Новости образования
материал по теме

Фаловская Евгения Олеговна

Интервью со статс-секретарем Минобрнауки Натальей Третьяк  . "Новый закон об образовании" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

06.12.2012  Новый закон "Об образовании": Придется ли нам с 1 января платить за школы и детсады?

Редактор отдела образования «Комсомольской правды» Александр Милкус расспросил статс-секретаря Минобрнауки Наталью Третьяк о том, что на самом деле будет заложено в одном из самых обсуждаемых (и осуждаемых) документов нашего времени.

- Наталья Владимировна, почему так долго проходит этот закон? Десятки других документов со свистом пролетели через Госдуму. Неужели так сложно закон «Об образовании» довести до ума?

- У нас около 30 миллионов дошкольников, школьников, студентов. Еще почти 10 миллионов работают в системе образования и науки. В каждой семье кто-то либо учится, либо учит. Поэтому меня не удивляет, что законопроект обсуждался больше двух лет. Зато теперь мы можем сказать, что он написан самим обществом.

Про зарплаты и стипендии

- Я бы не спешил считать закон народным. Вот профсоюзы учителей считают, что из документа исчезли гарантии сельским учителям по оплате ЖКХ и методической литературы...

- Статья 114 законопроекта требует, чтобы социальные гарантии и учителей, и студентов были сохранены в том объеме, в котором они существуют сейчас. Они не могут быть уменьшены ни регионами, ни на федеральном уровне. Более того, в отличие от действующего новый закон предусматривает механизмы реализации этих гарантий. А еще закон наделяет органы управления регионов дополнительными полномочиями по установлению мер социальной поддержки работников и студентов. Этого раньше тоже не было.

Бесплатность образования законом гарантирована! Государство обеспечивает бесплатность и доступность дошкольного, общего и высшего образования. Впервые закреплена доступность среднего профобразования, которое прежде получали на конкурсной основе. Закон закрепляет возможность получения высшего образования бесплатно не только в государственных, но и в негосударственных учреждениях на бюджетных местах. Предусмотрена возможность получения субсидий негосударственными учреждениями на реализацию программ общего или дошкольного образования, на компенсации родителям.

Закон вводит понятие «сетевое взаимодействие». Теперь каждый ученик или студент может выбрать образовательные программы и учебные курсы не только в одной школе или вузе, но и в других учреждениях. Например, ребятам, которые занимаются серьезно спортом, могут зачесть эти результаты по предмету «физкультура» в школе и им не нужно будет посещать эти занятия.

Законом закрепляется право органов студенческого самоуправления влиять на определение размера стипендии. При этом не ограничивается максимальный размер стипендии, но устанавливает ее минимум. Впервые норматив стипендиального обеспечения будут корректировать с учетом инфляции.

- Так в законе заложена компенсация учителям за методическую литературу?

- Будет увеличен должностной оклад учителя на размер компенсации. Эта норма распространяется и на доплаты за ученые звания и степени, которые сейчас выплачиваются отдельно, а по сути составляют часть должностного оклада.

- А может, уровень зарплат учителей не должен быть жестко привязан к экономике региона? Может, им платить как военным, оклад которых не слишком зависит от региона, где они служат?

- В законе зафиксировано, что норматив финансирования образовательного учреждения должен предусматривать расходы на заработную плату при условии, что средний размер заработной платы педагогического работника не должен быть ниже установленного решениями президента и правительства. По указу президента уже в этом году средняя зарплата учителей будет доведена до уровня средней заработной платы по экономике региона.

Увязка в законе нормативов, установленных президентом и правительством, и подходов к формированию расходов на образование оправдана. С одной стороны, создаются финансовые гарантии обеспечения образования, с другой - достойного уровня оплаты труда педагогов.

Про закрытие сельских школ

- Давайте пройдем по пунктам, за которые критикуют законопроект. Теперь закрытие малокомплектных сельских школ будет происходить не после схода граждан, а по решению органов управления на местах?

- В нынешнем варианте законопроекта реорганизация либо ликвидация любых образовательных учреждений, а не только сельских школ, возможна только после оценки последствий принятия такого решения. Эту оценку должны давать специальные комиссии, которые будут формироваться при участии родителей, учащихся, студентов и граждан.

- Я уже вижу, как глава администрации составляет комиссию из преданных ему людей и школу закрывают в считанные дни.

- Если граждане считают необходимым сохранить школу, они должны активно участвовать в такой комиссии.

Про лицеи и гимназии

- Следующее: у нас теперь не останется гимназий и лицеев, все учебные заведения будут финансироваться как обычные школы. Подготовка одаренных детей, чем всегда славилось образование в Советском Союзе, будет потеряна.

- Это один из мифов. Лицеи и гимназии сохранят свои наименования, при этом дополнительно получат возможность реализации программ дошкольного и дополнительного образования. Раньше, например, гимназия не могла преподавать программы естественно-научного цикла - они выходили за рамки вида, который был ей установлен. По этой же причине нельзя было вести программы для детей с проблемами здоровья. Теперь же в школе могут быть классы и с гимназическими программами, и с лицейскими, и для детей с отклонением в развитии, и спортивные классы.

- Но прежде гимназии и лицеи получали доплаты из бюджета, потому что в них программы сложнее, чем в обычных школах.

- Школы получают деньги в зависимости от того, сколько в них учеников и по каким программам они обучаются. Новый закон предусматривает, что при финансировании будут учтены уровень и направленность программ. Например, программы для детей с отклонениями в развитии, для детей-сирот. А в отношении сельских школ прямо сказано: их финансирование должно быть выше.

- То есть чем более сложная программа…

- …тем больше финансирование. Например, если вводится программа, требующая сопровождения детей с отклонением в развитии, бюджет у школы станет больше. Новый закон делает упор на инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это не значит, что отменяются специальные общеобразовательные учреждения для таких детей. Но по какой форме будет обучаться их ребенок - в специализированном учреждении или в обычном, - решать родителям.

- Скажите честно, директор гимназии, лицея, получив новый закон, сможет прийти в роно и сказать: у нас программа более сложная, чем в обычной школе, платите больше!

- Норматив финансирования определяется региональными органами власти с учетом вышеназванных правил. Директор школы вправе потребовать финансирования в соответствии с нормативом.

- А ему скажут: денег нет, если ты такой умный - иди собирай с родителей.

- Не смогут, закон не позволит. Существует процедура участия общества в принятии ключевых решений. Здесь мнение в том числе и педагогического сообщества, и родителей нельзя не учитывать.

А еще, что очень важно, закон впервые закрепляет возможность проведения опытно-экспериментальной деятельности в системе образования. Лучший опыт, который возникнет в рамках эксперимента, можно будет отработать и превратить в систему. Действующий закон таких норм не содержит, поэтому зачастую было сложно вводить новое в системе образования.

Про детсады

- Сейчас по закону родители должны платить не больше 20% реальной стоимости, в которую обходится содержание малыша в детсаду. А теперь гарантируется только бесплатное обучение, на родителей взвалят плату за то, что дети будут спать в садике, питаться?

- По сравнению с существующим порядком новый закон не меняет ничего. И сейчас родители платят за присмотр и уход, а оказание образовательных услуг бесплатно. Для многодетных семей и других льготников существует целая система помощи. Более того, многие регионы имеют еще более низкий порог возмещения родителями платы.

- 20% - и ни копейкой больше?

- Как было, так и останется. И еще меньше для многодетных семей. А для детей-сирот - бесплатно.

ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС

- Наталья Владимировна, не является ли принятие нового закона просто оправданием того, что снижается государственное финансирование системы образования? Об этом многие пишут...

- Снова мифы, мифы! Откройте бюджеты страны за пять последних лет и бюджет 2013 - 2014 годов. Где вы видите снижение расходов на образование? Каждый год расходы растут. Они вырастут и в следующем году. На сотни миллиардов рублей по сравнению с прошлым годом. В этом повышении в том числе заложены расходы, связанные с установлением определенного уровня оплаты труда учителей, преподавателей вузов, мастеров производственного обучения. И расходы, связанные с обеспечением доступности дошкольного образования, в виде средств, передаваемых регионам, в том числе и кредиты на строительство новых дошкольных образовательных учреждений.

Денег в образовании меньше не станет. Закон как раз и нужен для того, чтобы максимально эффективно их использовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Март. Лесные новости"

Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 век"....

Открытый урок по литературе "Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?"

Периодика. С.В.Михалков « А что у вас?». Что такое новости? Кто рассказывает новости?Цели: познакомить с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют; выяснить, что такое периодика...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

презентация "Новости образования в 2019 году

презентация содержит основные новости образования в 2019 году...

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока: Новости и источники новостей. С.Михалков А что у вас?

Цель:формирование у обучающихся читательской компитентности через знакомство с периодической печатью, формирование умения анализировать новости и понимать смысл прочитанного.Задачи:Дидактические:1) ...

Технологическая карта литературного чтения «Новости и источники новостей.С.Михалков «А что у вас?»» (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель урока:формирование у обучающихся читательской компитентности через знакомство с периодической печатью, формирование умения анализировать новости и понимать смысл прочитанного.Задачи урока:Дидакти...

Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что такое новости, какие источники новостей существуют, кто распространяет новости, умение работать с информацией детских журналов.Зад...