"Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников"
материал по теме
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Талаканская СОШ №6
Тема: Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников. (доклад)
Подготовила
учитель начальных классов
Тетерева Марианна Николаевна
п. Талакан, Бурейский район, Амурская область
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются препятствием к плодотворному высокопроизводительному умственному и физическому труду.
Особенно низкой и крайне неустойчивой оказывается умственная работоспособность детей, перенесших нервные заболевания, страдающих функциональными психологическими представлениями. Низкая умственная работоспособность диагностируется у детей с пониженным содержанием гемоглобина, с низким физическим развитием и у часто болеющих. По мере увеличения учебной нагрузки работоспособность таких учащихся становится ниже.
При выполнении конкретной работы работоспособность имеет определенные колебания:
а) фаза вырабатывания;
б) фаза оптимальной устойчивой работоспособности;
в) фаза утомления;
г) повышение работоспособности, «конечный порыв».
Работоспособность зависит от ряда факторов:
- внутренних:
- психофизиология личности учащегося: - время реакции на сигнал, - память, - внимание, - скорость переработки информации;
- функциональное состояние (ЦНС, ССС, дыхательной системы и т.д.)
- возраст и год обучения;
- внешних:
- социально-бытовые;
- воздушно-тепловой режим в учебных помещениях;
- психологический климат, совместимость, нейротизм;
- режим дня;
- методология;
- учебный фактор.
Внутренние факторы обучения связаны с состоянием головного мозга, от его возможностей зависит выполнение любых видов работ и обучения.
Так как обучение связано с речевой деятельностью учителя и предметными возможностями (схемы, таблицы и т.д.), то следует учитывать возможность учащихся усваивать речь учителя при оптимальном темпе, а также предметное иллюстрирование по теме урока.
Эффективность работы зависит от внимания и памяти школьника, посредством которых он ведет сравнительный анализ изучаемого материала. А скорость переработки поступающей информации может определять временные возможности школьника в обучении.
Нарушение функционального состояния систем организма отрицательно влияет на работу мозга. У детей с ослабленным функциональным состоянием организма сокращается время работоспособности и увеличивается время утомления и восстановления.
Если такой ребенок учится в школе с достаточно хорошей успеваемостью, то говорят, что он «работает на резервах организма».
Если обратиться к внешним факторам, то они могут оказать как положительное влияние на ребенка, так и отрицательное, затрудняя и усложняя процесс обучения, среди которых значительную роль играют социально-бытовые условия и моральные устои семьи, проявляющиеся в отношении к обучению и в общении с одноклассниками.
И такой фактор, как воздушно-тепловой режим, в учебном процессе играет большую роль, так как вентиляция помещения связана с обеспечением учащихся кислородом, достаточная освещенность не утомляет зрительный аппарат, температура воздуха сказывается на процессах теплорегуляции тела школьника. Если же обратиться к интенсивности шума, он при 80 децибелах разрывает связи между пунктами осмысления происходящего и пунктами исполнения видов деятельности. Ученик понимает, что нужно сделать, но при выполнении допускает ошибки.
У детей, больных ревматизмом, тонзиллитом, туберкулезной интоксикацией, проявляется высокая утомляемость и низкая работоспособность в течение учебного дня.
Резко сниженная по сравнению со здоровыми детьми умственная и мышечная работоспособность сочетается с низкими возможностями сердечно-сосудистой системы.
Всякое заболевание, даже непродолжительное, и в периоде своего течения, и в периоде выздоровления изменяет реактивность организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обусловливая высокую утомляемость, низкую работоспособность и неблагоприятные реакции функциональных систем.
Нарушения санитарно-гигиенических требований к организации режима дня, нормативам трудовой, учебной и внешкольной нагрузок, к санитарному состоянию и содержанию основных и вспомогательных помещений школ неблагоприятно влияют на здоровье учащихся: от младших к старшим классам увеличиваются частота и степень нарушений в осанке, зрении, более высокой становится текущая заболеваемость.
Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности и исключение переутомления школьников.
Сам процесс утомления – это совокупность изменений, происходящих в организме в период выполнения работы и приводящих, в конце концов к невозможности ее продолжения. Утомление проявляется субъективным чувством усталости. Чаще всего утомление и усталость развиваются параллельно, однако это происходит не всегда. Это зависит от интереса к работе. Преодоление ранней усталости – задача сложная и решение ее должно быть комплексным – педагог, семья, коллектив школы. Дополнительные занятия для ликвидации учебной задолженности лучше проводить по утрам, перед началом школьных занятий. От родителей требуются понимание, создание приемлемых условий для занятий дома и контроль за выполнением заданий. Необходимо дозировать деятельность, чтобы возникающее в ее результате утомление полностью исчезло за время отдыха; если этого не происходит, то оно ведет к переутомлению – длительному глубокому снижению работоспособности, сопровождающемуся нарушением деятельности систем жизнеобеспечения.
В начальной школе утомление связано с формированием основных школьных навыков. Максимальная продолжительность письма в начальных классах не должна превышать 8 -12 минут.
Максимальная продолжительность чтения (непрерывного) в начальных классах должна быть не более 15-25 минут.
На последующих этапах обучения, в более старших классах, когда основные двигательные навыки уже приобретены и упрочнены, на первое место выступают трудности, связанные с интенсивной умственной деятельностью, учебный процесс требует от учащихся высокой активности как возбудительных, так и тормозных процессов, хорошего их уравновешивания в коре больших полушарий головного мозга.
Признаки утомления:
- ослабление активного торможения – потягивание, отвлекаемость;
- ослабление процессов возбуждения – снижение активного внимания.
Принимая во внимание показатели работоспособности, утомляемости и функционального состояния учащегося начальной школы и их влияние на уровень и качество знаний, необходимо учитывать продолжительность урока, учебного дня, учебной недели, организацию самого урока, расписание уроков, перемены.
Список использованной литературы:
- Адаптация организма подростков к учебной нагрузке./Под ред. Д. В .Колесова. - М: Педагогика 1987.
2.Брязгунов И.П. Беседы о здоровье школьников: Кн. для учителей и родителей.-М.:Просвещение,1992.
3. Бурменская В .Г., Карабанова О. А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М.: Изд-во МГУ,1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положительное влияние спорта на учебную успеваемость школьников
Урок физкультуры является своеобразной основой физкультурно-спортивной грамоты. Если на уроке прививаются необходимые умения и навыки, сам урок вызывает у школьников интерес и удовлетворение, то можно...
Исследовательский проект "Влияние погоды на здоровье и успеваемость школьника"
В работе раскрываются причины влияния погодных условий на здоровье и самочувствие школьника....
«Определение влияния биоритмов учащихся на работоспособность и успеваемость учащихся»
Гипотеза: если биоритмы существуют, они влияют на работоспособность и успеваемость учащихся. Объект исследования – учащиеся 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 8.Предмет исследования &ndash...
Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"
Цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека....
«Влияние типов темперамента на школьную успеваемость»
laquo;Влияние типов темперамента на школьную успеваемость»...
Исследовательская работа на тему: «Значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности»
Цель исследования - выяснить значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности....
Проект "Влияние сна на здоровье и успеваемость школьников"
Влияние сна на здоровье и успеваемость». Введение.Актуальность.В последнее время, я все чаще стала наблюдать, что мои одноклассники приходят в школу не выспавшиеся, с плохим настроением, на...