Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру».
классный час
Проблема толерантности была актуальна всегда, но в последние годы она приобретает особенно большую значимость. В обществе наблюдается активный рост агрессивности, насилия, экстремизма. Поэтому необходимо постоянно укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу. Международный день толерантности (терпимости) отмечается ежегодно 16 ноября. В ходе беседы ребята знакомятся с определением «толерантность» и принципами толерантности, а также определяют основные черты толерантного человека. Так же с детьми обсуждаются вопросы, связанные с уважением, милосердием друг к другу, с умением сострадать, быть терпимее, ценить свои особенности и воспринимать особенности других без ненависти. Разбирают определенные ситуации из которых они должны выйти с положительным результатом. Играют в игры: «Добрый и злой», «Доскажи словечко», выстраивают из своих ладошек «Дерево Толерантности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_tolerantnosti_2018g.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тему: «Толерантность – путь к миру».
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи.
Образовательная:
- Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
- Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающая:
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательная:
- Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
- Ребята, давайте дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. (Звучит песня «Улыбка)
- Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой!
- Ребята, сейчас мы единое целое, от работы каждого из нас зависит общее дело. Работать начинаем?
- Мир – это Вселенная. Мир – это наша Земля. Мир - это наша страна. Мир – это наш город. Мир – это наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас.
- Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худенькие, лысые и с косичками, умные и не очень. Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. И все мы должны жить и понимать друг друга.
-Существует такое красивое слово «толерантность».
- Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному.
У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек белого цвета дети зачитывают:
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
- Русский словарь толерантность трактует как терпимость – способность терпеть что-то или кого-то, терпеть иной образ жизни, иное поведение, чувства, мнения, идеи. Быть выдержанным, считаться с мнением других, быть снисходительными друг к другу, терпимее. Т.е. должны быть толерантными друг к другу.
-Что общего в этих определениях?
Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.
- Понятие «толерантность» для нашего сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
- Ребята, а вы знаете, что День Толерантности отмечается 16 ноября.
И именно этой дате посвящен наш классный час.
- Толерантность – это качество личности.
Но ведь у толерантности должно быть лицо! У толерантности должны быть какие-то свои качества.
-Давайте попробуем дать характеристику толерантному человеку.
- У вас листочки с различными качествами человека. Попробуйте выбрать те качества, которые, по вашему мнению, соответствуют толерантному человеку.
Конверт 1: злорадство, ложь, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, прощение, грубость, сердечность.
Конверт 2: доброта, сердечность, терпимость, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание, злость.
Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, вспыльчивость, раздражение, сердечность, конфликт, сострадание.
- Ребята! Давайте проверим, что у нас с вами получилось (представитель каждой группы зачитывает ответ своей группы, затем карточки с качествами, которые чаще всего встречаются, крепятся на доску).
1. Доброта, уважение, понимание, миролюбие, сострадание, великодушие, прощение,.
2. Доброта, сердечность, терпимость, равенство, милосердие, сострадание, сотрудничество, уважение, великодушие, понимание.
3. Миролюбие, прощение, равенство, уважение, милосердие, терпимость, сердечность, сострадание.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? - Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? - Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? - Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? - Как мы можем это сделать? - Для этого мы с вами будем играть в игру
«Давайте дарить друг другу комплименты». Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, каждый человек – это индивидуальность, личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. - Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно, чтобы все были близкими друзьями. Потому что у нас разное воспитание, интеллект, желание учиться, потребности, характеры, вкусы и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными. Конечно, всеми качествами обладать, наверное, невозможно, так как идеальных людей нет, но каждый человек должен к этому стремиться. Сейчас, я хотела бы вам рассказать китайскую притчу. Притча называется «Ладная семья».
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже. - Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? -А какое еще добавил слово? Мы с вами говорили о дружбе, доброте, терпении, любви и уважении… - «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему? - Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь. - Я приготовила вам испытания, если вы будете дружными, будете помогать друг другу, то с этими заданиями, конечно, справитесь. Мальчик вежливый, понятливый, Игра «Вместе мы поможем друг другу вырасти» - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
«Ситуации» Участники получают задания на листочках. - Вам надо подумать и высказать свое решение, как вести себя в различных случаях. 1 ситуация. На перемене при игре тебя кто–то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком? 2 ситуация. Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия? 3 ситуация. Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь? 4 ситуация. У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия? - Так какова же цель разрешения любого конфликта? «Дерево Толерантности» В конце нашего занятия, я предлагаю вам вырастить в нашем классе традиционное Дерево Толерантности. Для этого мы выполним творческую работу. Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, надо сделать, чтобы наш класс, наша школа стала пространством толерантности. Затем листочки приклейте на дерево. Примерные надписи: 1. Надо всех любить и уважать. 3. Понимать друг друга. 4. Научиться прощать. 6. Быть терпимыми. 7. Уважать пожилых людей. 8. Уметь слышать и слушать. 9. Уметь дать совет, выслушать совет другого. 10. Прислушиваться к мнению старших. 11. Не повышать голос друг на друга. 12. Быть милосердными. 13. Сострадать всем. 14. Принимать людей такими, какими они есть. 16. Проявлять терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. 17. Уважать права другого человека. Толерантность. Что это такое? - Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: "Это все земное. То, на чем стоит Планета вся". Толерантность - это люди света Разных наций, веры и судьбы Открывают что-то, где-то, Радуются вместе. Нет нужды Опасаться, что тебя обидят Люди, цвета, крови не твоей. Опасаться, что тебя унизят Люди на родной Земле твоей. Ведь Планета наша дорогая Любит всех нас: белых и цветных! Будем жить, друг друга уважая! Толерантность - слово для живых! - Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор о толерантности оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, на деле спасут мир. Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".
Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....
классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»
Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру"
Классный час...
Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру" 4 класс
Ребята знакомятся с определением толерантность, определяют качества толерантного человека....
Классный час по теме: "Толерантность-путь к миру!"
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ИЗ РАЗДЕЛА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...
Классный час на тему Толерантность путь к миру
Цель проекта: развитие установок толерантности и культуры мира у учащегося начальной школы. ...
классный час на тему "Толерантность - путь к миру"
разработка классного часа для учеников 3 класса на тему "Толерантность - путь к миру"...