Статья по педагогике и психологии. История развития ребёнка.
статья на тему

Материал статьи будет полезен учителям начальной школы, воспитателям и родителям при организации учебно-воспитательного процесса  с младшими школьниками. Статья содержит рекомендации  педагогам и родителям по организации деятельности гиперактивных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_razvitiya_rebyonka_.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение                       «Средняя  общеобразовательная   школа № 1 имени А.М.Горького»

городского  округа   город  Фролово Волгоградской  области

История развития ребёнка.

Статья  по психологии и педагогике.

                                                                             Подготовила

                       Шеметова Елена Владимировна

                                                                учитель начальных классов

        

Фролово

2018 г.

История развития ребёнка.

Статья  по психологии и педагогике.

Краткое описание: Представленный материал статьи  будет полезен     учителям, воспитателям, родителям обучающихся при организации методической работы, учебно - воспитательного  процесса с детьми младшего школьного возраста. Вопросы, рассматриваемые в статье , являются актуальными, волнуют многих педагогов и родителей и требуют глубокого осмысления.

История развития ребёнка.

1.Анкетные данные ребёнка и основные сведения о семье.

М. П. А.

Дата рождения: 31 .05. 1999  г.

Возраст на момент обследования:  10  лет  

Состав семьи:

Отец- М.А.В.– 40 лет

Образование – незаконченное высшее, имеет несколько рабочих специальностей

Мать-М.Е.В.-  34 года. Образование – высшее педагогическое.

Дочь -  М.М.А. – 14 лет, учащаяся средней общеобразовательной школы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Семья проживает в частном благоустроенном доме со всеми удобствами.

Материально обеспечены.

2. Особенности перинатального периода развития.

Беременность матери протекала с осложнениями. На сроке 8 недель мама переболела ОРВИ  с небольшим повышением температуры. В течение беременности отмечалось  понижение уровня гемоглобина. Ребёнок слишком активно шевелился. Родился в срок.  Роды  протекали стремительно, было обвитие пуповиной. Через неделю после рождения мама заметила нарушения  в двигательной функции ручки и ножки. После обращения к педиатру ребёнок был направлен на консультацию и обследование в областную больницу.  Специалистами было установлено «перинатальное поражение ЦНС  в форме  периферического пареза правой руки мягкого гипертензионного синдрома, нарушение мозгового кровообращения». Был назначен курс лечения с периодическим осмотром у детских врачей – специалистов (неврологов и кардиологов).  Родители точно выполняли все предписания лечащих врачей.   В возрасте 6 месяцев  ребёнок был  здоров и больше не нуждался  в медикаментозном лечении. Был снят с учёта у детского невролога. Физическое, психо – эмоциональное и интеллектуальное развитие происходило в соответствии с возрастными нормами. Кроме того, мальчик находился на грудном вскармливании до 1,5 лет.

3. Состояние здоровья на момент обследования – здоров.

Перенесённые заболевания – ОРВИ, хронический ларинготрахеит.  

4. Начиная с рождения  и до двух лет, 

ребёнок воспитывался дома мамой, в окружении родителей и близких. Начиная с двухлетнего возраста, мальчик  посещал обычный муниципальный детский сад . Привыкание к детскому саду протекало нормально, без осложнений. Аппетит и сон нормальные. С детьми складывались добрые отношения. Мальчик умел играть, общаться, делиться игрушками.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трёх лет включительно).

Основные сенсомоторные реакции: ребёнок начал сидеть в 6 месяцев, стоять в 10 месяцев. Пошел в возрасте 1 года. Всегда открыт,  общителен, не капризен. Первыми словами были « деда», « папа», « мама», « дай»   в возрасте 1г. 2 мес.  На прогулках с мамой требовал повышенного к себе внимания, не любил, когда взрослые разговаривают и не замечают его, всегда притягивал лицо мамы к себе. Активно, с любопытством познавал окружающий мир, любил слушать, когда с ним разговаривают, что-то рассказывают, читают. Очень любил общаться с папой и дедушкой. Первые  фразы появились в возрасте 2 лет.  Мальчик  с  раннего возраста проявлял независимость, настойчивость и самостоятельность.  Мама всегда следила за тем, чтобы ребёнок был опрятен, аккуратен. Всегда была сменная выглаженная одежда. Так же знал правило, что если испачкался, нужно пойти переодеться. К навыкам самообслуживания, к опрятности и аккуратности приучали в словесной форме, с помощью стихов, сказок, шуткой,  личным примером  не только взрослые, но и старшая сестра. На занятиях внимательный, всегда проявлял  интерес к изучаемому материалу.  В непроизвольной форме  в 3, 5 года  запомнил  сказку « Мужик и медведь» и мог рассказать её с небольшой помощью мамы. Жалоб воспитателей на нравственную сторону поведения не было. Однако отмечалась повышенная двигательная активность, суетливость, неусидчивость. Очень любил коллективные подвижные игры, в которых предпочитал ведущие роли.

6. С наступлением дошкольного возраста характер занятий  немного изменился. Появились игры с правилами, спокойные игры. Мальчику нравилось играть в кругу семьи, со старшей сестрой. Она учила его основам грамоты, писали дедушке с бабушкой  письма, играли в « Магазин»,

« Почту», строили во дворе дома шалаш, звали туда своих друзей. Хорошо запоминал стихи на слух. Например, в 5 лет с бабушкой выучил отрывок

 из « Бородино» М.Лермонтова. Начинает играть в футбол с родителями, друзьями, смотреть телевизионные передачи, играть в игры на TV – приставках.

            Обучение чтению дома происходило с использованием игровых приёмов, в занимательной  форме.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Больше любил слушать, когда ему читают перед сном, на ночь. Хорошо развиты память, внимание, речь.  Ребёнок наблюдателен   любознателен. Занял призовое место в  городском конкурсе  ДОУ « Маленький эрудит». Физически развит. Ведущая рука правая. Есть домашние  обязанности: полить небольшие цветочные клумбы, покормить собаку, кошку, кроликов. Практикуются совместные виды деятельности ребёнка с взрослыми, такие, как уборка дома, своей комнаты, наведение порядка на полке с игрушками, книгами,  работа на приусадебном участке. А также поездки за город вместе с родными на природу, игра в футбол, хоккей, спокойные игры дома вечером, просмотр телепередач, чтение книг, рыбалка с дедом и отцом. Отношения в семье доверительные, дружеские. Высок авторитет отца. Сестру не всегда слушается.  На улице  много друзей. Но в играх старается лидировать. А если не получается, то «уходит» в сторону или, вообще,  возвращается  домой обиженным. Дома родителям никогда не жалуется на мальчишек.  Старается сам решить конфликт. Самое большое наказание за какую – либо провинность – это лишение улицы, общения с друзьями. Лишение возможности поиграть в любимые игры. В - основном  же,  применяются беседы, разъяснения. Самой большой трудностью в воспитании было приучение ко времени и режиму дня, наблюдалась повышенная двигательная активность, неусидчивость, частая  отвлекаемость. Быстро надоедает один какой-то вид деятельности, даже если сначала было всё интересно.

7. Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте.                            

Ребёнок пошёл в школу с 7 лет. К школьной жизни легко адаптировался. При диагностике показал средне - высокий уровень готовности к школьному обучению. Учится   успешно, на «4» и «5», с одной четвёркой по русскому языку, которая всегда только из-за невнимательности, из-за чрезмерного возбуждения и «снисходительного» отношения к своим ошибкам.      

На уроках всегда активен, но неусидчив, нетерпелив, легко отвлекается на внешние раздражители,  часто выкрикивает с места. Любит математику, чтение, окружающий мир, физкультуру. Но трудно даются  такие предметы как изобразительное искусство и технология. На школьных и городских олимпиадах занимает  призовые места, причём по русскому языку и литературному чтению, т.к. имеет хорошую слуховую память, мышление, наблюдательность, развитую речь. Домашние задания выполняет  быстро. Не любит, когда мама дома заставляет  переписывать, и убеждён, что лучше всё равно не получится. Отношения с одноклассниками дружеские, не конфликтные. В классе – неформальный лидер. Любимчик девочек. Отношения с учителями нормальные. Любит, когда с ним общаются доверительно, уважительно, как с другом, и «ершится», когда видит несправедливость. Активно участвует в жизни класса, любит танцевать брейк – данс., посещает футбольную секцию, может записаться в кружки , но очень быстро забросить эти занятия. Предпочтение отдаёт активным формам деятельности. Не любит сидеть на месте. Самостоятелен. Инициативен. Любит быть в классе организатором, но не исполнителем. Дома имеет свои обязанности, но не всегда охотно их выполняет. Родителям приходится принуждать, убеждать, поощрять.  Охотнее выполняет поручения, связанные с движением, может сходить в магазин, покормить животных и т.д. Любит читать книги и смотреть фильмы о  морских пиратах, приключениях или про животных. Иногда возникают конфликты  на почве упрямства,  « отстаивания» своих интересов.  Наблюдается резкая смена настроения, импульсивность. Нужно набраться терпения, не вступать в конфликт с ребёнком,  выждать. Спустя какое – то время он  сам понимает, что поступил неправильно.

8. Осложнения во время беременности мамы,  полученная родовая травма, а также ошибки в воспитании, которые были допущены родителями, дабы не нервировать больного ребёнка, наложили свой отпечаток на особенности психики, эмоционально- чувственную, волевую сферу ребёнка. Родителям пришлось много потрудиться, чтобы ребёнок стал  здоровым и крепким, но не заметили, как возникла проблема гиперактивного поведения их ребёнка.

Выводы

1. Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка явилось  нарушение или расстройство работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании этих дисфункций  играла патология беременности  и  родов.

2. Гиперактивное поведение ребенка выражается в  избытке двигательной активности,  нарушении эмоционального поведения - быстрой смене настроения; дефицит внимания.

3. Для  коррекции гиперактивного поведения необходимы  семейная психотерапия, поведенческая терапия.

           Рекомендации родителям гиперактивного ребёнка.

Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей.

  • Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
  • Избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить "нет", "нельзя", "прекрати" – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а если удастся, сделайте это легко, с юмором.
  • Следите за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.

Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.

  • Если есть возможность, постарайтесь выделить для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его собственную "территорию"). В оформлении желательно избегать ярких цветов, сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так, чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
  • Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, плавание, восточные единоборства, игры.
  • Определите для ребенка круг обязанностей, а их исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от совершенства. В своих отношениях с ребенком придерживайтесь "позитивной модели". Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.

Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться эмоционально.

И здесь совершенно незаменима самая важная для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.

Рекомендации родителям по организации игровой деятельности своего ребёнка.                                                                                                                                                            

1) Попробуйте в начале игры создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с ребенком. Сядьте рядом, не забывайте смотреть друг другу в глаза, искренне удивляться, радоваться, использовать ласковые прикосновения.


2) Содержание игр должно быть  непосредственно направлено  на обогащение эмоциональных ощущений, рассчитано на то, чтобы рассмешить, удивить, успокоить и т.п.

- Игра "Расскажи стихи руками"

( мама и ребенок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения.)

-  Игры "Пилка дров", "Насос", "Кузница"
(на согласованность совместных движений )

- Игровые упражнения "Попробуй показать, попробуй угадать"

(изображение различных предметов и действий с ними - например, съесть кислый лимон, тающее мороженое, поднять тяжелый чемодан и др.).
Эти упражнения не только обогатят ребенка разнообразными эмоциональными ощущениями, но и будут способствовать развитию воображения.

- Совместное сочинение сказок, стихов, рассказов.

- Игры на развитие внимания и самоконтроля 

"Лабиринт", "Что изменилось", "Чем похожи, чем непохожи", "Найди "лишнее" и др.
- Игры  "Успевай-ка". Не подражай", "Да" и "Нет" не говорите", "Пол, нос, потолок",

( Для упорядочения реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель)

           Содержание игры сводится к тому, что взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать "Стоп", если произнесена условленная цифра, например "7". Можно усложнять правила: "Стоп" говорить только в том случае, если перед цифрой "7" называлась цифра "6". Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный. По этому же принципу построены игры  в которых предусмотрены правила ограничения некоторых действий ребенка.

Последняя группа рекомендаций, используемая в совместной с детьми деятельности, особенно значима, поскольку помогает снять напряжение, как у ребенка, так и у взрослого, приблизить их друг к другу, почувствовать желания и потребности друг друга – одним словом, наладить нормальную эмоционально насыщенную жизнь ребенка в семье.

Рекомендации по организации  работы с гиперактивными детьми:

  • Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  • Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
  • Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  • Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  • Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  • Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  • Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  • Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  • Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  • Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
  • Предоставлять ребенку возможность выбора.
  • Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения.

Например:

-  Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу.

-  Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...» и т.д.

Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.

Рекомендации педагогу                                                                                                                                                                                                                                    по обучению гиперактивных учащихся.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  1. Повышение учебной мотивации: применение системы поощрений; использование нетрадиционных форм работы (например, возможность выбора домашнего задания), обучение учащимися более младших школьников, повышение самооценки учащихся (Задание «Я — звезда»).
  2. Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:
  • смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка;
  • реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности: раздать тетради, стереть с доски и т.д.),
  • снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
  • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов («Драка», «Черепаха», массаж кистей рук, пальчиковые игры М.С. Рузиной из книги «Страна пальчиковых игр»);
  • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
  • применение мультисенсорных техник обучения;
  • проверка знаний — в начале урока;
  • избегание категоричных запретов.
  1. Развитие дефицитарных функций: 
  • повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
  • снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
  • снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 4. Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия 

с педагогом и сверстниками на уроке:

  • отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
  • обучение приемам структурирования учебного времени;
  • отработка навыков самоконтроля;
  • обучение техникам самоуправления.

Виды заданий.

 Задание «Рецепт успеха»

ЦЕЛЬ: развитие способности анализировать ситуацию, осознавать и вербализовать мысли и действия, развитие волевой регуляции, умения принимать на себя ответственность.

СОДЕРЖАНИЕ: после выполнения какого-либо задания педагог просит каждого ученика записать, какие его действия оказались успешными в процессе работы. Например, как удалось правильно написать словарное слово (хотя бы одно), вспомнить формулировку правила, расставить знаки препинания и т.д. Некоторые учащиеся говорят, что они представили перед собой слово, картинку, действие, другие вспоминают, что при выполнении задания они проговаривали вслух слова, которые записывали или составили логическую цепочку при решении вопроса о том или ином написании, вспомнили свою радость, когда в предыдущий раз удалось без ошибки написать слово, предложение и т.д.

Учащиеся, которым объяснили цель подобной работы, описывают свои действия и свое состояние в процессе работы.

РЕКОМЕНДАЦИИ: иногда детям трудно осознать и описать свой способ действий. В этом случае учитель может попросить их вслух рассказать классу, как они действовали после получения задания, какие приемы использовали. Для повышения мотивации учащихся взрослый подчеркивает важность этой работы, заостряя внимание на том, что ни один человек, кроме самого ребенка, не в состоянии понять пути, приводящие его к успешному выполнению задания.

После того, как каждый ученик осознает и вербализует эффективные стратегии, взрослый учит применять найденные приемы в других условиях, более широких, чем выполнение одного конкретного действия. Так, если ученику в воспроизведении трудного слова помогло представление образа, необходимо объяснить ему, что этот же способ может быть использован при заучивании словарных слов, английского текста, исторических событий и др.

Задание «Корректурная проба»

ЦЕЛЬ: развитие устойчивости внимания в зрительной модальности, переключения внимания, умения выполнять инструкцию взрослого, формирование произвольности процессов.

СОДЕРЖАНИЕ: каждый учащийся получает карточку с небольшим (в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей) текстом. В течение трех-четырех минут (время выполнения задания также регулируется возрастными и индивидуальными особенностями) дети выполняют инструкцию: например, они должны обнаружить и подчеркнуть все буквы «о», которые есть в тексте. На следующем уроке характер задания меняется: ученики должны обвести в кружок, например, все имеющиеся в тексте буквы «в».

На следующем этапе можно усложнить задание: учащиеся должны одновременно отыскивать и отмечать разным способом сразу две (а впоследствии и три) буквы. Например, зачеркивать букву «р» косой линией и ставить крест над буквой «у». При необходимости можно усложнить задание: отмечать не просто букву, а, например, букву «а», но только в том случае, если она стоит справа от гласной и т.д., можно выделять не буквы, а корни с чередующимися гласными и др.

После выполнения задания каждый ученик проверяет свою работу. Возможен вариант, когда соседи по парте обмениваются карточками и проверяют работу друг друга, это позволит неуверенным детям почувствовать свою значимость и получить в связи с этим положительные эмоции. Взаимопроверка, требующая ответственного отношения участников, поможет повышению концентрации внимания, контролю поведения, формированию сознательного отношения к делу.

РЕКОМЕНДАЦИИ: текст для выполнения корректурной пробы может быть взят из учебника литературы, это может быть и правило по русскому языку. При индивидуальной работе взрослый проверяет правильность выполнения задания и говорит, сколько ошибок допущено, после чего ребенок повторно сверяет свою работу, имея четкую установку: «найти  (три, четыре)                        ошибки».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Еще один вариант — учащиеся выступают в роли редактора или корректора и готовят учебный текст для более младших учеников: отмечают в тексте те орфограммы, которые могут оказаться сложными. Как показывает практика, отмечаются прежде всего те орфограммы, которые являются трудными для самих «редакторов», в результате чего учитель получает важную информацию для дальнейшего планирования материала.

Задание «Ассоциативный ковер»

ЦЕЛЬ: обогащение словарного запаса, развитие воображения, гибкости и беглости дивергентного мышления, создание положительного эмоционального отношения к уроку.

СОДЕРЖАНИЕ: ученик называет и записывает на чистом листе или на доске одно существительное (например, «яблоко»). Затем он придумывает два слова, которые, на его взгляд, имеют ассоциативную связь с данным словом (например, «зеленое» и «сад»). На следующем этапе он добавляет по два слова к каждому из придуманных им слов-ассоциаций (например, «зеленое" — «покрывало», «растение"; «сад" — «заброшенный», «фрукты») и т.д. Упражнение можно провести один-два раза в течение недели, можно сделать его определенным ритуалом начала урока, можно, придумав цепочку слов, вернуться к ее продолжению через день, два, неделю. Также упражнение может служить разминкой перед каким-либо видом работы (например, перед написанием сочинения) или отдельным этапом индивидуальной коррекционной работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

РЕКОМЕНДАЦИИ: при работе с учащимися с низким уровнем готовности к систематическому изучению грамматики и орфографии выбор слов-ассоциаций не ограничивается учителем (это могут быть существительные, глаголы, прилагательные и др.). По мере изучения теоретического курса можно вводить дополнительные условия: все слова должны относиться только к категории существительных; все использованные ребенком глаголы должны быть только настоящего времени и т.д. Могут быть оговорены дополнительные ограничения: использовать ассоциации только по смежности, по сходству, по контрасту.

Задание «Сочинение — 4 минуты»

ЦЕЛЬ: развитие воображения, гибкости и беглости мышления, волевой регуляции, ориентации во времени, умения четко формулировать свои мысли, создание положительного эмоционального настроя к написанию сочинения.

СОДЕРЖАНИЕ: учитель просит учащихся назвать два существительных, а затем весь класс в течение четырех минут пишет мини-сочинение ровно из четырех предложений с использованием названных слов.

По окончании времени написания сочинения учитель предлагает желающим прочитать свою работу. Когда сочинения прочитают 5-6 человек, можно переходить к другим упражнениям.

РЕКОМЕНДАЦИИ: данное упражнение помогает учителю учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Так, если оно повторяется из урока в урок и становится ритуалом, тревожные ученики на первых этапах могут не читать вслух свои сочинения, а только выполнять письменно работу. Гиперактивные дети  получают возможность в числе первых представить классу результаты своего труда.

Как показывает практика, подобный вид работы способствует развитию речи, умения писать сочинения. После проведения подобной работы в течение длительного времени у учащихся повышается мотивация к выполнению этого вида работы, снижается тревожность.                                                                        

Задание «Я — звезда»

ЦЕЛЬ: формирование позитивной Я-концепции, повышение самооценки, развитие мотивации достижения, снижение уровня тревожности.

СОДЕРЖАНИЕ: каждый ученик выбирает известного литературного героя (исторического деятеля, политика, артиста и др.) и в течение 2-3 минут произносит монолог от его имени, высказывая при этом точку зрения на различные события (в стране, в мире, в школе), чувства и эмоции. Остальные учащиеся пытаются отгадать, чей образ моделирует выступающий. Удачные фразы, движения могут быть отмечены аплодисментами присутствующих.

РЕКОМЕНДАЦИИ: это задание может выполняться группой учеников, в этом случае прозвучит диалог известных литературных героев или будет разыграна ситуация с их участием. Выполнение задания способствует повышению самооценки учащихся, выступающих в роли статусных фигур, общепризнанных в обществе.

Задание «Тихий ответ»

ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ: учитель формулирует вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради, затем он проходит по классу, наклоняясь к некоторым ученикам. Они тихо, шепотом сообщают учителю ответ. Процесс опроса продолжается столько, сколько требуется учителю.

РЕКОМЕНДАЦИИ: выполнение задания позволяет учесть индивидуальные особенности некоторых учеников. Например, учитель может подойти в первую очередь к импульсивному ребенку (чтобы он реализовал потребность в вербальном взаимодействии), затем — к рефлексивному и т.д. Кроме того, подобный опрос способствует решению проблемы разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формируя доверительные отношения учащихся с учителем.

Задание «Проверь себя и соседа»

ЦЕЛЬ: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности в себе.

СОДЕРЖАНИЕ: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом).

После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашел и почему, что надо было сделать еще, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему. Подобный анализ формирует чувство ответственности за собственное грамотное письмо.                                                                                      

Игра «Запрет»

Учитель показывает детям целый ряд пальцевых движений, одно из которых объявляется запретным. Задача учеников — повторить все движения ведущего, кроме названного.

Игра «Обмани глаза»

Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку.

Игра «Обмани ушки!»

Дети повторяют только названные движения, не обращая внимания на ошибки в показе.

Заключение.

Не опускайте рук! Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть школьные трудности. Помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка).

Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.

Литература по теме.

  1. Азбука воспитания: советы родителям / сост. Г.Перегибов // Воспитание школьников.-2001.- №7.- С.50.
  2. Брязгунов, И.П.Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И.П. Брязгунов,  Е.В. Касатикова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  3. Гаспарова,  Е.М. "Шустрики" и "Мямлики" //Дошкольное воспитание.-1990.-№ 4.- С.90-98.
  4. Иванцов, А.Изучение особенностей воспитания в семьях / А.Иванцов // Воспитание школьников.-2000.- № 9 .- С.16-17.
  5. Когут, Л.М. Родительское собрание – практикум « Гармония общения – залог психоэмоционального здоровья ребёнка. Диалоги о дисциплине» / Л.М.Когут  // Начальная школа: плюс До и После. – 2002. - № 1 .-    С.18-21.
  6. Кравцова,  Е.Е. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е.Е. Кравцова.-  М.: Педагогический университет « Первое сентября», 2008. - 28 с.
  7. Монина, Г.Б. Рекомендации педагогу по обучению гиперактивных учащихся // Сайт «Наши невнимательные гиперактивные дети».- Режим доступа: http: // adhd – kids.narod.ru
  8. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В.Нижегородцева, В.Д.Шадриков.- М.: Владос , 2001.- 256 с.
  9. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе /

     Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ  «СФЕРА», 1999.

  1. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста./ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.:1988

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

МАСТЕР-КЛАСС на совместном российско-американском проекте Института специальной педагогики и психологии им. Р.Валленберга. Семинар «Организация работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии»

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение школа №439 Петродворцового района Санкт- Петербурга      МАСТЕР-КЛАСС  на совме...

История развития психологии

Урок в 11 классе "История развития психологии"...

Актуальные проблемы педагогики и психологии лекция №1

Социальные изменения современного детства (Хмелевская О.В.)...

Актуальные вопросы педагогики и психологии лекция №2

Психолого-педагогический анализ гендерных особенностей развития личности...

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ

В данной публикации представлены особенности развития понятия коммуникативной компетенции....