Календарно – тематическое планирование по риторике во 2 классе
рабочая программа (2 класс) по теме

Корнилова Любовь Сергеевна

 

        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

I. Пояснительная записка

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речиразвивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуацияхрешать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2klass.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Календарно – тематическое планирование по риторике  во 2  классе



п/п


Тема урока


Кол-во

часов

Планируемые

результаты

(предметные)

                Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

                                         Характеристика деятельности 


Дата

       Личностные

             УУД

 Познавательные

          УУД

Коммуникативные

           УУД

 Регулятивные

        УУД

                                   


 

1


 2  


 

 3






 


4          


 

5


 6




 7  



 




8





9  



10  






11



12



13




14




15  






16




17



18





19




20







21



22












23



24


25



26


27


28  


29



30


31





32


  33


34


           

Введение 3ч.



Наука риторика.                                    

 

Кто – что – кому.


Кому – кто. Адресат – адресат.


Как мы говорим? - 7ч



Темп.


Тон речи.


То же слово, да не так бы молвить.


Настроение, чувства и тон говорящего.




Мимика, жесты, поза.



Говорящий взгляд.


Подведем итоги.


Учись слушать -  10ч


Мы слушаем – нас слушают.


Сигнал принят! Слушаю!


Слушали и услышали.


Слушаем и стараемся понять.


Слушаем и выделяем непонятное.




Слушаем, как говорят.


Слушаем на уроке.


Слушаем целый день!




Вежливая просьба.


Скрытая просьба.


Учись читать и писать – 2ч.


О чем нам говорит шрифт?


Рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы.







Текст- 12ч.


Тема и основная мысль.


Пересказ.


Краткий пересказ.


План.


Вежливый отказ.


Ответы на отказ


Типы текстов.


Рассуждение.


Точные и неточные объяснения.



Описание.


Загадки – описания.

Невыдуманный рассказ.





1


1


1








1


1


1





1






1




1


1





1



1



1



1




1






1



1



1





1




1





1



1











1



1


1



1


1


1


1


1



1




1



1

1



-осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

-анализировать тактичность речевого поведения в семье;

-формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

-пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка,

выделять ключевые слова;

-отличать

подробный пересказ от краткого;


-пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

-реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),


характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

-осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

-анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам;

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника.

Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)


Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:

- общечеловеческих ценностей  и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;

- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;


- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;


Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.


Объяснять смысл  своих оценок, мотивов, целей

(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)

ОСМЫСЛЕНИЕ

Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.


Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.

САМООСОЗНАНИЕ

Объяснять самому себе:

- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы),  «что я могу» (результаты).

Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки  (личностная позиция, российская и гражданская  идентичность)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира,

- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;


- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;



 

1.Общеучебные.

а)самостоятельное выделение и формирование познавательной цели.


б) осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


в) знаково-символическое моделирование.


Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами


Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.


Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.


Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).


  Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта


Выполнять универсальные логические действия:

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

- выстраивать логическую цепь рассуждений,

- относить объекты к известным понятиям.


Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

*Построение речевых высказываний; умение слушать собеседника.


*Самостоятельно

контролировать использование правил речевого общения в школе, в классе, со сверстниками; выслушивать ответы одноклассников.


* Умение договариваться, находить общее решение.


*Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи


*Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.


*При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.


Учиться подтверждать аргументы фактами.


Учиться критично относиться к собственному мнению.


Понять другие позиции (взгляды, интересы)


Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.


Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:


– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);


– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).


Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща


Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.



*Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.


* Осуществлять итоговый пошаговый контроль по результату.

*Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)


*Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.


*Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.


*Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.


Осуществить действия по реализации плана


Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.


Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).


Соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его


В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.


В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.


Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.


        Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

I. Пояснительная записка

Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речиразвивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуацияхрешать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

– осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

– осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

– оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

– анализировать тактичность речевого поведения в семье;

– объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

 формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

 пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

 отличать подробный пересказ от краткого;

 знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

 пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

 пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

 реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

– реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации,использовать дополнительные сведения из словарей;

– делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

– определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

– планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

– осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

– уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

– оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

– продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

– определять тему, основную мысль несложного текста;

– определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

– подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

– анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

– разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

– сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

– давать оценку невежливому речевому поведению.

Основные  требования  к  знаниям,  умениям   и  навыкам обучающихся к концу 2 класса

Обучающиеся должны знать /понимать/:

виды общения

особенности устной и письменной речи

окраску голоса

виды периодических изданий

ключевые и опорные слова в тексте

речевые жанры

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать и оценивать общение /корректность речевого поведения. уместность использования различных словесных форм/

- ориентироваться в ситуациях общения

-вступать в различные виды контакта

-уместно использовать словесные и несловесные средства общения

-выразительно читать и говорить при общении

-работать с различными видами периодических изданий

-находить ключевые  и опорные слова в тексте

-работать с текстом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование программа 2100 2класс

Календарно-тематическое планирование по ИЗО, технологии, музыке, математике, риторике, окружающему миру...

календарно-тематическое планирование по ИЗО 2класс.УМК "Школа 2100"

Согласованозаместитель директора по УВРМОУСОШ№12_____________________О.А. МихаленкоРассмотренона методическом объединениипротокол № ___от ____2013 года____________________________УтверждаюДиректор МОУ...

календарно-тематическое планирование по технологии 2класс.УМК "Школа 2100"

Согласованозаместитель директора по УВРМОУСОШ№12_____________________О.А. МихаленкоРассмотренона методическом объединениипротокол № ___от ____2013 года____________________________УтверждаюДиректор МОУ...

календарно-тематическое планирование по математике. 2класс.УМК "Школа 2100"

Согласованозаместитель директора по УВРМОУСОШ№12_____________________О.А. МихаленкоРассмотренона методическом объединениипротокол № ___от ____2013 года____________________________УтверждаюДирект...

Календарно-тематическое планирование русский язык 2класс

"УТВЕРЖДАЮ""СОГЛАСОВАНО"РАССМОТРЕНОдиректор МБОУ ...

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2класс.

Календарно-тематическое планирование. Изобразительное искусство. 2класс....