Исследовательская работа на тему: «Значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности»
опыты и эксперименты по зож

Цель исследования - выяснить значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа на тему: «Значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности»

Режим дня — неотъемлемая часть здорового образа жизни. Режим дня должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.

       Организация эмпирического исследования

      Исследование  проводилось на базе МБОУ г. Мценска «Средняя школа №2»

      Цель исследования - выяснить значение режима дня на младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.

      Этапы проведения эмпирического исследования:

1.Первым этапом эмпирического исследования является подготовка и составление анкеты для проведения исследования. Для проведения письменного опроса была разработана анкета, состоящая из 10 значимых вопросов, отражающих тему настоящего исследования наиболее полно.
2. Вторым этапом исследования является непосредственно проведение исследования в группе респондентов. Для этого респондентам было предложено в письменном виде ответить на ряд вопросов анкеты, цель которых выяснить их представления, мнения о режиме дня. Респондентов просили отвечать искренне, высказывать свою точку зрения по каждому вопросу. Время заполнения анкеты было неограниченно.
3. Третьим этапом исследования является получение результатов эмпирического исследования, их анализ. Для этого ответы респондентов на предложенную анкету были полностью собраны и проанализированы. 
4. Четвертым этапом эмпирического исследования является сравнение полученных результатов и их обсуждение.

5. Пятым этапом эмпирического исследования является процесс формулирования выводов, который происходит тогда, когда уже изучена вся совокупность признаков, присущая изучаемому предмету. Характеризуется этот процесс проведением анализа синтеза выявленных признаков совпадения и различия.

Описание выборки (характеристика респондетов)

В соответствии с целью была сформирована группа респондентов. Она состояла из 31 ребенка в возрасте от 8 до 10 лет. Это учащиеся 1-3 классов.

Методы эмпирического исследования

Методом исследования является письменный опрос (анкетирование) - сбор первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе респондентов. Для проведения письменного опроса была разработана анкета, а для ее составления был подготовлен предварительный список вопросов, отражающих тему настоящего исследования. В течение определенного периода времени список вопросов в анкете подвергался анализу, корректировке, в него вносились исправления, добавлялись существенные изменения, отражающие тему настоящего исследования наиболее полно. Таким образом, появился новый, отличный от предварительного, список, состоящий из 10 значимых вопросов для проведения анкетного опроса, который стал выглядеть следующим образом:

1. В котором часу ты встаешь утром?

2. Выполняешь ли ты утром физическую зарядку?

3. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?

4. Завтракаешь ли ты перед школой?

5. В какое время ты обычно делаешь домашнее задание?

6. Как долго вы делаете уроки?

7. Гуляешь ли ты на улице, перед тем как выполнить домашнее задание?

8. Сколько часов в день ты смотришь телевизор, играешь в компьютер?

9. Как часто ты стараешься спланировать свой день?

10. Считаешь ли ты важным соблюдение режима дня?

Метод обработки данных

Методом обработки данных является анализ данных-этап эмперического исследования, в ходе которого при помощи содержательных соображений на основе первичной информации раскрываются связи исследуемых переменных.

Результаты эмпирического исследования

Третьим этапом исследования является получение результатов эмперического исследования, их анализ. Для этого ответы респондентов на предложенную анкету были полностью собраны и проанализированы.

     На первый вопрос:

В каком часу ты встаешь? 41,9% - (13 человек из 31) ответили, что просыпаются утром в 8.00, 22,6% - (7 человек из 31) ответили, что просыпаются в 7.00, 12,9% - (4 человека) ответили, что встают в 6.00, 9,7% - (3 человека) ответили, что встают утром в 7.30 минут. И 3,2% - (1 человека) ответил, что встает в 13.00.

     На второй вопрос:

Выполняешь ли ты утором физическую зарядку? 45,2% - (14 человек из 31) ответили, что всегда делают утреннюю физическую зарядку, 35,5% - (11 человек из 31) ответили, что никогда не выполняют физическую зарядку и 19,3% - (6 человек из 31) иногда делают утреннюю зарядку.
     На третий вопрос:

Какие процедуры входят в твой утренний туалет? 100% - (31 человек из 31) ответил, что чистит зубы, умывается.
     На четвертый вопрос: 

Завтракаешь ли ты перед школой? 45,2% - (14 человек из 31) всегда завтракают перед школой, 32,2% - (10 человек из 31) иногда завтракают перед школой и 22,6% - (7 человек и 31) никогда не завтракают перед школой.

    На пятый вопрос:

В какое время ты обычно делаешь домашние задания? 35,5%-(11 человек из 31) делают домашнее задание сразу, как приходят из школы. 32,2%-(10 человек из 31) сначала отдыхают, потом садятся за уроки. 29,1%-(9человек из 31) кушают и потом садятся за уроки. И 3,2%-(1 чел. Из 31) затрудняется ответить на этот вопрос.

На шестой вопрос:

Как долго вы делаете уроки? Были получены различные ответы. Дети затрачивают на выполнение домашнего задания в среднем от 30 минут до 3 часов.
     На седьмой вопрос: 

Гуляешь ли ты на улице, перед тем как выполнять домашнее задание? 54,8% - (17 человек из 31) никогда не гуляют перед тем, как выполнять домашнее задание, 45,2% - (14 человек из 31) иногда гуляют перед тем, как выполнять домашнее задание.
      На восьмой вопрос: 

Сколько часов в день ты смотришь телевизор, играешь в компьютер (PSP)? 38,7% - (12 человек из 31) смотрят телевизор, играют в компьютер 40-45 минут в день, 35,5% - (11 человек из 31) смотрят телевизор, играют в компьютер 1-1,5 часа в день. И 25,8% - (8 человек из 31) смотрят телевизор, играют в компьютер более 1,5 часов в день.
      На девятый вопрос: 

Как часто ты стараешься спланировать свой день? 48,4% - (15 человек из 31) иногда стараются спланировать свой день, 25,8% - (8 человек из 31) всегда планируют свой день. И 28,8% - (8 человек из 31) никогда не планируют свой день.
На десятый вопрос: 

Считаешь ли ты важным соблюдение режима дня? 71% - (22 человека из 31) считают важным соблюдение режима дня, 16% - (5 человек из 31) не знаю, важно ли соблюдать режим дня. И 13% - (4 человека из 31) считают не важным соблюдение режима дня.
     Основными элементами режима дня школьника являются: учебные занятия в школе и дома, активный отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, регулярное и достаточное питание, физиологически полноценный сон, свободная деятельность по индивидуальному выбору. 
При организации режима следует учитывать состояние здоровья своего ребёнка и функциональные особенности данного возрастного периода.
При чётком распорядке дня у ребёнка формируется привычка, когда конкретное время является сигналом для соответствующих действий.
 Младшие школьники считают важным соблюдение режима дня.

  Режим дня - это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечить высокую работоспособность на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма. Так, например, подъём работоспособности отмечается с 11 до 13 часов. Второй подъём в 16-18 часов более низкой интенсивности и продолжительности. Дети легко привыкают к распорядку дня в школе, поэтому и дома следует составить такое же расписание для ребёнка. 
Режим - понятие из взрослой жизни и знакомить с ним нас, детей, необходимо как можно раньше. Нет лучше помощника в зарядке, чем рядом занимающийся папа. Невозможно оставить нам обед и надеяться, что мы сами скушаем его в срок. Каждый шаг рядом с детьми должен вначале совершаться кем-то из взрослых. 
     Во-вторых: все правила распорядка должны соблюдаться вместе взятые. Невозможно поднять ребёнка на зарядку, если вечером он лёг в 23.30 после просмотра фильма ужасов. 
      И третье: ничто так ни нарушает распорядок, как время, когда нечем заняться. До определённого возраста любящие нас родители, ложась спать, должны думать, всё ли они сделали для нас сегодня и как организовать ребенка завтра. Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и ребенок бодро вскакивает при первых звуках музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует волевых дополнительных усилий. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей.   Если родители будут делать все правильно, то физическое развитие детей пойдет более высокими темпами, воспитательный эффект будет положительным дополнительным моментом: ребенок не будет капризным, будет реже болеть, охотно помогать в домашних делах, а в дальнейшем и хорошо учится, при минимальном контроле со стороны родителей. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм. Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой. В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по теме: "Взаимосвязь внимания и тревожности у школьников младших классов"

В работе показана взаимосвязь внимания и тревожности у школьников младших классов. Это обусловлено той ролью, которую внимание играет в процессе обучения и развития личности младшего школьника. Статья...

Система работы по теме "Устранение дислексии и дисграфии младших школьников на уроках русского языка"

В работе перечислены причины и формы дислексии и дисграфии. Определены основные задачи по их устранению. Приведены примерные упражнения для устранения данных нарушений чтения и письма....

Учебно - исследовательская работа На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"

Учебно - исследовательская работа  На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"...

Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»

Исследовательская работа на тему: «Формирование экологической культуры у младших школьников»...

Обобщение опыта работы по теме самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС»

Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. С научной точки зрения, значимость процесса ч...

Исследовательская работа на тему "Изучение влияния употребления чипсов и "Кока-Колы" на здоровье человека"

Является ли употребление «Кока-Колы» и чипсов полностью безопасным для здоровья, и может ли данный перекус быть элементом здоровой пищи для ребёнка? Актуальность данного исследования заклю...