Исследовательский проект "Влияние погоды на здоровье и успеваемость школьника"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
В работе раскрываются причины влияния погодных условий на здоровье и самочувствие школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_proekta.docx | 850.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перемены погоды в течение одного дня плохо влияют на состояние как больных, так и здоровых.»
Гиппократ
Проблема
«У природы нет плохой погоды…», – утверждается в знаменитой песне. Но на самом деле, к сожалению, это совсем не так – и об этом нам с удовольствием расскажут метеозависимые люди. Оказывается, к таким можно отнести не только взрослых, но и детей. То, что погода влияет на наше здоровье и самочувствие, никто не оспаривает. Доказано, что погодные условия очень сильно влияют и на психическое состояние человека. Человек, являясь частью природы, не может не подвергаться воздействию различных климатических показателей: атмосферного давления, температуры, влажности, радиации, магнитного фона Земли, солнечной активности и т.д. Ответная реакция организма человека возникает, как правило, на изменения погоды, как в лучшую, так и в худшую стороны.
Я задумался, а могут ли погодные условия снижать работоспособность человека и быть причиной плохой успеваемости школьников? Решив это выяснить, я сформулировал тему своего исследования «Влияние погодных условий на успеваемость школьника» и поставил перед собой цель.
Цель:
выяснить, влияют ли погодные условия на успеваемость школьников и определить степень этого влияния.
Задачи:
1.изучить имеющуюся литературу по данной теме;
2.провести наблюдение за погодой за определённый период;
3.провести социологический опрос , анкетирование, замеры артериального давления учащихся и учителей нашей школы;
4.обработать полученные данные и подвести итоги;
5.результаты работы представить на классных часах по здоровому образу жизни в 1-4 классах нашей школы.
Актуальность темы работы
То, что это актуально, я не сомневался. Проблема слабой успеваемости существует в каждом классе. Опять двойка?! Ребенку даже не надо рассказывать, что последует далее, он и так все знает. Отец в очередной раз станет пугать ремнем, а маму вызовут в школу и расскажут, что ребенок совершенно не желает учиться, сидит на уроках с отсутствующим видом. Такая рассеянность объяснялась только одним — простой детской ленью.
В нашем классе я заметил, что некоторые мои одноклассники часто отпрашиваются домой из-за неважного самочувствия, другие – жалуются на усталость, утомляемость, низкую работоспособность. И я – не исключение.
Но это происходит не всегда. В какие-то дни учитель нами очень доволен. Мы – активны на уроках, быстро схватываем новый материал, работаем самостоятельно, все у нас спорится. А иногда наш педагог восклицает: «Да что с вами всеми сегодня? Рассеяны, работаете медленно, элементарные ошибки допускаете…» и т.д. Вот и встал вопрос: может, в этом «виновата» погода? Ведь если выяснится, что погодные условия влияют на нашу работоспособность и, как следствие, на наши отметки, все может измениться для нас в лучшую сторону. А нашим педагогам и родителям этот фактор придется хоть немного учитывать. На основании выше изложенного я выдвигаю
Гипотезу исследования,
что если погода влияет на самочувствие и здоровье людей, то погодные условия влияют на работоспособность и успеваемость школьников, я и решил это доказать. Чтобы подтвердить это или опровергнуть, нужны доказательства, которые я решил получить эмпирическим путем - исследованием связей двух явлений: погоды и успеваемости. Объектом исследования выступают школьники, в частности, мои одноклассники, включая меня, учащиеся 10А класса, учителя школы. Предметом – погодные условия и явления за 2 месяца (октябрь – ноябрь 2016г.) и наша успеваемость за это же время.
Методы исследования,
которые я использовал для проведения исследования:
· наблюдение
· анкетирование (социологический опрос)
· сравнительный анализ
Основные этапы исследования, соответствующие задачам практического исследования:
1. Наблюдение за погодой за октябрь-ноябрь 2016г.
2. Наблюдение за одноклассниками с целью оценки их работоспособности на уроках.
3. Анкетирование (социологический опрос).
4. Анализ данных.
5. Составление календаря погоды за исследуемый период.
6. Анализ успеваемости 2 «А» класса за октябрь-ноябрь 2016г.
7. Обработка полученных результатов
Вступление
Человек – часть природы, такая же, как и весь животный и растительный мир Земли. Иногда в это трудно поверить, особенно если вспомнить, как упорно и небезуспешно человек воюет с природой, пытается совладать с нею и переделать по своему усмотрению. Однако, люди все еще никуда не могут деться от того, что окружающая среда чрезвычайно сильно влияет на них, подчиняя себе их душевное и физическое здоровье.
Человек ощущает и пропускает через себя все: солнечную активность и вызванные ей магнитные бури, высокую или низкую влажность и температуру воздуха, интенсивность солнечного света.
Кто-то живет всю жизнь и – счастливый – не понимает, зачем в сводках погоды рассказывают об атмосферном давлении и влажности воздуха. Вполне было бы достаточно информации о температуре и осадках. У других же людей своего рода личная метеостанция в теле: к дождю ломит кости, при переменах атмосферного давления болит голова и тому подобное.
Влияние погоды и климата на человека известно давно, но интерес к этой проблеме возрос лишь в последние десятилетия XX века. Существует целая наука, изучающая влияние на организм человека климатических и погодных факторов, методы их использования в лечебно-профилактических целях – медицинская климатология.
Теоретическая часть
Погода и климат
Понятие «погода» характеризует состояние атмосферы в определенный момент времени (сутки, неделя, месяц). Погода — совокупность значений метеорологических элементов и атмосферных явлений, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность людей.
Главные элементы погоды — это атмосферное давление, температура и влажность воздуха. Основными явлениями погоды являются: ветер, облака, атмосферные осадки (дождь, снег, град). Бывает так, что погодные явления имеют катастрофический характер, например ураганы, ливни, засухи. Почти все погодные явления протекают в тропосфере.
Погоду нельзя охарактеризовать отдельно взятыми элементами и явлениями, гак как она является их совокупностью.
При одинаковой температуре, но при разной влажности воздуха, с осадками или без них, с ветром или без него, погода будет различной. Кроме того, неодинаковым будет ее влияние на растения, животных и человека. Всем известно, что прохладная погода с ветром переносится людьми сложнее, чем морозная, но безветренная.
Все элементы и явления погоды тесно связаны между собой: изменение одного из них неизбежно влечет изменение других и всей погоды в целом.
Погода формируется в результате сложного взаимодействия солнечной радиации и циркуляции воздуха над поверхностью Земли.
Систематическое наблюдение за погодой позволило выделить комплексные типы погоды суток. Погода различается, объединяясь в три большие группы: погода морозная, погода с переходом через 0°, погода безморозная.
Изменения погоды
Для погоды свойственны изменчивость и многообразие. Изменчивость погоды носит периодический и непериодический характер.
Периодические изменения обусловлены суточными и сезонными различиями в поступлении солнечной радиации, а непериодические — циркуляцией воздушных масс.
Динамика погоды хорошо выражена на экваторе. Утром солнечные лучи нагревают земную поверхность, от которой нагревается воздух, и поэтому усиливается испарение. Воздух начинает подниматься, и образуются кучевые облака. После полудня выпадают обильные осадки, а к вечеру опять становится ясно и тепло.
В умеренных широтах изменение погоды зависит от поступления солнечного тепла, которое часто нарушается сменой воздушных масс, прохождением атмосферных вихрей и фронтальными процессами.
Рис.1 Прогноз погоды.
Так как изменение погоды связано с фронтами, циклонами и антициклонами, различают классы: погода теплого фронта, погода холодного фронта, циклоническая погода, антициклонная погода.
Местные признаки теплового фронта. Прохождение теплого фронта обычно сопровождается мощной слоисто-дождевой, затягивающей все небо облачностью с обложным дождем. Первый вестник теплого фронта — перистые облака. Постепенно они превращаются в сплошную белую вуаль — в перисто-слоистые облака. В верхних слоях атмосферы уже движется теплый воздух. Падает давление. Чем ближе к нам линия атмосферного фронта, тем плотнее становятся облака. Солнце просвечивает тусклым пятном. Затем облака становятся ниже, Солнце скрывается совсем. Ветер усиливается и меняет свое направление по часовой стрелке (например, сначала был восточный, потом юго-восточный и даже юго-западный). Приблизительно за 300-400 км до фронта облака сгущаются. Начинается мелкий дождь или снег. Когда теплый фронт миновал, дождь или снег прекратился, тучи рассеиваются, наступает потепление — пришла более теплая воздушная масса.
Местные признаки холодного фронта. Если же теплый воздух отступает, а холодный рассеивается вслед за ним — значит, приближается холодный фронт. Его приход всегда вызывает похолодание. Но при движении не все слои воздуха имеют одинаковую скорость. Самый нижний слой в результате трения о земную поверхность немного задерживается, а более высокие слои вытягиваются вперед. Таким образом, холодный воздух обрушивается на теплый в виде вала. Теплый воздух быстро вытесняется вверх, и создаются мощные нагромождения кучевых и кучево-дождевых облаков. Облака холодного фронта несут ливни, грозы, сопровождающиеся сильным порывистым ветром. Они могут достигать очень большой высоты, но в горизонтальном направлении простираются всего на 20-30 км. А так как холодный фронт движется обычно быстро, бурная погода продолжается недолго — от 15-20 мин до 2-3 ч. В результате взаимодействия холодного воздуха с теплой подстилающей поверхностью образуются отдельные кучевые облака с просветами. Затем наступает прояснение.
Местные признаки неустойчивой погоды циклонического характера. Если вершины особенно высоких облаков перестают резко вырисовываться на небе, как бы покрываются пеленой, или если из вершин таких облаков появляются метлы или хвосты, то из такого облака осенью скоро можно ждать ливень, грозу. Если днем появляются мощные и высокие кучевые облака, если была гроза, но после неё не похолодало, ждите ночью снова грозу. Перед ночной грозой туман вечером не появляется, не выпадает и роса. Если небо днем мутное и белесоватое, вечерняя заря красная, а Солнце закрыто облаком, из-за которого видны лишь его расходящиеся лучи, — будет дождь. Ветер в течение дня неровный: то ослабевает, то резко усиливается. Если он усиливается к ночи, это еще больше увеличивает вероятность неустойчивой погоды. Поздней осенью, при заморозках (но до выпадения снега) и ранней весной после того, как растаял снег, после солнечного дня, вместо росы все покрывается серебристым инеем. Часто люди не различают иней и изморозь. Иней появляется ночью при ясном небе, при безветренной погоде и температуре ниже нуля; ложится тонким слоем, преимущественно на ровные предметы (поверхность земли, крыши и т. п.). Днем иней исчезает. Можно наблюдать, как зимним вечером деревья, лес становятся непроглядны, серы, призрачны.
Местные признаки сохранения устойчивой хорошей погоды антициклонического характера. Признаки, предвещающие улучшение погоды, основаны на том, что длительное ненастье приходит всегда с циклонами. Поэтому улучшение погоды возможно, когда циклон уходит. Основной признак улучшения погоды — размывание однородной низкой сплошной серой облачности, которая наблюдается при длительном ненастье. Количество облаков постепенно и равномерно уменьшается. В слоистых облаках образуются разрывы, просветы. Появляются кучевые облака, которые движутся в том же направлении, что и ветер у земли. После длительно ненастной погоды вечером появляется Солнце, при закате в западной половине неба облаков нет. Похолодание при ненастье — верный признак скорого прекращения осадков. Чем сильнее похолодание, тем надежнее признак. В лесу значительно теплее, чем в поле. Если ветер усиливается во время дождя и направление его меняется против часовой стрелки, значит, циклон проходит над наблюдателем. После пасмурной погоды с осадками следует улучшение погоды. Отсюда и возникла народная примета: сильный ветер во время дождя предвещает хорошую погоду. Ветер к вечеру утихает. При закате заря золотисто-розовая. Стрижи и ласточки летают высоко.
Магнитные бури
В обиходе магнитной бурей именуют любое изменение геомагнитного поля. Это один из сильнейших внешних факторов, влияющих на наше самочувствие. На самом деле, кроме магнитных бурь, существуют так называемые «геомагнитные возмущения». Геомагнитные возмущения различаются по характеру локализации и продолжительности. Общемировые, как следует из их названия, возникают одновременно по всей Земле (именно данное явление и считают магнитной бурей). Локальные возмущения появляются и проходят на определенной местности. Постоянные отличаются продолжительным течением без всплесков и перерывов.
Магнитная буря – это период, когда магнитное поле нашей планеты изменяется в ту или иную сторону относительно нормального значения. Обычно за 1 месяц происходит до 4 бурь. Кроме того, данная аномалия наблюдается в конце цикла солнечной активности (1 раз в 11 лет).
Преобладающее число людей не ощущают начало магнитной бури, особенно если она носит локальный характер. Тем не менее, около 10% населения Земли так или иначе реагируют на колебания магнитного поля. Восприимчивость увеличивается с возрастом, а также на фоне некоторых хронических заболеваний. Факторами, усиливающими эту восприимчивость, считаются сердечно-сосудистые заболевания, вегетососудистая дистония, последствия инфарктов и инсультов. Данная закономерность не случайна. Исследователи установили, что колебания магнитного поля нашей планеты чутко улавливаются микроскопическими рецепторами, расположенными на стенках крупных и мелких кровеносных сосудов. В результате возникает резонанс, во время которого наблюдается сужение сосудов головного мозга, кровообращение рефлекторно замедляется, течение крови становится недостаточным. Эта аномалия вызывает болезненные спазмы, повышение артериального давления, мигрени и т. п. Также может увеличиться вязкость крови, провоцирующая неконтролируемое тромбообразование, ухудшается кровоснабжение всех внутренних органов и тканей.
Эндокринные железы под воздействием геомагнитных колебаний, напротив, начинают работать очень активно. В кровь поступает большое количество адреналина, что вызывает гипертонию, депрессии и обострение хронических недугов. Особую опасность представляют начало и конец магнитной бури. Плохое самочувствие приводит к рассеянности, быстрой утомляемости и невнимательности, в результате, согласно многолетней статистике, увеличивается количество катастроф, аварий и несчастных случаев.
Погодные условия как фактор, влияющий на работоспособность и успеваемость школьников.
Изучая тему урока «Что такое погода» по окружающему миру мне известно, что погода характеризуется такими факторами, как: атмосферное давление, температура, влажность воздуха, сила и направление ветра, атмосферные осадки и др., которые измеряются метеорологическими приборами. Наблюдением за состоянием нижнего слоя атмосферы занимаются метеорологи на метеорологических станциях. Научной литературы по данному вопросу существует немало, но ни в одном источнике нет научных доказательств того, что погодные условия могут влиять на успеваемость школьника или на его работоспособность. Давление в 750 мм ртутного столба считается идеальным для человека. Даже незначительные отклонения от нормы в 10-15 пунктов, могут повлечь за собой ухудшение самочувствия.
Циклон – это понижение атмосферного давления, он сопровождается потеплением, дождями и облачностью. В группу риска входят люди, у которых пониженное артериальное давление, проблемы с сосудами и имеются нарушения в работе органов дыхания.
Антициклон – это повышение атмосферного давления, погода на улице стоит ясная и безветренная, перепадов температуры не наблюдается. В группу риска входят люди с повышенным артериальным давлением, астматики, аллергики. Эти люди страдают в первую очередь, так как в безветренную погоду грязный городской воздух не очищается от примесей. Причина: в крови сокращается количество лейкоцитов (клетки, защищающие организм человека от инфекций), слабеет иммунитет.
Низкая влажность. В таких погодных условиях влажность составляет примерно 30-40%. Сухой воздух сильно раздражает слизистую оболочку носа, которая препятствует проникновению болезнетворных микробов в наш организм при дыхании. В группу риска входят аллергики.
Повышенная влажность. Из-за проливных дождей влажность воздуха может достигнуть 80-90%. В основном такая погода бывает только в условиях субтропического климатического пояса, в нашей стране это Сочи и Владивосток. В нашей местности такая влажность бывает очень редко. В группу риска входят люди с болезнями дыхательной системы. Обострение случаются весной, в период таянья снега.
Самая благоприятная температура воздуха для нас – это + 16-18 градусов. Во время сна в спальне должен поддерживаться именно такой температурный режим. Во время снижения температуры, воздух насыщается молекулами кислорода, а при повышении, наоборот, концентрация кислорода падает.
Причина: перепады температуры от 8 до 10 градусов в течение суток провоцирует выброс гистамина, что вызывает аллергическую реакцию. Последнее может случиться с даже с человеком, ранее не страдавшим этим недугом.
Все эти факты, несомненно, важны для моего исследования.
Я решил обратиться к Интернет-ресурсам и выяснить, что вообще известно по данной проблеме. Найденные статьи с различных сайтов рассказывали о возможном влиянии погоды на многие стороны жизни человека. Например, в одной статье рассказывалось о том, как погода влияет на настроение. Немецкие ученые провели исследование, целью которого было выявить связь между погодой и настроением, причем в ходе этого исследования они разрушили несколько мифов по этому вопросу. В исследовании приняли участие 2000 немцев, которые каждый день отвечали на вопросы анкеты относительно своего настроения и событий, происходящих в их жизни. После анализа анкет оказалось, что не все люди чувствуют себя плохо, когда погода портится. Исследователи установили, что все люди подпадают под четыре категории, когда речь идет о зависимости настроения от погоды. По словам Джаапа Дениссена (Jaap Denissen) из университета Гумбольдта (Берлин), категории эти следующие: люди, на которых погода не влияет; люди, которым нравится лето; люди, которым лето не нравится; люди, которым нравится дождь. Ученые также выяснили, что дети относятся к той же категории, что и их матери, но они не знают, заложено ли это в детях генетически. Для получения более достоверных данных нужно исследовать как можно больше людей. Однако причиной некоторых депрессий, связанных с погодой, является дефицит витамина D. В последнее время появилось много исследований, которые связывают недостаточное количество этого витамина в организме людей, живущих в местах с менее солнечной погодой, с проблемами со здоровьем. По словам профессора из Чикагского университета Лойолы Сью Пенкофер (Sue Penckofer), некоторые симптомы метеозависимости можно облегчить, приняв витамин D, но только в малых количествах, так как в больших дозах он токсичен. Витамин D содержится в рыбе и молочных продуктах, специально обогащенных им. Также он вырабатывается в коже под действием солнечных лучей. Поэтому недостаток витамина D чаще наблюдается у жителей северных зон планеты.
В другой статье говорилось, что Специалисты из шотландского города Абердин установили, какое именно воздействие на человека оказывают различные причуды погоды. Оказывается, дождь наиболее тяжело переживают люди, стремящиеся похудеть. Чаще всего именно в дождливую погоду человек начинает набирать лишний вес. Головная боль часто появляется на фоне грозы. Это природное явление также увеличивает риск развития астмы. Тем, у кого часто появляются проблемы с ушами, а также наблюдается нарушение обмена веществ, нужно быть особенно осторожными во влажную погоду. Сильные ветры, которые обычно случаются в холодные и влажные осенние и весенние дни, отрицательно воздействуют на впечатлительных малышей, на их неокрепшую нервную систему. Это ведет к повышению у детей возбудимости, нарушению сна, зачастую к развитию чувства тревоги. Подобные расстройства у детей в медицине обозначили специальным термином – метеоневроз. У взрослых же подобные расстройства названы термином – метеопатия.
Но не все погодные явления отрицательно сказываются на нашем здоровье. Есть и хорошая новость! Солнечная погода снижает риск развития всех видов рака, кроме рака кожи.
В статье журнала «Здоровье» рассказывалось о том, что плохое самочувствие детей имеет определённую сезонную зависимость.
Рис.2 Метеозависимость у детей.
Влияние погоды на детей особенно велико в начале весны и осенью, нежели чем в другие периоды года. Всего наблюдается три вида реакции на погоду. Самый лёгкий вариант – это когда здоровый ребёнок ощущает незначительный дискомфорт при повышении солнечной активности, перепадах атмосферного давления, изменениях температуры. В данном случае наблюдается сонливость, лёгкая слабость, ухудшается настроение. Следующую реакцию обозначают как метеопатию. Ей подвержены малыши с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями, с нервно-психическими нарушениями, с бронхиальной астмой, а также перенёсшие травму головы. В самой тяжёлой ситуации находятся дети, страдающие метеоневрозом. Это тяжёлая форма нервного расстройства, при которой ребёнок реагирует на погоду очень сильно. Магнитные бури, изменения температуры, перепады атмосферного давления, повышенная влажность приводят к приступам удушья, сердечным осложнениям, повышенной раздражительности. К метеоневрозу склонны, как правило, малыши с нарушенным обменом веществ и ослабленной иммунной системой, а также крайне впечатлительные и психологически ранимые дети. Бороться с погодной зависимостью у детей трудно, но можно. В первую очередь необходимо повышать защитные силы маленького организма. Немаловажную роль в этом играют полноценное питание и физические нагрузки. Закаливание также способствует борьбе с погодной зависимостью. Остроту неприятных ощущений от «капризов погоды» может снизить диета. Из рациона малыша необходимо исключить жирные, копчёные и жареные продукты. Нужно кормить ребёнка пищей богатой витаминами С, Е, В. Особенно их много содержится в цитрусовых, шпинате, орехах. Эти витамины эффективно борются с недугом. Главным лекарством от погодной зависимости несомненно является свежий воздух. Малыш должен бывать на природе как можно чаще. Это защитит его от перепадов давления и магнитных бурь. Нет лучшей терапии, чем прогулки по лесу и игры в парке. К сожалению, в наши дни не существует универсальных лечебных средств, способных раз и навсегда избавить маленького человечка от метеочувствительности. Но есть препараты – адаптогены. Они способствуют улучшению состояния здоровья ребёнка.
Магнитные бури нередко сопровождаются головными болями, мигренями, учащенным сердцебиением, бессонницей, плохим самочувствием, пониженным жизненным тонусом, перепадами давления. во время магнитной бури образуются агрегаты кровеносных телец. Из-за такого сгущения крови ухудшается кислородный обмен, и первые, кто реагирует на нехватку кислорода — это мозг и нервные окончания. На магнитные бури по разным данным реагируют сходно и массово от 50 до 75% населения земного шара. Момент начала стрессовой реакции может сдвигаться относительно начала бури на разные сроки для различных бурь для конкретного человека.
Исследователи из больницы Хиллсайда в Нью-Йорке считают, что самое большое влияние на человека оказывает атмосферное электричество. Его изменения влияют на рефлекторные точки человеческого организма, воздействуя на вещества мозга, отвечающие за настроение. По мнению исследователей, электричество земной атмосферы имеет много общего с акупунктурой. Иглы можно рассматривать как подобие антенн или воздушных линий. Учёные утверждают, что когда определенные погодные условия воздействуют на эти активные точки, это приводит к изменению настроения. Опыты на животных показали, что иглоукалывание и электрическая акупунктура стимулируют выделение серотонина и норэпинефрина — веществ мозга, отвечающих за настроение. «Атмосферное электричество обладает эффектом акупунктуры, провоцирующим изменения нейромедиаторов мозга и таким образом влияющим на настроение и поведение людей, — говорят исследователи. — Из-за этого происходят изменения в функционировании центральной нервной системы, что влечёт за собой изменение психического состояния».
Единственное исследование, которое подтверждает мою гипотезу, провели несколько лет назад специалисты кафедры гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии (ОмГМА), сопоставившие успеваемость учеников со сводкой погоды. Результаты исследования, не имеющего, кстати, аналогов, удивительны: чаще всего на учебу школьников влияли средняя температура воздуха за сутки и скорость ветра. Стоило ветру задуть сильнее, как каким-то непостижимым образом у половины класса буквально сдувало желание учиться. Выяснилась и другая необычная взаимосвязь: если изменения температуры в течение дня играли главную роль в самочувствии и работоспособности детей, то межсуточные перепады на них никак не отражались. На такие факторы, как влажность воздуха и колебания атмосферного давления, в течение дня реагировали всего два человека из класса. Причем давление мешало учиться одним, влажность — другим, а температура — третьим. Но при этом, как выявило исследование, девочки более мальчиков оказались чувствительны к погоде, а из 27 третьеклашек на погоду вообще реагировали 13 человек. Самое удивительное, что метеозависимости оказались подвержены не только дети с ослабленным здоровьем, но даже и те, кто на него не жалуется. Выяснилось и то, что помимо погоды за окном на желание учиться влияет и микроклимат в кабинете. При повышении температуры в помещении всего на 3-4 градуса работоспособность резко снижалась. Если при положенных 18 градусах дети даже в неблагоприятные дни более или менее воспринимали учителя, то при 22 градусах «ворон начинали считать» почти все. Зато такой показатель, как трудность и интенсивность самого урока, почти никак не влиял на работоспособность школьников.
Справедливости ради стоит отметить, что причины воздействия погоды, по крайней мере, на здоровых детей науке доподлинно неизвестны. Выходит, что реакцию каждого ребенка на погоду остается только констатировать и делать соответствующие выводы.
Практическая часть работы
Исследования
Изучение информации по данной теме – теоретическое исследование - предшествовало практическому исследованию.
1 этап заключался в наблюдении за погодными условиями в октябре и ноябре 2016 года в учебные дни (исключение составляли выходные дни и осенние каникулы) и регистрация данных. Ежедневно, в одно и то же время, я фиксировал показатели температуры, атмосферного давления, силы и направления ветра, используя данные интернет - источников.
Так как возраст моих одноклассников еще маленький и многим из них понятие «метеозависимость» малоизвестно, то мне пришлось вести наблюдения за их поведением, настроением, работоспособностью и успеваемостью согласно моему дневнику наблюдений изменений в погоде. Мои родители доктора и от них я узнал, что норма артериального давления в моём возрасте составляет 100/70 или 90/60. Научившись пользоваться электронным тонометром, я провел замеры артериального давления своим одноклассникам в день, когда погода резко менялась.
Рис.3 Замеры артериального давления моих одноклассников в день магнитных бурь.
Мы знаем, что погода ноября месяца удивляла нас своими капризами. Из интернета я узнал, что 11 ноября был днём магнитных бурь. Какая картина сложилась в нашем классе на этот день?
Данные измерения артериального давления я занёс в таблицу:
Норма(100/70;90/60) | Ниже нормы | Выше нормы | |
Девочки | 5 | 4 | 5 |
Мальчики | 8 | 1 | 2 |
Итого: | 13 | 5 | 7 |
При анализе своих данных наблюдался тот факт, что из 25 измерений в день погодных перепад давление в норме было у 13 человек, низкое давление у 5 учащихся, повышенное у 7 учащихся. Причём отклонений от норм артериального давления больше было у девочек, чем у мальчиков: у девочек - 9, у мальчиков- 3. Я заметил, что в этот день поведение моих одноклассников также отличалось повышенной возбудимостью, неустойчивым вниманием, низкой работоспособностью и активностью отдельных учеников, хотя эти ребята имеют хорошие способности. Учитель делала много замечаний на уроках, переменах.
Проведённая контрольная работа по математике в этот день показала следующие результаты:
Кол-во учащихся | «5» | «4» | «3» | «2» |
25 | 7 | 12 | 4 | 2 |
По мнению моего классного руководителя, результаты контрольной работы имеют средний показатель, хотя в большинстве своём результаты бывают гораздо лучше.
Также я провёл анкетирование среди учащихся 10Акласса. Вместе с учителем мы составили вопросы для анкетирования, с помощью которых попытался выяснить:
1. Влияет ли погода на ваше самочувствие, здоровье?
2. В чем это выражается (если вы заметили такое влияние)?
3. Влияют ли погодные условия на ваше настроение, эмоциональное состояние?
4. Оказывает ли погода влияние на вашу работоспособность (память, внимание и др.) и успеваемость в школе.
Рис.4 Анкетирование учащихся 10А класса.
Все данные этого анкетирования я заносил в таблицу. Анализируя данные анкет выяснилось, что погода также влияет на самочувствие и работоспособность учащихся старших классов. Из таблицы видно:
Вопросы | Ответ А | Ответ Б | Ответ В | Ответ Г |
1. Влияет ли погода на ваше самочувствие | Сильно влияет 3 | Влияет незначительно 14 | Не влияет 1 | Не знаю |
2. В чем это выражается (если вы заметили такое влияние)? | Головные боли 5 | Утомляемость 5 | Сонливость 6 | Работоспособность 2 |
3.Влияют ли погодные условия на ваше настроение, эмоциональное состояние? | Очень сильно 1 | Незначительно 12 | Не влияет 5 | Не знаю |
4. Оказывает ли погода влияние на вашу работоспособность (память, внимание и др.) и успеваемость в школе? | Влияние заметное 7 | Незначительное 10 | Не оказывает 1 | Не знаю |
Итого: | 16 | 41 | 13 | 2 |
Вывод: В опросе приняло участие 18 человек 10А класса в возрасте от 16-17 лет. Результаты получились следующие: больше всего участники опроса выбрали варианты ответа В в сумме. Это значит, что большинство учеников данного класса метеозависимы и считают, что погодные условия незначительно, но всё-таки влияют на успеваемость школьников. Чаще всего это проявляется в виде головной боли, утомляемости и сонливости. Сильное влияние погоды на успеваемость в 10А классе приходится на 7 человек из 18 учащихся.
Меня заинтересовало, какое влияние оказывает погода на самочувствие педагогов нашей школы. С этим вопросом я отправился по кабинетам и провел социологический опрос.
Рис.5 Социологический опрос о влиянии погоды на самочувствие педагогов школы.
Все результаты налицо:
Количество опрошенных педагогов | Погода влияет | Погода не влияет |
16 | 11 | 5 |
Головная боль | 10 | |
Суставная боль | 3 | |
Боль в сердце | 2 | |
Повышение давления | 5 | |
Плохое настроение | 3 | |
Сонливость | 3 | |
Низкая работоспособность | 3 |
Из 16 опрошенных педагогов нашей школы 11 метеозависимы и это выражается в плохом самочувствии, низкой работоспособности, болях в сердце, суставах, повышении давления, сонливости и т. д.
3. Заключение. Выводы.
Итак, моя гипотеза о том, что погодные условия влияют на работоспособность и успеваемость школьника, подтвердилась и без профилактики, которая поможет смягчить их отрицательное воздействие на организм, не обойтись. Поэтому для снижения метеозависимости школьники, как и все остальные люди, должны вести здоровый образ жизни. Сюда включается: правильное питание, спорт, закаливание, отдых, прогулки на свежем воздухе, сон. Также нужно принимать дополнительные комплексы витаминов и минералов.
Я рекомендую вам, уважаемые педагоги и родители препараты, которые помогут вам в неблагоприятные для вашего здоровья дни. Это….(Артем перечисляет). А данные памятки напомнят вам, как обезопасить себя в случае резкой перемены погоды.
Уважаемые педагоги! Стоит все же учитывать тот факт, что погодные условия действительно могут быть причиной быстрой утомляемости, низкой работоспособности на уроках некоторых школьников. В качестве рекомендации хотелось бы попросить проводить важные контрольные и тестирования в дни с благоприятной геомагнитной обстановкой и хорошими погодными условиями. Поверьте, улучшится погода, и мы вас порадуем своими знаниями! Будьте все здоровы несмотря ни на какую погоду!
Приложение1.
«11 способов, как избавиться от метеозависимости»
1. Закаливание
2. Плавание
3. Ходьба, бег
4. Частые прогулки на свежем воздухе
5. Здоровое и полноценное питание
6. Достаточный сон
7. Коррекция эмоциональной сферы (аутогенные тренировки, релакс, йога, массаж, беседа с психологом)
8. Прием витаминов
9. Питание сезонными продуктами
10. Отказ от вредных привычек
11. Нормализация веса
Советы, на случай резкой перемены погоды
- Ограничьте двигательную активность.
- Избегайте дополнительной как эмоциональной, так и физической нагрузки.
- Контролируйте артериальное давление и не забывайте пить лекарственные препараты, назначенные вам врачом кардиологом. Невропатологом, пульмонологом или аллергологом.
- Не переедайте и не злоупотребляйте солью.
- Перед сном гуляйте на свежем воздухе не менее 1 часа.
- При повышении артериального давления сделайте массаж шеи и грудного отдела позвоночника.
- Примите успокаивающие препараты.
- Не забывайте о витаминах С и В.
Приложение2
Правила снижения симптомов метеозависимости.
- Очень важно в эти сложные дни вовремя заметить тревожные признаки, которые могут свидетельствовать о серьёзных заболеваниях:
- - неприятные ощущения в груди, отдающие в плечо, лопатку или пупочную область;
- - внезапная утрата чувствительности в нижних и верхних конечностях;
- - чувство онемения половины лица;
- - затруднённая речь;
- - неожиданный приступ тошноты;
- - расфокусировка зрения или мелькание перед глазами мушек;
- - проблемы с дыханием.
В первую очередь необходимо строго следить за своим распорядком дня и по возможности раньше ложиться спать. При резких перепадах атмосферного давления сон должен длиться не менее 9 часов. Для полноценного ночного отдыха рекомендуется выпивать на ночь стакан ромашкового или мятного чая, а проснувшись – сделать лёгкий массаж голеней и стоп, а уж затем только подниматься с постели. Для того чтобы взбодриться следует проводить ежедневную короткую гимнастику, которая поможет обрести тонус вашим сосудам. Необходимо исключить из списка гимнастических упражнений наклоны и приседания, так как они требуют соблюдения равновесия. После зарядки рекомендуется принять контрастный душ, который положительно влияет на здоровье всех внутренних систем и органов человека.
- Хорошо поддержать нервную систему поможет комплекс витаминов, который следует принимать при перепадах атмосферного давления. Кушать нужно часто, но небольшими порциями, и ни в коем случае не перегружать тяжёлой пищей организм. Во время многочасовой работы за компьютером необходимо периодически делать перерыв, во время которого можно провести короткую гимнастику, сменить позу, а также самостоятельно сделать массаж шейной и височной зон. Для того чтобы максимально безболезненно перенести все погодные сюрпризы старайтесь избегать сильных перенапряжений и стрессов. Также в это время не рекомендуется проводить силовые тренировки и ответственные мероприятия. При перепадах давления полезным будет посетить бассейн, где спокойная обстановка и целебное действие воды помогут забыть обо всех неурядицах.
- Метеозависимым людям рекомендуется увеличить потребление воды и фруктовых соков. При перепадах артериального давления следует больше отдыхать в положении лёжа. Вернуть организму тонус при пониженном давлении поможет сладкий тёплый чай.
Список литературы
1.Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Л., Гидрометеоиздат. 1987г.
2. Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география .Начальный курс. Учебник для 6 класса. М., Просвещение,2006 г.
3. Кучер Т.В., Колпащикова И.Ф. Медицинская география. М., Просвещение,1996 г.
4. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. М., Русское энциклопедическое товарищество , 2005 г.
5. www.infarkty.net
Интернет ресурсы:
- http://www.eurometeo.ru/russia/mordoviya/atyashevskiy-rayon/chelpanovo/archive
- http://www.gismeteo.ua/weather-saransk-4401/gm/
- http://world-weather.ru/pogoda/russia/saransk/biometeorology/
- http://rp5.ru/%D0%94%D0%BD%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%B2_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B5_(%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние здоровья на работоспособность и успеваемость школьников"
Заболевания – хронические и кратковременные отклонения в физическом развитии, нарушение остроты зрения и слуха – не только существенным образом сказываются на работоспособности детей, но являются...
Исследовательская работа "Сколько весит здоровье школьника"
Цель данной работы - обратить внимание учеников, учителей и родителей на сбережение здоровья (осанки) школьников путем ежедневного контроля тяжестей за спиной....
Исследовательская деятельность как способ формирования у младших школьников представлений о правильной и здоровой пищи
Экспериментальное исследование...
Исследовательский проект "Погода"
Исследовательский проект учащихся 4я класса Халяпина Артема и Честных Назария...
Исследовательская работа на тему "Здоровое питание школьника"
Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. Статистика показывает, что к концу обучения в школе большинство детей имеют хронические болезни, обусловленные неправильным питанием....
Исследовательская работа "Погода и народные приметы"
Люди всегда интересовались погодой, от состояния которой зависела в далеком прошлом вся их деятельность, условия быта и самочувствие. Естественно, что постоянный интерес человека к погоде не пр...
Проект "Влияние сна на здоровье и успеваемость школьников"
Влияние сна на здоровье и успеваемость». Введение.Актуальность.В последнее время, я все чаще стала наблюдать, что мои одноклассники приходят в школу не выспавшиеся, с плохим настроением, на...