Рабочие программы для 1 класса по программе "Школа 2100"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа педагога - это нормативный документ, созданный на основе примерной или авторской программы по учебному предмету, с учетом типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и т.д.
Главное назначение рабочей программы педагога – обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_1_klass_zakharova.zip | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской «Программа курса изобразительной деятельности ».
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важ- нейшие задачи образования (формирование предметных и уни- версальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учеб- ных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личност- ного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуля- ции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе явля- ется формирование функционально грамотной личности, облада- ющей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к худо- жественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так- же – умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивиду- альной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно пости- гать окружающий мир.
Учебники «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») для 1-го, 2-го, 3-го и 4-го классов представляют собой единый курс для обучения и эстетического развития младших школьников воспи- тывают в них интерес к искусству, развивают зрительную память, умение замечать прекрасное в окружающем мире, формируют у детей наглядно-образное и логическое мышление, совершенствуют их рече- вые навыки и обеспечивают понимание основных законов изобрази- тельного искусства. Учащиеся поэтапно осваивают начальные навы- ки изобразительной деятельности.
Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально. Все четыре учебника курса обеспечены рабочими тетрадями, в которых даётся подроб- ный анализ всех творческих проектов, причём задания даны в избытке, что позволяет учителю выбирать задания, соответствую- щие уровню класса.
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искус- ству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отно- шения к миру – важнейшие линии развития личности ученика сред- ствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рацио- нальнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них суще- ствуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприя- тием красоты мира.
Встаёт трудная задача построить урок таким обра- зом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально восприни- мать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с дру- гой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладе- ния первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
Авторы исходят из того, что объёмы учебников ограничены, а представления об искусстве у современных младших школьников, как правило, отрывочны и случайны. Поэтому следует для облегче- ния восприятия необходимой для освоения курса информации мак- симально использовать имеющийся у детей жизненный опыт и имен- но на его основе объяснять им смысл главных понятий изобразитель- ного искусства, постепенно вводить по ходу изучения материала искусствоведческие термины и понятия, закрепляя теоретический материал уроков с помощью выполнения практических заданий, дан- ных в рабочих тетрадях. При этом необходимо учить детей не стес- няться эмоционально реагировать на объекты искусства, чувствовать образный строй произведений и осмысленно излагать и защищать свою точку зрения.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретиче- ских и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способ- ствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складыва- ется представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, воз- никает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выпол- нения, опора на проектную деятельность.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Если исходить из такой цели образования, предлагаемое содержание курса изобразительного искусства в начальной школе слишком объ- ёмное.
Поэтому авторы руководствуются традиционным для учебников
«Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые учащиеся могут усвоить, а также избыточные задания, которые они могут выполнить по собственному желанию. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт), должны усвоить все ученики.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолко- вания своего опыта. Это достигается тем, что учащиеся в процессе обучения используют полученные знания во время выполнения кон- кретных практических и в то же время творческих заданий. Это могут быть поздравительные открытки, календари, театральные спектакли, плакаты и панно для оформления класса. Решение про- блемных творческих продуктивных задач – главный способ осмыс- ления мира.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в кол- лективе.
Многие итоговые творческие задания могут быть выполнены только при условии разумно организованной работы группы уча- щихся, а возможно, и всего класса. В процессе выполнения этих работ каждый ребёнок учится осознавать важность своей роли в выполнении общего задания, уважать своих товарищей и продук- тивно работать в группе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основ- ных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и уме- ний (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В сответствии с поставленными целями в курсе решаются следую- щие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (началь- ные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художе- ственное и эстетическое своеобразие произведений искусства и гра- мотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культу- ры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различ- ных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши про- екты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разра- ботка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляют- ся межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информати- кой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обуче- ния навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и техноло- гические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алго- ритм анализа художественного произведения, который расширя- ется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебни- ка помещены основные понятия, которые были изучены в преды- дущих классах.
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Методическое обеспечение
К учебно-методическому комплекту наряду с учебниками
«Изобразительное искусство» («Разноцветный мир») относятся также рабочие тетради под аналогичным названием для 1–4 классов (авт. О.А. Куревина, Е.Д. Ковалевская) с методическим пошаговым ком- ментарием. Все практические приёмы и навыки, теоретические осно- вы которых даются в учебнике, затем более подробно описываются и отрабатываются в рабочей тетради.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ «Лямбирская СОШ№2» всего на изучение учебного курса «Изобразительное искусство» в 1 классе выделяется 1 час в неделю, 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искус- ства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красо- та, добро, истина, творчество, гражданственность, патрио- тизм, ценность природы и человеческой жизни.
II. Содержание учебного предмета
1-й класс (33 ч)
Занятия 1–2 (2 ч), стр. 4–7 учебника, стр. 2–5 рабочей тет- ради.
Кто такой художник. Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать художником. Профессии, которыми может овладеть художник: живописец, скульптор, художник книги, модельер.
Получение первичного представления о форме, размере, цвете, характере, деталях.
Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Рисование цветными карандашами забавных человечков.
Первый опыт коллективной работы. Учимся понимать друг друга для выполнения общей задачи. Изучение этапов коллективной рабо- ты (стр. 42 учебника). Выполнение композиции «Городок»).
Занятия 3–5 (3 ч), стр. 8–10 учебника, стр. 6–11 рабочей тет- ради.
Расширение понятия о цвете: изучение порядка цветов радуги (спектра). Получение первого представления о живописи. Дополнительные цвета. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 6–7) и в учебнике.
Коллективная работа «Чудо-дерево».
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение задания «Коврик» в рабочей тетради на закрепление изученного материала.
Занятия 6–7 (2 ч), стр. 10–11 учебника, стр. 10–13 рабочей тет-ради.
Понятие о рисунке, различных типах линий и их характере, о зам- кнутых линиях и форме предметов. Изучение свойств линий на примере рисунков П. Пикассо. Выполнение заданий на стр. 10–11 рабочей тетради.
Коллективная работа «Солнечный денёк».
Занятия 8–9 (2 ч), стр. 12–13 учебника, стр. 14–15 рабочей тетради.
Понятие о геометрических фигурах (многоугольник, треуголь- ник, квадрат, овал, круг). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике. Понятие об аппликации. Выполнение апплика- ции «Любимая игрушка».
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 14–15 учебника, стр. 16–17 рабочей тетради.
Получение на основе наблюдений представления о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии. Закрепление умения работать в технике аппликации. Выполнение в процессе изуче- ния нового материала заданий на закрепление полученных зна- ний в рабочей тетради и в учебнике. Выполнение аппликации
«Осень».
Занятия 12–14 (3 ч), стр. 18–19 учебника, стр. 18–19 рабочей тетради. Понятие об орнаменте и геометрическом орнаменте. Изучение некоторых закономерностей построения орнамента. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полу- ченных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Коллективная аппликация «Осенний букет».
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 16–17 учебника, стр. 18–19 рабочей тетради.
Развитие представлений о живописи и некоторых её законах.
Основные и родственные цвета, пары дополнительных цветов.
Основы работы гуашевыми красками. Смешивание основных цве- тов. Использование в живописи дополнительных цветов.
Закрепление представлений о геометрическом орнаменте. Выпол- нение в процессе изучения нового материала задания «Разноцветные узоры».
По желанию детей можно факультативно (в группах продлённо- го дня или дома с родителями) выполнить задание по композиции орнамента (стр. 22–23 рабочей тетради).
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 22–25, 44 и 46–47 учебника, стр. 24–27 рабочей тетради.
Первичное понятие о натюрморте и композиции натюрморта (вертикальная и горизонтальная композиция, фон). Некоторые правила композиции. Дальнейшее изучение свойств тёплых и холод- ных цветов. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в рабочей тетради и в учебнике на закрепление полученных знаний.
Углубление навыка рассказа о картине по вопросам с использова- нием изученных понятий.
Выполнение в процессе изучения нового материала одного из заданий
«Фрукты на тарелочке» или «Плоды на столе» (по выбору учителя).
Любая из этих работ может быть как индивидуальной, так и кол- лективной.
Занятия 19–20 (2 ч), стр. 26–29, 45 и 48 учебника, стр. 28–29 рабо- чей тетради.
Понятие о графике и её изобразительных средствах: линиях, пятнах, штрихах и точках. Характер чёрного и белого цветов. Первичное понятие о контрасте.
Графические иллюстрации. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабо- чей тетради и в учебнике.
Выполнение чёрно-белой композиции «Зимний лес».
Занятие 21 (1 ч), стр. 30–31 и 50–51 учебника.
Первичное представление о пейзаже. Демонстрация различных пейзажей под соответствующую музыку.
Углубление навыка рассказа о картине по предложенным вопро- сам с использованием изученных понятий.
Занятия 22–23 (2 ч), стр. 32–33 и 49 учебника, стр. 34–35 рабочей тетради.
Народные промыслы России. Смешивание гуашевых красок. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради и в учебнике.
Выполнение в процессе изучения нового материала задания
«Морозные узоры».
Занятия 24–26 (3 ч), стр. 34–35 учебника, стр. 36–39 рабочей тетради.
Изучение основных свойств и овладение простыми приёмами рабо- ты акварельными красками. Выполнение в рабочей тетради и в учеб- нике заданий на закрепление полученных знаний.
Выполнение одного из заданий «Чудесная радуга» или «Витраж». Работа акварелью слоями. Выполнение в процессе изучения ново-
го материала заданий в рабочей тетради и в учебнике (в том числе и работы «Рыбка в море»).
Занятие 27 (1 ч), стр. 36 учебника.
Изучение натюрмортов с цветами и влияние цвета на настроение картины.
Выполнение задания «Букет» (стр. 44–45 рабочей тетради).
Занятие 28 (1 ч), стр. 38–39 и 54–55 учебника.
Картины о жизни людей. Сюжет, зарисовки, наброски. Вы- полнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике и на стр. 42–43 рабочей тетради. Выполнение набросков животных и людей для композиции «Рисунок на скале».
Занятия 29–30 (2 ч), стр. 40–41 и 54–55 учебника, стр. 40–41 рабочей тетради.
Получение представления об искусстве Древнего мира. Рисование животных и людей в стиле наскальной живописи. Выполнение в про- цессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабо- чей тетради и в учебнике. Выполнение по выбору детей одного из заданий «Рисунок на скале».
Занятия 31–33 (3 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить зада- ния (открытки или панно) к праздникам, данные в рабочей тетради. К Новому году: открытку «С Новым годом» или «Новогодняя ёлка» (стр. 30–33 рабочей тетради), к 8 марта – открытку «С Днём 8 марта», к 23 февраля – аппликацию «Праздничный салют».
III. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Функциональная грамотность
Метапредметные результаты
Регулятивные. Коммуникативные. Познавательные
Личностные результаты
Предметные результаты (цели предмета)
1-я линия развития Объяснять содержа- ние произведений искусства. Владеть основными техниками и з о б р а з и т е л ь н о г о искусства (тексты и задания)
2-я линия развития Видеть красоту в мире и в искусстве. Эмоциональ- но воспринимать произ- ведения искусства и уметь выражать своё отношение к ним (тексты и задания)
Образовательные технологии
1-я линия развития Технология моти- вации работы (дея- тельный подход). Технология оцени- вания
2-я линия развития Технология продук- тивного чтения (зада- ния для работы с тек- стом). Задания для групповой работы
Комплексные, компетентностные задания в УМК: коллективные проектные задания (на предметном материале); компетентностные (жизненные) задания (на предметном материале)
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изо- бразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изо- бразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
Ученик познакомиться
а) с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
б) с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) с отечественной и мировой культурой;
Ученик получит возможность
а) сформировать первоначальные представления о роли изо- бразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
б) получить представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна
г) получить представления о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (циф- ровая фотография, работа с компьютером, элементы мультиплика- ции и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литерату- рой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятель- ность неразрывно связана с эстетическим видением действительно- сти, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический кон- текст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечислен- ных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмо- циональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение тех- нологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориен- тироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на осно- ве заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятель- но выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполните- ля, критика).
1-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
• понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, сим- метрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, гори- зонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки, наброски;
• знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
• знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
• учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искус- ства:
• учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобра- зительной деятельности. Владение простейшими навыками:
• рисунка;
• аппликации;
• построения геометрического орнамента;
• техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров Хохломы и Гжели).
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и гра- фики:
• композиция, рисунок, цвет для живописи;
• композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графи- ки.
6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.
IV. Календарно - тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
1-й класс
№ п/п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне Виды самостоятельной работы. | |
по плану | фактич-ки | |||||
I четверть (9 часов) | ||||||
1–2 | Кто такой худож- ник. Фантазируем и учимся. Тренируем наблю- дательность. Дета- ли. | Урок-беседа | 2 | Знать, какими качествами должен обладать художник (Н). Отличать профессии, которые может освоить художник (Н). Иметь понятие о том, чем могут раз- личаться предметы (форма, размер, цвет, характер, детали) (Н). Уметь характеризовать предметы по этим признакам (П). Выполнить практическую работу на стр. 2–3 рабочей тетради на освоение этих понятий (Н). Коллективная творческая работа «Городок»: учиться работать в груп- пах. Применять полученные знания (П). | ||
3–5 | Чудо-радуга. Тре- нируем наблюда- тельность. Цвет. «Живое письмо». Тренируем наблю- дательность: тепло и холод. | Комбинированный | 3 | Уметь называть порядок цветов спектра (Н). Иметь представление о живописи (Н) и дополнительных цветах (Н). Иметь представление о тёплых и холодных цветах (Н). Практическая работа на закрепле- ние материала на стр. 6–9 рабочей тетради (Н). Коллективная творческая работа «Чудо-дерево». Учиться согласованно работать в группе (П). | ||
6–7 | Линии – какие они бывают. Изучаем работу мастела. Линия и форма. | Комбинированный | 2 | Иметь представление о разных типах линий (Н) и уметь определять их характер (П). Знать, что такое замкнутая линия (Н). Исследовать характер линий в рабо- тах П. Пикассо (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 10–11 рабочей тетра- ди (Н). Коллективная творческая работа «Солнечный денёк». Уметь применять полученные знания на практике (П). Согласованно работать в группах. | ||
8–9 | Какие бывают фигуры. Тренируем наблюдательность. Аппликация. | Комбинированный | 2 | Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы (Н). Практическая работа на стр. 14–15 рабочей тетради (Н). Творческая работа «Любимая игруш- ка». Уметь применять полученные знания (П). |
№ п/п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне Виды самостоятельной работы. | |
по плану | факт - ки | |||||
II четверть (7 часов) | ||||||
10–11 | Что такое сим- метрия. Тренируем наблю- дательность; сим- метрия в жизни. | Изучение нового материала | 2 | Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси сим- метрии (Н). Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметрич- ных (Н). Уметь определять симметричность фигуры. Практическая творческая работа «Осень». Вырезание симметричных листьев и составление из них компо- зиции (Н). | ||
12–14 | Г е о м е т р и ч е с к и й орнамент. Как получаются разные орнамен- ты. | Комбинированный | 3 | Иметь представление об орнаменте и о геометрическом орнаменте (Н). Практическая творческая работа на закрепление знаний (стр. 18–19 рабо- чей тетради). Понимать, как из геометрических фигур получаются разные орнамен- ты, и уметь их создавать (П). Коллективная творческая работа «Осенний букет» (Н). | ||
15–16 | Смешиваем краски (гуашь). Тренируем наблю- дательность; до- полнительные цве- та. Закрепление зна- ний о геометриче- ском орнаменте. | Изучение нового материала | 2 | Знать основные цвета (красный, жёл- тый, синий) и получать новые оттен- ки при их смешивании (Н). Иметь представление о родственных и дополнительных цветах (Н). Исследовать, какими цветами напи- саны картины М. Сарьяна «Ночной пейзаж» и «Продавец лимонада» и какое они производят впечатление (П). Выполнить гуашью или акварелью задание на стр. 20–21 рабочей тетра- ди. Факультативно (в группах продлён- ного дня или дома) можно выполнить задание по композиции орнамента на стр. 22–23 рабочей тетради (П). | ||
III четверть ( 9часов) | ||||||
17-18 | Мир вещей. Твоя мастерская: «тепло» и «холод». Что такое компо- зиция. Тренируем наблю- дательность: фон. | Комбинированный | 2 | Иметь понятие о натюрморте (Н). Определять, что хотел показать нам художник (П). Знать, как можно использовать цвет в работе (тёплые, холодные цвета) (Н). Определять, какие цвета используют художники в своих картинах и для чего (П). Знать, что такое композиция и её простейшие правила (Н). Уметь использовать в своих работах фон (П). Практическая творческая работа «Фрукты на тарелочке» или коллек- тивная работа «Плоды на столе», которая может проводиться в малых (2–4 человека) группах (Н). |
№ п/п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне Виды самостоятельной работы. | |
по плану | фактки | |||||
19–20 | Графика. Чёрное на белом и белое на чёрном. Что такое иллюстрация. | Изучение нового материала | 2 | Иметь понятие о графике и её основ- ных изобразительных средствах. Исследовать на примерах приведён- ных иллюстраций, зачем и какими изобразительными средствами поль- зуются художники для решения своих задач (П). Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора (Н). Творческая работа «Зимний лес» (П). Практическая работа на закрепле- ние изученного на стр. 28–29 рабочей тетради. | ||
21 | Пейзаж. | Изучение нового материала | 1 | Уметь объяснять, что такое пейзаж (Н). Исследовать, какие задачи решали художники в приведённых пейзажах и какое настроение передано в каж- дом пейзаже (П). Практическое творческое задание на передачу настроения с помощью цвета (П). | ||
22–23 | Народные художники. | Изучение нового материала | 2 | Иметь представление о филимонов- ском, дымковском, хохломском, бого- родском народных промыслах (Н). Практическое задание на смешива- ние гуашевых красок с белилами (Н). Практическое творческое задание «Морозные узоры» (П). | ||
24–25 | Прозрачность акварели. Секреты акварели: работа слоями. | Изучение нового материала | 2 | Иметь представление об основных свойствах акварельных красок (Н). Практическая работа: выполнение задания на стр. 36–37 рабочей тетра- ди (Н) или практическая творческая работа «Витраж» (П). Уметь работать акварелью слоями. Практическая работа: выполнение заданий на стр. 40–41 рабочей тетра- ди (Н). Практическая творческая работа «Рыбка в море» (П). | ||
IV четверть ( 8часов) | ||||||
26-27 | Цвета и цветы. | Комбинированный | 2 | Исследовать на примере приведён- ных на стр. 36 учебника натюрмортов с цветами влияние цвета на настрое- ние живописного произведения (Н). Практическое творческое задание: выполнить в подарок маме панно «Букет», постаравшись передать в нём своё настроение (П). | ||
28-29 | Картины о жизни людей. Наброски. Тренируем наблю- дательность. | Комбинированный | 2 | Иметь представление о том, что такое сюжет, наброски (Н). Практическая работа: выполнение заданий на стр. 42–43 рабочей тетради. Творческая работа: выполнение набросков животных (дома или на улице) (П) или одноклассников (для композиции «Рисунок на скале»). |
№ п/п | Тема | Тип урока | Кол-во часов | Дата проведения | Характеристика учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне Виды самостоятельной работы. | |
по плану | факт-ки | |||||
30–31 | Из истории искусства. Древний мир. | Изучение нового материала | 2 | Иметь представление о зарождении искусства (Н). Творческая работа «Рисунок на скале» (П). Коллективная творческая работа «Рисунок на скале» (П) (на основе набросков, сделанных на предыдущих уроках). | ||
32–33 | Проекты | Самостоятельная работа | 2 | Самостоятельно выполнять открытки или панно к праздникам (рабочая тетрадь). |
V. Материально-техническое обеспечение учебного предмета
«Изобразительное искусство»
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания | |||
1. БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) | Основная школа | |||||
1 | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа./Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. – М.: БАЛАСС, 2008. | Библиотечный фонд комплектуется на основе федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки РФ | ||||
2 | Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству | Д | ||||
3 | Авторская программа О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской «Программа курса изобразительной деятельности ». | Д | ||||
4 | Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству "Разноцветный мир"1 класс. – М.: Баласс, 2011 | К | ||||
5 | «Синтез искусств». «Путешествие в прекрасное» О.А. Куревина, Г.Е. Селезнева | Д | ||||
6 | Прекрасное рядом с тобой. Методика. 1 класс Куревина О.А. Баласс 2010 - | Д | ||||
7 | Развернутое тематическое планирование. 1 класс. Образовательная система «Школа 2100» / авт.-сост. О.В. Рыбъякова. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. | Д | ||||
8 | Куревина О.А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой. Методические рекомендации для учителя. – М.: БАЛАСС, 2011. | Д | ||||
9 | Энциклопедии по искусству, справочные пособия | Д | ||||
10 | Книги о художниках | Д | ||||
11 | Словарь искусствоведческих терминов | П | ||||
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||||
12 | Портреты русских и зарубежных художников | Д | ||||
13 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | ||||
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||||||
14 | Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций. | Д/П | ||||
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) | ||||||
15 | Слайды: - по видам изобразительных ( пластических) искусств - по жанрам изобразительных искусств - по памятникам архитектуры России и мира - по народным промыслам - по декоративно-прикладному искусству - по творчеству художников | Д | ||||
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||||
16 | Альбомы для рисования | К | ||||
17 | Краски акварельные | К | ||||
18 | Краски гуашевые | К | ||||
19 | Бумага А3, А4 | К | ||||
20 | Бумага цветная | К | ||||
21 | Фломастеры | К | ||||
22 | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | К | ||||
23 | Емкости для воды | К | ||||
24 | Стеки (набор) | К | ||||
25 | Пластилин / глина | К | ||||
26 | Клей | К | ||||
27 | Ножницы | К | ||||
6. МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД | ||||||
28 | Муляжи овощей (комплект) | Д | ||||
29 | Гербарии | Д | ||||
30 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) | Д | ||||
7. ИГРЫ И ИГРУШКИ | ||||||
31 | Конструкторы | Ф | ||||
32 | Маски | Д | ||||
8. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ | ||||||
33 | Аудимагнитофон | Д | ||||
34 | Компьютер | Д | ||||
35 | Телевизор | Д | С диагональю не менее 72см | |||
36 | Мультимедийный проектор | Д | ||||
37 | Магнитная доска | Д | ||||
38 | Экспозиционный экран | Д | Размер не менее 150 х 150см | |||
9. ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА | ||||||
39 | Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | К | В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами | |||
40 | Стол учительский с тумбой. | Д | ||||
41 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. | Д | ||||
42 | Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). | Д | ||||
43 | Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала | Д |
VI. Литература
1. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству "Разноцветный мир"1 класс. – М.: Баласс, 2011
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
-М:Просвещение, 2010г.
3. Планируемые результаты начального общего образования.
-М:Просвещение, 2010г
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе.
-М:Просвещение, 2010г
5. Примерные программы по учебным предметам.
-М:Просвещение, 2010г
6. ФГОС. Образовательная система « Школа 2100». Примерная основная образовательная программа.
7. А.А. Вахрушев. Реализация ФГОС « Пособие для учителя», 1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 2 класс . УМК "Школа 2100"
Учебный год начинается с рабочей программы. Надеюсь эта программа пригодится вам . Составлена с учётом требованиёй ФГОС....
Рабочая программа 3 класс УМК "Школа 2100"
Рабочая программа по программе 2100 по предметам: русский язык, математика, окружающий мир и ОБЖ, изо, технология и информатика....
рабочие программы 1 класс по "Школа 2100"
рабочие программы по математике , русскому языку, чтении, окружающему миру, труду....
Рабочие программы 3 класс УМК "Школа 2100"
Рабочие программы по предметам и календарно-тематическое планирование....
Рабочие программы 4 класс УМК "Школа 2100"
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам....
Рабочая программа 1 класс ОС "Школа 2100" в соответствии с требованием ФГОС
Этот документ содержит рабочую программу 1 класс ОС "Школа 2100" по предметам: обучение грамоте, письмо, русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир, математика, технология, изобрази...
Рабочая программа 4 класс УМК "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование для 4 класса УМК "Школа 2100"...