Родительское собрание в 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»
материал (3 класс)

Орешкова Наталья Владимировна

Родительское собрание

в 3 классе по теме

«Представление содержания образования по модулям курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в 3 классе по теме

«Представление содержания образования по модулям курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

Дата проведения: 21 марта, 13:00

Цели:  представить родителям содержание образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Задачи:

- рассказать родителям о возрастных и индивидуальных особенностях младших подростков;

- представить содержание комплексного курса  ОРКСЭ и его модулей;

- заполнить заявление о выборе одного из модулей ОРКСЭ;

- собрать заявление, оформить Лист сводной информации и протокол собрания.

Повестка собрания

  1.  Организационный момент.
  2. «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».
  3. Регламент выбора модуля курса ОРКСЭ (слово  завучу Степановой О.С.)
  4. Презентация «Модули ОРКСЭ»
  5. Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений.
  6. Сбор заполненных родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений, проверка правильности оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся класса

Ход собрания:

  1. Орг. момент (классный руководитель, 1 мин).

Как часто мы забываем, в чем истинный смысл жизни. За суетой не успеваем обратить внимание на своих детей. Забота о них сводится лишь к материальному обеспечению и формальным вопросам о школе.  

Не умеем вести душевные разговоры, вместе трудиться и отдыхать. Общение заменяется компьютером, телевизором, сомнительными играми и передачами, которые не несут заряд добра, а лишь всё чаще злобу и агрессию.

По статистике родители в среднем общаются с детьми не больше одиннадцати минут в день. Так происходит разрыв между поколениями, потеря главных ценностей жизни. О ценностях жизни будет наш новый предмет.

 

  1.  «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» (классный руководитель)

Изучение курса в 4 классе по 1 часу в неделю.

Почему именно в этот период?

Здесь учтены психологические и возрастные особенности учащихся.

Младшие подростки:

  • Находятся в том периоде развития, который носит название переходного к подростковому;
  • Стабильный период;
  • Трудности вызываются индивидуальными особенностями личности и социальной ситуацией детского развития

Учебная деятельность

  • Сензитивный период к возникновению познавательных интересов;
  • Стремление к самостоятельному углублению и приобретению новых знаний;
  • Новое отношение к знаниям – возрастная особенность этого периода.
  • Новое отношение к учению приобретает именно в этот период личностный смысл
  • Новое отношение к знаниям – то ядро взрослости, культивируя и развивая которое можно преодолеть возникающие в этот период трудности в поведении и воспитании детей.

  1. Регламент выбора модуля курса ОРКСЭ (слово  завучу Степановой О.С.)

Уважаемые родители! Департамент государственной политике в сфере общего образования доводит до вас «Информацию о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».   

При выборе ориентируйтесь на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а также личные интересы ребенка.

Хочу отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.

  1. «Основы православной культуры»;
  2. «Основы исламской культуры»;
  3. «Основы буддийской культуры»;
  4. «Основы иудейской культуры»;
  5. «Основы мировых религиозных культур»
  6. «Основы светской этики».

Коротко представит  содержание каждого модуля Орешкова Н.В.

4. Презентация «Модули ОРКСЭ»

  Курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит комплексный характер, знакомит учащихся с основами различных мировоззрений, духовных традиций и нравственных ценностей.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность России и современного мира.

Сегодня я хочу познакомить вас с этим предметом.

 Видеоролик «Про выбор»

Нормативно-правовая основа преподавания. (Слайд 2)

Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:

  • Конституцией Российской Федерации
  • Законом «Об образовании в Российской Федерации»
  • Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»
  •  Федеральным государственным стандартом.

С 2012 года исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)

На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 (1 час в неделю).

Слайд 3. Цель курса: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на первоначальных  представлениях о примерах, образцах культурных и религиозных традиций многонационального российского народа и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами комплексного курса являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
  •   Давайте познакомимся с содержанием каждого из этих модулей.

«Основы православной культуры» (Слайд 5)

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы исламской культуры» (Слайд 6)

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы буддийской культуры» (Слайд 7)

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы иудейской культуры» (Слайд 8)

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы мировых религиозных культур» (Слайд 9)

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

«Основы светской этики» (Слайд 10)

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Обратите внимание, что первый и последний раздел в модулях одинаковы. Они являются общими для всех модулей.

Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего один урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они – один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна – Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий – Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, – «Основы светской этики» – учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. 

Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей. 

На нескольких последних уроках курса учащиеся класса будут работать вместе. На них ребята поделятся своими знаниями, полученными в ходе изучения выбранного модуля, представят свои творческие проекты на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех шести модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.

Преподавать новый курс буду я. Имею свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе.

Предмет безотметочный, по этому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.

У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.

5) Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений.

Уважаемые родители!

При выборе ориентируйтесь на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а также личные интересы ребенка.

6) Сбор заполненных родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений, проверка правильности оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся класса.



Предварительный просмотр:

                                                 Директору МБОУ «Разъезженская СШ»

                                                          с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б

                                                          И. Н. Артёмовой                                            

                                                          _________________________________

                                                          Ф.И.О. родителей (законных представителей)

заявление.

        Мы, родители (законные представители) учащегося ______ класса МБОУ «Разъезженская СШ», с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б ___________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:

        «Основы православной культуры»,

        «Основы исламской культуры»,

        «Основы буддийской культуры»,

        «Основы иудейской культуры»,

        «Основы мировых религиозных культур»,

        «Основы светской этики»

выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки):

______________________________________________________________

Дата «___» _______________20__ г.

___________(Ф.И.О.) ___________________________________________

      (подпись)    

___________(Ф.И.О.) ___________________________________________

      (подпись)                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Представление содержания образования по модулям курса « Основы религиозных культур и светской этики»

Слайд 2

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Нормативно-правовая основа преподавания. Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации Законом «Об образовании в Российской Федерации» Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» Федеральным государственным стандартом.

Слайд 3

Цель курса: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на первоначальных представлениях о примерах, образцах культурных и религиозных традиций многонационального российского народа и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Слайд 4

Структура комплексного курса 6 предметов (модулей): 1) основы православной культуры 2) основы исламской культуры 3) основы буддийской культуры 4) основы иудейской культуры 5) основы мировых религиозных культур, 6) основы светской этики.

Слайд 5

« Основы православной культуры » Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 6

« Основы исламской культуры » Россия — наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 7

« Основы буддийской культуры » Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 8

« Основы иудейской культуры » Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 9

« Основы мировых религиозных культур » Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 10

« Основы светской этики » Россия — наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Слайд 11

Уважаемые родители! При выборе ориентируйтесь на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а также личные интересы ребенка.

Слайд 12

Директору МБОУ « Разъезженская СШ » с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б И. Н. Артёмовой _________________________________ Ф.И.О. родителей (законных представителей) заявление. Мы, родители (законные представители) учащегося ______ класса МБОУ « Разъезженская СШ » , с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б ___________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » : « Основы православной культуры » , « Основы исламской культуры » , « Основы буддийской культуры » , « Основы иудейской культуры » , « Основы мировых религиозных культур » , « Основы светской этики » выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки): ______________________________________________________________ Дата « ___ » _______________20__ г. ___________(Ф.И.О.) ___________________________________________ (подпись) ___________(Ф.И.О.) ___________________________________________ (подпись)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"

Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...

Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...

Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»

В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ  по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 4 классе. Тема: Знакомство родителей с содержанием курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимоде...

Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской  этики» для 4 класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного станд...