводного урока по ОРКСЭ (4 класс) "Россия - наша Родина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnyy_urok.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс «Основы религиозных культур
и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»
конспект урока по теме
«Россия – наша Родина»
учителя начальных классов
Ивановой Ольги Юрьевны
Санкт-Петербург
2012г.
КУРС «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Модуль «Основы светской этики»
Блок 1.
Введение.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
Цели урока
1. личностные:
- формирование мотивации к изучению нового предмета;
- формирование гражданской и этнической идентификации;
2. метапредметные:
- развитие смыслового чтения;
- развитие речи;
- развитие коммуникативной компетенции;
- осуществление самоконтроля и самооценки;
3. предметные:
- определение круга тем, которые будут затрагиваться в процессе работы по предмету;
- знакомство со структурой учебника
Виды деятельности:
беседа, работа со словом, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, ролевая игра, творческая работа
Основные термины и понятия:
Родина, Отечество, Россия, Русь, символ, флаг, стяг, триколор, духовный мир, традиция.
Предполагаемые ресурсы для проведения занятий:
- музыкальный материал (песня Ю.Антонова);
- глобус, карта мира;
- флаг РФ;
- картинки из набора «Народы России»;
- видеоряд (презентация) «Пейзажи России: природные зоны»;
- видеоряд (презентация) «Картины русской природы»;
- рабочие листы (пословицы)
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
- Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе.
Характеристика пособия для учащихся.
- Рассмотрите обложку учебника, прочтите название.
- Учебное пособие познакомит вас с основами светской этики. (см.аннотацию)
Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этом поможет разобраться светская этика. Вы узнаете, что такое настоящая дружба, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и многое другое.
Светская этика даст знания, которые помогут вам совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь окружающих лучше.
- Как вы думаете, почему на обложке этого учебника изображена эмблема – дерево?
(Дерево знаний, дерево как символ развивающейся жизни и т.д.)
- Прочитайте на стр.3 («Содержание») темы предстоящих уроков.
- Есть ли среди прочитанных слов такие, значения которых вам не известны?
- Какие темы занятий вас интересуют уже сейчас?
- Как вы думаете, почему изучение «Светской этики» начинается с темы «Россия - наша Родина»?
(Мы живём в обществе, среди людей. Мы являемся частичкой этого общества, мы – граждане государства, мы – россияне.)
3. Беседа
А) «Всякому мила своя сторона»
(звучит песня Ю.Антонова «Родные места»)
В родных местах ромашкой пахнет ветер,
И до травинки вся земля своя.
В родных местах и солнце ярче светит,
И серебристей голос у ручья.
Припев:
Пусть мне твердят, что есть края иные,
Что в мире есть иная красота,
А я люблю свои места родные -
Свои родные милые места!
В родных местах у неба цвет синее,
В родных местах просторнее луга.
Стволы берёз прямее и стройнее,
И разноцветней радуги дуга.
- О чём пел автор-исполнитель Ю.Антонов?
- О любви к Родной земле рассказывают нам и народные пословицы.
- Поработайте в паре, попробуйте составить эти пословицы, соединив части линиями.
Нет ничего на свете краше, Родимая сторона — мать, Всякому мила Чужбина — калина, На чужбине родная землица Береги землю родимую, | ...во сне снится. ...Родина — малина. ...как мать любимую. ...своя сторона. ...чем родина наша. ...а чужая — мачеха. |
Б)- Почему же люди так трепетно и нежно относятся к своим родным местам?
- Что такое Родина для каждого из нас?
«Путь к слову» (методика В.А.Синицына)
- Разберите по составу слово «родина».
- Подберите однокоренные слова.
(Например:
Родина – это место, где мы живём; произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.
Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».
Родиться – значить появиться на свет потомству.
Родич – родственник, член рода, одной крови.
Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.
Родословная – перечень поколений одного рода, а ещё «урожай», «народ» и т.д.)
- Подберите и запишите синонимы слова «родина».
(Отечество)
- Подберите и запишите слова-антонимы.
(Чужбина)
- Попробуйте определить лексическое значение слова «родина».
Ответов на этот вопрос может быть много:
— Родина – это страна, в которой мы родились и живем.
— Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.
— Это земля, на которой жили, трудились наши предки.
— Земля, которую наши предки защищали от врагов.
— Родина – это наш край, город, поселок.
— Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди.
— Это место, где стоит наш дом, наша школа.
— Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.
А. Пришелец «Что мы Родиной зовём»
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
- Слово и образ... Какой образ возникает в вашем воображении при звучании слова «родина»?
- Представьте, что слово «родина» - это слово-магнит. Какой заряд оно несёт?
- Какие слова притянет, «примагнитит» это замечательное слово?
(Дети записывают слова – ассоциации)
С.Михалков «Родина»
Родина - слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
В) «Наша большая и такая разная страна».
- Человек называет город, село, деревню, где он родился, своей «малой Родиной».
- Назовите свою малую Родину.
- Но у нас есть общая большая Родина, наша родная страна. Как она называется?
- Покажите нашу страну на глобусе, на карте мира.
- Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать её из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.
Татьяна Бокова «Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
- Наша страна такая разная.
(Показ презентации «Пейзажи России: природные зоны»: дети видят разные картины - и тундру, и тайгу, и степи, и Дальневосточные сопки, и Уральские горы, и северные моря...)
- В России живёт больше 180 народов. Все народы, которые проживают на русской земле, – это кусочки мозаики нашей красивой, многонациональной России!
Ненцы привыкли к холодному климату тундры, чеченцы – дети гор, калмыкам нужна их степь, манси любят свой таёжный край. (Показ картинок из набора «Народы России»)
Г) «Русь – страна света»
- А мы живём в краю лесов, полей, лугов. В краю озёр, неспешных рек...
(Показ презентации «Картины русской природы»; последний слайд – «Берёзовая роща»)
- Мы называем наш край Русью. Вспомните, что значит это слово.
(Светлое место, страна света. Сравни: русоволосый, русак)
- Посмотрите на картины русской природы. Какие определения подойдут для её характеристики? Выпишите из предложенного списка подходящие прилагательные.
(На доске:
буйная, неяркая, спокойная, мудрая, щедрая, суровая, пышная, простая, причудливая, открытая, пугающая, будоражащая, скрытая, тихая, скупая, светлая, мрачная).
– Какие чувства пробуждаются в душе у человека, когда он смотрит на русские долины, леса, реки: тревожно человеку или спокойно, печально или радостно?
Дети размышляют, отвечают на вопросы. Педагог обобщает детские ответы.
Д) «Символы земли русской»
- Какое дерево стало символом русской земли?
- Да, берёзка. В чём её красота?
- С чем её сравнивают поэты? С юной девушкой, стройной, с зелёными косами, в белом сарафане?
- Белоствольное дерево – символ Руси. Белый – цвет чистоты, ясности, света.
- Что ценят русские? Чистоту помыслов, чистоту души, ясность, свет. Не яркий блеск, но гармонию, лад.
- Русская зима, снежная, белоснежная – тоже символ России.
- А какой ещё символ России связан с белым цветом?
- Российский флаг. Рассмотрите его.
Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос: белого, синего и красного цветов.
Белый цвет - берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска -
Солнечный рассвет.
А ещё наш флаг называют «стягом», «триколором».
- Запишите эти слова в ваш словарик.
- Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Возможно и такое толкование:
белый цвет - мир, чистота, непорочность, совершенство;
синий - цвет веры и верности, постоянства;
красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- Комментированное чтение.
А) - Заметили ли вы, что каждый раз, говоря о реальных предметах, мы переходили к чувствам, вызываемым ими, к отношениям к ним? Почему так?
- Мы живём в двух мирах. Нас окружает мир материальный, состоящий из реальных предметов и явлений. Но у нас есть ещё свой внутренний мир. Что его наполняет?
- Разобраться в этом нам поможет учебник.
Б) Учебное пособие – стр.4
- Прочитайте предложения из рубрики «Вы узнаете». Можете ли вы сейчас предположить, как ответить на эти вопросы?
- Прочитайте первый и второй абзац. Выделите «ключевые» слова. (Россия, Отечество, Родина)
- Прочтите третий абзац. Найдите объяснения значения словосочетаний «материальный мир», «духовный мир».
- Прочтите четвёртый абзац. О чём в нём рассказывается? (О внутреннем мире человека, его душе)
Учебное пособие – стр.5
- Прочтите первый и второй абзац.
- Есть ли в вашем внутреннем мире светлое, чем можно гордиться?
- А есть ли в вашем внутреннем мире что-нибудь тёмное, с чем бы вы хотели бороться, чтобы стать лучше?
- Что может помочь человеку «стать настоящим человеком», сделать свой внутренний мир богатым и светлым?
- Прочитайте 3 последних абзаца. Попытайтесь найти ответ на вопрос. (Следование культурным традициям)
- Слово «традиция» мы тоже запишем в наш словарик.
Тради́ция - набор представлений, обычаев и привычек практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение.
В) - Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
У русских, как и любого народа, много традиций. Например, на Руси всегда почитали отца с матерью, и по традиции спрашивали перед ответственным делом их благословения. Землю древние русичи величали - "мать - сыра земля", просили у нее помощи и защиты. Был обычай: на чужбину, в дальнюю дорогу брать с собой горсть родной земли - защитницы.
Была у древних русичей традиция празднования Перунова дня: чествовали Перуна, защитника Родной Земли, и воинскую дружину. Проводили тризну в честь павших воинов, воинские состязания, посвящение в воины, набор учеников в воинскую дружину.
- Выполнение игрового задания и ответы на вопросы учебного пособия.
- Обратите внимание, что все традиции основаны на вечных, общечеловеческих ценностях.
А) Игровая ситуация:
- Разделитесь на 2 группы. Выберите «вождя» каждой группы – «племени».
- Представьте, что вы находитесь в незнакомой местности, вам встречается на узкой дороге вооруженный до зубов отряд. Языка друг друга вы не знаете. Повернуться спиной и уйти, значит подставить свою спину незнакомым вооруженным людям. Как найти выход из этой ситуации?".
Возможный выход - положить оружие, подойти друг к другу и протянуть открытые ладони. В открытых ладонях нет оружия. Руки пустые и, значит, никому вреда принести не могут. Позже в обычай вошло - рукопожатие как знак полного доверия к другому человеку.
Б) - А есть ли в вашей семье традиции? Какие?
- Почему они возникли? Что доброе принесли они в жизнь вашей семьи?
- Этот вопрос очень трудный. Предлагаю дома попросить совета и помощи у родителей.
6. Самостоятельная творческая работа учащихся.
- Семья, дом – частица Родины.
- Изменился ли за урок в вашем представлении образ Родины?
- Нарисуйте образ Родины.
(Создаём выставку рисунков)
7. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
8. Закрепление основных понятий урока.
- Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
- Как ты объяснишь понятия Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции?
9. Задание на дом
- Посоветуйтесь с родителями по поводу выполнения заданий учебного пособия (стр.5)
- Напишите мини-сочинение «Что я могу сделать для Родины?»
- Или нарисуйте рисунок «Подарок Родине»
Использован материал интернет-ресурсов:
http://joymylife.org.ua
http://www.dobrieskazki.ru
http://www.idealdomik.ru
http://ocka3ke.ru
http://www.portal-slovo.ru
http://doshvozrast.ru
http://slavya.ru
http://www.koiro.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Россия – наша Родина.
Формировать общие представления о нашей стране - России,на отдельных примерах показать разнообразие природы России, формировать первоначальные умения, связанные с чтением карты, расширять...
Россия - наша Родина
Беседа...
Урок "Наша Родина-Россия"
Цель урока - познакомить учащихся с понятием «Родина», с государственной символикой России. Урок представляет собой форум, в ходе которого проходит обзорное знакомство с нашей страной, с е...
Путешествие по природным зонам нашей Родины
Викторина "Путешествие по природным зонам нашей Родины"...
Интегрированный урок окружающего мира "Наша Родина" 3 класс
Данный урок был проведён в 3 классе , УМК "Планета знаний", с использованием активных методов обучения и с использованием методов и приёмов критического мышления....
квн "Путешествие по природным зонам нашей Родины" 4 класс
Данный материал подобран для того, чтобы в игровой соревновательной форме повторить и закрепить изученную тему "Природные зоны"...
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
Конспект урока по литературному чтению....