Родительское собрание в 3 классе по теме «Представление содержания образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики»
материал (3 класс)
Родительское собрание
в 3 классе по теме
«Представление содержания образования по модулям курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
в 3 классе по теме
«Представление содержания образования по модулям курса
«Основы религиозных культур и светской этики».
Дата проведения: 21 марта, 13:00
Цели: представить родителям содержание образования по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Задачи:
- рассказать родителям о возрастных и индивидуальных особенностях младших подростков;
- представить содержание комплексного курса ОРКСЭ и его модулей;
- заполнить заявление о выборе одного из модулей ОРКСЭ;
- собрать заявление, оформить Лист сводной информации и протокол собрания.
Повестка собрания
- Организационный момент.
- «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков».
- Регламент выбора модуля курса ОРКСЭ (слово завучу Степановой О.С.)
- Презентация «Модули ОРКСЭ»
- Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений.
- Сбор заполненных родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений, проверка правильности оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся класса
Ход собрания:
- Орг. момент (классный руководитель, 1 мин).
Как часто мы забываем, в чем истинный смысл жизни. За суетой не успеваем обратить внимание на своих детей. Забота о них сводится лишь к материальному обеспечению и формальным вопросам о школе.
Не умеем вести душевные разговоры, вместе трудиться и отдыхать. Общение заменяется компьютером, телевизором, сомнительными играми и передачами, которые не несут заряд добра, а лишь всё чаще злобу и агрессию.
По статистике родители в среднем общаются с детьми не больше одиннадцати минут в день. Так происходит разрыв между поколениями, потеря главных ценностей жизни. О ценностях жизни будет наш новый предмет.
- «Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков» (классный руководитель)
Изучение курса в 4 классе по 1 часу в неделю.
Почему именно в этот период?
Здесь учтены психологические и возрастные особенности учащихся.
Младшие подростки:
- Находятся в том периоде развития, который носит название переходного к подростковому;
- Стабильный период;
- Трудности вызываются индивидуальными особенностями личности и социальной ситуацией детского развития
Учебная деятельность
- Сензитивный период к возникновению познавательных интересов;
- Стремление к самостоятельному углублению и приобретению новых знаний;
- Новое отношение к знаниям – возрастная особенность этого периода.
- Новое отношение к учению приобретает именно в этот период личностный смысл
- Новое отношение к знаниям – то ядро взрослости, культивируя и развивая которое можно преодолеть возникающие в этот период трудности в поведении и воспитании детей.
- Регламент выбора модуля курса ОРКСЭ (слово завучу Степановой О.С.)
Уважаемые родители! Департамент государственной политике в сфере общего образования доводит до вас «Информацию о преподавании в 4-х классах общеобразовательных организаций комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
При выборе ориентируйтесь на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а также личные интересы ребенка.
Хочу отметить единую ценностную основу предметной области духовно-нравственной воспитательной направленности, курса ОРКСЭ. Она ориентирована на культуру и традиции народов России, российские общенациональные гражданские ценности и нормы, веротерпимость, уважение национальных и культурных особенностей народов России, семей, права на мировоззренческое самоопределение и свободное культурное развитие, достоинство личности в российском обществе и государстве.
- «Основы православной культуры»;
- «Основы исламской культуры»;
- «Основы буддийской культуры»;
- «Основы иудейской культуры»;
- «Основы мировых религиозных культур»
- «Основы светской этики».
Коротко представит содержание каждого модуля Орешкова Н.В.
4. Презентация «Модули ОРКСЭ»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» носит комплексный характер, знакомит учащихся с основами различных мировоззрений, духовных традиций и нравственных ценностей.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, - общность в многообразии, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность России и современного мира.
Сегодня я хочу познакомить вас с этим предметом.
Видеоролик «Про выбор»
Нормативно-правовая основа преподавания. (Слайд 2)
Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:
- Конституцией Российской Федерации
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»
- Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»
- Федеральным государственным стандартом.
С 2012 года исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)
На изучение нового учебного курса предусмотрено относительно небольшое количество часов — всего 34 (1 час в неделю).
Слайд 3. Цель курса: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на первоначальных представлениях о примерах, образцах культурных и религиозных традиций многонационального российского народа и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами комплексного курса являются:
- знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
- развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
- Давайте познакомимся с содержанием каждого из этих модулей.
«Основы православной культуры» (Слайд 5)
Россия — наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы исламской культуры» (Слайд 6)
Россия — наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы буддийской культуры» (Слайд 7)
Россия — наша Родина.
Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы иудейской культуры» (Слайд 8)
Россия — наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы мировых религиозных культур» (Слайд 9)
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
«Основы светской этики» (Слайд 10)
Россия — наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Обратите внимание, что первый и последний раздел в модулях одинаковы. Они являются общими для всех модулей.
Первый раздел «Россия – наша Родина» занимает всего один урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они – один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна – Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, что при явном различии наших взглядов на мир, при том, что все люди разные, мы – народ России – едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.
На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.
Второй урок – вводный для каждого модуля. Его тема – «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура – важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.
На последующих уроках учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий – Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, – «Основы светской этики» – учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.
На нескольких последних уроках курса учащиеся класса будут работать вместе. На них ребята поделятся своими знаниями, полученными в ходе изучения выбранного модуля, представят свои творческие проекты на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех шести модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Преподавать новый курс буду я. Имею свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации, дающее право преподавания «Основ религиозных культур и светской этики» в общеобразовательной школе.
Предмет безотметочный, по этому учебному курсу не предусмотрены большие домашние задания, требующие поиска дополнительной информации в книгах или Интернете. Гораздо важнее с воспитательной точки зрения организовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми и взрослыми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем как в школе на уроках, так и дома, в кругу семьи.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей, других взрослых позволит, с одной стороны, существенно расширить содержание нового курса, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, это сделает общение детей с родителями, другими взрослыми на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и в конечном счёте продуктивным.
5) Заполнение родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений.
Уважаемые родители!
При выборе ориентируйтесь на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а также личные интересы ребенка.
6) Сбор заполненных родителями (законными представителями) обучающихся личных заявлений, проверка правильности оформления, сверка числа личных заявлений по списку учащихся класса.
Предварительный просмотр:
Директору МБОУ «Разъезженская СШ»
с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б
И. Н. Артёмовой
_________________________________
Ф.И.О. родителей (законных представителей)
заявление.
Мы, родители (законные представители) учащегося ______ класса МБОУ «Разъезженская СШ», с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б ___________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»:
«Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры»,
«Основы буддийской культуры»,
«Основы иудейской культуры»,
«Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики»
выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки):
______________________________________________________________
Дата «___» _______________20__ г.
___________(Ф.И.О.) ___________________________________________
(подпись)
___________(Ф.И.О.) ___________________________________________
(подпись)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632) с 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Нормативно-правовая основа преподавания. Преподавание курса ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации Законом «Об образовании в Российской Федерации» Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» Федеральным государственным стандартом.
Цель курса: формирование у младшего школьника мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на первоначальных представлениях о примерах, образцах культурных и религиозных традиций многонационального российского народа и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Основными задачами комплексного курса являются: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей); развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей обучающихся к общению в полиэтнической, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.
Структура комплексного курса 6 предметов (модулей): 1) основы православной культуры 2) основы исламской культуры 3) основы буддийской культуры 4) основы иудейской культуры 5) основы мировых религиозных культур, 6) основы светской этики.
« Основы православной культуры » Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
« Основы исламской культуры » Россия — наша Родина. Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
« Основы буддийской культуры » Россия — наша Родина. Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
« Основы иудейской культуры » Россия — наша Родина. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора – главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
« Основы мировых религиозных культур » Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
« Основы светской этики » Россия — наша Родина. Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Уважаемые родители! При выборе ориентируйтесь на образ жизни, культуру, традиции, принятые в семье, а также личные интересы ребенка.
Директору МБОУ « Разъезженская СШ » с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б И. Н. Артёмовой _________________________________ Ф.И.О. родителей (законных представителей) заявление. Мы, родители (законные представители) учащегося ______ класса МБОУ « Разъезженская СШ » , с. Разъезжее, ул. Саянская, д. 43Б ___________________________________ (Ф.И. ребёнка), из предлагаемых на выбор модулей комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики » : « Основы православной культуры » , « Основы исламской культуры » , « Основы буддийской культуры » , « Основы иудейской культуры » , « Основы мировых религиозных культур » , « Основы светской этики » выбираем для своего ребёнка изучение модуля (написать от руки): ______________________________________________________________ Дата « ___ » _______________20__ г. ___________(Ф.И.О.) ___________________________________________ (подпись) ___________(Ф.И.О.) ___________________________________________ (подпись)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики"
Рабочая программа по модулям " Основы мировых религиозных культур" и "Основы светской этики"...
Беседа с родителями учащихся 3 класса о введении курса «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
Беседа с родителями учащихся 3 классов о значении курса ОРКСЭ в нравственном воспитании учащихся...
Из опыта работы по курсу «Основы мировых религиозных культур и светской этики»
В работе представлен опыт работы по предмету ОРКСЭ по программе "Основы мировых религиозных культур и светской этики" Данилюк А.Я. Использование форм, технологии и приёмов работы с учащимис...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в 4 классе. Тема: Знакомство родителей с содержанием курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только в согласованном взаимоде...
Родительское собрание в 3-ем классе по ОРКСЭ. Тема: «Знакомство с содержанием и особенностями преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля».
В разработке подробно изложены особенности и содержание 6 модулей в курсе ОРКСЭ....
Рабочая программа начального общего образования по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса
Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса на 2017-2018 учебный год составлена на основе Федерального компонента государственного станд...
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Поурочное планирование курса ОРКСЭ в 4 классе...