Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I.Орг.момент. Приветствие учащихся. Позитивный настрой на занятие. |
|
|
|
II.Просмотр мультфильма. | -О чем этот мультфильм?(1 мин.) | -О том, что не следует смеяться над другими, если они не такие как ты. | Л -1
П-4 |
III.Постановка учебной задачи. Выявление проблемы (работа в группах). | -Чтобы узнать тему нашего занятия надо отгадать ребус. У вас на столах лежат листочки, на них написаны буквы, которым надо найти их место и тогда мы сможем прочитать название нашего занятия, но чтобы узнать, в каком порядке надо поставить буквы, надо сосчитать примеры на обратной стороне.
т | о | л | е | р | а | н | т | н | о | с | т | ь | 41-40 | 15-13 | 33-30 | 20-16 | 17-12 | 12-6 | 3+4 | 2+6 | 7+2 | 5+5 | 5+6 | 8+4 | 10+3 |
-Прочитайте, какое слово получилось? - О чём мы будем говорить на занятии? Что бы вы хотели узнать? Все мы разные: блондины и брюнеты (слайд №2), люди разных рас и национальностей (слайды № 3): африканцы, азиаты, евреи, русские, армяне.… Почему мы иногда посмеиваемся друг над другом? Мы не обязаны любить всех. Однако все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений. Каждый из нас неповторим и значим. Уважать других со всеми их физическими и религиозными различиями, быть внимательными к другим, отмечать, в первую очередь, то, что нас объединяет, – вот об этом мы и поговорим сегодня на занятии.(слайд №4)
|
Толерантность.
-Что означает слово толерантность. Что значит быть толерантным человеком.
| К-4
Р-2 |
IV.Знакомство с понятием «толерантность» | - Ребята, как вы понимаете, что такое толерантность? Толерантность – терпимость к чужому мнению, вероисповеданию, поведению, культуре, политическим взглядам, национальности, то есть это проявление терпимости, понимания и уважения к личности другого человека независим от каких-либо отличий.(слайд №5) Может, кто узнал, что оно означает в других языках?
- английском – готовность быть терпимым;
- во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
- в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
- в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
Подберите ближайшие синонимы к этому слову. Толерантность – терпимость, уважение, лояльность, чуткость, милосердие, мир, дружба, сострадание, понимание, любовь, уважение. Согласны ли вы, что проявлять толерантность- это.. (Слайд №6) Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Верно ли утверждение, что быть толерантным – это… ( Слайд №7) Быть толерантным - означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.
| Ответы детей.
Запись слов - синонимов на карточках-листочках.
| П-6 |
V.Творческая работа. | Заселение земного шара человечками. У разных групп человечки разных цветов, а в каждой группе разных размеров. - Давайте напишем на человечках те национальности, которые встречаются в вашей семье, и сделаем дружный хоровод из человечков, прикрепив их к земному шару. Обсуждение: все человечки разные и поэтому получился яркий дружный хоровод. Все мы очень разные. А хорошо это или плохо?
В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках, и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете? Сейчас на Земле насчитывается около трех тысяч народов. Российская Федерация - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В ней проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек. Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как (слайд № 8) Александр Сергеевич Пушкин- поэт, писатель, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп; (слайд №9) Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан; - Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? - В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Можете те ли вы назвать события, угрожающие миру? - Множество людей, после этих событий стали беженцами. Они были вынуждены покинуть свою страну. Кров для бездомных – наш долг. Сейчас в Россию приезжают беженцы из Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Грузии, Афганистана, Ливана, Чечни, Дагестана. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам и розни. - Почему происходят войны? - Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых. - Так всегда было в истории. Но страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы? - Мы должны проявлять милосердие! Как вы понимаете смысл этого слова? Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность. | Дети делают человечков и заселяют земной шар.
Ответы детей.
Рассказывают дети.
- Война , теракты ….
(версии детей) (Конфликты из-за территории , не смогли договориться между собой…),
- Негде жить, негде работать, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. |
К-5
П-7 |
VII.Тестирование. | -А хотите ли вы, определить, насколько вы толерантны. Проведем такую игру. Перед вами на столе кружки разных цветов. Я называю ситуацию, а вы выкладываете красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе. Младший брат сломал твою игрушку. - Ты его прощаешь
- Ты бьешь его.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. - Ты идешь с ними гулять.
- Ты устраиваешь истерику.
Цвет кожи у Джо отличается от твоего… - Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.
Пожилая женщина медленно идет… - Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать
На твоих глазах на кого – то нападают… - Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
К тебе подходит ребенок – инвалид… - Ты просто разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
У тебя 7 красных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других. Если от 3 до 6, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится. Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым! | Дети выкладывают из конвертов кружочки. | Р-4 |
VIII. Работа по представлению «Давайте пофантазируем…»
| - Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) 1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? 2. Хорошо или плохо, что мы все разные? 3. Как жить в мире, где столько разных людей? ВЫВОД: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества. Для этого существует правило «Трех П» (слайд№10)
|
Высказывания детей. |
|
IX.Обобщение.
X.Тренинг. /Стоя за партой / | Наш класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно сделать, мы узнаем из китайской притчи «Ладная семья». Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Какой ответ вы нашли в притчи? - Как вы поняли эту притчу?
Давайте вдумчиво и в полголоса произнесем следующие фразы: Наша Родина - Россия. Мы живем дружно. Мы терпимы друг к другу. Мы милосердные, добрые, справедливые. Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
Наша страна – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать историю Толерантности.
|
|
|
XI.Рефлексия. | Государства - члены Организации Объединенных наций объявили 16 ноября Международным днем, посвященным толерантности. Ребята, будьте толерантными, терпимыми друг к другу, ко всем окружающим людям. Давайте вернёмся к теме классного часа . - Что мы хотели выяснить? - Какой же ответ вы можете дать? А теперь прикрепим листочки к дереву толерантности, чтобы наша школа стала пространством толерантности. (слайд №11) |
- Толерантность –путь к миру! |
|
Комментарии
Цель занятия: формирование
Цель занятия: формирование уважительного отношения к людям других национальностей, признание различий и индивидуальности каждого.
А это очень актуальная работа
А это очень актуальная работа! Я учу детей- иностранцев, мне очень пригодится в работе
Буду очень рада!!!
Буду очень рада!!!