Содержание по этике
рабочая программа (4 класс) на тему

Содержание по этике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_ose.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»для 4 класса

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»в 4Б  классе разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа)  в соответствии с  учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.

Программа разработана на 35 часов в год, из расчета  1 час  в неделю.

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:

  1. ПРОГРАММА КУРСАк учебнику М.Т. Студеникина«Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс

        2-e издание, исправленное и дополненное ,Москва ,«Русское слово», 2012года;

2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;

Преобладающие формы текущего контроля знаний- творческие и проектные  работы, результаты самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль.

«Основы религиозных культур и светской этики»в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г.Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»с делением на соответствующие модули.

Его изучение направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной

морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных

отношений в семье и обществе; формирование первоначальных

представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли

в культуре, истории и современности России; об исторической роли

традиционных религий в становлении российскойгосударственнос-

ти; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.

Происходит формирование у детей первичных представлений о куль-

туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы

«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной

труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль-

тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской

этики» ученик должен:

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории

России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священ-

ных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и

культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и

поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культу-

ры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами рели-

гиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных

мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполне-

ния заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и изла-

гать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичнос-

ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России;

• формирование семейных ценностей;

• становление гуманистических и демократических ценностных

ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

народов, культур и религий;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци-

онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов-

ному саморазвитию;

• понимание значения нравственности в жизни человека и об-

щества;

• формирование первоначальных представлений о народных

традициях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли этики в

российской культуре;

• становление внутренней установки личности поступать со-

гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на

свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов

России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения на

оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особеннос-

тях объектов, процессов и явлений действительности (природных,

социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Литература и средства обучения:

Учебно-методическое обеспечение курса:

1.ПРОГРАММА КУРСА к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс

        2-e издание, исправленное и дополненное , Москва ,«Русское слово», 2012года;

2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;

  2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых

     религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –

    Чебоксары, 2010.

3.  Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.

    Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

4.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д.  Основы религиозных культур и

светской этики. Справочные материалы для общеобразовательны  учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  5.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основырелигиозных

культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5

 классы. Электронное приложение к учебному  пособию. – М.: ЗАО

 «Образование – Медиа». – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная  литература:

1. Народы и религии мира. Энциклопедия /гл.ред.В.А.Тишков. – М.,2001.

2. Религия в истории и культуре / под  ред.М.Г.Писманника. – М.,2000.

3. Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова. –

    М., 2008.

4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной

    Культуры - М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание по этике

Содержание по этике...

Краткое содержание учебника по "Основам религиозных культур и светской этике"

Краткое содержание материала учебника по"Основам религиозных культур и светской этике"...

урок. Тема: Этикет - форма для содержания этики 4 класс

урок предназначен на учащихся 4 класса по программе "2100.."...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 4 классе. Тема: Знакомство родителей с содержанием курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимоде...

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”...

Родительское собрание в 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Родительское собраниев 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»...