РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Корригирующая гимнастика для учащихся 3 классов»
рабочая программа по физкультуре (3 класс) на тему

Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим¬настика) являются:
1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здо¬ровья.
3. Воспитание у школьников гуманного отношения к лю¬дям, ко всему живому.
4.Воспитание сознательного отношения к занятиям и по¬вышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, на¬стойчивости, дисциплинированности.
5.Формирование навыков правильной осанки и рациональ¬ного дыхания.
6.Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диа¬фрагмы.
7. Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrigikuyushchaya_gimnastika.docx61.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Краснооктябрьская средняя общеобразовательная школа им. А.Ф.Пономарева Белгородского района Белгородской области»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор

МОУ «Краснооктябрьская СОШ»

_______________Рудычева Е.В.

от «___» ___________ 20 14г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Корригирующая  гимнастика для учащихся 3 классов»

Учитель:

Смыкалова Татьяна Викторовна

                                                           

Красный Октябрь, 2014 год


Программа внеурочной спортивно-оздоровительной  деятельности:

«Корригирующая  гимнастика для учащихся 1 классов»

Авторы  программы:

 Спортивно-оздоровительная деятельность  /  П.В. Степанов,                С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. – М. :Просвещение , 2011.

Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 20   г., протокол № ____

Председатель _________        _________

                                  подпись              Ф.И.О

                           Пояснительная  записка.

                         

Данная рабочая программа составлена на основе Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов, М.: Просвещение, 2011, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения»,

В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.

Осанка — интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьезным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво-дИТСЯ организации двигательного режима школьника. Немаловажную  роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся  в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность данной программы.

Рабочая программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения художественной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей. Повышению мотивации к занятиям способствует и выполнение контрольных испытаний, подготовка и участие в показательных выступлениях (на физкультурных праздниках, праздниках здоровья и т. п.).

Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это в свою очередь , влияет на чистоту помыслов и поступков , формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.

Таким образом, целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) являются:

  1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.
  2. Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.

3. Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

4.Воспитание сознательного отношения к занятиям и повышение мотивации к ним, воспитание волевых качеств, настойчивости, дисциплинированности.

5.Формирование навыков правильной осанки и рационального дыхания.

6.Укрепление мышечного корсета и мышечно-связочного аппарата стоп, укрепление дыхательной мускулатуры и диафрагмы.

7.        Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
Программа ориентирована на младших школьников и имеет

общий объём 102 ч.

Рекомендуемая наполняемость групп детей, занимающихся корригирующей гимнастикой, — 15 человек.

К занятиям по программе допускаются дети, по состоянию здоровья отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам, что подтверждается соответствующим документом (справкой) из лечебного учреждения, обслуживающего ребёнка.

Программа может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей.

        Требования к уровню подготовки обучающихся.

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т. д.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.

                 Календарно-тематический план.

Дата

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая  часть/ форма  организации деятельности

Практическая часть занятия / форма организации деятельности

1

Вводное занятие (правила техники безопасности)

1

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Воспитание дисциплинированности , честности, отзывчивости

2

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.

1

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровье физическое, психическое, душевное.

Приобщение к самостоятельным  занятиям физическими упражнениям

3

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.

1

Что такое здоровый образ жизни?

Здоровье физическое, психическое, душевное.

Приобщение к самостоятельным  занятиям физическими упражнениям

4

Гигиенические и эстетические нормы.

    1

Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на

Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня.

5

Гигиенические и эстетические нормы.

    1

Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на

Формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня.

6

Влияние питания на здоровье

1

Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника.

Воспитание волевых качеств

7

Влияние питания на здоровье

1

Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника.

Воспитание волевых качеств

8

ОФП Упражнения в ходьбе и беге

1

Разновидности ходьбы (на носках ,на пятках, в полуприседе , в  приседе, перекат с пятки на носок и т.д) Строевые упражнения.Разновидности бега (с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием, приставными , бег в шаге и т.д)

Развитие психических процессов (представлений, памяти, мышления.)

9

Упражнения в ходьбе и беге

1

Разновидности ходьбы (на носках ,на пятках, в полуприседе , в  приседе, перекат с пятки на носок и т.д) . Строевые упражнения. Разновидности бега (с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием, приставными , бег в шаге и т.д)

Развитие психических процессов (представлений, памяти, мышления.)

10

Упражнения в ходьбе и беге

1

Разновидности ходьбы (на носках ,на пятках, в полуприседе , в  приседе, перекат с пятки на носок и т.д) Разновидности бега (с высоким подниманием бедра, с захлёстыванием, приставными , бег в шаге и т.д)

Развитие психических процессов (представлений, памяти, мышления.)

11

Упражнения для плечевого пояса и рук

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Воспитание дисциплинированности , доброжелательного отношения к товарищам.

12

Упражнения для плечевого пояса и рук

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Воспитание дисциплинированности , доброжелательного отношения к товарищам.

13

Упражнения для плечевого пояса и рук

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Воспитание дисциплинированности , доброжелательного отношения к товарищам.

14

Упражнения для плечевого пояса и рук

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

15

Упражнения для ног

1

Упражнения на месте у опоры , упр-я в движении (приседания на двух и на одной ноге, выпрыгивания из низкого приседа и т.д)

Воспитание дисциплинированности , доброжелательного отношения к товарищам.

16

Упражнения для ног

1

Упражнения на месте у опоры , упр-я в движении (приседания на двух и на одной ноге, выпрыгивания из низкого приседа и т.д)

Воспитание нравственных и волевых качеств.

17

Упражнения для ног

1

Упражнения на месте у опоры , упр-я в движении (приседания на двух и на одной ноге, выпрыгивания из низкого приседа и т.д)

Воспитание нравственных и волевых качеств.

18

Упражнения для туловища

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Воспитание нравственных и волевых качеств.

19

Упражнения для туловища

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

20

Упражнения для туловища

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками,палками, с партнёром  и т.д) Упражнения для мышц живота.

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

21

Упражнения для туловища

1

Упражнения на месте в различных И.П.(в движении, с мячами, скакалками, палками, с партнёром  и т.д)

Упражнения для мышц спины.

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

22

Комлексы общеразвивающих упражнений

1

Комплекс упражнений №2 . Упр-я игрового характера с круговой верёвкой.

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

23

Комлексы общеразвивающих упражнений

1

Комплекс упражнений №2 . Упр-я игрового характера с круговой верёвкой.

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

24

Комлексы общеразвивающих упражнений

1

Комплекс упражнений №3

Упражнения с гимнастической палкой (на месте)

Воспитание смелости во время выполнения физических упражнений.

25

Комлексы общеразвивающих упражнений

1

Комплекс упражнений №3

Упражнения с гимнастической палкой (на месте)

Воспитание нравственных и волевых качеств.

26

Комлексы общеразвивающих упражнений

1

Комплекс упражнений №5

Игровые упражнения с мячами на месте (из различных И.П)

Воспитание нравственных и волевых качеств.

27

Комлексы общеразвивающих упражнений

1

Комплекс упражнений №5

Игровые упражнения с мячами на месте (из различных И.П)

Воспитание нравственных и волевых качеств.

28

СФП. Формирование навыка  правильной осанки

1

Комплекс упражнений №5 Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.

Воспитание нравственных и волевых качеств.

29

Формирование навыка  правильной осанки

1

Комплекс упражнений №5

Упражнения для формирования и закрепления правильной осанки.

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

30

Формирование навыка  правильной осанки

1

Упражнения на осанку (лёжа на животе, спине, стоя на четвереньках, стоя, обязательно упражнения с палкой)

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

31

Формирование навыка  правильной осанки

1

Упражнения на осанку (лёжа на животе, спине, стоя на четвереньках, стоя, обязательно упражнения с палкой)

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

32

Формирование навыка  правильной осанки

1

Упражнения на осанку (лёжа на животе, спине, стоя на четвереньках, стоя, обязательно упражнения с палкой)

Воспитание волевых качеств

33

Укрепление мышечного корсета

1

Упражнения для косых и для прямых мышц живота.(на гимн-ой стенке, с партнёром и без, в портере ) Упр-я для мышц спины.

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

34

Укрепление мышечного корсета

1

Упражнения для косых и для прямых мышц живота.(на гимн-ой стенке, с партнёром и без, в портере ) Упр-я для мышц спины.

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

35

Укрепление мышечного корсета

1

Упражнения для косых и для прямых мышц живота.(на гимн-ой стенке, с партнёром и без, в портере ) Упр-я для мышц спины.

Воспитание волевых качеств

36

Укрепление мышечного корсета

1

Упражнения для косых и для прямых мышц живота.(на гимн-ой стенке, с партнёром и без, в портере ) Упр-я для мышц спины.

Воспитание волевых качеств

37

Укрепление мышечносвязачного аппарата стопы и голени

1

Упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Все упражнения выполняются с нарастающей сложностью.

Воспитание волевых качеств

38

Укрепление мышечносвязачного аппарата стопы и голени

1

Упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Все упражнения выполняются с нарастающей сложностью.

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

39

Укрепление мышечносвязачного аппарата стопы и голени

1

Упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Все упражнения выполняются с нарастающей сложностью.

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

40

Укрепление мышечносвязачного аппарата стопы и голени

1

Упражнения в ходьбе, беге, прыжках. Все упражнения выполняются с нарастающей сложностью.

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

41

Упражнения на равновесие

1

Упражнение на равновесие на гимнастической скамейке.(ходьба,ходьба на носках, приставные шаги,шаги польки и т.д)

Воспитание волевых качеств

42

Упражнения на равновесие

1

Упражнение на равновесие на гимнастической скамейке.(ходьба,ходьба на носках, приставные шаги,шаги польки и т.д)

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

43

Упражнения на равновесие

1

Упражнение на равновесие на перевёрнутой гимнастической скамейке.(ходьба,ходьба на носках, приставные шаги,шаги польки и т.д)

Воспитание волевых качеств

44

Упражнения на равновесие

1

Упражнение на равновесие на перевёрнутой гимнастической скамейке.(ходьба,ходьба на носках, приставные шаги,шаги польки и т.д)

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

45

Упражнения на равновесие

1

Упражнение на равновесие на перевёрнутой гимнастической скамейке.(ходьба,ходьба на носках, приставные шаги ,шаги польки, ласточка  и т.д)

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

46

Упражнения на равновесие

1

Упражнение на равновесие на перевёрнутой гимнастической скамейке.(ходьба,ходьба на носках, приставные шаги ,шаги польки, ласточка  и т.д)

Воспитание волевых качеств

47

Упражнения на гибкость

1

Активные упр-я на гибкость(пружинистые движения например наклоны, маховые движения, без отягощений)

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

48

Упражнения на гибкость

1

Активные упр-я на гибкость(пружинистые движения например наклоны, маховые движения, без отягощений)

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

49

Упражнения на гибкость

1

Активные упр-я на гибкость(пружинистые движения например наклоны, маховые движения, без отягощений)

Воспитание волевых качеств

50

Упражнения на гибкость

1

Пассивные упражнения ( в самозахват, на снарядах , с партнёром, с отягощением)

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

51

Упражнения на гибкость

1

Пассивные упражнения ( в самозахват, на снарядах , с партнёром, с отягощением)

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

52

Упражнения на гибкость

1

Пассивные упражнения ( в самозахват, на снарядах , с партнёром, с отягощением)

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

53

Акробатические упражнения

1

Положение упор присев, группировка ,перекаты в группировке, стойка на лопатках.

Воспитание волевых качеств

54

Акробатические упражнения

1

Положение упор присев, группировка ,перекаты в группировке, стойка на лопатках.

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

55

Акробатические упражнения

1

Положение упор присев, группировка ,перекаты в группировке, стойка на лопатках.

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

56

Акробатические упражнения

1

Кувырок вперёд, стойка на лопатках, кувырок назад, Мост.

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

57

Акробатические упражнения

1

Кувырок вперёд, стойка на лопатках, кувырок назад, Мост.

Воспитание волевых качеств

58

Акробатические упражнения

1

Кувырок назад, равновесие на одной, стойка на лопатках, мостик.

Воспитание волевых качеств

59

Акробатические упражнения

1

Кувырок вперёд, стойка на лопатках, кувырок назад, Мост.

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

60

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.   2. «Обхвачу себя руками,      Очень крепко, очень сильно,      И потопаю ногами,

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

61

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.   2. «Обхвачу себя руками,      Очень крепко, очень сильно,      И потопаю ногами,

Воспитание волевых качеств

62

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

63

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.   2. «Обхвачу себя руками,      Очень крепко, очень сильно,      И потопаю ногами,

Воспитание волевых качеств

64

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

65

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.   2. «Обхвачу себя руками,      Очень крепко, очень сильно,      И потопаю ногами,

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

66

Дыхательные упражнения

1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

«Подуй на одуванчик,

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее»

И.п. – о.с. Глубокий вдох, длительный выдох.   2. «Обхвачу себя руками,      Очень крепко, очень сильно,      И потопаю ногами,

Воспитание волевых качеств

67

Упражнения на расслабление

1

Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении;

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

68

Упражнения на расслабление

1

Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении;

Воспитание нравственных и волевых качеств.

69

Упражнения на расслабление

1

активные и пассивные упражнения; локальные и общие;

Воспитание волевых качеств

70

Упражнения на расслабление

1

активные и пассивные упражнения; локальные и общие;

Воспитание нравственных и волевых качеств.

71

Упражнения на расслабление

1

активные и пассивные упражнения; локальные и общие;

Воспитание волевых качеств

72

Самоконтроль и психорегуляция

1

Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

73

Самоконтроль и психорегуляция

1

Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

74

Самоконтроль и психорегуляция

1

Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

75

Самоконтроль и психорегуляция

1

Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию

Воспитание нравственных и волевых качеств.

76

Самоконтроль и психорегуляция

1

Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию

Воспитание сазнательного отношения к занятиям и повышению мотивации к ним.

77

Самомассаж и взаимомоссаж

1

Что такое массаж?

Воспитание волевых качеств

78

Самомассаж и взаимомоссаж

1

гигиенические требования к проведению массажа;

Воспитание нравственных и волевых качеств.

79

Самомассаж и взаимомоссаж

1

Массаж различных мышечных групп.

Воспитание волевых качеств

80

Самомассаж и взаимомоссаж

1

Массаж различных мышечных групп.

Воспитание нравственных и волевых качеств.

81

Контрольные и спытания и показательные выступления

1

Соревнование с элементами гимнастики.

Воспитание волевых качеств

82

показательные выступления

Выступление гимнастических пирамид

Воспитание волевых качеств

83

Контрольные и спытания и показательные выступления

1

Соревнование с элементами гимнастики.

Воспитание нравственных и волевых качеств.

84

показательные выступления

Выступление гимнастических пирамид

Воспитание нравственных и волевых качеств.

85

показательные выступления

Соревнование с элементами гимнастики.

Воспитание волевых качеств

86

Физкультурный праздник

«Интеллектуальная  викторина»

Воспитание волевых качеств

87

Физкультурный праздник

«Быстрее, выше, сильнее!»

Воспитание волевых качеств

88

Физкультурный праздник

Гибкие, ловкие, смелые

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

89

Физкультурный праздник

«Большая олимпийская викторина»

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

90

Физкультурный праздник

«Праздник здоровья!»

Воспитание нравственных и волевых качеств.

91

Физкультурный праздник

Гибкие, ловкие, смелые

Воспитание волевых качеств

92

Физкультурный праздник

«Большая олимпийская викторина»

Воспитание нравственных и волевых качеств.

93

Физкультурный праздник

Гибкие, ловкие, смелые

Воспитание волевых качеств

94

Физкультурный праздник

«Интеллектуальная  викторина»

Воспитание нравственных и волевых качеств.

95

Физкультурный праздник

3

«День здоровья»

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

96

Физкультурный праздник

«Праздник здоровья!»

Воспитание нравственных и волевых качеств.

97

Физкультурный праздник

«Праздник здоровья!»

Воспитание волевых качеств

98

Праздник здоровья

3

«День здоровья»

Воспитание нравственных и волевых качеств.

99

Праздник здоровья

«Самые ловкие, быстрые, умелые!»

Воспитание у школьников гуманного отношения к людям, ко всему живому.

100

Праздник здоровья

Весёлые старты.

Воспитание нравственных и волевых качеств.

101

Праздник здоровья

Весёлые старты.

Воспитание волевых качеств

102

Праздник здоровья

«Самые ловкие, быстрые, умелые!»

Воспитание волевых качеств

всего

  102

                    Содержание изучаемого курса.

Раздел 1. Вводное занятие (правила техники безопасности) (1 ч)

Правила техники безопасности. Правила подбора и хранения инвентаря.

Раздел 2. Теоретические сведения (основы знаний) (6 ч)

Здоровье человека и влияние на него физических упражнений (2 ч). Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). Потребность в движении тела как выражение потребности души.

Влияние питания на здоровье (2 ч). Режим и рацион питания для растущего организма. Питьевой режим школьника. Психогигиена питания. Формирование ценностного отношения к еде и воде как к связующей нити человека и природы.

Гигиенические и этические нормы (2 ч). Гигиенические нормы (гигиенические процедуры до и после занятия, в повседневной жизни; уход за гимнастической формой, за повседневной одеждой, за инвентарём). Этические нормы (нормы поведения на занятиях, до и после них, в повседневной жизни, взаимоотношения с педагогом, с товарищами, помощь начинающим и отстающим, основы бесконфликтного поведения на занятиях и в повседневной жизни). Взаимосвязь гигиенических и этических норм (соблюдение правил гигиены как проявление уважения к окружающему миру). Взаимосвязь этических норм и правил техники безопасности (уважительное и бесконфликтное поведение как основа безопасности на занятиях).

Раздел 3. Общая физическая подготовка (21 ч)

Упражнения в ходьбе и беге (4 ч). Строевые упражнения. Упражнения в ходьбе с соблюдением правильной осанки; на носках, пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в полуприседе; сочетание ходьбы с дыханием. Упражнения в беге на месте и в передвижении; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом; спиной вперёд; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа.

Упражнения для плечевого пояса и рук (4 ч). На месте в различных исходных положениях (и. п.); в движении; с предметами (скакалками, палками, мячами, обручами); с партнёром.

Упражнения для ног (4 ч). На месте в различных и. п.; у опоры; в движении; с предметами; с партнёром. 

3.4.        Упражнения для туловища (5 н). На месте в различных
и. и. (стоя, сидя, лёжа на спине, на животе, на боку); у опоры;
В движении; с предметами; с партнёром.

3.5.        Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ)
(4 ч).
На месте в различных и. п.; с чередованием и. п.; у
опоры; в движении; с предметами; с партнёром. Формиро-
вание эстетического вкуса и проявление творческих способ-
ностей школьников посредством самостоятельного составле-
ния комплексов ОРУ (под музыкальное сопровождение).

Раздел 4. Специальная физическая подготовка (54 ч)

4.1.        Формирование навыка правильной осанки. Осанка и
имидж (14 ч).
Упражнения в различных и. п.; у стены; у зерка-
ла; с закрытыми глазами; с самоконтролем и взаимоконтролем;
с предметами. Навык красивой походки и потребность в ней.
Осанка, походка и имидж.

4.2.        Укрепление мышечного корсета (12 ч). Упражнения
на месте в различных и. п. (стоя, сидя, лёжа на спине, на жи-
воте, на боку); у опоры; в движении; с предметами (палками,
резиновыми бинтами); с предметами художественной гимнас-
тики (скакалками, мячами, обручами); с партнёром.

4.3.        Укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голе-
ни (10 ч).
Упражнения у опоры; в движении; с предметами ху-
дожественной гимнастики (скакалками, мячами, обручами).

4.4.        Упражнения на равновесие (6 ч). На месте в различ-
ных и. п. туловища (вертикальных, наклонных); на носках; с
поворотами; в движении; с предметами (палками, скакалками,
мячами, обручами); с партнёром. Взаимосвязь равновесия фи-
зического и психического.

4.5.        Упражнения на гибкость (7 ч). Воспитание гибкости
позвоночника, тазобедренных и голеностопных суставов, выво-
ротности в плечевых суставах с помощью статических и дина-
мических упражнений на растягивание: на месте в различных
и. п. (стоя, сидя, лёжа); у опоры; в движении; с предметами;
с партнёром. Психологические факторы гибкости (отсутствие
11 с и хоэмоционального напряжения).

4.6.        Акробатические упражнения (5 ч). Стойка на лопатках,
МОСТ, перекаты, кувырки, стойка на руках у стены, соединение
jjicmchtob. Психологические факторы освоения акробатических
упражнений: отношение к чувству страха как к союзнику.

Раздел 5. Дыхательные упражнения (4 ч) Упражнения стоя, сидя, в передвижении; упражнения на ООГЛасование движений и дыхания; упражнения с задержкой и усилением дыхания; упражнения на развитие носового дыхания; упражнения на развитие различных типов дыхания (грудной тип, ключичный, брюшной, полное дыхание); комплексы дыхательных упражнений. Формирование ценностного отношения к дыханию: дыхание — акт единения с природой.

Раздел 6. Упражнения на расслабление (3 ч) Упражнения в различных и. п. (лёжа, сидя, стоя), в передвижении; активные и пассивные упражнения; локальные и общие; упражнения с партнёром.

Раздел 7. Самоконтроль и психорегуляция (4 ч) Самоконтроль по общей двигательной активности и самочувствию, ЧСС, частоте и глубине дыхания, по голосу и речи, по особенностям поведения. Психорегуляция (снятие психоэмоционального напряжения, мобилизация). Способы психорегуляции (двигательные, дыхательные, ментальные, комбинированные, идеомоторные).

Раздел 8. Самомассаж и взаимомассаж (3 ч) Назначение массажа (снятие утомления, психоэмоционального напряжения, подготовка организма к выполнению предстоящей деятельности); показания и противопоказания к применению; гигиенические требования к проведению массажа; приёмы массажа в различных и. п. массируемого (лёжа, сидя, стоя); массаж различных мышечных групп; активные и пассивные приёмы массажа.

Раздел 9. Контрольные испытания и показательные выступления (6 ч)

9.1. Физкультурный праздник (3 ч)

I        вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Показательные выступления. Групповое или сольное выступление с демонстрацией под музыку комплексов гимнастических упражнений (с предметами и без). Демонстрация отдельных упражнений общефизической подготовки или технических элементов в качестве образца для подражания для незанимающихся.

II        вариант (мероприятие для начальной школы: соревнуют-
ся только занимающиеся или занимающиеся с незан и мающи-
мися). Соревнования по физической подготовке и простейшим
элементам гимнастики (с предметами и без). Можно предло-
жить выступающим следующие тесты на физическую подго-
товленность:

- гибкость позвоночника: наклон вперёд из положения сидя;

гибкость (выворотность) — силовая выносливость мышц туловища: в положении лёжа на животе удержание туловища, разогнутого под углом 45°;

-сила мышц ног: прыжок в длину с места;

-силовая выносливость мышц брюшного пресса: в положении лёжа на спине удержание ног, согнутых под углом 45° в тазобедренных суставах;

-проба на равновесие: стоя на всей стопе одной ноги с закрытыми глазами или на носке одной ноги с открытыми глазами;

-комплексное тестирование координации движений, скоростной выносливости, силы мышц ног: прыжки через скакалку до ошибки или отказа испытуемого.

9.2. Праздник здоровья (3 ч)

I        вариант (мероприятие общешкольного масштаба). Конкурсы по корригирующей гимнастике и здоровому образу жизни (ЗОЖ), на которых выполняются задания, связанные как с физическими упражнениями оздоровительного характера, так и с творческими способностями (рисунки, стихи, рассказы и т. д.), выражающими отношение к занятиям и ЗОЖ. Постановка сценок на тему ЗОЖ. Возможны также семейные конкурсы.

II        вариант (мероприятие для начальной школы). Показа-
тельные сольные и групповые выступления с демонстрацией
гимнастических комплексов оздоровительной направленности
(на осанку, на укрепление мышечного корсета, на укрепление
мышечно-связочного аппарата стоп, на развитие вестибуляр-
ной устойчивости, на развитие гибкости).

Особенности проведения занятий и распределения содержания программы

При составлении поурочного планирования и определении содержания каждого занятия педагогу следует стремиться к разнообразию решаемых оздоровительных задач. Соблюдая баланс между всеми разделами программы, важно на каждом занятии прорабатывать каждый из разделов. Иначе, при однобокой направленности, существует опасность одностороннего развития того или иного качества, что не только не решает оздоровительных задач, но и может нанести вред здоровью школьника.

Например, если на занятии выполнялись в большом объёме упражнения для плечевого пояса и рук из раздела ОФП (общая физическая подготовка), то в разделе СФП (специальная физическая подготовка) целесообразно исключить упражнения с предметами и акробатические упражнения с относительно высокой   травмоопасностью. Что касается таких разделов программы, как дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, самоконтроль и психорегуляция , самомассаж и  взаимомассаж, то их педагог применяет, исходя из ситуации. Упражнения данных разделов нежелательно выполнять в большом объёме. Также нежелательно выполнять несколько упражнений из данных разделов подряд. Лучше разнообразить упражнения, выполняя на одном занятии одни упражнения, а на другом — другие.

То же самое касается и теоретических сведений: их сообщение целесообразно осуществлять, распределяя информацию по нескольким занятиям. Особенно ценно сообщать данную информацию в виде бесед, отводя для этого специальные паузы. Не менее важна и своевременность. Например, о влиянии питания на здоровье уместно сообщить перед перерывом на приём пищи или воды.

К разделу 2.3 «Гигиенические и этические нормы» Помимо традиционных сведений о правилах чистоты, школьникам следует прививать понятия о чистоте нравственной, о чистоте помыслов как основе благородных поступков (гигиена тела и души). Важно:

демонстрировать правильное выполнение норм гигиены и поведения (опрятный внешний вид, осанка, уверенная походка, красивые и выразительные жесты, вежливое и уважительное отношение к ученикам, помощь отстающим, справедливость и гуманность при разрешении конфликтных ситуаций);

проводить тренинги на закрепление норм;

моделировать различные ситуации, требующие самостоятельного выбора линии поведения.

К разделу 3 «Общая физическая подготовка» ОФП не только ставит целью повышение уровня физической подготовленности, но и решает более фундаментальные задачи: обучение и практическое применение принципов и способов эффективного и физиологически оправданного выполнения простейших двигательных действий (как правильно ходить, бегать с точки зрения оптимальной работы суставов и позвоночника, снятия излишнего мышечного напряжения и т. д.). Важно:

не допускать монотонности;

не допускать утомления;

относиться к упражнениям не только как к техническим действиям, но и как средству мобилизации внимания, точности действий и корректности взаимодействий с товарищами, что особенно важно в процессе гуманистического воспитания.

К разделу 3.5 «Комплексы общеразвивающих упражнений» Помимо сугубо физкультурных задач, комплексы ОРУ призваны вырабатывать эстетический вкус и творческие способности. Для этого нужно предложить каждому ученику самостоятельно подготовить комплекс (любой длительности) и продемонстрировать его на любом техническом уровне под музыку, им же и подобранную. В начале обучения педагог должен сам составлять комплексы для учащегося, используя принцип доступности освоения и простоты запоминания.

При самостоятельном составлении комплексов ученик следует определённой логике:

-элементы плавно переходят от одного к другому;

-элементы сложные и простые чередуются;

-набор и сочетание элементов должны быть разнообразными (прыжки сочетаться с равновесиями, широкоамплитудные движения с малоамплитудными, линейные передвижения с поворотами и вращениями);

-музыка должна соответствовать характеру исполнителя и содержанию программы;

-чувство меры должно быть во всём.

Кроме того, необходимо стремиться не только к качеству исполнения, но и к презентабельности: выступление должно легко и с удовольствием восприниматься зрителем.

Помимо строго образовательных задач по освоению и совершенствованию техники, составление комплексов требует проявления творческих способностей. При грамотном руководстве у школьников формируется эстетический вкус.

К разделу 4.1 «Формирование навыка правильной осанки» Нарушения осанки и плоскостопие ведут не только к неблагоприятным изменениям в организме. Человек, не отличающийся стройностью, сутулый, с заплетающимися ногами выглядит некрасивым и неуспешным. Такого человека будут избегать, никто не захочет с ним подружиться. Как правило, эти люди выглядят неуверенными, замкнутыми, а привычка втягивать голову в плечи вообще связана с желанием спрятаться, отгородиться от всего неизвестного (как страус прячет голову под крыло от страха). Необходимо дать понять школьникам, что нужно смело идти навстречу новому, неизвестному, расправить плечи, взглянуть уверенно и сказать миру: «Да!» Ведь не зря говорят: «Дорогу осилит идущий».

К разделу 4.4 «Упражнения на равновесие» Способность поддержания тела в положении равновесия не только характеризует уровень развития вестибулярного аппарата, но и напрямую связана с психическими качествами человека, с саморегуляцией — умением уравновесить психическое состояние, успокоиться, отвлечься от сбивающих факторов. Предлагаем выполнять упражнения под воздействием различных сбивающих факторов: от визуальных или шумовых помех до моделирования негативных проявлений окружающих, попыток вывести из психического равновесия (создание психологических помех). Последнее является также тренировкой бесконфликтного поведения, способом ухода от навязываемого конфликта. Важно:

-не допускать монотонности;

-поддерживать положительный эмоциональный фон, дозирован но применять игровой метод.

К разделу 4.5 «Упражнения на гибкость»

Поскольку гибкость связана не только со способностью структур опорно-двигательного аппарата к растягиванию, но и с психическим состоянием ученика, данный раздел работы даёт хорошую возможность для использования психотренинга, упражнений на мышечное расслабление и снятие психоэмоционального напряжения.

Упражнения на растягивание не должны сопровождаться болевыми ощущениями. Напротив, необходимо состояние комфорта и приятного вытягивания, сопоставимого с утренними потягиваниями после сна.

Упражнения с партнёром (в и. п. растягиваемого сидя, лёжа, стоя у стены и т. д.) выполняются по принципу «растягиваемый пассивен, растягивающий активен». И чем больше взаимопонимания и доверительности между партнёрами, тем комфортнее будет психологическая атмосфера и соответственно выше результат. Действия растягивающего (ассистента) должны вызывать у растягиваемого доверие: ведь при неосторожных действиях есть опасность причинить боль и даже травмировать. Тем самым можно вызвать страх перед упражнениями и перед партнёром. Поэтому к данным упражнениям партнёры должны подходить с максимальной ответственностью. Таким образом, возникают предпосылки к формированию доверительного и ответственного отношения к товарищам.

Важно:

-контролировать состояние занимающихся, не допуская болевых ощущений;

-сочетать упражнения на растягивание с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление.

К разделу 4.6 «Акробатические упражнения» Во время выполнения данных упражнений, а также перед ними может возникнуть такое психическое состояние, как страх. К сожалению, традиционный подход к чувству страха характеризуется однобокостью и направлен на преодоление данного чувства, вытеснение (подавление) его путём формирования противоположного состояния — уверенности, бесстрашия. В этом случае страх как бы загоняется внутрь, а во главу угла ставится эффективность технических действий, т. е. результат обучения. Однако в свете задач воспитания личности и самореализации ребёнка такой подход, отвергающий всякую рефлексию, неуместен: страх должен выступать как союзник, индикатор уровня допускаемой опасности. В этой связи акробатические упражнения подбираются индивидуально, с учётом психической реакции учащегося на них: ученику предлагаются максимально простые и безопасные задания и создаются максимально комфортные условия для их выполнения, при которых уровень боязни будет минимальным. Лёгкое чувство страха пробуждает ответственность за своё благополучие и способствует мобилизации сил. Как следствие, уровень тревожности снижается, улучшается психологическая атмосфера в группе, повышается мотивация к акробатическим упражнениям и занятиям в целом, создаются условия формирования доверительного отношения между педагогом и учащимся. Всё это является важным условием эффективности личностного роста. Важно:

-контролировать состояние занимающихся, не допуская головокружения;

-использовать акробатические упражнения для развития не только вестибулярной устойчивости, но и гибкости позвоночника;

-учитывать психологические факторы освоения акробатических упражнений: формировать отношение к чувству страха как к союзнику.

К разделу 5 «Дыхательные упражнения» Важно:

•        контролировать состояние учащихся, не допуская головокружения;

-выполнять упражнения в хорошо проветренном помещении;

-учитывать психорегулирующий эффект данных упражнений (помимо воздействия на физиологические процессы), основанный на тесной связи процесса дыхания с психическими состояниями;

-формировать духовно-ценностное отношение к дыханию: дыхание — акт единения с природой, а не просто одна из жизненно важных функций.

К разделу 6 «Упражнения на расслабление» Важно:

-своевременно выполнять упражнения на расслабление (после упражнений со значительным напряжением);

-следить за дозировкой упражнений и состоянием учащихся, не допуская появления вялости и снижения работоспособности;

-выполнять укрепление упражнения на расслабление в сочетании с дыхательными упражнениями (дыхание с удлинённым выдохом способствует релаксации);

-использовать для снятия как мышечного, так и эмоционального напряжения;

-использовать образные сравнения при разучивании и выполнении упражнений.

К разделу 7 «Самоконтроль и психорегуляция» Важно:

-обеспечивать индивидуальный подход к подбору приёмов для разучивания;

-способствовать поддержанию интереса школьников к освоению данного раздела;

-следить за дозировкой упражнений психорегуляции и состоянием учащихся;

-поддерживать положительный эмоциональный фон при обучении;

-выполнять упражнения психорегуляции в сочетании с дыхательными.

К разделу 8 «Самомассаж и взаимомассаж» Требования аналогичны требованиям к разделу 4.5 «Упражнения на гибкость»: принцип «массируемый пассивен, массирующий активен», взаимопонимание и доверительность между партнёрами, ответственность за здоровье товарища. Важно:

•        своевременно выполнять упражнения (в соответствии с предшествующей и предстоящей работой);

-строго соблюдать правила гигиены и техники выполнения массажных приёмов;

-контролировать состояние массируемого, не допускать появления вялости и снижения работоспособности;

-воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью товарища, формировать чувство ответственности за выполняемые действия;

-способствовать формированию здорового образа жизни.

К разделам 9.1 «Физкультурный праздник» и 9.2 «Праздник здоровья»

Мероприятия должны быть построены по принципу «от каждого по способностям» и поощрять любые проявления ученика, связанные с его занятиями: постановка показательного номера с демонстрацией даже минимальных достижений; отзывы о тренировках и пожелания самому себе, которые могут быть выражены в виде рисунков, рассказов, фотографий.

Мероприятия должны проводиться в форме дружеского общения с целью обмена опытом, а не в форме соревнований. Каждый участник должен быть отмечен за свои достижения (в том числе и будущие), он поощряется благодарностью, грамотой, его фото вывешивают на доске почёта. Такой подход призван повысить мотивацию школьников к занятиям, следованию ЗОЖ, поддержанию и сохранению здоровья.

На всех мероприятиях желательно присутствие родителей в качестве зрителей. Возможны также отдельные семейные выступления или семейные соревнования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»

      Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Истоки" для учащихся 1 класса

Рабочая программа разработана на основе программы "Истоки" доктора педагогических наук А.Камкина. Цель курса: развитие системы духовно-нравственных ценностей у детей. Направленность: социально-педагог...

Мастер – класс «Основы проектной деятельности для родителей учащихся начальных классов»

Данный материал педназначен  для учителей начальных классов. В нем описывается опыт работы с родителями по основам проектной деятельности....

Рабочая программа для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся 3-4 классов на основе краеведческого материала»

Целью рабочей программы для внеурочной деятельности «Экологическое образование учащихся  3-4 классов на основе краеведческого материала» явилось формирование ответственного отношения ...

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Белгородоведение» для учащихся 4 класса

Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Белгородоведение»для учащихся  4  класса...