классный час на тему "Толерантность - путь к миру"
классный час (3 класс)

Соломенная Наталья Сергеевна

разработка классного часа для учеников 3 класса на тему "Толерантность - путь к миру"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе

«Толерантность – путь к миру»

Тема: "Толерантность – путь к миру".

Цель : знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.

Задачи:

Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.

Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть вас на нашем классном часе.

- Настроение каково!?             (ученики: Во  и показывают движением)

- Все такого мнения!?              (ученики: Все без исключения)

- Может вы уже устали?          (ученики: Мы с собой таких не брали)

- Может ляжем, отдохнём?      (ученики: Лучше мы уже начнём!)

- Посмотрели на друзей,

- Улыбнулись поскорей!

- Мы сейчас не отдыхаем,

- Мы работать начинаем!

2. Введение в тему классного часа.

Учитель: 

- Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча "Ладная семья". (Учитель читает притчу)

Китайская притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, драк. Дошёл слух об этой семье до самого царя. И он решил проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился царь. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Затем передал лист царю. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.

- И всё?

- Да, - ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:- И мира тоже.

Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?

Ученики: Любовь, терпение, прощение.      

Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Ученики: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.

Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно назвать одним словом

- Вы можете назвать слово, если  отгадаете  ребус. ( у детей листочки с ребусом)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05af/0019bbb6-abb59c9e/4/hello_html_1a885737.jpg C:\Users\Home\Downloads\hello_html_1a885737.jpg

- Какое слово получилось?

- Давайте вместе прочитаем: Толерантность.

- Ребята, сегодня мы будем говорить о толерантности и узнаем, что это слово обозначает.

3. Работа по теме классного часа.

Учитель:

- Ребята, а как вы понимаете слово «толерантность»?

(Ученики высказывают своё мнение).

Учитель:

- Если мы обратимся к толковому словарю В.И. Даля, то найдем вот такое определение:

Толерантность – это терпимое отношение к чему-нибудь, умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, характеру (Словарь В.И. Даля).

- А в своём словаре Ушков назвал толерантность  просто – терпимость.

- Толерантность, ребята,  - это умение жить в мире и согласии со всем миром.

- В календаре 16 ноября отмечен как Международный День Толерантности или День терпимости. Этот день был учреждён в 1996 году Генеральной Ассамблеей ООН. Для того, чтобы напомнить людям всей планеты, что надо уважать друг друга. Уважать людей разных национальностей, разных взглядов, разных по здоровью. Остановить  конфликты, ссоры между людьми. Чтобы сохранить нашу планету и жизнь на ней, еще раз вспомнить, что жить надо дружно!

- А сейчас вспомним простые способы «быть толерантным».
Быть толерантным – быть вежливым.

- Готовы, проверить себя?

Игра «Доскажи словечко»

Мальчик вежливый, понятливый,
Говорит, встречаясь: … (Здравствуйте).

Если наступил на ножку,
Хоть случайно, хоть немножко.
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – … (Извините).

Трясогузка с бережка
Уронила червяка.
И за угощенье рыба

Ей побулькала: … (Спасибо!)


Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: ... (Добрый день!)

На закате мотылёк,
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: … (Добрый вечер!)

Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем: … (До свиданья)

- Каждый вежливый и воспитанный человек говорит слова, которые мы назвали. Они -  «волшебные». С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение.

-  Ещё необходимо растить в себе доброту. Как это сделать?

(Ответы учеников)

- Нельзя быть равнодушными к чужому горю, стараться  прийти на помощь, стараться делать  добро каждый день. Учиться быть сдержанным, учиться прощать.

Учитель:

- А теперь мы с вами выясним, какими качествами обладает толерантный человек, и составим «Цветок толерантности».

- У вас на столах лежат листочки, на которых написаны слова, выберите только те, которые подходят к слову толерантность.

Карточки: терпимость, бессердечность, конфликт, сострадание, прощение, вспыльчивость, милосердие, ложь, доброта, сотрудничество, зависть, уважение.

- Прочитайте слова, значение каких слов вам неизвестно?

(Ученики сначала работают самостоятельно, а потом на доске вместе с учителем составляют цветок)

- Молодцы! Посмотрите, какой яркий и добрый цветок у нас получился.

- Почему вы выбрали эти слова?

- Какой вывод мы можем сделать, быть  толерантным, значит быть ….?

Ученики:

- Уважать другого, не злиться, быть добрым, терпимым, сострадать.

4. Физ. минутка.

Учитель:

- Хорошо поработали, настало время и для отдыха. Сопровождайте стихотворение движениями.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Посмотрите на себя, на соседа слева ,на соседа справа.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Обними соседа слева, обними соседа справа.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.

В этом зале - все друзья!

Я, ты, он, она - вместе дружная семья!

Учитель:

- Отдохнули, время опять взяться за работу.

- Сейчас вы будете работать в группах. Каждой группе необходимо обсудить ситуации и рассказать, как решить проблему мирным путем.

Ситуация 1. В класс приходит новенький ученик. В первые два дня он успевает получить 3 двойки. Кто-то говорит, что он «дурачок», не будем с ним дружить!»

Ваши  действия.

Ситуация 2. Вы играете игрушкой, а сестра (брат, одноклассник) забирают её  

у вас, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

Как поступите в этой ситуации?

Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?

Как можно избежать драки?

Ситуация 3. Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

Как вы поступите в этой ситуации?

Ситуация 4. Твои родители запрещают тебе дружить с мальчиком (девочкой),  потому что их семья не такая обеспеченная.

Что скажешь ты в защиту своего друга или согласишься с мнением родителей?

Учитель:

- Работая в группе, все могли остаться толерантным или было трудно быть терпеливым по отношении к своим одноклассникам. (Ответы детей)

- Я предлагаю вам памятку, которая  научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

Памятка.

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чём говорят другие.
  3. Отстаивай своё мнение тактично.
  4. Ищи аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Учитель:

- А сейчас мы вместе попробуем определить правила бесконфликтного общения и конечно же будем их использовать при общении.

- Ребята, нужно стараться жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо. Это и будет 1 правило: «Старайся жить так, чтобы людям рядом с вами было хорошо».

- Давайте вспомним, каким должен быть человек, чтобы с ним было хорошо?  (ответы учеников: добрым, внимательным, доброжелательным).

- Верно, поэтому 2 правило: «Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются  с улыбки».

- А еще не забываем, что человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей – это основы человеческого счастья. И можно назвать ещё одно правило, третье: «Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей».

- Но иногда между людьми случаются разногласия и непонимания. И это может привести к ссоре и спорам.

- А у вас были ссоры с друзьями или с родителями, только потому, что кто-то не понял друг друга? (ответы детей)

- Конечно, человека, который ни с кем не ссорился, встретишь очень редко. В жизни бывает всякое. Но ссоры вырабатывают плохие качества характера: человек становится злым, сварливым.

          - Послушайте стихотворение «Два козла». Может быть, оно вам напомнит  кого-нибудь.

Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла,

Подрались для забавы, не то чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них тихонько приятеля боднул,

Один боднул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил,

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а в серьёз.

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель.  Можно назвать такое общение дружеским? (Ответы детей).

- Недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становится источником ссор и конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные сложные задачи.

Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.  

(Звучит музыка, проводится игра)  Игра «Трио»

(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)

Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием

  Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?

 Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе. Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.

 Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому  могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)

-Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.  

(Звучит музыка, проводится игра)  Игра «Трио»

(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)

Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием

  Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?

 Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе. Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.

 Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому  могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)

- Проблема конфликтов издавна была актуальной, многие пытались её решить. Даже в произведениях устного народного творчества есть сказки, предания, былины на эту тему.

Два козлика    

Через ручей положена доска. Встретились на доске два козлика. Ни один не хотел уступать другому дороги. Началась драка. Дрались, дрались, да оба и упали в воду.

Учитель. Вот к чему может привести  неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?

Ученик. Я бы уступил дорогу.

Учитель. Чтобы легко жилось с людьми, чтобы складывались близкие, тёплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь ставить себя на их место, быть сдержанным и тактичным. И у нас готово ещё одно правило: «В споре будь сдержан и тактичен», «Избегай конфликтов, ссор, не совершай необдуманных поступков».

Учитель:

- А хотите узнать, толерантный ли вы человек?

- Я называю ситуацию, а вы на листочках рисуете зелёный кружок, если вам подходит первое выражение и красный – второе.

1.Младший брат сломал твою игрушку.

Ты его прощаешь

Ты ругаешь его.

2.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.

 Ты все-таки идешь с ними гулять.

 Ты противишься и остаешься дома.

3.Цвет кожи у Джо отличается от твоего…

ты стремишься лучше узнать его, ведь он же отличается от тебя.

ты высказываешь по этому поводу обидные замечания.

4.Пожилая женщина медленно идет…

ты помогаешь ей и придерживаешь дверь.

ты обгоняешь её

5.На твоих глазах нападают на малыша…

ты пытаешься защитить его.

ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.

6.К тебе подходит ребенок – инвалид…

ты просто разговариваешь с ним.

ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.

-А теперь узнаем результат, насколько вы толерантны.

Если у тебя 6 зелёных кружков! Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что мнения и взгляды других людей надо тоже уважать.

Если от 3 до 5, то ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя все получится.

Меньше трех? Ай – ай – ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то сможешь стать по-настоящему счастливым!

5. Итог.

Учитель:

- Ребята, напомните, о чем мы с вами сегодня говорили на классном часе.

Дети читают стихи.

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

 Что такое толерантность?

 Счастье, дружба и успех.

 Труд и вежливость – в почете!

 Умный, честный, чистоплотный,

 Ценит дружбу и друзей.

 Смелый, ловкий и веселый,

 Не обидит малышей.

 Аккуратный, чуткий, скромный,

 Бережет природу, честь.

 Эти качества достойны

 Толерантными их счесть.

 Если каждый друг к другу будет терпим

 То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

- Закончите фразу:

- Я сегодня узнал (а) ….

- Я могу рассказать своим друзьям, родителям…

Учитель:

- Благодарю всех за работу, за активное участие. Надеюсь, что классный час оставил след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость – это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в жизни.

Человек рождается и живёт на Земле, чтобы делать добро. Мы должны держаться вместе, заботиться друг о друге, дарить улыбки и добрые слова.

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и скажите слова известного героя – терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Толерантность - путь к миру".

Данный классный час построен с учётом технологии развивающего критического мышления....

Презентация к классному часу: "Толерантность - путь к миру"

Данная презентация помогает учащимся сформировать представление о толерантности....

Классный час "Я в мире...мир во мне... Толерантность-путь к миру"

 выбор качеств толерантного человека;изучение качества «Милосердие», выявление этого качества у себя;поиск новых шагов, путей выработки в себе данного качества. ...

классный час на тему: «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Открытый классный час на тему:«ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»Кузнецова Мария Владимировна, учитель МОУ «Волосовская НОШ» г. ВолосовоЦели:сформировать у учащихся представление о толерантности (воз...

классный час - диспут «ТОЛЕРАНТНОСТЬ – ПУТЬ К МИРУ!»

Проведение диспута было направлено на следующие цели:сформировать у учащихся представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества);формировать у учащихс...

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру» Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного каче...