Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине», М. Пришвин «Моя Родина».
Цель урока:
Создать условия для формирования понятий Родина, малая родина и потребности любви человека к ней.
Универсальные учебные действия.
Предметные:
- формировать умение анализировать лирическое стихотворение;
-читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.
Личностные:
- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
- Уважать мнение одноклассников.
Регулятивные:
- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
Познавательные:
- Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Коммуникативные:
-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
- Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Оборудование: Учебник «Литературное чтение», презентация, раздаточный материал
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная и коллективная исследовательская деятельность.
Планируемые результаты: учащиеся в процессе коллективной деятельности анализируют содержание произведения; выразительно читают вслух и про себя; объясняют нравственный смысл, разбираются в понятиях «Большая и малая родина», «Отчизна».
Технологии, применяемые на уроке: технология проблемного диалога.
Методы урока: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, ИКТ.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ВЫЗОВ
- Введение в тему.
Клип «С чего начинается Родина»
- О чём идёт речь в клипе? (о Родине). Это и будет темой нашего урока.
- Как вы понимаете слово Родина?
2. Лексическая работа.
3. Работа с таблицей «ЗХУ» (раздаточный материал)
З - что мы знаем | Х - что мы хотим узнать | У - что мы узнали, и что нам осталось узнать |
- Что мы представляем, когда произносим слово Родина? Как вы понимаете значение этого слова? Запишите всё, что вспомните в 1 столбик.
- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.
III. ОСМЫСЛЕНИЕ
1. Рассказ об авторе.
- А как выражают своё отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. И первым автором, с произведением которого мы сегодня познакомимся, будет Ю. Яковлев. Прочитайте самостоятельно информацию о нём.
5 слайд
Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик с коньками» и многих других.
- Что интересного для себя узнали?
- Верите ли Вы что у Яковлева есть статья о Родине?
- Давайте вспомним, что такое «статья» (1.Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике – толковый словарь русского языка Ушакова; Общие отличительные признаки статьи: осмысление и анализ значительного явления - БЭС)
7 слайд
2. Работа с текстом.
- Как вы думаете, чем статья отличается от худ. произведения? (Учитель подводит итог после ответов детей – по щелчку появляется определение худ. произведения)
(Продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника – Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру)
8 слайд
- Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком «+». (По щелчку появляется инструкция)
Ю. Яковлев
О НАШЕЙ РОДИНЕ
В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.
Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.
- Сравните текст с тем, как вы заполнили таблицу. Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.
- Как вы думаете, почему это произведение назвали статьёй?
- Что является «значительным явлением» в данной статье? Какова её основная мысль?
- О какой Родине идёт речь?
- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.
- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?
( Санкт - Петербург)
9 слайд
Что вам особенно дорого в нашем городе?
Составление схемы на основе текста (на экране )
10 слайд
- А что такое “великая Родина”?
- Как по-другому автор называет великую Родину?
- Как Родина относится к своему народу?
Дополнение схемы на основе текста.
Запишите в 3 столбик таблицы «ЗХУ», что ещё нового вы узнали для себя о Родине?
3. Работа с дополнительным материалом.
11 слайд
- Как вы думаете, можно ли написать о Родине в другом литературном жанре? Каком? Чем описания будут различаться?
- М.М. Пришвин написал немало прекрасных произведений. Посмотрите на его портрет.
- Вот как представляет себе Родину Пришвин.
Выразительно читает ученик.
- Что для автора Родина? Как он описывает её в своём произведении? Чем это произведение отличается от статьи?
- Можно ли сказать, каково отношение автора к Родине? Прочитайте строки, которые доказывают это.
- Как вы понимаете строчки этого произведения?
«Кладовая солнца» - так образно автор называет природу;
«Весна света» - о необычно светлых мартовских днях;
« Глаза земли» - лесные озёра, отражающие небо.
Какие эпитеты мы можем добавить в нашу схему?
12 слайд
- Добавьте в 3 столбик таблицы «ЗХУ» информацию, которая была для вас новой.
- А теперь пословицы и поговорки о Родине. Как вы думаете, что мы будем делать? (работа с интерактивной доской)
- Соедини части пословиц.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
На родной стороне и камушек знаком.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
За Родину –мать, не страшно умирать.
Нет ничего краше, чем Родина наша.
Человек без Родины, что соловей без песни.
IV. РЕФЛЕКСИЯ
- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с различными произведениями о Родине и убедились в том, что каждый человек по-своему выражает любовь к своей Родине.
Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью разноцветных кружков, которые они обводят на листок.
- Жёлтый кружок - я узнал много нового.
- Зелёный кружок - я испытал гордость за свою родину.
- Красный кружок - у меня не всё получилось
- - Спасибо за урок!
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
18 слайд
Напишите сочинение – рассуждение на тему «Моя малая Родина».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина" УМК «Планета Знаний»
Конспект урока ( УМК "Планета Знаний" ) для 4 класса....
Конспект урока по литературному чтению на тему: М.М. Пришвин "Моя Родина"
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: М.М. Пришвин "Моя Родина" . УМК "Начальная школа 21 века"...
Тема: М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)
Цели:1.Познакомить с рассказом М. Пришвина «Моя Родина» ; помочь детям проанализировать этот рассказ.2.Развивать навыки чтения: беглое, осознанное, выразительное через разнообразные задания и упражнен...
Тема: Ю. Яковлев «О нашей родине».
Цели: познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.Задачи: учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и гра...
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...
Ю. Яковлев. О нашей родине.
Презентация по литературному чтению. 4 класс....
Ю.Я. Яковлев «О нашей Родине»
Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и ...