Статья:"Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека."
статья на тему

Розова София Юрьевна

Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mysledeyatelnostnaya_pedagogika._epistemoteka.docx403.79 КБ

Предварительный просмотр:

Статья   по теме:

«Мыследеятельностная педагогика. Эпистемотека».

(Эпистемотека, или знаниетека - это современная образовательная модель работы со знанием в пространстве Интернета.) 

     Окончив  педагогический университет, я пришла работать в школу с детьми начальных классов по традиционной программе. Тогда я и столкнулась с первыми трудностями и определила для себя следующие проблемы:

низкая мотивация детей к учебной деятельности,

неумение самостоятельно организовывать свою и коллективную деятельность,

низкий уровень развития коммуникативных способностей.

     Готова ли традиционная педагогика предложить механизмы развития мышления школьников, таких способностей, как воображение, рефлексия, понимание, осмысление? А способна ли обучить самоорганизации учебной деятельности, выработать способность к коммуникации?    

     Педагогическая теория и практика утверждает, что не способна и не готова, поскольку не занимается изучением механизмов и процессов, которые лежат в основе развития (формирования) мыслительных способностей и организации собственной учебной деятельности школьника. Тем не менее, исследования современных ученых, педагогов и психологов показали, что есть некая целостная образовательная практика, получившая название мыследеятельностной педагогики, которая и представляет собой целенаправленную деятельность по развитию у школьников мыслительных способностей, так же как и развивающее обучение, направлена на развитие понятийного и аналитического мышления.

Мыследеятельностная педагогика представляет собой целостную образовательную практику, которая предполагает изменение деятельности педагогов и учебной деятельности школьников. Принципы подхода к изменению деятельности педагога и учащихся едины: деятельностное содержание, самоопределение, создание ситуаций, провоцирующих мышление.

Видение данных проблем требовало их решений, что и привело меня к активному изучению основ мыследеятельностной педагогики.

Вначале необходимо разобраться какого результата мы, педагоги, хотели бы достичь.  

Время стремительно летит вперед, предъявляя новые требования к человеку будущего. Если в прошлом человеку достаточно было быть хорошим исполнителем, то, для того, чтобы быть успешным сейчас и в будущем, человек должен быть деятелем, самостоятельно строящим и реализующим замысел.

           Раньше успешным в обществе был коммуникабельный человек, болтающий по делу и без дела, часто не улавливающий сути дела. Уже сейчас время требует от человека строить содержательную коммуникацию, удерживать предмет коммуникации, выделять позиции собеседника.

           Просто информированным человеком в будущем быть недостаточно, человек должен понимать информацию и относиться к ней критично.

           Традиционная школа выращивает человека с эмпирическим мышлением, направленным на чувственное восприятие свойств и связей познаваемых объектов, тогда как школа будущего должна выращивать человека с теоретическим мышлением, способного выстроить подлинное понятие, вычленить способ его построения и применить его на любых областях знаний.

           В прошлом человеку достаточно было дать оценку конечного продукта по его успешности или не успешности. На мой взгляд, для человека будущего этого недостаточно. Он должен уметь выявлять средства деятельности, позволяющие или не позволяющие достичь конечного продукта, то есть уметь рефлектировать.

            Современный человек достаточно ограничен рамками собственного опыта и имеющихся знаний, что мешает ему порождать нечто новое, поэтому, в человеке будущего необходимо формировать способность воображения.

         Как же на деле выращивать таких детей?

На мой взгляд, необходимо с раннего возраста развивать способности ребенка. А начать, конечно же, нужно с самого себя. Именно поэтому, с 2002 года я начала работу в инновационной сети мыследеятельностной педагогики, осваивая технологию формирования способностей. Изучая передовой педагогический опыт в данном направлении, апробируя его в своей работе, анализируя результаты, полученные мной, увидела положительную динамику в развитии способностей детей. Об этом говорили и диагностические обследования уровня развития способностей детей, регулярно проводимые мною дважды в год. Понимая, что любые культурные способы осваиваются только в деятельности, на основании полученных знаний и приобретенного мною опыта, я начала разрабатывать и выстраивать свои занятия так, чтобы  дети более  глубоко осваивали предметный материал и одновременно развивались их способности. Для этого на уроке я организую такую деятельность, где дети вынуждены задействовать именно эти способности: мышления, воображения, организации действия, коммуникативные (понимание, различение), рефлексии.

           Далеко не все учебные программы, существующие на сегодняшний день, целенаправленно  развивают данные способности. Уклад традиционной школьной жизни не позволяет формировать их: нет ни времени, ни места в классно-урочной системе. Возникает проблема в отсутствии средств формирования этих способностей. Работа по их формированию требует изменения и программ, и технологии работы учителя, и самого уклада школьной жизни.

           Мыследеятельностная педагогика предлагает пути решения этой проблемы и ориентирована на формирование способностей у каждого ребенка, а не только у одаренных детей.

           Из всех вышеперечисленных способностей, приоритетной для работы со своим классом я выбрала способность организации действия.

           Почему же так важна эта способность? Любая человеческая деятельность подчиняется определенным законам, определенным образом организована: реализации действия предшествует замысел, в который входит представление о конечном продукте, плане получения этого продукта, то есть способе, последовательности действий, материале, инструментах. Именно такая организация отличает деятельность от простой активности. Мы всегда выделяем людей с высоким уровнем организации и «неорганизованных». Даже среди взрослых людей далеко не каждый обладает способностью организации действия. Такой человек не умеет ставить перед собой цели, а сколько людей, поставив цель,  не достигают ее, забросив свое дело, и не потому, что не хотят, а просто потому, что не умеют, не знают, как дойти до конечной цели. Такому человеку очень сложно адаптироваться в социуме,  ему в жизни нужен «костыль», опора, он крайне несамостоятелен, а его поступки нелогичны. Попав в затруднительную ситуацию, он поддается панике. Он не способен самостоятельно выйти из ситуации и принимать четкие решения. Отсюда вывод: отсутствие способности организации действия крайне осложняет жизнь этого человека и людей, его окружающих.

           К сожалению, ни детский сад, ни школа, ни родители чаще всего не задумываются над этой проблемой, да и не считают ее таковой, так как привыкли все делать за детей, так «быстрее» и «удобнее», а от ребенка требуется лишь безоговорочное, бездумное повиновение взрослому. «Взрослый всегда прав, он знает как, что и когда надо делать». Так из маленьких, бездумных «болванчиков» вырастают аморфные, неприспособленные к жизни взрослые, с пассивной жизненной позицией, или сверхактивные, не управляющие даже собой, люди.

           В начальной школе формирование данной способности происходит посредством организации детьми какого-либо дела, что к старшему школьному возрасту выводит их на проектную деятельность.

 

Способ организации действия включает в себя:

- постановку задачи в конкретной ситуации;

- представление конечного продукта, определение критериев выполненной работы;

- планирование последовательности действий, ведущих к получению результата, определение подзадач, промежуточных этапов;

- подбор материала и необходимых инструментов;

- определение способа действия, изменение способа действия в случае необходимости;

- планирование во времени;

- контроль за реализацией плана, сопоставление полученного результата с замысленным продуктом;

- анализ и рефлексия применяемых средств и способов, если не удается реализовать замысел или для «пополнения» опыта действия.

          

Способность организации действия, как и другие способности, развивается поэтапно: вступая в коллективно распределенную деятельность, ребенок начинает постепенно понимать тонкости организации и принимать на себя функции, обеспечивающие эту деятельность.  

         I этап – совместная работа учителя и ребенка. Ведущая роль на этом этапе принадлежит учителю, который показывает детям, как нужно организовывать свои действия, чтобы достичь желаемого результата. Это постановка цели, определение задач, определение способов достижения результата, планирование во времени, рефлексия способа, анализ достигнутого результата. Обучение проводится в процессе организации совместного дела, когда дети, реально выполняют отдельные виды работ, но участвуют в обсуждении всех элементов деятельности.

       II этап – дети совместно с учителем организуют свои действия. Все функции организации выполняются детьми, но учитель помогает выделить и применить средства, необходимые для выполнения этих функций. Опыт предыдущего этапа работы используется в качестве образца, и учитель помогает детям выделить, описать выполнявшиеся учителем или учителем совместно с детьми функции. Описание этих функций позволяет детям воспроизвести их на материале нового дела самостоятельно.

        III этап – дети самостоятельно организуют свои и коллективные действия, постоянно контролируя реализацию своего плана, анализируя, оценивая и корректируя промежуточный и конечный результаты. На этом этапе учитель выполняет роль консультанта по вопросам средств и способов организации.

        Эти три цикла повторяются при освоении новых средств организации действия. От класса к классу учащиеся осваивают все более сложные средства организации и опробуют их на все более сложном материале.

        Так же главной особенностью мыследеятельностной педагогики является отход от традиционных форм подготовки учителя к уроку.  Имеется в виду отказ от плана урока с его жесткими рамками этапного продвижения в материале. Вместо конспекта урока учитель-мыследеятельностник пишет сценарий. В мыследеятельностной педагогике сценирование является ключевым моментом. Что же такое сценирование? В статье Н.В. Громыко  описана концепция сценирования. Автор подчеркивает отличие сценирования от планирования. Планирование связано с продумыванием того, какой материал нужно передать учащимся, как будут осуществляться переходы от одной темы к другой, какие знания, умения и навыки должны быть сформированы у учащихся. При сценировании учитель работает не с ЗУНами, а со способностями учащихся. Развитие мыследеятельностных способностей является основным содержанием образования в мыследеятельностной педагогике. Только сценирование учитывает «реальный план мыследеятельностных и жизнедеятельностных процессов, протекающих в классе и на самом деле определяющих то содержание (а не материал), которое ученик осваивает во время посещения уроков». Учитель организует такое мыслекоммуникативное событие, которое воспринимается учащимися как «сбой»: привычные способы действия не срабатывают. Ученики должны «открыть», выйти на новый способ, новую форму действия. При написании сценарного описания педагог продумывает через какие ключевые моменты он должен провести учащихся, чтобы достичь поставленную учебную задачу, предполагает какими путями могут пойти учащиеся.  Но представить заранее каким будет живое мышление учащихся, их реакции невозможно. Поэтому педагог должен научиться работать «в» и «по» ситуации, с реальными процессами мышления, коммуникации и действия детей. Таким образом,  в сценарном описании заложена некоторая «пустотность» - пространство для мыслительного движения детей, предвосхитить которое нельзя и которое в каждом классе будет выглядеть по-разному.

Основа учебного процесса – собственная учебная деятельность школьника, и чтобы она была успешной, необходимо развивать мыследеятельностные способности, а именно: 

мышление, воображение, рефлексию, понимание, осмысление, способность к коммуникации и самоорганизации действий и деятельностей. 

Суть задачной формы организации учебного процесса заключается в создании учителем на уроке такой ситуации, в которой у учащихся происходит «сбой» - не хватает имеющихся знаний для решения задачи, а затем, ученики, осознав эту недостаточность, пытаются найти пути решения, добыть новое знание, открыть новый способ решения.

Суть технологии состоит в том, что учитель предлагает учащимся задание, внешне похожее на предыдущее, но требующего другого способа решения (задача – ловушка).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по педагогике

Статья по педагогике.Даёт возможность работать и в своей работе учитывать здоровье сберегающие технологии....

Мыследеятельностная педагогика в рамках реализации ФГОС в начальной школе

Использование мыследеятельностной технологии  при работе с пословицей...

статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...

статья "Музейная педагогика"

В статье говорится, что целью создания и деятельности современного школьного музея является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы, поддержке творческих спос...

Статья по педагогике и психологии. История развития ребёнка.

Материал статьи будет полезен учителям начальной школы, воспитателям и родителям при организации учебно-воспитательного процесса  с младшими школьниками. Статья содержит рекомендации  педаго...

Статья "Театральная педагогика для обучения иностранным языкам"

Данная статья приводит преимущества использования приемов театральной педагогики при обучении иностранным языкам и содержит сценарий мюзикла для учащихся начальной школы "Кошкин дом"...

Статья " Музейная педагогика в действии"

О влиянии музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения.Какие цели и задачи ставит перед собой учитель, проводя нетрадиционные уроки и внеклассные мероприятия в школьном музее....