Содержание по этике
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»для 4 класса
Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»в 4Б классе разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа) в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.
Программа разработана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
- ПРОГРАММА КУРСАк учебнику М.Т. Студеникина«Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс
2-e издание, исправленное и дополненное ,Москва ,«Русское слово», 2012года;
2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;
Преобладающие формы текущего контроля знаний- творческие и проектные работы, результаты самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль.
«Основы религиозных культур и светской этики»в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г.Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»с делением на соответствующие модули.
Его изучение направлено на достижение следующих целей:
• развитие представлений о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,
духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиозной
морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе; формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России; об исторической роли
традиционных религий в становлении российскойгосударственнос-
ти; осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.
Происходит формирование у детей первичных представлений о куль-
туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы
«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной
труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль-
тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской
этики» ученик должен:
знать/понимать:
• основные понятия религиозных культур;
• историю возникновения религиозных культур;
• историю развития различных религиозных культур в истории
России;
• особенности и традиции религий;
• описание основных содержательных составляющих священ-
ных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
• описывать различные явления религиозных традиций и
культур;
• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и
поведением людей;
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культу-
ры (культур) в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами рели-
гиозной культуры;
• строить толерантное отношение с представителями разных
мировоззрений и культурных традиций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполне-
ния заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и изла-
гать свое мнение;
• готовить сообщения по выбранным темам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичнос-
ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци-
онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов-
ному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и об-
щества;
• формирование первоначальных представлений о народных
традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в
российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать со-
гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения на
оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особеннос-
тях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Литература и средства обучения:
Учебно-методическое обеспечение курса:
1.ПРОГРАММА КУРСА к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс
2-e издание, исправленное и дополненное , Москва ,«Русское слово», 2012года;
2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;
2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых
религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –
Чебоксары, 2010.
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
4.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и
светской этики. Справочные материалы для общеобразовательны учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
5.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основырелигиозных
культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5
классы. Электронное приложение к учебному пособию. – М.: ЗАО
«Образование – Медиа». – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Народы и религии мира. Энциклопедия /гл.ред.В.А.Тишков. – М.,2001.
2. Религия в истории и культуре / под ред.М.Г.Писманника. – М.,2000.
3. Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова. –
М., 2008.
4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной
Культуры - М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание по этике
Содержание по этике...
Краткое содержание учебника по "Основам религиозных культур и светской этике"
Краткое содержание материала учебника по"Основам религиозных культур и светской этике"...
урок. Тема: Этикет - форма для содержания этики 4 класс
урок предназначен на учащихся 4 класса по программе "2100.."...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 4 классе. Тема: Знакомство родителей с содержанием курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимоде...
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....
Родительское собрание в 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Родительское собраниев 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»...