классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
классный час (3 класс) по теме

Кузнецова Мария Владимировна

 

Открытый классный час на тему:

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. Волосово

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  • формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  • воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  • формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
  • способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация; корона, рваное платье, сабля, палочка, седая борода (для инсценировки «Сказочки о счастье»); таблица ЗХУ; карточки- ладошки;  рисунки на тему «Таким я вижу мир»; карточки  с проблемной ситуацией; сердечки; фломастеры.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый классный час на тему:

«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. Волосово

Цели:

  1. сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);
  2. формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей;
  3. воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
  4. формировать у учащихся коммуникативные навыки: навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  5. развивать критическое мышление;
  6. развивать способность к самостоятельной и оценочной работе с информацией;
  7. способствовать повышению уровня творческой активности учащихся.

Оборудование: презентация; корона, рваное платье, сабля, палочка, седая борода (для инсценировки «Сказочки о счастье»); таблица ЗХУ; карточки- ладошки;  рисунки на тему «Таким я вижу мир»; карточки  с проблемной ситуацией; сердечки; фломастеры.

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.
Здравствуйте! Я вас встретила впервые.
Но я человек, и вы – человек,
Мы люди на этой земле… (В.А. Солоухин)
        Все мы разные: блондины и брюнеты 
(слайд №2), люди разных рас и национальностей (слайды № 3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. 
        Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Предположите, какова будет тема нашего классного часа? /версии учащихся /

Проверим ваши предположения.

Внимательно, вдумчиво прочитаем тему.

(слайд № 4) «Толерантность – путь к миру!».

Итак, это проблема, которую мы обсуждаем. Работаете в группах, роли в группе  распределены. В течение урока вы работаете с таблицей ЗУХ.

Сейчас, посовещавшись, озвучьте вашу версию устно, а секретарь затем заполнит 1 и 3 графу.

Что мы знаем?

Что мы узнали?

Что хотим узнать?

Представляем, что обозначает слово толерантность.

Представляем, что такое мир.

1. Почему толерантность приводит к миру?

2. Какие должны быть взаимоотношения  между людьми, чтобы был мир?

3. Какие отношения между людьми называются толерантными? Почему они способствуют миру?

    (Слайд № 5) Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. 
         Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
         
Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как 
(слайд № 6 ) Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.; 
(слайд № 7 ) Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;

(слайд № 8 ) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; 
(слайд № 9) Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков… 
 Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения?

2. Введение и объяснение понятия толерантность.
        
Сегодня мы часто слышим с телеэкранов, от ведущих политиков слово “толерантность”.

Может, кто знает, что обозначает это слово? / версии детей /
 (Слайд № 10) Толерантность 
(от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность – слово заимствованное, малопонятное.

Может, кто узнал, что оно означает в других языках?

  1. английском – готовность быть терпимым;
  2. во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  3. в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  4. в арабском – милосердие, терпение, сострадание;

Подберите ближайшие синонимы  к этому слову.

Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие.

(запись слов- синонимов на  карточках-ладошках)

Согласны ли вы, что проявлять толерантность- это..
 
(Слайд № 11) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Верно ли утверждение, что быть толерантным – это…

 ( Слайд № 12) Быть толерантным -означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

        
        - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная.

Можете те ли выназвать события, угрожающие миру? 
        - Война,теракты ….
  - Множество людей , после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни.

         - Почему происходят войны? /версии детей/

(Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой, …)
        - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. 

        - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
        - Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. 
        Мы должны проявлять милосердие!

Как вы понимаете смысл этого слова?

 Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. 
        

3. (Слайд №13) Проанализировать ситуации. Найти нужные решения.

Чтобы научиться понимать людей других стран, других культур, нужно научиться

понимать своих родителей, друзей, одноклассников.

Давайте проверим, 1- развито ли у вас это качество;

2-  какой  выход найдёте из сложившейся ситуации.

  1. Один одноклассник грубо высказывается в адрес вашего друга. Вас это беспокоит и огорчает, хотя остальные ребята с удовольствием слушают колкие замечания.

Соблюдайте правила толерантного взаимоотношения,  работая в группе.

4.(Слайд14) Правила работы в группе.

1.Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

 / Анализ ситуации/

5. Тестирование. 
        
А хотите ли вы, определить, насколько вы толерантны. Если вы выбираете первый ответ, загибайте палец.

Миша плохо одет…

  1. Это неважно.
  2. Ты подсмеиваешься над ним.

Петя питается не так, как ты, по причине своей религии…

  1. Ты просишь, чтобы он объяснил это.
  2. Ты говоришь, что он выглядит смешно.

Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

  1. Ты стремишься лучше узнать его.
  2. Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

Пожилая женщина медленно идет…

  1. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
  2. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.

Ты – девочка, тебя ставят рядом с мальчиком…

  1. Ты разговариваешь с ним.
  2. Ты говоришь, что все мальчики - нули.

На твоих глазах на кого – то нападают…

  1. Ты пытаешься защитить его.
  2. Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

К тебе подходит ребенок – инвалид…

  1. Ты естественным образом разговариваешь с ним.
  2. Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

Загнул 7 пальцев? Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.

Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

 (Слайд №16)

Внимательно посмотрите инсценировку «Сказочка о счастье» и ответьте на вопрос:«Чему нас учит эта сказка?»

1.На свете жил один король,

Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!» - 
И с трона спрыгнул смело.
Вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
Вот король в карету сел – 
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета быстро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, - 
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова – 
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой – 
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторож
а найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
Домой ей привезешь дрова,
Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице, 
Как ясный день, сияет!

/ Ответ на вопрос учащихся /

 / Нужно помогать людям, то и сам обретёшь счастье /

Вопросы к учащимся: 

  1. Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
  2. Как вы думаете, почему изменился король?
  3. Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявлением доброты.

7. Обобщение. 
Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно сделать, мы узнаемиз китайскойпритчи «Ладная семья».
        Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

- Какой ответ вы нашли в притчи?

- Как вы поняли эту притчу?

8. Тренинг./Стоя за партой/
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.

 ( Слайд 17)

Наша страна – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать  историю  Толерантности.

9. Рефлексия
Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям.

Давайте вернёмся к теме классного часа .
- Что мы хотели выяснить? / Почему толерантность приводит к миру?/

- Какой же ответ  вы можете  дать?( Посовещайтесь в группе,  1 представитель её озвучит, если версии одинаковые у групп, не надо повторяться, достаточно сказать: «Мы такого же мнения. » )

Что мы знаем?

Что мы узнали?

Что хотим узнать?

Представляем, что обозначает слово толерантность.

Представляем, что такое мир.

1.Толерантность- это один из способов, который приводит к миру во всём мире.

2. Толерантные взаимоотношения между людьми укрепляют мир.

3. Соблюдая толерантные взаимоотношения между людьми, мы придём к МИРУ на всей Земле!

4.Если все будут терпимы друг к другу, понимать друг друга, то на Земле всегда будет мир.

1. Почему толерантность приводит к миру?

2. Какие должны быть взаимоотношения  между людьми, чтобы был мир, согласие?

- Оцените работу своей группы. ( 5-ая система ). Ваши пожелания.

Дети всей Земли хотят жить в мире, дружбе, понимании, чтобы всегда светило яркое солнце, а рядом была любимая мама, как поется в одной очень старой, но до сих пор популярной детской песенке. Давайте все дружно споем песню “Солнечный круг”  (слайд № 17 ).
   (Слайд № 18) 
Счастья Вам всем, мира, радости и терпения! До свидания! До новых встреч! Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс

Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....

Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ...

Классный час на тему Толерантность путь к миру

Цель проекта: развитие установок толерантности и культуры мира у учащегося  начальной школы. ...

Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру».

Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Поэтому необход...

классный час на тему "Толерантность - путь к миру"

разработка классного часа для учеников 3 класса на тему "Толерантность - путь к миру"...


 

Комментарии

Болконская Марина Евгеньевна

Мария Владимировна, хотелось бы увидеть презентацию к уроку.