Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.
рабочая программа (3 класс) по теме
В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_zyablevoy_l.yu_._3_klass.zip | 431.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 31»
Согласовано
Руководитель МО
МБОУ «СОШ № 31»
Протокол №1 ОТ 29.08.12
Рабочая программа по окружающему миру
УМК «Школа 2100»
3»В» класс
Составила Зяблева Л.Ю.
Учитель начальных классов
Учебный методический комплект:
- «Окружающий мир» (Обитатели Земли; Моё Отечество) Учебник для 3 класса в 2 частях
Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов
(Москва «Баласс» 2010 г.)
- Рабочая тетрадь к учебник «Окружающий мир» (Обитатели Земли; Моё Отечество) 3 класс в 2 частях
Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов
(Москва «Баласс» 2012 г.)
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир» 3 класс в 2 частях
- Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов
(Москва «Баласс» 2012г.)
- Мои первые опыты. 3-4 классы
Автор И.И. Курапова
(Москва «Баласс» 2012 г.)
- «Окружающий мир. Обитатели Земли. Моё Отечество. 3 класс»
(Методические рекомендации для учителя)
Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (Москва «Баласс» 2012г.)
Количество часов на изучение программы 68
Количество часов в неделю 2
Рабочая программа по окружающему миру создана на основе:
- федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;
- в соответствии с примерной программой образовательной системы «Школа 2100».
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета:
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Перед современным педагогом встает трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний.
Как же нужно учить, чтобы достичь обеих целей. Оказывается, для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира - при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни. Очень важно с самых первых шагов ребенка в школе научить его целостному взгляду на мир. Тогда ответ на любой возникающий у школьника вопрос может быть легко найден, так как ребят с самых первых шагов изучения окружающего мира учат искать место каждого явления природы и хозяйства человека в мире.
Как же сформировать у ребенка целостную картину мира? Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать ребятам осмысливать свой опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. Все это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае ребенок может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний.
Мы же ставим перед собой следующую задачу - познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для достижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.
Согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. Т.е. учебники существенно различаются по объему того материала, который ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у ребят должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир,т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами (темами):
Раздел 1: «Обитатели Земли» (34 ч)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (5 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (9 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (10 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки.
Экскурсия в зоопарк или ботанический сад, краеведческий музей, тема «Многообразие растений и животных».
Повторение пройденного материала – 4 ч.
Часы по выбору учителя – 2.
Раздел 2: «Моё Отечество» (34 ч)
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (4 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра – точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (5 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (4 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства – Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (4 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Требования к результатам обучения
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Раздел 1. Вещество и энергия (4 часа) | ||||||||||
1 | Тела и вещества | 1 | Комбинированный | Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире | Знать структуру учебника; как работать с учебником; что телами в науке называют все предметы, которые нас окружают; то, из чего состоит тело, называют веществом; что окружающие нас тела могут быть природными и искусственными, живыми и неживыми. Уметь приводить примеры тел и веществ, твердых тел, жидкостей и газов; определять, из чего состоят тела | Фронтальный опрос | Тела | С. 8–9, отвечать на вопросы | ||
2 | Из чего состоит вещество | 1 | Комбинированный | Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы, их свойства | Знать, что тела состоят из мельчайших частиц вещества (молекул); что разные вещества состоят из разных частиц; что тела могут быть твердыми, жидкими и газообразными, но при этом состоять из частиц одного и того же вещества. Уметь определять, из каких частиц состоят все тела; рассказывать, чем различаются вещества; объяснять, чем отличаются друг от друга твердые тела, жидкости и газы; устанавливать, как свойства твердых тел, жидкостей и газов зависят от расположения частиц | Задания по группам | Чистые вещества. Смеси. Почему пластилин мягкий, а стекло – твердое. Из чего состоят молекулы. Почему лед легче воды | С. 11–15, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
3 | Что такое энергия | 1 | Комбинированный | Вещество – то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире | Иметь представление о том, что энергия – это способность совершать работу, источник движения. Уметь называть источники энергии для машины, коровы, человека и телевизор; рассказывать с помощью рисунков, как человек освоил разные источники энергии; определять, содержится энергия в куске хлеба, в батарейках | Фронтальный опрос | Что такое энергия | С. 16–17, отвечать | ||
4 | Превращение энергии | 1 | Комбинированный | Представление о том, что энергия никогда не возникает из ничего и не исчезает бесследно, но она может меняться и переходить из одной формы в другую | Знать, что при переходе энергии из одной формы в другую часть ее обязательно превращается в тепло, которое рассеивается, поэтому ее надо беречь. Уметь объяснять цепочку превращений энергии; рассказывать, откуда появилась энергия, как вырабатывается и используется электрическая энергия | Работа | Превращение энергии. Закон сохранения энергии | С. 18–19, отвечать | ||
ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ (7 ЧАСОВ) | ||||||||||
5 | Где обитают живые организмы | 1 | Комбинированный | Значение воздуха для растений, животных, человека. Биосфера – это оболочка (область) планеты, охваченная жизнью | Знать, что жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы. Уметь называть три оболочки Земли, охваченные жизнью (атмосфера, литосфера, гидросфера); определять, какие оболочки Земли использует для своей жизни каждое животное и растение; рассказывать, в каких оболочках | Дидактическая игра | Атмосфера – воздушная оболочка. Литосфера – каменная оболочка. Гидросфера – водная оболочка. Биосфера – живая оболочка | С. 22–25, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Земли (воздушной, каменной или водной) организмы живут постоянно, а в каких лишь временно обитают | ||||||||||
6 | Большой круговорот веществ | 1 | Комбинированный | Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека | Знать, что в природе поддерживается порядок, частью которого является и наше хозяйство. Иметь представление о том, что отходы жизнедеятельности одних организмов употребляются другими; что все вещества находятся в круговороте; что их последовательные превращения образуют замкнутые цепи; что в конце каждой такой цепи вновь восстанавливается вещество, с которой эта цепь начиналась. Уметь приводить примеры «профессий» жителей биосферы («кормильцы», «едоки», «мусорщики»); рассказывать, как природа очищает воздух и воду; определять, организмы каких «профессий» могут очистить воздух и воду; устанавливать по схеме, как природа превращает отходы в продукты; называть организмы, которые превращают отходы в продукты | Фронтальный опрос | ||||
7 | Живые участники круговорота веществ | 1 | Комбинированный | Растения. Животные. Грибы | Знать, что благодаря живым организмам превращение веществ идет бесконечно по замкнутому кругу; что производители снабжают всех обитателей Земли пищей и кислородом; что потребители возвращают растениям | Работа | Производители. Потребители. Разрушители. Органическое вещество. | С. 30–33, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
углекислый газ; что разрушители снова превращают умершие организмы в вещества, необходимые и доступные растениям. Уметь приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; рассказывать о живых участниках круговорота веществ | Минеральное | |||||||||
8 | Обмен веществ в организме | 1 | Комбинированный | Растения. Животные. Грибы | Знать, что все виды жизнедеятельности возможны только за счет использования полученных веществ и энергии. Уметь рассказывать по рисунку, что корова поглощает и что выделяет; объяснять, почему растущий теленок потребляет больше веществ, чем выделяет, а корова – нет; анализировать, какие вещества необходимы для работы и жизнедеятельности и автомобилю, и корове; устанавливать отличие коровы от автомобиля | Фронтальный опрос | Обмен веществ | С. 34–37, отвечать | ||
9 | Как живые организмы запасают энергию Солнца | 1 | Комбинированный | Растения. Животные. Грибы | Знать, что живые организмы запасают энергию Солнца. Уметь определять источник энергии для фотосинтеза; устанавливать источник энергии для игр детей | Работа | Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле | С. 38–39, отвечать | ||
10 | Контрольная работа по теме «Вещество и | 1 | Контрольный | Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы | Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». | Контрольная работа (20 мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью» | Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы | |||||||||
11 | Обобщение по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью» | 1 | Обобщение знаний | Знать изученный материал по теме «Вещество и энергия. Оболочка планеты, охваченная жизнью». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать | Работа | |||||
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (9 часов) | ||||||||||
12 | Жизнь экосистемы | 1 | Комбинированный | Значение воздуха для растений, животных, человека. Растения. Животные. Грибы | Знать, что большой круговорот Иметь представление о том, что экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Уметь называть «профессии» живых организмов; рассказывать | Фронтальный опрос | Экосистема. Сообщество. Цепь питания | С. 40–43, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
13 | Почва – важнейшая часть экосистемы | 1 | Комбинированный | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека | Знать, что почва – это поверхностный плодородный слой земли. Уметь рассказывать о значении почвы в природе; рассказывать о своих наблюдениях за жизнью обитателей почвы | Работа | Перегной. Плодородие почвы | С. 44–45, отвечать | ||
14 | Экосистема озера | 1 | Комбинированный | Водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года | Знать, что если круговорот веществ не полностью замкнут, то условия в экосистеме постепенно меняются; что именно поэтому на месте озера рано или поздно появляется болото. Уметь объяснять, почему озеро зарастает и превращается в болото; рассказывать, кто обитает в сообществе озера; по рисунку устанавливать, как связаны организмы в экосистеме озера; называть «профессии» живых организмов в озерной экосистеме; устанавливать цепи питания в озере | Фронтальный опрос | Экосистема озера. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений) | С. 46–49, отвечать | ||
15 | Экосистема болота | 1 | Комбинированный | Болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Правила безопасного поведения на болоте в разное время года | Знать, что в болоте (как и в озере) круговорот веществ не полностью замкнут, поэтому в нем накапливается торф. Иметь представление о том, что охраняет болотную воду от высыхания; как образуется торф. Уметь называть обитателей болота; объяснять по рисункам, как озеро превращается в болото; сравнивать экосистемы озера и болота | Работа | Экосистема бо- | С. 50–53, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
16 | Экосистема луга | 1 | Комбинированный | Луг – единство живой и неживой природы | Знать, что луг – это экосистема, Уметь определять, в каких природных зонах преобладают травянистые растения; устанавливать цепи питания на лугу; определять причину образования глубоких долин и оврагов на лугу; сравнивать растительность леса и луга | Индивидуальный опрос | Экосистема луга. Влияние человека на природные сообщества | С. 54–57, отвечать | ||
17 | Лесные производители | 1 | Комбинированный | Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Деревья, кустарники, травы | Знать, что деревья – многолетние растения с крупным, твердым стеблем; что кустарник – многолетнее растение, у которого несколько твердых стеблей ответвляется от общего корня; что травы – растения с мягкими зелеными стеблями. Уметь объяснять, почему лес называется сложной экосистемой; называть, из каких «этажей» состоит лес; определять, для чего дереву необходимы листья, ствол, корень; сравнивать деревья, кустарники и травянистые растения; называть деревья, кустарники и травы родного края; рассказывать , как люди используют природные богатства леса | Работа | С. 58–61, отвечать | |||
18 | Потребители и разрушители экосистемы леса | 1 | Комбинированный | Единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). | Знать, что животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его; что лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговорот веществ. | Дидактическая игра «Детектив» | Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: | С. 62–69, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Правила безопасного поведения в лесу в разное время года | Иметь представление о том, как природа залечивает раны после пожара и наводнения. Уметь составлять цепи питания леса; рассказывать, как животные могут управлять круговоротом веществ во всем лесу; объяснять, почему экосистема леса не сможет существовать без короедов, птиц и других своих потребителей; перечислять грибы, которые растут только возле определенных деревьев; объяснять, почему лесная экосистема не заменяется другой экосистемой; устанавливать роль хищников в природе; определять влияние человека | растения – пища и укрытие для животных; живот-ные – распространители плодов и семян растений | ||||||||
19 | Экосистема поля | 1 | Комбинированный | Поле – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Знать, что основное отличие экосистемы поля от других экосистем – зависимость от человека; что круговорот веществ на полях замыкается только с помощью человека; что поле – искусственная экосистема. Уметь объяснять, почему поле может превратиться в луг, если человек перестанет ухаживать за культурными растениями; рассказывать, как человек ухаживает за полями; называть сорняки и культурные растения поля | Фронтальный опрос | Экосистема поля. Удобрение | С. 70–73, отвечать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
20 | Аквариум – маленькая искусственная экосистема | 1 | Комбинированный | Аквариум – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Знать, что аквариум – маленькая искусственная экосистема. Уметь доказывать, что аквариум – экосистема; перечислять всех участников круговорота веществ в аквариуме; сравнивать аквариум с экосистемой поля | Задания по группам | Аквариум – маленькая искусственная экосистема | С. 74–77, отвечать | ||
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (14 часов) | ||||||||||
21 | Растения-производители | 1 | Комбинированный | Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края | Знать, что наземные растения состоят из листьев, стебля и корня; что цветковые растения – самые многочисленные и разнообразные; что хвойные растения не имеют цветков. Иметь представление о мхах, хвощах, плаунах, папоротниках, водорослях; что клетки растений – маленькие лаборатории. Уметь называть органы цветкового растения; объяснять, каким частям наземного растения более доступен свет, а каким – вода; сравнивать плоды, распространяемые ветром, и плоды, распространяемые животными; устанавливать отличия между деревьями, кустарниками, травами | Беседа по вопросам | Стебель. Лист. Корень. Цветок. Цветковые растения. Хвойные растения. Споровые растения | С. 78–85, отвечать на вопросы | ||
22 | Животные маленькие и большие | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания | Знать, что животные бывают одноклеточными и многоклеточными; что все они – потребители; что низшие животные могут быть не только подвижными, но и прикрепленными. | Самостоятельная работа | Простейшие животные | С. 86–89, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным | Уметь устанавливать главное отличие животных от растений; называть самых маленьких животных; определять, в чем выгода ползания и рытья; устанавливать, в чем достоинства и недостатки раковины | |||||||||
23 | Маленькие рыцари | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение насекомых. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Насекомые родного края | Знать, что членистоногие – это насекомые, пауки и ракообразные; что Уметь расшифровывать название животных «членистоногие»; называть сложности, с которыми сталкиваются обладатели наружного скелета; объяснять, почему так много насекомых на Земле; сравнивать насекомых с пауками | Устный опрос | Пауки. Ракообразные. Членистоногие | С. 90–95, отвечать на вопросы | ||
24 | Первый шаг из моря | 1 | Комбинированный | Позвоночные животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни позвоночных животных (воздух, вода, тепло, | Знать, что позвоночные – животные с внутренним скелетом; что рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием; что земноводные – позвоночные, живущие и в воде, и на суше. | Фронтальный опрос | Позвоночные животные. Позвоночник. Земноводные. Размножение земноводных | С. 96–99, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
пища). Рыбы – водные позвоночные с жаберным дыханием, их отличия. Особенности питания позвоночных животных. Размножение рыб. Рыбы родного края, названия, краткая характеристика | Иметь представление о строении скелета рыбы; о развитии земноводных. Уметь определять, что позволяет рыбам находить, догонять и схватывать добычу; устанавливать, какие приспособления помогают земноводным жить и на суше и в воде; называть представителей земноводных и рыб родного края | |||||||||
25 | На суше – как дома | 1 | Комбинированный | Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания пресмыкающихся животных (хищные, растительноядные, всеядные). Роль животных в природе и жизни людей, береж-ное отношение человека к животным | Знать, что пресмыкающиеся – первые настоящие наземные позвоночные животные; что у пресмыкающихся сухая кожа, яйца имеют плотный покров; что пресмыкающиеся особенно разнообразны в жарких странах. Уметь сравнивать понятия «холоднокровность» и «хладнокровие»; называть признаки, по которым можно различить ящерицу, змею, крокодила и черепаху; составлять правила безопасного поведения при встрече с гадюкой | Задания по группам | Пресмыкающиеся. Холоднокровные животные | С. 100–103, отвечать на вопросы | ||
26 | Пернатые изобретатели | 1 | Комбинированный | Птицы, их разнообразие, отличия. Условия, необходимые для жизни птиц (воздух, вода, тепло, пища). Размножение птиц. | Знать, что птицы – лучшие летуны | Устный опрос | Теплокровные животные | С. 104–109, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Роль птиц в природе и жизни людей, бережное отношение человека к птицам. Птицы родного края, названия, краткая характеристика (на основе наблюдений) | что у птиц хорошо развита забота о потомстве (насиживание, выкармливание и обучение птенцов). Уметь рассказывать, какие «изобретения» помогают птицам летать; устанавливать сходство и различия в размножении птиц и пресмыкающихся; называть представителей птиц родного края; приводить примеры оседлых и перелетных птиц; по внешнему виду определять группы наземных, околоводных и хищных птиц; готовить рассказ о приспособлениях одной из групп птиц к условиям обитания | |||||||||
27 | Наши братья | 1 | Комбинированный | Млекопитающие животные, их разнообразие, отличие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение млекопитающих. Дикие и домашние животные. Млекопитающие родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений | Знать, что млекопитающие или зве- Уметь объяснять, почему млекопитающим не нужно столько детенышей, сколько рождается у рыб или пресмыкающихся; называть органы чувств млекопитающих; рассказывать, как млекопитающие общаются друг с другом; классифицировать млекопитающих на группы по способу питания и по месту обитания; готовить сообщение о приспособлениях одной из групп к условиям | Беседа по вопросам | С. 110–115, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
обитания; приводить примеры млекопитающих родного края | ||||||||||
28 | Осторожно: животные | 1 | Комбинированный | Правила безопасного поведения в природе | Знать правила безопасного общения Уметь составлять и выполнять правила безопасного общения с животными | Фронтальный опрос | С. 116–118, отвечать на вопросы | |||
29 | Прирождённые разрушители | 1 | Комбинированный | Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов | Знать, что грибы – важнейшие разрушители; что золотое правило грибника – собирать только известные грибы. Уметь приводить примеры деятельности грибов; называть ядовитые и несъедобные грибы; составлять правила сбора грибов. Иметь представление о том, что бактерии – универсальные разрушители; что без бактерий был бы невозможен ни один круговорот веществ в биосфере | Задания по группам | Грибы (пластинчатые, трубчатые, дрожжи). Грибница. Микориза. Лишайники. Плесень. Бактерии. Пастеризация | С. 119–127, отвечать на вопросы | ||
30 | Экскурсия | 1 | Экскурсия | Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное вли-яние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в музее | Знать правила поведения в музее; мероприятия по охране природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Уметь готовить сообщение о посещении краеведческого музея | Фронтальный опрос | Экспонаты | Сообщение о посещении краеведческого музея |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
31 | Экскурсия | 1 | Экскурсия | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные) | Знать правила поведения в лесу, Уметь готовить сообщение об экосистеме леса, луга, озера; выполнять правила поведения в природе | Задания по группам | Сообщение об экосистеме леса, луга, озера | |||
32 | Как нам жить | 1 | Комбинированный | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги | Знать понятия «заповедник», «национальный парк»; правила безопасного поведения в природе. Уметь называть отличия человека | Индивидуальный опрос | С. 128–134, отвечать на вопросы | |||
33 | Контрольная работа по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Учимся решать жизненные задачи | 1 | Контрольный | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы | Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи | Контрольная работа (20 мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
34 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы | Знать изученный материал по теме «Экологическая система. Живые участники круговорота веществ». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; составлять список редких растений; готовить краткие описания редких растений; рисовать плакаты, которые могли бы убедить людей бережно относиться к редким растениям | Работа | С. 135, подготовка проекта «Сохраним красоту природы» | |||
ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ИСТОРИЯ» (1 час) | ||||||||||
35 | Введение. Отправляемся | 1 | Комбинированный | Знать структуру учебника; как работать с учебником | Устный опрос | С. 3–7, отвечать на вопросы | ||||
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА (4 часа) | ||||||||||
36 | Живая связь времен | 1 | Комбинированный | Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. | Знать, что каждый человек связан Уметь объяснять, что такое поколение; рассказывать, как имена и фамилии людей связывают их с предками; оказывать посильную помощь взрослым. Иметь представление о происхождении имен и истории фамилий | Дидактическая игра | Поколение. Родословное дерево. Хозяйство семьи | С. 8–11, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Составление схемы родословного древа | ||||||||||
37 | Как считать время | 1 | Комбинированный | Счет лет в истории. Рассмотрение понятий: «эра», «век», «христианство» | Знать понятие «эра». Уметь объяснять, что такое век и эра; рассказывать о христианстве; определять век данных событий; объяснять, как человек может путешествовать | Фронтальный опрос | Век. Христианство. Эра | С. 12–15, отвечать на вопросы | ||
38 | С чего начинается Родина | 1 | Комбинированный | Общество – люди, которых соединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью | Знать, что у каждого человека есть родина – место, где он родился и вырос Уметь объяснять своими словами, что такое государство, зачем оно необходимо; по тексту учебника объяснять, что такое закон | Задания по группам | Государство. Закон | С. 16–21, отвечать на вопросы | ||
39 | Память | 1 | Комбинированный | История Отечества – наука, предметом изучения которой является прошлое нашей страны | Знать, что прошлое нашей страны и всего человечества изучает специальная наука – история. Уметь рассказывать, что именно и зачем изучает наука история; объяснять, почему для каждого человека важно знать прошлое своей страны, своего города, своей семьи; рассказывать об истории своего родного края | Беседа по вопросам | Наука история. Исторический источник | С. 22–25, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ (5 часов) | ||||||||||
40 | Как на Руси появилось государство | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, что чуть более тысячи лет назад (в IX веке) было создано первое государство с названием Русь, тогда же началась история стра- Иметь представление о том, что такое храм. Уметь объяснять, кто такие восточные славяне; рассказывать, чем знамениты великие князья Олег и Владимир | Беседа по вопросам | Древняя Русь. Восточные славяне. Великий князь. Храм | С. 26–29, отвечать на вопросы | ||
41 | Как на Руси появилось государство | 1 | Комбинированный | История Отечества. Возникновение государства | Уметь доказывать, используя карту, что у славян в IX веке появилось государство | Фронтальный опрос | С. 30–31, отвечать на вопросы | |||
42 | «Золотые ворота» в Древнюю Русь | 1 | Комбинированный | Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни Древней Руси. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, что Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников. Уметь рассказывать о монастырях; используя текст учебника, доказывать, что памятниками культуры можно назвать книги, дома, одежду, песни, инструменты; объяснять, почему иностранные путешественники называли Древнюю Русь «Страной городов» | Задания по группам | Культура. Ремесленники. Купцы. Икона. Монах. Монастырь. Летопись | С. 32–37, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
43 | За землю Русскую! | 1 | Комбинированный | Знать, что со времен Древней Руси жителям нашей страны часто приходилось защищать родную землю от врагов. Уметь называть соседей Древней Руси; описывать ход битвы на Чудском озере | Беседа по вопросам | Кочевники. Рыцари | С. 38–41, отвечать на вопросы | |||
44 | «Слово о погибели Русской земли» | 1 | Комбинированный | Знать, что к XIII веку из-за внутренних войн и нашествия иноземцев земли Древней Руси были разорены, государство разрушено, бесценные памятники культуры уничтожены. Уметь объяснять, используя текст учебника, слова «погибель Русской земли»; рассказывать о нашествии Чингисхана и Батыя на Русь; писать от своего имени письмо русским людям XII века | Устный опрос | Хан. Золотая Орда. Ислам | С. 42–47, отвечать на вопросы | |||
ВРЕМЕНА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА (6 часов) | ||||||||||
45 | От Древней Руси к единой России | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать, что в XIV-XVвеках начались новые времена в истории России: на месте разрозненных русских княжеств начало собираться единое Московское государство. Уметь рассказывать, какие события в истории нашей страны положили начало образованию Московского государства; определять значение Куликовской битвы; рассказывать о роли Ивана III | Беседа по вопросам | Времена Московского государства. Куликовская битва. Великий государь | С. 48–51, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
46 | Земля и люди Московского государства | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать, что люди Московского государства славились трудолюбием, мастерством и мудростью. Уметь перечислять жителей Московского государства; рассказывать о достижениях и изобретениях людей Московского государства; объяснять, какое значение имело для жителей Московского государства начало книгопечатания | Беседа по вопросам | Крестьяне. Бояре. Дворяне. Стрельцы. Книгопечатание | С. 52–57, отвечать на вопросы | ||
47 | Москва златоглавая | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать, что Кремль со времен Московского государства является центром столицы России; что в Кремле стояли самые красивые храмы, что отсюда великие государи управляли страной. Уметь рассказывать самое главное | Устный опрос | Московский | С. 58–61, отвечать на вопросы | ||
48 | «Хуже грозного царя только междуцарствие» | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды. Выдающиеся люди разных эпох. | Знать, что в Смутное время начала XVII века простые бедные люди Московского государства поднимали восстания против своих правителей, самозванцы боролись за царский престол, а страна оказалась беззащитной перед грабителями и иноземными захватчиками. | Беседа по вопросам | Смутное время. Народное ополчение. Земский собор | С. 62–65, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Охрана памятников истории и культуры | Уметь называть имена великих полководцев; объяснять, почему Минин и Пожарский стали народными героями; рассказывать, как и чем закончилось Смутное время в России | |||||||||
49 | Контрольная работа по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства» | 1 | Контрольный | Знать изученный материал по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы | Контрольная работа (20 мин) | |||||
50 | Обобщение по теме «Времена Древней Руси. Времена Московского государства» | 1 | Обобщение знаний | Работа | ||||||
ВРЕМЕНА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (5 часов) | ||||||||||
51 | Петр Великий | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные | Знать, что благодаря преобразованиям Петра I Россия превратилась | Устный опрос. Работа | Времена Российской империи. Император | С. 66–69, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 11 | 12 |
исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Санкт-Петер-бург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по вы-бору) | Уметь называть, что нового появилось в России при Петре I; описывать строительство нового города Санкт-Петербурга | |||||||||
52 | Власть и народ в Российской империи | 1 | Комбинированный | Знать, что в Российской империи жители делились на простолюдинов и знатных людей; что простой народ создавал своим трудом богатства страны, но большая часть их доставалась знати. Уметь рассказывать, кто такие чиновники; объяснять, какой порядок называют крепостным; рассказывать, чем прославилась в Российской империи Екатерина II | Фронтальный опрос | Чиновники. Крепостное | С. 70–73, отвечать | |||
53 | Как Россия | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, что во времена Российской империи россияне начали перенимать западноевропейскую культуру, но не забывали также и свои обычаи и достижения. Иметь представление о развитии науки в России. Уметь приводить примеры достижений российской культуры после преобразований Петра I; доказывать, что наша страна во все времена была богата талантливыми людьми; объяснять слова А. С. Пушкина о М. В. Ломоносове «Он сам был нам первый университет» | Задания по группам | Московский университет | С. 74–79, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
54 | «Гроза двенадцатого года» | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Российская империя. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох | Знать, что в Отечественной войне 1812 года решалась судьба всей России – будет ли она существовать или ее поработят армии захватчиков. Уметь объяснять, почему война 1812 года называется «Отечественной»; рассказывать, чем прославился полководец М. И. Кутузов; рассказывать о Бородинском сражении; доказывать, что в 1812 году на защиту Отечества встал весь народ | Индивидуальный опрос | Отечественная война | С. 80–83, отвечать | ||
55 | Император-освободитель | 1 | Комбинированный | Знать, что время правления Александра II стало временем освобождения России от старых, отживших порядков (от крепостного права). Уметь объяснять, почему было отменено крепостное право; рассказывать, что изменилось в жизни крестьян после освобождения; с помощью текста учебника объяснять, кто такие капиталисты и рабочие; доказывать, что после отмены крепостного права Россия стала быстро догонять развитые европейские страны | Беседа по вопросам | Дворяне-поме- | С. 84–87, отвечать | |||
ВРЕМЕНА СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР (5 часов) | ||||||||||
56 | Россия | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни | Знать, что в 1917 году в России произошла революция, в результате которой в стране изменились власть и порядки. Уметь объяснять, что такое революция | Фронтальный опрос | Времена Советской власти. СССР. Революция | С. 88–89, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
57 | Россия | 1 | Комбинированный | страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох | Уметь называть, когда власть захватили большевики; рассказывать, как и когда был образован СССР; используя текст и словарь учебника, объяснять, почему с 1917 года в истории нашей страны начались «времена Советской России и СССР» | Задания по группам | Большевики. Гражданская война | С. 90–93, отвечать на вопросы | ||
58 | «К светлому будущему» | 1 | Комбинированный | Знать, что в Советском Союзе люди и государство тратили огромные силы для достижения поставленной цели – построить в стране справедливое общество. Уметь рассказывать, как изменилось хозяйство страны и жизнь людей в 20–30-е годы ХХ века; объяснять, кто такие пионеры, комсомольцы, колхозники | Фронтальный и индивидуальный опрос | Коммунистическая партия. Комсомольцы. Пионеры. Колхоз | С. 94–99, отвечать на вопросы | |||
59 | «Вставай страна огромная» | 1 | Комбинированный | История Отечества. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны | Знать, что Великая Отечественная война 1941–1945 годов стала страшным испытанием для народов нашей страны; что в ожесточенной борьбе Советский Союз и его союзники разгромили фашистов. Уметь рассказывать о ходе Великой Отечественной войны 1941–1945 годов; узнавать из книг и рассказов взрослых о подвигах советских людей в годы Великой Отечественной войны | Вторая мировая война. Великая Отечественная война | С. 100–105, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
60 | «Через тернии к звездам» | 1 | Комбинированный | Знать, что после Второй мировой войны Советский Союз стал одним из сильнейших государств мира. Уметь рассказывать, какие изменения произошли в жизни советских людей после Второй мировой войны; называть успехи Советской страны в области науки и техники | Беседа по вопросам | Космические аппараты | С. 106–109, отвечать на вопросы | |||
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (8 часов) | ||||||||||
61 | Я – гражданин России | 1 | Комбинированный | Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна | Знать, что мы – граждане современного российского государства, которое является наследником СССР, Российской империи, Московского государства и Древней Руси; государственные символы России. Уметь рассказывать о государственных символах современной России; объяснять. Что такое конституция; перечислять известные права и обязанности гражданина России; объяснять, что значит быть гражданином | Фронтальный опрос | Гражданин. Конституция | С. 110–113, отвечать на вопросы | ||
62 | Власть | 1 | Комбинированный | Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка | Знать, что слово «демократия» Уметь объяснять, что такое референдум, что такое выборы органов государственной власти | Задания по группам | Демократия. Выборы органов государственной власти | С. 114–117, отвечать на вопросы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
63 | Кто в государстве самый главный | 1 | Комбинированный | Президент Российской Федерации – глава государства. Конституция – Основной закон Российской Федерации | Знать, что по Конституции России государственная власть разделена между Президентом, Правительством, Государственной Думой и другими органами власти. Уметь рисовать схему «дерева власти» с ветвями, изображающими разделение власти в России; доказывать, что Президент и Государственная Дума – это демократические органы власти | Президент. Государственная Дума | С. 118–121, отвечать на вопросы | |||
64 | Народы России | 1 | Комбинированный | Россия на карте; государственная граница России. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам | Знать, что слово «народ» имеет два разных значения ( в первом значении «народ» – это все граждане одного государства, во втором значении «народ» – это большая группа людей, которая отличается от других своим названием и особой культурой); что современная Россия является родиной более 100 многочисленных и малочисленных народов. Уметь рассказывать о народах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа; с помощью книг узнать об обычаях, пословицах, сказках разных народов России | Индивидуальный опрос | Народ. Народная культура | С. 122–127, отвечать на вопросы | ||
65 | Наш общий дом | 1 | Комбинированный | Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. | Знать, что Российская Федерация – это государство, образованное союзом многих регионов – республик, краев, областей и других участников союза, в каждом из которых имеются свои законы, символы и другие признаки государства. | Устный опрос | С. 128–131, |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Особенности труда людей родного края, профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края | Уметь рассказывать, что такое федерация; называть части Российской Федерации; объяснять, что такое Совет Федерации; называть республики, области и края Российской Федерации | |||||||||
66 | Как нам жить? | 1 | Комбинированный | Государственные праздники. Проведение дня памяти выдающегося земляка. Праздник в жизни общества. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 марта, День весны и труда, День победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции | Знать понятие «государственные праздники». Уметь перечислять государственные праздники; объяснять, для чего нужны музеи, библиотеки, театры; собрать информацию о прошлом малой родины и создать «реку времени» своего края | Самостоятельная работа | С. 132–135, отвечать на вопросы. Проект «Сохраним историю родного края» | |||
67 | Контрольная работа по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия» | 1 | Контрольный | Оформление плаката или стенной газеты | Знать изученный материал Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; создавать с друзьями «копилку интересных идей» для подготовки к праздникам | Контрольная работа (20 мин) | С. 137. Проект «Отмечаем государственные праздники» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
68 | Учимся решать жизненные задачи. Обобщение по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия» | 1 | Обобщение знаний | Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края | Знать изученный материал по теме «Времена Российской империи, Советской России и СССР. Современная Россия». Уметь выполнять работу самостоятельно; рассуждать и отвечать на вопросы; решать жизненные задачи (как спасти библиотеку; как сберечь семейный архив) | Работа | С. 136 |
Список литературы:
- Мои первые опыты. 3-4 классы
Автор И.И. Курапова
(Москва «Баласс» 2011 г.)
- «Окружающий мир. Обитатели Земли. Моё Отечество. 3 класс»
(Методические рекомендации для учителя)
Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов (Москва «Баласс» 2011 г.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по изо автор куревина
рабочая программа для 1 класса ос 2100 по ИЗО автор Куревина...
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»
Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»...
рабочие программы для 1 класса по программе школа 2100
Данный материал поможет начинающему учителю в работе по УМК "Школа 2100". Здесь можно найти рабочую программу для 1 класса по русскому языку....
Рабочая программа для 3 класса по программе"Школа 2100"
Рабочая программа для 3 класса по программе"Школа 2100"...
Рабочие программы для 1 класса по программе "Школа 2100"
Рабочая программа педагога - это нормативный документ, созданный на основе примерной или авторской программы по учебному предмету, с учетом типа образовательного учреждения, средств обучения...
Рабочие программы для 4 класса, программа 2100
Рабочие программы по всем предметам для 4 класса....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа 2100"
В программу входит: 1) пояснительная записка; 2) колендарно- тематическое планирование УУД; 3) методические ресурсы....