Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Сценарий открытого урока по теме: “Этикет – форма содержания этики”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

 

Сценарий открытого урока по теме:                                                                “Этикет – форма содержания этики”

        

                                                                                                           689 Школа

                                                                        Боровкова Елена Викторовна


             

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. (4-й класс)

Урок 14.<Этикет – форма содержания этики>.

Цели урока по линиям развития личности.                                                                                                                 1-я линия развития личности:

     Готовить к нравственному самосовершенствованию, духовному                                                                                                                                      

     саморазвитию.

2-я линия развития личности:

     Учить делать выбор в учебных моделях общественно значимых    

     жизненных ситуаций и отвечать за него.

     Учить договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая  

     конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Предметные умения:

     Анализировать и оценивать положительные и отрицательные  

     поступки ребят в школе.

     Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки      

     зрения норм требований школьной жизни.

     Замечать и объяснять, какие поступки противоречат школьным  

     правилам. можно сделать  для исправления видимых    

     нарушений.

Оборудование: листы и маркеры для групповой работы.

Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

Познавательные УУД.

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Читать художественные и познавательные тексты, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

4. Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД.

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Планировать свои действия.

5. Осуществлять познавательную и личностною рефлексию.

Коммуникативные УУД.

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

6. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи.

Личностные результаты.

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Этапы урока.

I. Проверка домашнего задания.

Ход урока.

- Сегодня мы будем работать в группах. Каждая группа имеет свой номер.

- Номер группы будет соответствовать номеру задания.

- Давайте вспомним по какой теме мы выполняли проекты на прошлом уроке (Правила поведения).

- Внимание на экран!

Задание: соединить нужные части высказываний и объяснить его смысл.                                                                                                 Слайд 1.

1. Один дурной пример действует сильнее, чем сотни самых строгих правил.

2. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.

3. Хорошее воспитание – это когда другим хорошо.

4. Добродетель и мудрость без знаний правил поведения подобны иностранным языкам.(из каждой команды выходит 1 человек, соединяет части, садится на место, команды думают на смыслом высказываний.

                                                                                                             

                                                                                                               Слайд 2.

II. Актуализация знаний.

Мораль

Нравственность

Этика

Долг

- Объясните значение этих слов

- Обсудите в парах

Могут ли эти слова употребляться как синонимы.

- Мораль нравственность, долг связаны с понятием этика – Учение о нравственности, морали и достойном поведении.

Определяем проблему урока.

Чтение по ролям стр. 66

Автор – Илья

Елена Сергеевна – Соня

Антошка – Егор

Рустам – Дамир

- Как вы думаете, кто из ребят прав?

- Какой возникает вопрос?

 (Нужна ли школьная форма?)

III.Решение проблемы, открытия новых знаний.

Что играет самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям? (наша речь)  

                                                                                             Слайд 3 – оратор

Работа с текстом “Слова – форма для выражения мыслей”.

Читаем текст на стр. 67 с карандашом.

- Каждая команда готовит 2 вопроса по содержанию текста.

Работа с текстом после ответов на вопросы (учитель)

- Подведём итоги.

- Что подразумевается под выражением этические нормы? Что такое этикет?

- Зачем нужно соблюдать форму в отношениях между людьми в школе?

- А могут ли быть связаны форма одежды, вежливая форма обращения  на “вы” и поведение человека?

- Внимание на экран.

                                                                          Слайд 4 – формы этикета

 - Каждая команда называет 1 форму этикета.

Работаем с правилами поведения в классе. (Ответ защитывается,

 если вы соблюдали правило поднятой руки)

- На всех 4 картинках, вы видите действия людей.

- Как их можно назвать?

Работа с текстом

“Действия – форма поступков”

- Прочитайте текст про себя
- Подготовьтесь к ответам на вопросы.

- Попробуйте назвать несколько форм этикета и привести несколько примеров правильного поведения для каждой из этих форм.

- Что вы думаете о форме одежды?

- А есть ли смысл в нормах, обязывающих вести себя  определённым образом, а не иначе?

- Если человек соблюдает правила этикета, означает ли это, что он поступает правильно, достойно.

- Что же важнее форма или содержание?

Игра “Где нарушен этикет” (слайды 5,6,7,8.)

IV. Выражение решения проблемы.

- Какую проблему мы поставили в начале урока

Зачем нужна школьная форма?

- Какой вывод, вы можете сделать? (внешний вид должен соответствовать внутреннему миру, а также обстановке в которой человек находится сейчас.)      

                                                                    Слайд 9 – (школьная форма)

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.    Слайд 10

Выберите высказывание по номеру своей команды.

- Объясните смысл.

1. Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым-за умение ими пользоваться.

2.Нравственные правила похожи на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни.

3.Человек без твёрдых правил почти всегда лишен характера: будь у него характер, он почувствовал бы, как необходимы ему правила.

4. Как вы теперь точнее объясните название учебника “Основы духовно – нравственной культуры народов России.”

 

VI. Итог урока.

- Итак, этикет это…

   (заканчивают дети.)

Внешние формы поведения, фразы, жесты, одежда…, помогающие человеку соблюдать внутренний смысл правил этики (морали)

- Как вы думаете, легко ли соблюдать правила этикета?

В сказках тоже присутствует этикет. Каневский Илья подготовил для Вас презентацию “Сказочный этикет”

VII. Домашние задание.

С. 69 – готовим проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по теме" Этикет и мы". Курс "Светская этика".4класс

Урок посвящён истории возникновения правил этикета и отношению к этим правилам, необходимости их выполнения....

Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

Открытый урок по теме "Краткие формы глагольных сочетаний"

Разработка открытого урока для второго класса....

урок. Тема: Этикет - форма для содержания этики 4 класс

урок предназначен на учащихся 4 класса по программе "2100.."...

Конспект открытого урока по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе XXI век .Автор С. Иванов, А. Евдокимова...

Открытый урок по орксэ " Этикет. Красота этикета."

Конспект открытого урока по орксэ "Этикет Красота этикета." ( районное методобъединение учителей   орксэ)...

Презентация открытого занятия по теме " Этикет"

Слайд  1,2 "Основы светской этики"  Презентация на тему " Этикет"Слайд 3Этикет Слайд 4История этикета.Слайд 5Этикет в эпоху средневековья.Слайд 6"Юности че...