Рабочая программа внеурочной деятельности "Оздоровительная гимнастика"
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему
Программа «Оздоровительная гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_kl._rabochaya_programma_og_2013_33ch.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 70
г. о. Тольятти Самарской области
УТВЕРЖДАЮ
И. о. директора МБУ СОШ №70
________________И.Г. Репина
09.09.2013
Программа принята
методическим объединением
МБУ СОШ № 70
Протокол № 2 от 03.09.2013г
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Оздоровительная гимнастика»
Направленность – спортивно-оздоровительная
Возраст обучающихся – 7-8 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Фатуллаева Марианна Юсуповна
учитель физической культуры
г. о. Тольятти, 2013г
Содержание
- Пояснительная записка 3
- Ожидаемые результаты освоения программного материала 5
- Учебно-тематический план 8
- Содержание программы 8
- Методическое обеспечение 9
- Материально-техническое обеспечение 10
- Список литературы 11
Пояснительная записка
В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата. В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Осанка – интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой учащимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменной двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности. Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Программа «Оздоровительная гимнастика» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии своих физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий.
Рабочая программа «Оздоровительная гимнастика» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона « Об образовании» в части духовно-нравственного развития и воспитания учащихся, требованиями стандарта второго поколения, примерной программой начального общего образования и основными положениями Концепции содержания образования школьников в области физической культуры. Составлена на основе Рабочей программы «Физическая культура» А.П. Матвеев. 1-4 классов. Москва: «Просвещение», 2011г и Программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), авторы П.В. Степанов, С.В. Сизяев, Т.Н. Сафронов. Москва: «Просвещение», 2011г. Программа рассчитана для обучающихся 1 классов на один учебный год, в объёме 33 ч (1 час в неделю). В программу внесены изменения по темам, часам, и результатам обучения и развития детей. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность 35 минут ( соответствии с рекомендациям СанПиН).
Цель программы:
- Создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
- Расширение двигательных возможностей.
- Компенсация дефицита двигательной активности детей.
Задачи:
- Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
- Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
- Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
- Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни.
Цель и задачи программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Оздоровительная гимнастика» соответствуют целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в МБУ СОШ № 70.
Программа направлена на:
- усиление оздоровительного эффекта педагогического процесса, достигаемого за счет включения в содержание программы материалов о разнообразных системах и комплексах упражнений, используемых в режиме учебного дня, а также в условиях активного отдыха и досуга;
- реализацию принципа вариативности, ориентирующего учителя на выборочное включение в содержание занятий учебного материала с учетом особенностей их индивидуального физического развития и подготовленности, а также материально-технической оснащенностью учебного процесса;
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности и учитывающего возрастные особенности развития познавательной и предметной активности учащихся младшего школьного возраста, формирование их интересов к занятиям физическими упражнениями;
- соблюдение дидактических правил «от простого к сложному», «от освоенного к неосвоенному» и «от известного к неизвестному», задающих параметры отбора и планирования программного материала, освоения его учащимися в единстве с формированием основ самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, обеспечивающих воспитание целостного мировоззрения учащихся в области физической культуры, всестороннее развитие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов (таблица 1).
Таблица №1.
Метапредметные связи программы «Оздоровительная гимнастика»
Предмет | Интеграция с другими науками | Содержание программы |
История | История физической культуры | Олимпиада - беседа, рассказ, показ наглядного материала |
Природоведение | Организм человека. Опора тела и движение. Наше питание. | Осанка – это красиво. Умеем ли мы питаться. Личная гигиена |
Технология | От замысла к результату. Технологические операции. | Правильное питание. Режим дня. |
Изобразительное искусство | Спорт и Я | Выставка рисунков. |
Физическая культура | Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. Жизненно важные передвижения человека сходства и различие | Комплексы упражнений утренней гимнастики и физкультминуток. Комплексы упражнений корригирующей гимнастики. Развитие физических способностей |
Музыка | Выразительность музыкальной интонации. | Выполнение упражнений, игровых заданий и подвижных игр под музыкальное сопровождение. |
Ожидаемые результаты освоения программного материала.
В результате освоения программного материала учащиеся 1 класса должны иметь
представления:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением
физической подготовленности человека;
- о правилах ведения здорового образа жизни;
- об основных гигиенических и этических нормах;
- о правилах составления комплексов утренней зарядки;
- о технике безопасности и правилах бесконфликтного поведения на занятиях физической культурой;
- о правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
- выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
- выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно
воздействующие на формирование правильной осанки;
- выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
- выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
- выполнять комплексы дыхательных упражнений;
- выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
- самостоятельно проводить подвижные игры;
- выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
- выполнять строевые упражнения.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностные результаты:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
- оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
- общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организация самостоятельной деятельности с учетом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов её улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование этических признаков в движениях и передвижениях человека;
- умение увидеть красоту телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образами;
- управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
- представление физической культуры как средства укрепления, физического развития и физической подготовки человека;
- оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки и способов их устранения;
- организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
- бережное обращение с инвентарем и оборудованием, соблюдением требований техники безопасности к местам проведения;
- Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- Выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях;
- нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов.
Зачетные требования:
Тестирование теоретических знаний «Здоровый образ жизни».
Выполнение нормативов ОФП (таблица 2).
Результаты участия в итоговом празднике здоровья «Я выбираю здоровый образ жизни».
Таблица 2.
Показатели физической подготовленности
Физические упражнения | Мальчики | Девочки | ||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | |
Подтягивание в висе лежа на низкой перекладине, кол-во раз | 12 - 11 | 10 - 9 | 8 - 7 | 10 - 9 | 8 - 7 | 6 - 5 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом коленей | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом коленей | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги прямые, кол-во раз за 30 сек | 12 | 11 - 7 | 6 | 12 | 11 - 7 | 6 |
Вис на время, сек | 60 | 59 - 30 | 29 - 0 | 60 | 59 - 30 | 29 - 0 |
Приседания, кол-во раз/мин | 38 | 36 | 34 | 36 | 34 | 32 |
Учебно-тематический план
1 класс (33 ч)
Разделы и темы программного материала | Кол-во часов | ||
теория | практика | ||
1. | Основы знаний о физической культуре | 2 | - |
2. | Общая физическая подготовка | 1 | 19 |
2.1. | Гимнастика с основами акробатики | 0,5 | 5 |
2.2. | Легкая атлетика | 0,5 | 4 |
2.3. | Подвижные игры | 10 | |
3. | Специальная физическая подготовка | 1 | 10 |
3.1. | Оздоровительная и корригирующая гимнастика | 1 | 10 |
Всего: 33 часа | 4 | 29 |
Содержание программы.
1. Основы знаний о физической культуре (2 часа)
Здоровье человека и влияние на него физических упражнений.
Жизненно важные передвижения человека сходства и различие.
Гигиенические и этические нормы.
Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
2. Общая физическая подготовка (20 часов)
2.1. Гимнастика с основами акробатики: организующие команды и приемы; повороты налево и направо, стоя на месте; построение в шеренгу, в колонну, в круг; размыкание и смыкание приставными шагами. Прикладно-гимнастические упражнения: передвижения по гимнастической стенке вверх и вниз, одноименным и разноименным способом; передвижение по гимнастической стенке по диагонали и горизонтали; ползание и переползание по-пластунски; проползание под препятствием и перелезание через препятствие (высота до 80 см); хождение по напольному бревну и наклонной гимнастической скамейке; лазание по наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях; танцевальные упражнения (стилизованные шаги «полька»); имитационные упражнения (подражание передвижению животных).
2.2. Легкая атлетика: Бег в спокойном темпе в чередовании с ходьбой и изменяющимся направлением движения («змейкой», «противоходом», по кругу, по диагонали), из разных исходных положений. Бег спиной; с различными движениями рук; с подскоками; с изменением темпа. Прыжки на месте с поворотами вправо и влево, с передвижением вперед и назад; спрыгивание с горки матов, с мягким приземлением. Броски небольшого набивного мяча (1 кг) двумя руками из-за головы и от груди.
2.3. Подвижные игры:
на материале гимнастики с основами акробатики (игровые задания с использованием строевых упражнений типа «Становись - разойдись», «Смена мест»); Игры («У медведя во бору», «Раки», «Тройки», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»);
на материале легкой атлетики – эстафеты; игры («Не оступись», «Горелки», «Рыбки», «Пингвины с мячом», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний»);
на материале спортивных игр: баскетбол – ловля и броски мяча двумя руками стоя на месте (снизу, от груди, из-за головы), передача мяча (снизу, от груди, из-за головы; подвижные игры («Брось-поймай», «Выстрел в небо», «охотники и утки»).
3. Специальная физическая подготовка (11 часов)
3.1. Оздоровительная и корригирующая гимнастика.
Комплексы упражнений: упражнения на формирование правильной осанки (без предметов и с предметами), локальное развитие мышц туловища, профилактику плоскостопия. Упражнения с различным типом дыхания (грудной, брюшной и смешанный типы), выполняемые седы, стоя на месте и в движении. Упражнения на профилактику нарушений зрения. Упражнения на чередование напряжения и расслабления мышц.
Ходьба: с соблюдением правильной осанки; с изменяющейся скоростью и направлением передвижения; левым и правым боком; спиной вперед; на носках и пятках, наружном и внутреннем крае стопы; с перекатом с пятки на носок; с высоким подниманием бедра; в парах и тройках, используя разные исходные положения (в приседе, полуприседе, «гусиным шагом»); сочетание ходьбы с дыханием.
Бег: в медленном темпе в чередовании с ходьбой, с изменением направления передвижения; на месте; на носках; с высоким подниманием бедра; с захлёстом голени; боком приставным и скрестным шагом.
Методическое обеспечение
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Материально-техническое обеспечение
Учебные пособия:
- натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы):
- изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы) плакаты, презентации: «Комплекс упражнений утренней гимнастики», «Первая помощь», «Пропаганда ЗОЖ», «Правильная осанка», «Гимнастика для глаз» и т.п.
- измерительные приборы: весы, часы.
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций:
компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Учебно-практическое оборудование:
- стенка гимнастическая;
- скамейки гимнастические;
- перекладина гимнастическая;
- палки гимнастические;
- скакалки гимнастические;
- обручи гимнастические;
- маты гимнастические;
- перекладина навесная;
- мячи набивные (1 кг);
- мячи массажные;
- мячи - хопы;
- мячи малые (резиновые, теннисные);
- мячи средние резиновые;
- мячи большие (резиновые, баскетбольные волейбольные, футбольные);
- рулетка измерительная;
- коврики массажные;
- конусы;
- секундомер;
- аптечка медицинская.
Список используемой литературы для составления программы.
- Антропова М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: ИЦ «Вентана-граф». 2002 г.
- Адаптированная физическая культура (третий час) для учащихся образовательных учреждений. Методическое пособие. Самара, 2008 г./ Составители Антимонова М.Ю., Мальшин Ю.А. и др.
- Дереклеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
- Карасева Т.В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005 г. – № 11. – С. 75–78.
- КовалькоВ.И., Здоровьесберегающие технологии в основной школе. – М.: ВАКО, 2004 г.
- Ковалько В.И., Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
- Козлов В.В. Физическое воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Акробатика. М.: ГИЦ «Владос», 2005 г.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Внеурочная деятельность. Гимнастика. М.: «Просвещение», 2014 г.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А.. Упражнения и игры с мячами. Издательство НЦ ЭНАС, 2006 г.
- Мальцев А.И., Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников, 2005 г.
- Матвеев А.П. Рабочая программа «Физическая культура». 1-4 классов. Москва: «Просвещение», 2011 г.
- Матвеев А.П. Уроки физической культуры. 1-4 класс. Методические рекомендации. М.: «Просвещение», 2014 г.
- Патрикеев А.Ю., Подвижные игры. М.: ВАКО, 2007 г. / Мозаика детского отдыха.
- Синягина Н.Ю., И.В. Кузнецова. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2003 г.
- Смирнов Н.К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003 г.
- Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.Н. Программа внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика для учащихся 1-4 классов), Москва: «Просвещение», 2011г.
- Степанова О.А., Оздоровительные технологии в школе. // №1 – 2003 г.
- Якиманская И.С., Личностно-ориентированное обучение. – М.: 1991 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Гимнастика для ума"
Рабочая программа кружка "Гимнастика для ума" 1 класс. Общеинтнтеллектуальное направление...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Гимнастика ума"
Программа расчитана для учащихся 2 класса. Направлена на создание условий для развития у детей познавательных интересов к предмету Русский язык. Формирует стремление ребенка к размышлению и поиску. В ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по лечебной гимнастике на фитболах "Фитбол - гимнастика" (1-4 классы)
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохран...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Корригирующая гимнастика для учащихся 3 классов»
Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гим¬настика) являются:1. Помощь в освоении школьниками основных социальных норм.2. Передача школьникам необ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности модуль «Гимнастика для ума» 1 класса
Программа по курсу «Гимнастика для ума» составлена для обучения младших школьников навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определения, строить умозаключения, выде...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика"
Программа ориентирована на учащихся 1 уровня обучения (начальная школа), 7-11 лет.Целями реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующая гимнастика) являютс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по физической культуре "Корригирующая гимнастика" для 2-4 классов
Внеурочная деятельность по физической культуре "Корригирующая гимнастика " для учащихся 2-4 классов....