Рабочая программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума"
тест (1 класс) по теме

Богомолова Елена Николаевна

Рабочая программа кружка "Гимнастика для ума" 1 класс. Общеинтнтеллектуальное  направление

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_gimnastika_dlya_uma.doc367.5 КБ

Предварительный просмотр:

г.Благодарный, МОУ СОШ № 6, кружок «Гимнастика для ума»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

Утверждено

решением педагогического совета

Протокол № ___ от «___» _______20___г.

Приказ № ____ от «___» _______20___г.

Директор МОУ СОШ  №  20

________________________ /О.В. Егорова/

Программа
дополнительного образования детей

«Гимнастика для ума»  

        Программа рассчитана на детей 6,5 - 7лет

        Срок реализации программы – 1 год

       Автор программы:

       Богомолова Елена Николаевна      

       учитель начальных классов  МОУ СОШ №  6

                                                 

г. Благодарный

2012 г.


Пояснительная записка

  Программа дополнительного образования «Гимнастика для ума» составлена на основе авторской программы И.В.Кочегуры,  социально-педагогической направленности и предназначена для детей 6,6-7 лет.

   Программа направлена на:

  1. развитие  мыслительных процессов;
  2. формирование и совершенствование общеинтеллектуальных умений младших школьников.

   Программа  включает объём  специальных знаний и умений, способствующих  формированию, развитию, совершенствованию  познавательных и творческих способностей детей.

Форма реализации программы  –  кружок «Гимнастика для ума».

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

   Современным детям предстоит жить в сложном и быстро изменяющемся мире. Реализоваться  и добиться успеха в нём, помогут  развитый интеллект и креативность, поэтому разработка программы направленной на развитие познавательных и творческих способностей детей стала  актуальной. 

   Новизна  программы в том, что она помогает  детям через игру, парное и  групповое взаимодействие:

  1.  развить познавательные способности детей, испытывающих трудности в усвоении учебных дисциплин;
  2. совершенствовать способности интеллектуально одарённых и познавательно мотивированных детей;
  3. формировать метапредметные умения.  

    Занятия по данной программе целесообразно проводить в возрасте  6,6-7 лет, так как приобретённые на них познавательные, коммуникативные, регулятивные умения лягут в основу успешного обучения, помогут в освоении учебного материала.

    Данная программа может быть реализована в образовательных учреждениях любого типа – на занятиях в общеобразовательных классах, группах продлённого дня, в  классах компенсирующего обучения.

Отличительные особенности программы 

    В отличие от других программ программа «Гимнастика для ума» удовлетворяет потребности ребёнка в интеллектуальном развитии, позволяет  проявлять себя в  творчестве, развивает воображение, символизм, учит активно, осознанно, целенаправленно думать, подчиняться правилам игры, формирует навыки социального взаимодействия и культурного поведения в обществе. 

    Реализация программы происходит на основе дифференцированного подхода. С этой целью на занятиях для решения одной развивающей задачи предусмотрены разные по степени  сложности задания логического и  творческого характера.

   Такой подход позволяет ребёнку включиться в мыслительный  процесс независимо от  уровня его интеллектуального развития, стилистики обучения, начального уровня учебной мотивации, индивидуальных психологических особенностей.

     Программа предполагает активную  практическую деятельность.

  Тренировочные упражнения (Приложение № 1) направлены на совершенствование памяти, внимания, наблюдательности, пространственного восприятия, сенсорной координации, развитие мышления. Они подчинены достижению игровой цели - спасти принцессу; победить дракона, помочь Морозу Ивановичу и т.д.  Для её достижения детям необходимо достроить  замок; найти закономерность; составить код; подобрать ключ к шифру;  решить головоломку,  ребус и т.д.  

   Особая роль в реализации программы отводится развивающим играм (Приложение № 2).  

Они учат детей решать предлагаемые  развивающие задачи через выполнение игровых действий; влияют на личностные качества ребёнка -  развивают навыки взаимодействия, учат осознанно подчинятся правилам игры, терпеливо ждать своей очереди, сопереживать сказочным героям и партнерам по игре, развивают произвольность и корректируют импульсивное поведение.        

    Теоретический материал программы сведён к минимуму, т. к. её принципиальной задачей является не усвоение конкретных знаний, а развитие метапредметных умений (Приложение № 3): 

  1.  установление отношений между объектами, явлениями, событиями;
  2.  анализ условия нестандартной задачи;
  3.  умение комбинировать поисковые действия, планировать ход решения    задачи;
  4.  моделировать (решать логические задачи с помощью символов);
  5.  умение определять истинность и ложность высказывания, рассуждать и  делать выводы из суждений;
  6.  планировать, контролировать, корректировать свои действия.

 

Данная программа ориентирована на личность ребёнка. Она позволяет:

  1.  развить уверенность в своих силах (на занятиях предоставляется возможность выбора ответа из нескольких предложенных вариантов);
  2.  учит самостоятельно мыслить (индивидуальный поиск решения задачи);
  3.  способствует повышению мотивации к учебной деятельности (выполненное задание приводит к спасению сказочного героя и т. п.);
  4.  стимулирует познавательные интересы (на занятиях поощряется  и одобряется своеобразное видение проблемной ситуации, высказывание любых идей направленных на поиск её решения);
  1.  формирует способность управлять собой в нестандартной ситуации  (организация игр по правилам).

   

   Программа направлена на взаимодействие детей и взрослого.

В процессе совместной деятельности дети учатся:

  1.  договариваться;
  2.  обсуждать;
  3.  приходить к общему мнению;
  4.  распределять обязанности;
  5.  подчиняться правилам игры;
  6.  проявлять инициативу и самостоятельность;
  7.  вести доказательный диалог с учителем и сверстниками.

Цель и задачи программы

   

Цель программы: развитие интеллектуального и творческого потенциала  

учащихся через игры и упражнения, воздействующие на мыслительные процессы и познавательные способности.  

Задачи: 

1) развивать познавательные психические свойства личности (мышление, внимание, память, воображение, пространственное восприятие,  сенсорную координацию);

2)  формировать метапредметные умения;

3)  воспитывать уважительное  отношение к людям.

 Принципы построения программы

        Программа  «Гимнастика для ума» построена на следующих принципах:

Дифференцированный подход

  1.   Деятельность педагога и ребенка на началах сотрудничества.
  2.   Учёт возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
  3.   Соблюдение последовательности от «от простого - к сложному».

  Наглядности

  1. Использование красочного демонстрационного и раздаточного материала.

Активности и сознательности

  1. Подведение ребёнка к самоанализу и самооценке.

Креативности

  1.   Творческий подход к решению поставленных задач.

 Проблемного обучения

  1.   Создание проблемной ситуации позволяющей ребёнку осуществлять самостоятельный поиск решение поставленной задачи.

 Научности и достоверности

  1.   Развитие умений и навыков научного поиска.
  2.  Внедрение элементов проблемы в практические работы.
  3.  Обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений.
  4.  Обучение умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения.

Актуализации 

  1. Предложение учебных ситуаций с точки зрения потребностей  

младших школьников.

Индивидуальности 

  1. Удовлетворение потребности личности в познании, развитии, творчестве.

Деятельностной основы процесса обучения 

  1. Удовлетворение потребности детей данного возраста в игре и эмоционально-наглядной опоре.

На основе принципов определяются методы, используемые для реализации программы.

Методы  

Для реализации программы используются следующие методы:

  1. Методы активного обучения
  1. Проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссии, мозговой штурм.
  1. Словесные
  1. Объяснение, рассуждение, беседа, рассказ, повествование.
  1. Наблюдения  
  1.   Зарисовки, записи, экскурсии.
  1. Практический 
  1. Выполнение работ по инструкции,  схемам.
  1.  Частично-поисковый  
  1. Участие в коллективном поиске решения нестандартной задачи; воспроизведение освоенных способы деятельности.
  1. Индуктивный и дедуктивный   
  1. Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, метод аналогий.
  1. Наглядности  
  1. Показ видео, мультимедийных материалов, иллюстраций.
  1. Оценивания процесса выполнения 
  1. Формирующее оценивание, подведение итогов работы над проектом.
  1. Стимулирования и мотивации 
  1. Игры, создание эмоционально-нравственной ситуации, поощрение, убеждение.

Срок реализации и объём  программы

    Программа кружка «Гимнастика для ума» рассчитана на 1 год обучения.

Объём программы составляет  33 часа.

Форма и режим занятий

    Занятия проводятся во второй половине дня один раз в неделю. 

    Занятия организуются в форме сказки, игры, приключения, путешествия,  интеллектуального марафона. Для организации деятельности используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная формы работы.

   Структура занятия носит рекомендательный характер   и может изменяться в зависимости от поставленной цели (Приложение № 4).                  

   Продолжительность этапа может быть увеличена в зависимости от степени сложности предлагаемых заданий.

    Задания, вызвавшие затруднения, но заинтересовавшие ребёнка, не ограничиваться по времени.

     Дети с высокой познавательной активностью выполняют задания самостоятельно. Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно повышать для таких учеников уровень сложности предлагаемых заданий.

    Для динамичности и насыщенности занятий, для предотвращения утомляемости  один вид деятельности должен сменять другой.

Методическое обеспечение:  

  1. методический материал для учителя  (Приложение №  5, 6, 7);
  2. дидактический материал для детей  (Приложение №  8, 9);
  1. методическая литература;  
  1. наглядный, раздаточный материал (Приложение № 10);  
  1. развивающие настольные игры  (Приложение № 2);
  2. презентации.

Материально – техническое оборудование:

  1. компьютер;
  1. мультимедийный проектор;
  2. интерактивная доска или экран;
  1. магнитная доска, магнитные геометрические фигуры.

Ожидаемые результаты                                                

        Основным показателем качества освоения программы является личностный рост ребёнка - желание решать нестандартные и нетиповые задачи, участвовать в интеллектуальных играх, конкурсах, мини-олимпиадах, марафонах.

К  концу  обучения  по данной программе школьники

должны знать как:

  1. провести наблюдение;  
  2. выполнить сравнение;
  1. построить простейшее доказательное высказывание;

должны уметь:

  1. ориентироваться в пространстве и на листе нелинованной бумаги;
  1. штриховать предметы и их части;
  2. дополнять заданный рисунок недостающей фигурой;
  3. составлять из геометрических фигур заданные предметы; 
  1. находить простейшую закономерность, продолжать выявленную закономерность;
  2. осуществлять простейшие наблюдение по плану и самостоятельно;
  3. сравнивать, классифицировать геометрические фигуры,  предметы, слова;
  4. определять истинность или ложность высказывания;
  5. формулировать  простые умозаключения, используя шаблоны речи («…я думаю, что…» «…можно сделать вывод…» и т.д.);
  6. строить простейшую логическую  цепь рассуждений;
  1. делать выводы;  
  2. читать и составлять простые схемы, коды;
  3. кодировать простейшую информацию с помощью знаков символов;      
  4. решать простые геометрические, логические задачи, ребусы,      

головоломки;

  1. осознанно относится к собственной деятельности;
  1. взаимодействовать в парах и группах.

Способы определения и фиксации  результатов

 В процессе реализации программы педагог проводит мониторинг:

  1. сформированности общеинтеллектуальных умений;
  2. развития познавательных свойства личности (мышления, внимания, памяти, воображения, пространственного восприятия,  сенсорной координации).  

  Результаты отслеживаются с помощью наблюдения, тестирования, анкетирования, опроса. По их результатам составляется индивидуальная карта освоения программы (Приложение № 11 ).

Специальное занятие для  этого  работ не предусматривается.

   

 Диагностика осуществляется в начале, середине и конце года:

  1. Сентябрь: анкета для родителей «Выявление склонностей и интересов младшего школьника»  (Приложение № 12, 13).

Педагог может использовать вопросы анкеты как план наблюдения за ребёнком в течение года.

  1. Январь: анкета для родителей «Определение интенсивности познавательной потребности». В.С. Юркевич  (Приложение № 14).
  2. Апрель: анкета «Выявление уровня сформированности самостоятельности ребенка» (Приложение № 15).

   С целью определения эффективных методов, подбора развивающих заданий, выбора формы взаимодействия, педагог может провести дополнительную индивидуальную диагностику согласно примерного графика диагностики (Приложение № 16):

  1. Тест Г.А. Цукерман «Рукавичка» -  оценивание коммуникативных  

     действий  (Приложение № 17);

  1. Тест Ж.Пиаже «Левая и правая сторона » - оценивание    коммуникативных   действий  (Приложение № 18);
  2. Тест «Незавершенная сказка»- проба на познавательную инициативу  

    (Приложение № 19); 

  1. Тест  «Выкладывание узора из кубиков» -  выявление умения      

       планировать, контролировать, оценивать свои действия  (Литература);

  1. Тест  «Левая и правая стороны»  - выявление уровня сформированности    

             действий, направленных на учёт позиции собеседника                    

             (методика Ж. Пиаже)   (Приложение № 20); 

  1. Методика Лосева А.А. экспертные оценки по определению одаренных    

            детей  (Приложение № 21);

  1.  Диагностика универсального действия общего приёма решения задач 

         А.Р.Лурия, Л.С. Цветкова - выявление сформированности общего приёма

       решения нестандартных задач с помощью схем (Литература);

  1. Тест  «Белка»,  методика А. Зак -  развитие способности планировать,  

       контролировать, оценивать свои действия   (Литература); 

  1. Тест «Выводы», методика А. Зак -  развитие способности рассуждать,  

            делать выводы  (Литература .  

Формы подведения итогов

Подведение итогов  проводится в виде:

  1. интеллектуальных игр;
  2. конкурсов;
  3. интеллектуальных марафонов.

                                             

Содержание программы

        Содержание программы состоит из 7 разделов


п/п

Раздел

Задачи раздела

К-во часов

В том числе

теория

практика

1

«Смотрю, вижу, замечаю»

Развитие наблюдательности; пространственного восприятия;

внимания

3

0,5

2,5

2

«Я внимательный, наблюдательный»

Развитие сенсорной координации; обучение наблюдению по плану и самостоятельному наблюдению; обучение сравнению, классификации; обучение выявлению и продолжению закономерности, тренировочные упражнения

5

0,5

4,5

3

«Подумаю, отвечу, докажу»

Определение ложности или истинности высказывания;  формулировка простейших выводов,  умозаключений с использованием клеше; построение простейшего доказательного высказывания

5

0,5

4,5

4

«Умею думать»

Интеллектуальные игры; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование; создание знаково-символических моделей

7

0,5

6,5

5

«Я всё могу!»

Самостоятельный поиск решения нестандартных задач; кодирование простейшей информации с помощью

символов; рефлексия

5

-

5

6

«Рисуем словами»

Построение высказывания адресованного собеседнику; отображение в речи совершаемых действий; словесное рисование по принципу описания объекта; сравнительное описание; зашифрованное описание;   придумывание загадок,  шифров, кодов

5

0,5

4,5

7

Конкурсы, игры, интеллектуальные игры

Подведение итогов

3

-

3

33

2,5

30,5

Календарно-тематическое планирование



п\п


Раздел, тема


Часы


Содержание и практическая часть программы


Планируемые результаты


Характеристика деятельности обучающихся

1

Вводное занятие

«Давайте познакомимся»

1

Викторина

«Вопрос –  ответ».

Игра «Давайте познакомимся»

Знать правила работы в группе.

Уметь строить высказывание, обращённое к другому

Коммуникативные УД.

Подчинять своё поведение нормам и правилам работы в группе.

Проявлять чувство юмора.

2

«Смотрю, вижу, замечаю»

В лабиринтах  сказочного замка (виртуальная экскурсия)

1

Цель: развитие наблюдательности, внимания.

1. Игра «Замок с башнями»

Копирование образца.

Построение замка с башнями по точкам.  

2. Выкладывание узора из треугольников и квадратов с опорой на образец.

Выбор узора из образцов разных по уровню сложности.

3.Игра «Чем отличаются».

Нахождение 5-7 отличий при сравнении двух картинок.

4. Игра «Чем похожи».

Нахождение и закрашивание общих деталей интерьера, при сравнении залов сказочного замка

Уметь копировать образец; выкладывать узор из геометрических фигур по образцу

Познавательные  УД.

Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге.

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе

3

«Смотрю, вижу, замечаю»

В глубинах  подводного мира (заочное путешествие)

1

Цель: развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации.

1.Игра «Поймай рыбку».

Дополнение рисунка рыбы недостающей деталью,  путём её выбора из нескольких предложенных частей.

2.Деление картинок с изображением рыб на группы по самостоятельно выделенному признаку (цвет, форма, размер…)

3. Игра «Кто больше?».

Нахождение наибольшего числа схожих и отличительных признаков двух изображений морских коньков и т.п.

Знать 

названия рыб, обитающих в Баренцевом море.

Уметь дополнять узор геометрической фигурой, осуществляя выбор данной фигуры путём мысленного подбора

Познавательные  УД.

Осуществлять анализ строения объектов, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать  связи;

классифицировать по родо-видовым признакам.

Регулятивные УД.

Принимать и сохранять учебные задачи. Осуществлять пошаговый контроль.

Коммуникативные УД.

Строить понятное высказывание

4

«Смотрю, вижу, замечаю»

В сказочном зазеркалье (игра)

1

Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, координации.

1. Игра «Что не так»

Нахождение неточностей в изображении главного героя произведения С. Маршака «Вот какой рассеянный», закрашивание этих неточностей.

2.Игра «Найди его отражение в зеркале».

Выбор фигуры из нескольких предложенных вариантов, отражение которой видно в зеркале.

3. Игра  «Повторяй за …»

Повторение движений за сказочными героями по принципу  зеркального отражения. .

4. Построение простейшего узора при условии отражения его в зеркале

Знать сказку  Маршака С. Я. «Вот какой рассеянный»  Уметь определять левую и правую сторону, строить простейший узор по принципу отражения в зеркале

Познавательные УД

Осуществлять анализ строения объектов, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать  связи.

Регулятивные УД.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Коммуникативные УД.

Формулировать собственное мнение и позицию


5

«Я внимательный, наблюдательный»

Полёт на Луну (виртуальное путешествие)

1

Цель: развитие зрительно-моторной координации,  устойчивого  внимания, слухового сосредоточения. 

1.Игра «Зарядка для инопланетянина». Дополнение изображения инопланетянина, который находится лицом (спиной) к человеку.

«Левая рука инопланетянина поднята  вверх, правая нога согнута в колене и т. п.» Восприятие задания на слух

2.Копирование образца.

Рисование узора по точкам, дополнение  узора до изображения космического корабля.

3.Игра «Старт космического корабля»  Дополнение группы слов: зима, …, лето, осень и т.п.   пропущенным словом.  

Определение даты запуска космического корабля, путём соотнесения цифры и  порядкового номеров слова в каждой цепочке слов  -3, 1, 4. Ответ: запуск корабля назначен на  лето, утро, четверг.

4.Игра «Планеты Солнечной системы»  Нахождение названия планеты в таблице с буквами.

Физминутка  «Повторяй за…» Копирование движений за инопланетянином в зеркальном отражении

Знать особенности Луны. Части космического корабля.            Уметь строить высказывание с использованием клеше «Я думаю, что…, потому что…»

Познавательные  УД.

Осуществлять анализ строения объекта.

Регулятивные УД.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.

Коммуникативные УД.

Формулировать собственное мнение и позицию

6

«Я внимательный, наблюдательный»

В пещеру придём -ответы найдём (виртуальная экскурсия)

1

Цель: развитие наблюдательности, концентрации внимания, умения сравнивать объекты, обобщать.

1.Игра « Помоги гному»

Выделение в рисунке,  заданной фигуры - тарелки, колпака, изумруда.

2. Выделение слова в слове.

(машина-шина и т.д.)

3. Нахождение закономерности в узоре, продолжение узора, так чтобы получился  драгоценный камень в форме восьмигранника.

4.Подбор к определению подходящих слов  (овощи - картофель, морковь, лук; транспорт …)

Знать о полезных свойствах овощей. Уметь находить и обосновывать закономерность.

Уметь  проводить наблюдение по плану

Познавательные  УД.

Принимать и сохранять учебные задачи.

Регулятивные УД.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УД.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

7

«Я внимательный, наблюдательный»

В лабиринтах подземного мира (виртуальное путешествие)

1

Цель: развитие зрительного восприятия, способности к классификации, навыков самоконтроля. 

1.Игра «Лабиринт»

Нахождение закономерности в узоре, продолжение закономерности.

2.Игра  «Отпусти на волю»

Нахождение названий животных в таблице с буквами.

3. Нахождение лишнего по смыслу слова в цепочке слов: нора, логово, яма,  пещера.

Продолжение смыслового ряда по аналогии: погреб, землянка, подвал, подземелье.

4. Деление на группы картинок с изображением животных  по принципу выделения общих черт: похож на кота, похож на собаку, на мышь…

Уметь самостоятельно проводить  наблюдение, сравнить объекты по принципу «похожи –отличаются», классифицировать объекты, находить закономерность

Познавательные  УД.

Проводить сравнение, делать выводы

Регулятивные УД.    Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.

Коммуникативные УД.

Формулировать собственное мнение, задавать уточняющие вопросы на понимание

8

«Я внимательный, наблюдательный»

В гостях у Снежной королевы

(сказка)

1

Цель: развитие навыков самоконтроля, формирование навыков запоминания. 

1.Игра «Узор для королевы» Составление своей закономерности из геометрических фигур

2. Превращение одного слова в другое путем изменения первой буквы: мёд-лёд. (индивидуальная работа)

3. Игра «Лото»

Составление слов из рассыпанных слогов – зима, снежинка, мороз…

4. Раскрашивание картинки по принципу установления соответствия цвета и ответа к математическому выражению. Выявление закономерности в чередовании цвета. Предположение о том, какой цвет должен быть и предположение о том какое выражение отсутствует.                                   5. Решение нестандартных задач с помощью схем

(Петя  выше Егора, но ниже Славы)

Уметь выявлять и продолжать закономерность. Строить схему к логической задаче под руководством учителя.  Строить простейшее словесное доказательство

Познавательные  УД.

Осуществлять синтез; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные УД.

Различать и оценивать  сам процесс деятельности  и его результат.

Коммуникативные УД.

Учиться задавать вопросы; уметь подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе


9

«Я внимательный, наблюдательный»

Загадки Хибин (виртуальная экскурсия)


1

Цель: развитие внимания. Формирование умения кодировать простейшую информацию с помощью знаков и символов.

1.Тест  «Нахождение и продолжение закономерности»

Чертёж скалистых и обрывистых гор с опорой на образец, продолжение изображения путём выделения закономерности.

2.Сравнение остроугольных, тупоугольных, прямоугольных треугольников. Закрашивание  в узоре разных треугольников соответствующими цветами

3. Нахождение общего  названия группе  картинок, слов.

4. Игра «Шифровальщик»

Кодирование информации воспринятой на слух. Запись предложения в знаково-символической системе – Хибины выше сопки Варничной, но ниже Эвереста и т.п.

Знать названия гор Кольского полуострова, понимать отличие сопок от гор.

Уметь классифицировать объекты;  выявлять и продолжать закономерность, записать простейшую информацию символами

Познавательные  УД.

Давать понятие на основе выделения существенных признаков и их синтеза.

Регулятивные УД.

Различать и оценивать  сам процесс деятельности  и его результат.

Коммуникативные УД.

Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе.

10

«Подумаю, отвечу, докажу» Путешествие в страну Путаницу

(сказка)

1

Цель: развитие внимания, формирование умения кодировать простейшую информацию с помощью знаков и символов.

1. Игра. «Распутай слово»      Восстановление слова путём перестановки слогов.                                    2. Выбор правильного ответа  к фразе «Одежда, которую носят только зимой…»  из предложенной цепочки слов - куртка пальто, шуба и т.д.

3. Решение логических задач с помощью знаково-символической системы «Вова выше Саши, но ниже Игоря».  Кодирование подобной информации.

4. Дополнение рисунка недостающей деталью,  путём её выбора из нескольких предложенных частей

Знать сказку «Путаница» К.Чуковского

Уметь определять ложность высказывания, формулировать простейшие выводы из наблюдений. Строить схему к логической задаче под руководством учителя  

Познавательные  УД.

Осуществлять синтез; использовать знаково-символические средства для решения учебной задачи.

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

11

«Подумаю, отвечу, докажу»

Дружба с Жар- птицей тебе пригодится (сказка)

1

Цель: развитие устойчивого внимания, расширение объёма внимания.           Развитие умения выделять существенные признаки, находить закономерности.                                              1. Игра «Выпусти птичку из клетки» Нахождение названий птиц в таблице с буквами.

2. Классификация птиц по самостоятельно выбранному  принципу: Курочка Ряба, Жар-птица, гуси-лебеди, ворона, голубь …

2. Нахождение лишнего объекта или слова. Обоснование выбора по принципу сравнения: домашние, перелётные, сказочные и т. д.  птицы (парная работа)

3. Решение нестандартных задач с помощью знаково-символической системы (Саша не читал сказку «Курочка Ряба», Вова не читал сказку «Гадкий утёнок», а Егор читал сказку «Конёк-Горбунок»)                                   4.Самостоятельное нахождение закономерности в узоре оперения Жар-птицы, продолжение узора             (индивидуальная работа)

Знать сказку М Сидоренко «Жар-птица»

Уметь определять истинность высказывания. Строить схему к логической задаче под руководством учителя  

Познавательные  УД. Строить монологическую речь в устной форме, участвовать в диалоге.

Регулятивные УД.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и товарищей. Коммуникативные УД

Учитывать разные мнения при выборе верного ответа

12

«Подумаю, отвечу, докажу»

Трудись, не ленись,   Морозу Ивановичу пригодись (соревнование)

1

Цель: развитие наблюдательности, обучение сравнению, анализу. Формирование  навыков самоконтроля.  1.Выбор правильного ответа к приведённой  части фразы: снег - это замёршее молоко, вода, сироп;  зимой в спячку впадают -  …

2. Игра «Скажи одним словом»

(парная работа)

Подбор общего названия каждой группе картинок или слов.

Обоснование выбора путём выделения общих признаков.

3.Игра  «Рукавицы Мороза Ивановича»  

Выделение и штриховка части объекта из целого рисунка.

4. Классификация снежинок по самостоятельно выбранному признаку, обоснование своего мнения

5. Решение нестандартной задачи путём сравнения чашек весов  с  гирями и комочками снега: 1 + комок + 3  = 1 + 1 + комок +1.

Вывод о том, какой комочек снега тяжелее

Знать сказку Одоевского Ф.  «Мороз Иванович»

Уметь формулировать простейшие выводы из наблюдений. Строить схему к логической задаче под руководством учителя.  Строить простейшее словесное доказательство

Познавательные  УД.

Осуществлять анализ объектов путём  выделения существенных и несущественных признаки.

Регулятивные УД. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УД. Выполнять разные роли в совместной работе

13

«Подумаю, отвечу, докажу»   В гостях у доктора Айболита (сказка)

1

Цель: расширение объёма внимания, умения обобщать, делать выводы.

1. Игра «Составь пару»

Установление связи  между словами в первой паре. Дополнение по аналогии второй пары подходящим по смыслу  словом: кошка мяукает,  а корова-…

2. Игра «Переводчик»

Соединение слов-признаков с подходящим  словом-предметом: сильный, мощный – бык; зубастый, клыкастый – волк.

3. Решение нестандартных задач с помощью схем:  

«На приём к доктору пришли три  зверя. Волк пришёл не первый, и не третий. Лиса пришла первой. Каким по счёту пришел зайчик?»

4. Составление из пяти палочек двух треугольников

Знать сказку            К. Чуковского  «Айболит»

Уметь формулировать простейшие умозаключение с использованием клеше. Строить схемы к нестандартным задачам  под руководством учителя

Познавательные  УД

Устанавливать аналогии, использовать знаково-символические модели, схемы для решения учебных задач.

Регулятивные УД.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.

Коммуникативные УД.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

14

«Подумаю, отвечу, докажу»

Думай, смекай, отгадывай (соревнование)

1

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать, проводить аналогии. 

1.Игра «Найди пару».

Нахождение слова одинакового по значению данному: птичка-птаха; старый – дряхлый и т.д.

2. Игра «Собери друзей»

Нахождение имен одноклассников в таблице с буквами (индивидуальная работа).

3 Раскрашивание картинки по принципу установления соответствия цвета и ответа к математическому выражению. Выявление закономерности в чередовании цвета. Предположение о том, какой цвет должен быть и предположение о том какое выражение отсутствует.                                  

4. Поиск решения к  нестандартной задаче  путём выбора правильного ответа из предложенных вариантов.    

«Коля и Саша носят в фамилии Крылов и Петров. Какую фамилию носят каждый  из них, если Саша и Петров живут в соседних домах»

Уметь строить схему к логической задаче. формулировать простейшие выводы из наблюдений 

Познавательные  УД.

Проводить сравнение, осуществлять анализ свойств объектов.

Регулятивные УД.

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные УД. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов


15

«Умею думать»

К дальним далям на ковре – самолёте (путешествие)

1

Цель: развитие наблюдательности, обучение сравнению, анализу. Формирование  навыков самоконтроля.

1.Тест  «Нахождение и продолжение закономерности в узоре ковра-самолёта. Выделение и формулировка закономерности. Продолжение её по памяти.

3. Нахождение общего  названия группе предметов, слов.

 4. Игра «Шифровальщик»    

Запись предложения воспринятого на слух в знаково-символической системе.  «Две одинаковых шкатулки весят столько же, сколько один сундук. Сколько весит сундук, если одна шкатулка весит 4 кг»

Уметь находить и обосновывать закономерность, проводить наблюдение по плану, моделировать

Познавательные  УД.

Проводить сравнение, осуществлять анализ объектов: свойства, существенные и несущественные признаки, связи.

Регулятивные УД.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс и результат выполнения задания.

Коммуникативные УД.

Развивать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

16

«Умею думать»

Советы Мойдодыра

(сказка)

1

Цель: развитие наблюдательности,  зрительно-моторной координации, воображения.

1.Игра «Почему так произошло»

Размышления после прочтения сказки. Установление причинно-следственной связи между событиями. Изменение причины события. Прогнозирование дальнейшего хода события.                    2..Деление картинок на  группы

Нахождение нескольких способов деления картинок  на группы. Обоснование выбора  путём выделения общих признаков.

3.Рисование части картинки по точкам. Определение на что похоже. Дополнение изображения до предполагаемой картинки.

Обоснование: выделение части, которая натолкнула на образ.                                    4. Превращение слов в другие слова путём исключения одной буквы: крот-кот, слон-сон и т.д.

Знать сказку  К.Чуковского «Мойдодыр»

Уметь устанавливать причинно-следственные связи между понятиями; интерпретировать эти отношения на предметных моделях.      Обосновывать свои действия

Познавательные УД.

Устанавливать причинно-следственные связи,

обобщать

Регулятивные УД.

Принимать и сохранять учебные задачи.

Коммуникативные УД.

Задавать уточняющие вопросы

.

17

«Умею думать»

В избушке на курьих ножках (виртуальная экскурсия)

1

Цель: развитие устойчивого внимания, обучение сравнению, анализу. Формирование  навыков самоконтроля        1.Игра «Кто больше»

Сравнение  и поиск  отличительных и схожих признаков  избушки на курьих ножках и обычной избушкой.

2. Нахождение слова в слове: шарф-шар, удача-дача.

3.Игра «Шифровальщик»

Составление ребуса  к слову из-бу-шка                                        3.Нахождение пропущенного слова в цепочке слов (парная работа)

4. Решение логических задач.

«В избушку к бабе Яге пришли два сына и два отца. Сколько человек пришло к бабе Яге

Уметь строить фигуру по точкам; определять и доказывать на что похоже;  строить логическую цепь рассуждений

Познавательные  УД.

Вести поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные УД.

Принимать и сохранять учебные задачи.

Коммуникативные УД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

18

«Умею думать»

В мире насекомых (игра)

1

Цель: развитие наблюдательности, умения анализировать, обобщать, сопоставлять.

1.Превращение слов в другие слова  (мука – муха, воск-волк, роза–коза)                     2. Нахождение пропущенного слова  в логической цепочке слов: личинка, куколка, бабочка;  пчела, цветок, улей, мёд.

Составление  мини рассказа, соблюдая последовательность.              

3. Копирование образца.

Определение на что похоже. Дополнение рисунка до изображения бабочки. Придумывание закономерности к узору на крыльях и самостоятельное её выполнение.                                     4. Решение нестандартных задач.  

«Бабочка села на ромашку раньше, чем пчела,  но позже, чем стрекоза. Кто сел на цветок раньше?»    

 «Муха Цокотуха пригласила в гости пчёлу и трёх шмелей,  они сели на скамейки парами. Могут ли на одной скамейке оказаться два шмеля?»

Знать отличительные признаки насекомых

Уметь строить логическую цепь рассуждений, моделировать

Познавательные  УД.

Устанавливать причинно-следственные связи,

обобщать

Регулятивные УД.

Адекватно воспринимать предложения и оценку педагога.

Коммуникативные УД.

Уметь проявлять чувство юмора

19

«Умею думать»

Летим в гости к марсианам (виртуальное путешествие)

1

Цель: развитие наблюдательности, умения сравнивать, классифицировать, обобщать.

1.Соединение частей слов так, чтобы получилось слово: ракета, земля, луна, марс, солнце.

2. Самостоятельный выбор образца для копирования. Рисование фигуры  по точкам.

Сравнение с образцом и  определение на что похож чертёж. Обоснование путём выделения похожих деталей чертежа.

3 Игра «Переводчик»

«Чтение» послания марсианина  «WQ     L I L » «МЫ  ТУТ», выделение отдельных слов.  Запись марсианского имени ТУМ  знаками L I W путём соотнесение звука и буквы в приветствии.  Придумывание и запись из марсианских букв других имен марсианам

Знать особенности Марса, названия планет Солнечной системы.

Уметь выдвигать  гипотезы, их обосновывать; выбирать задание по силам. Строить высказывания с использованием клеше

Познавательные  УД.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Регулятивные УД.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.

Коммуникативные УД.

Формулировать собственное мнение и позицию

20

«Умею думать»

Родина-мать, умей за неё постоять (в гостях у  Ильи Муромца)

1

Цель: развитие воображения, навыков самоконтроля, умения классифицировать.

1. Замена словосочетания одним словом: храбрый человек – храбрец, сильный человек-силач.                           2. Нахождение лишнего слова, неподходящего по смыслу к остальным: троллейбус, телега, автобус.                                    3.Копирование заданного образца. Изменение заданного образца так, чтобы получился не простой меч, а богатырский.

4. Игра «Переводчик»

Кодирование слова «сила»,  используя письменность Тугарина Змея – GVU - зло, FIZLW - битва, SLISZ – свист

Знать былину об Илье Муромце.

Уметь выдвигать  гипотезы, обосновывать их, строить знаково-символические модели

Познавательные  УД.

Обобщать и делать выводы

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Уметь проявлять чувство юмора

21

«Умею думать»

Соревнование смекалистых

1

Цель: формирование умения выделять существенные признаки, обобщать.

1. Замена одним словом  целой фразы: место, где лечат людей…                                    2. Нахождение общего названия цепочке слов или группе картинок    3.Составление из семи палочек трёх треугольников

4. Решение нестандартных задач путём выбора верного ответа из группы предложенных ответов

Уметь строить знаково-символические модели; находить общее название цепочке слов, группе картинок, обосновывать свой выбор

Познавательные  УД.

Обобщать; делать выводы, классифицировать по родо-видовым признакам.

Регулятивные УД.

Принимать и сохранять учебные задачи.

Коммуникативные УД.

Выполнять разные роли в совместной работе

22

«Умею думать»

В царстве цветов (сказка)

1

Цель: развитие умения устанавливать связи между понятиями. Развитие внимания, навыка самоконтроля                    

1. Игра «Наоборот»  

Нахождение из трёх вариантов слов  слова противоположного по значению данному: день - утро, вечер, ночь.                                    2. Восстановление пропущенного числа 7 в отрезке натурального ряда

3. Графический диктант.

Рисование по точкам сложного узора. «Две клетки вниз, три вправо… Дополнение узора, так чтобы получился  цветик - семицветик.

4. Игра  «Отгадай желание»

Описание объекта по образцу «Я хочу съесть: «форма, цвет, размер, вкус, на что похоже»

Знать сказку   Катаева В.   «Цветик-семицветик»; понятие противоположные по значению.

Уметь ориентироваться во времени суток, знать последовательность дней недели и т.д.; строить знаково-символические модели

Познавательные  УД.

Обобщать; делать выводы, классифицировать по родо-видовым признакам.

Регулятивные УД.

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.

Коммуникативные УД.

Уметь выполнять разные роли в совместной работе


23

«Я всё могу»

Помоги папе Карло (игра)

1

Цель: развитие наблюдательности, способности переключать внимание, формирование навыков запоминания.

1 Игра «Наоборот»

Выбор из группы слов и подчеркивание слова противоположного по значению данному.                                      

2. Игра «Помоги папе Карло»

Нахождение названий инструментов в таблице с буквами.

3. Раскрашивание картинки. Соотнесение цвета и значка. Выявление закономерности в чередовании цвета. Предположение о том, какой цвет должен соответствовать следующему сектору.   Раскрашивание по памяти, соблюдая закономерность. 4.Соревнование «Заметь, что пропущено»

Восстановление числа в натуральном ряду чисел, буквы в многосложных словах, картинка в серии картинок с последовательными событиями

Уметь находить и обосновывать закономерность, строить доказательное высказывание, адресованное собеседнику

Познавательные  УД. Кодировать информации с помощью символов

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Выполнять разные роли в совместной работе; проявлять чувство юмора

24

«Я всё могу»

В цирке (виртуальная экскурсия)

1

Цель: развитие наблюдательности, способности переключать внимание, формирование навыков запоминания.

1. Выбор правильного ответа к приведенной  части фразы: «Время года перед летом… осень, зима, весна» (индивидуальная работа)                                  2. Игра «Помоги жонглёру» Нахождение названий фруктов в таблице с буквами (индивидуальная работа с взаимопроверкой).

3.Составление из геометрических фигур изображения клоуна. Выявление закономерности в чередовании цвета его костюма, предположение об отсутствующих цветах, их восстановление.                          4.Описания костюма клоуна по памяти  по плану

Уметь кодировать информацию с помощью символов; решение нестандартных задач с помощью моделей; строить высказывание, отображающее совершаемые действия

Познавательные  УД.

Строить монологическую речь в устной и форме, участвовать в диалоге.

Регулятивные УД.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя.

Коммуникативные УД.

Задавать уточняющие вопросы педагогу и собеседнику

25

«Я всё могу»

Превращение из Незнайки в Знайку (сказка)

1

Цель: развитие внимания, ассоциативной памяти, способности  к синтезу.

1.Игра «Собери слово из букв»                                 2.Игра «Шифровальщик»

Составление группой детей простейшего кода с использованием предложенных педагогом символов. Шифрование слова. Обмен команд зашифрованными словами. Подбор ключа к коду другой команды. Чтение слова.                        

3. Конкурс «Кто больше» Выкладывание разных вариантов лодочек из равнобедренных треугольников.

4. Определения истинности и ложности высказывания.

«Винтик и Шпунтик пьют молоко. Винтик пьёт кефир, а Шпунтик – молоко»

5. Решение логических задач.

«У доктора Пилюлькиеа и Тюбика были конфеты. У кого-то было  три конфеты,  у кого-то  две. У Тюбика было больше конфет. У кого было две конфеты?»

Уметь кодировать и раскодировать информацию; решать нестандартные задачи с помощью моделей; складывать сложные узоры из геометрических фигур

Познавательные  УД.

Осуществлять анализ строения объектов, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать  связи.

Регулятивные УД.

Осуществлять пошаговый контроль результата.

Коммуникативные УД.

Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе

26

«Я всё могу»

Следствие ведём с колобками (игра)

1

Цель: развитие внимания, пространственного воображения, образного мышления.

1.Игра «Аналогии»

Установление связи  между словами в первой паре и дополнение второй пары подходящим по смыслу  словом:  корова - молоко, а пчела -  …

2. Соревнование «Заметь, что пропущено»

Восстановление числа в натуральном ряду чисел, буквы в многосложных словах, картинка в серии с последовательными событиями.

3.Составление рассказа по серии картинок. Выявление причины и следствия происходящих событий, связей: играл в песочнице, позвали обедать, не помыл руки, поэтому заболел живот.                                                            4. Рассматривание мозаики, выявление закономерности. Складывание мозаики по памяти из геометрических фигур

Уметь устанавливать причинно-следственные  связи; уметь действовать по аналогии; находить и обосновывать закономерность; выкладывать из геометрических фигур сложные узоры

Познавательные  УД.

Классифицировать по родо-видовым признакам,

устанавливать аналогии.

Регулятивные УД.

Различать и оценивать  сам процесс деятельности  и его результат.

Коммуникативные УД:

Формулировать собственное мнение и позицию

27

«Я всё могу»

На помощь  трём поросятам (игра)

1

Цель: развитие умения сопоставлять, классифицировать, обобщать, абстрагировать.

1.Соедини половинки слов так, чтобы получилось слово.

2. Игра «Переводчик»

«Чтение»  секретных писем поросят. Соотнесение звука и буквы. Составление слов (сторож, вол, сон, кол) из разгаданных букв путём соотнесения звука и буквы из фразы: «Осторожно волк»  –  «@ < $ @ W @   U Т @    V @ } & »  )  

3.Соревнование «Заметь, что пропущено»

Восстановление картинка в серии с последовательными событиями. Установление причины события. Прогнозирование развития событий

Знать сказку «Три Поросёнка»

Уметь строить доказательное высказывание, адресованное собеседнику; решать нестандартные задачи; строить высказывание, отображающее совершаемые действия

Познавательные  УД.

Осуществлять синтез, устанавливать аналогии.

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Использовать различные коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач

28

«Рисуем словами»

В стране загадочных существ (виртуальная экскурсия)

1

Цель: развитие способности к классификации, устойчивого внимания, пространственного воображения.

1. Нахождение лишнего по смыслу слова.

2. Деление слов на группы. Объяснение принципа группировки. Обозначение общего признака символом.

Составление простой таблицы из 2-3 групп – посуда, учебные принадлежности,  транспорт.                                             3. Рассматривание загадочного существа по плану.

Описание по памяти: размер, цвет, форма, определение на что похоже.

4. Решение нестандартных задач

Уметь описывать предмет по плану; осуществлять словесное  рисование по принципу сравнения объектов

Познавательные  УД.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Регулятивные УД.

Различать и оценивать  сам процесс деятельности  и его результат.

Коммуникативные УД.

Выполнять разные роли в совместной работе

29

«Рисуем словами»

В гостях у диких животных (путешествие)

1

Цель: развитие способности  к синтезу, переключению внимания, развитие памяти, формирование навыков запоминания.

1..Игра «Еноты-бегемоты»   Соединение половинок слов так, чтобы получились названия животных.

2. Деление названий животных на  группы          

3.Сравнительное описание слона и мыши по картинке и по памяти.

4.Построение высказывания по картинке по принципу предположения  «цветок завял, потому что…»

5. Решение нестандартных задач

Знать диких животных Кольского полуострова.

Уметь выполнять сравнительное описание предмета по плану

Познавательные  УД.

Проводить сравнение, обобщать, делать выводы.

Регулятивные УД.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом его оценки и сделанных ошибок.

Коммуникативные УД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

30

«Рисуем словами»

В гостях у Василисы Премудрой  (сказка)

1

Цель: развитие навыков самоконтроля, формирование навыков запоминания, развитие памяти.

1.Игра «Распутай клубок»

Перестановка частей слова так, чтобы получилось понятное слово.

2. Дополнение рисунка недостающей деталью,  путём её выбора из нескольких предложенных частей.

3. Игра «Переводчик»  

«Чтение» заклинания Кощея Бессмертного, путём соотнесения звука и буквы , составление слова из разгаданных  букв.                  4.Составление сложного узора для сарафана Василисы Премудрой.

5.Запись закономерности, изображённой на сарафане с помощью символов, разгадывание записанной символами  закономерности, изображение разгаданной закономерности на сарафане. (групповая работа)

 Знать русскую народную сказку «Василиса Премудрая».

Уметь разгадывать простейший код

Познавательные  УД.

Анализировать  строение объекта, его свойства, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать связи.

Регулятивные УД.

Осуществлять пошаговый контроль результата.

Коммуникативные УД.

Подчинять свое поведение нормам и правилам работы в группе

31

«Рисуем словами»

Победим Кощея Бессмертного (игра)

1

Цель: развитие устойчивого внимания, навыков классификации, самоконтроля, пространственного воображения.

1. Игра «Выпусти царевну из башни»

Нахождение имён сказочных принцесс в таблице с буквами.

2. Нахождение лишнего в цепочке слов: игла, яйцо, утка, тарелка, сундук, дуб. Обоснование выбора.

3. Решение нестандартных задач с помощью знаково-символической системы.

«У Ивана Царевича не булава. У Кощея Бессмертного не меч. У Бабы Яги метла. Определи что у кого?»                                   4.Самостоятельное нахождение закономерности в расположении окон в башне; продолжение закономерности

Уметь придумывать ребусы, шифры, коды. Выдвигать гипотезы, обосновывать своё мнение

Познавательные  УД. Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

обобщать

Использовать различные способы обработки, анализа и представления информации.

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет

32

«Рисуем словами»

Думай, смекай, отгадывай



1

Цель: развитие способности переключать внимание, формирование навыков запоминания.

1. Игра «Шифровальщик»            Составление  секретных посланий путём  соотнесение звука и придуманного символа-буквы.

2.Соревнование «Что не так»

Рассматривание серии картинок с последовательными событиями.  Пересказ последовательности событий по памяти.

3. Решение нестандартных задач

Уметь придумывать шифры, коды; строить доказательное высказывание

Познавательные  УД. Использовать знаково-символические средства для решения задач.

Регулятивные УД.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и  установленными правилами.

Коммуникативные УД.

Выполнять разные роли в совместной работе

33

Итоговое занятие. 

1

Интеллектуальный марафон (игра)

Уметь применять полученные знания в практической деятельности

Коммуникативные УД: Формулировать собственное мнение и позицию

Список использованной литературы

  1. Выготский Л.С. Собрание сочинение. Т.4, - М., 1972.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения)
  3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266  [Электронный ресурс]  /Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/43_1.html/ (дата обращения: 12.02.2011)
  4. Как проектировать УУД в начальной школе: От действия к мысли: пособие  для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская и другие]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение 2008. – 151 с. 2.(Стандарты второго поколения)
  5. Коджаспирова Г.М., Петров К.В.Технические средства обучения и методика их использования.- М., 2005 -352с.
  6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. – 2000. - № 5. – С. 3 – 12.
  7. Левитес Д.Г. Образовательные технологии: теория, классификация, обзор, конструирование.- Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 2001. – 144 с.
  8. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
  9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
  10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.: Педагогика, 1972.
  11. О школьных стандартах второго поколения  //Инновационные проекты и программы в образовании. -  2008.  -№1. - С.27.
  12. Пособие  Перекрестова  Т.С. Как разработать и реализовать авторскую    

     методическую систему учителя  // Начальная школа. Плюс ДО и ПОСЛЕ. - 2004. - № 12. - с.7-12

  1. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.,: Педагогика, 1979.
  2. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. - М.: Владос,  1999.
  3. Подласый И.П. Педагогика. - Том 1. - М.: Владос, 1999.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1980.
  6. Сборник нормативных документов. Начальная школа.  Примерные программы для начальной школы. [Текст]:  –М.: Дрофа, 2007. - 176 с.
  7. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс,
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. — М.: Просвещение, 2008. — 21 с. — (Стандарты второго поколения).
  9. Федеральный Государственный Образовательный стандарт: начальная школа [Электронный ресурс] /Режим доступа  http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959/ (дата обращения: 04.02.2011)
  10. Федеральный Государственный Образовательный стандарт [Электронный ресурс]  /Режим доступа: http://standart.edu.ru/  (дата обращения: 04.02.2011)
  11.  Яшихмина, Т.Я. (под ред.) Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие проектами [Текст]:  учебно-методическое пособие для учителей и учащихся /  Т,Я.Ашихмина (под ред.) /. – М.: АГАР, 2000.- 400 с.

Список рекомендуемой  литературы

  1. для педагога
  1. Вяземский  Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего    

образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Электронный ресурс] : http://pish.ru/articles/articles2009/197 (дата обращения: 20.02.2011 ).

  1. Зак А.З. Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей  учащихся 1-4 классов. Книга для учителя- М.: Интеллект – Центр, 2005-408 с.
  2. Инициативы Intel в образовании  [Электронный ресурс]: http://www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/377338.htm (дата обращения: 12.03.2011).
  3. Методическое пособие  Опыт работы с учащимися 1-ого класса по курсу «Интеллектика».

Методическое пособие . / А.З. Зак,  О.Н. Гнездилова, М.Г. Губенко и др. – М.: «Интеллект-Центр», 2006 – 104 с.

  1. Пособие    Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с. Илл.  
  2. Свенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - 3 -е изд., перераб. – Самара: Издательство  «Учебная литература»: Издательский дом « Федоров », 2010. - 192 с.
  3. Сборник  нормативных документов. Начальная школа. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта. [Текст]:  - М.: Дрофа,  2009. – 176 С.

  1. для  обучающихся
  1. . Зак  А. Книга для учителя «Интеллектика. Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся  1-4 лассов» Серия «Интеллект-Центр» - М.,  Интеллект центр, 2005
  2. Родионова Е.А., Нерадо А.В., КорниенкО А.В., Леонова Е.А. « Олимпиада «Интеллект» (сбоник заданий для самостоятельной подготовки) - М., «Образование», 2002 г.
  3. . Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день.»- Ярославль: «Академия развития»,  2001г.
  4. . УМК Стандарты второго поколения составитель Е. В. Языканова  «Развивающие задания: тесты, игры, упражнения» - 2-е изд., исправл. – М.: Издательство «Экзамен»; 2010 . – 80 с. Серия «Учебно - методический комплект по новому   образовательному стандарту второго поколения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Гимнастика ума"

Программа расчитана для учащихся 2 класса. Направлена на создание условий для развития у детей познавательных интересов к предмету Русский язык. Формирует стремление ребенка к размышлению и поиску. В ...

Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)

Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью.  Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Корригирующая гимнастика для учащихся 3 классов»

Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим¬настика) являются:1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.2. Передача школьникам необ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Оздоровительная гимнастика"

    Программа «Оздоровительная  гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности модуль «Гимнастика для ума» 1 класса

Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выде...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика"

Программа ориентирована на учащихся 1 уровня обучения (начальная школа), 7-11 лет.Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика)  являютс...

Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Корригирующая гимнастика" для 2-4 классов

Внеурочная деятельность по физической культуре  "Корригирующая гимнастика "  для  учащихся   2-4 классов....