Конспект урока по ОПК
методическая разработка (4 класс) по теме
Конспект урока по ОПК по теме"Добро и зло"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе
по модулю «Основы мировых религиозных культур»
Учитель начальных классов ГБОУ средней школы №477 Пушкинского района
Санкт-Петербурга
Фомина Жанна Алексеевна
2012г
Тема урока: «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»
Цели урока: научить детей делать добро, отвечать на зло – добром, повторить и закрепить материал о священных книгах мировых религий и хранителях преданий; проследить различия трактовки возникновения добра и зла в разных религиях; познакомить с новыми понятиями; развивать речь учащихся; воспитывать чувство сопереживания.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.
Оборудование и наглядность:
- Учебники
- Материалы электронных ресурсов
- Рабочие тетради
- Репродукции картин художников
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся.
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, я рада видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения и новые открытия.
Сегодня на уроке закрепим, углубим, конкретизируем имеющиеся знания по изучаемому курсу, узнаем новое, познакомимся с творениями художников.
Проверка домашнего задания.
Проверку домашнего задания по темам: «Культура и религия», «Возникновение религий», «Священные книги разных религий» провести с помощью контрольных вопросов.
Устный опрос по изученным терминам:
- Какой народ поверил в Единого Бога первым?
- Добро и зло всегда существовали на земле?
- Назовите 4 мировых религии
- Назовите имя мусульманского Бога
- Название буддийского Священного писания
- Как называются части Корана?
- Как называют представителей мусульман, возглавляющих молитву?
- Как называется Священная книга христиан?
- Определение темы урока, постановка целей.
- Как вы понимаете тему урока? ( «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния»)
- О чем нам предстоит говорить на сегодняшнем занятии?
- Запишем тему в тетради.
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Беседа с учащимися о добре и зле по вопросам.
-Как вы понимаете, что такое зло и добро?
Вот как трактуются эти понятия в словарях:
Добро — понятие нравственности, противоположное понятию зла, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью.
Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий. В житейском смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, или порицается ими с какой-либо стороны (то есть противоречит правилам морали).
Подумаем над следующими вопросами:
- Как зло появилось на земле?
- Как человек должен вести себя, чтобы противостоять злу?
- Добро и зло всегда существовали на земле?
- Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
- Как вы думаете, всегда ли понятие о добре и зле были такими, как сейчас?
- Чего больше в мире добра или зла?
- К чему призывают все мировые религии: к искоренению зла или добра?
- Что такое грех?
4. Беседа с учащимися по теме урока.
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но как бы эти понятия не трактовались, люди должны противостоять злу. Говоря о добре и зле, никак нельзя не обращаться к опыту человечества, накопленному веками и тысячелетиями. Уж в данном-то случае, наверное, все согласятся, что нам есть чему поучиться у наших предков, ведь вопросы добра и зла существуют столько же, сколько существует наш мир. Об этих вопросах более или менее подробно говорится практически во всех религиях всех времен и народов, что совершенно естественно: именно религия всегда была призвана устанавливать отношения человека с окружающим миром, разъяснять нам наше место в мире.
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних. Поэтому спасение для буддистов – освобождение от страданий.
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
В мусульманстве считается, что добро и зло существуют по воле Бога. Он четко указам людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и заповедал людям следовать путем добра и справедливости.
Добро и зло — это не какие-нибудь крайние точки на непрерывной оценочной шкале «лучше — хуже», не некие абстракции, которые каждый понимает так, как ему нравится, не особые черты характера отдельных людей, а общемировые принципы, лежащие в основе всех законов Вселенной. Мир вовсе не безразличен к добру и злу, как считают многие в наше время. Добро и зло — это две основные силы, которые действуют в нашу эпоху, и борьба между которыми составляет сущность этой эпохи.
- Работа в тетрадях.
Итак, как мы сформулируем понятия добра и зла?
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.
Идет постоянная борьба добра со злом. Что же победит? В нашем мире благодаря нашим ошибкам зло очень укрепилось, и сейчас его сила вполне сопоставима с силой добра. Во всех религиях добрые дела – есть противостояние злу.
В мировых религиях существуют правила, которым должен следовать верующий человек, заповеди, которым должен следовать человек.
Но как сказано в Библии человек нарушил заповеди жития в Раю. Это нарушение назвали грехопадением.
Грех – нарушение заповедей Бога, непослушание человека Богу.
- Чтение статьи из учебника ( с 24 – 27)
- Что было первым добро или зло?
- Какая жизнь была в раю по замыслу Творца?
- Почему прервалась связь между Богом и человеком?
- Работа учащихся в тетрадях.
Выпишите из учебника в тетради те суждения, которые вам показались интересными. Обсуждение результатов работы.
- Работа с иллюстрациями учебника.
Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию.
- Итог урока. Домашнее задание.
- Что вы можете рассказать о добре и зле?
- С какими новыми понятиями работали сегодня?
- Прочитайте притчу о блудном сыне, мА будем работать с ней на следующем уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....