«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского
материал (2 класс) на тему
«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского
языка и развития речи»
Руководитель проекта:
Клюева Татьяна Николаевна,
директор ГОУ ДПОС – центра
повышения квалификации «Региональный
социопсихологический центр»
Автор проекта:
Убогова Галина Николаевна,
Учитель начальных классов
МОУ № 24 г.о. Тольятти
ТОЛЬЯТТИ
2011
Тема: План. Текст – повествование.
Тип урока: введение нового материала.
Цели:
Образовательные:
- формирование умения составлять план.
- Раскрытия понятия «текст-повествование».
Развивающее:
- Развивать умение связной речи, логично выстраивать предложения.
- Развивать коммуникативные действия: умение плотно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами, умение грамотно задавать вопросы.
Воспитательные:
- Формировать навыки самоконтроля.
- Прививать аккуратность.
Оборудование: интерактивная доска со слайдами, раздаточный материал – таблица «Текст-повествование», плакат с посланием от первобытных учеников, костюмы древних людей, два барабана, тексты рассказа Л. Толстого «Галка», толковые словари на каждой парте.
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Формирование мотивации.
- Знакомство с текстом Л. Толстого «Галка». Определение темы, главной мысли.
- Выстраивание логичной картины событий.
- Составление и запись плана.
- Работа с таблицей «Текст-повествование».
- составление вопросов по картине.
Ход занятий
№ | Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Актуализация знаний. Формирование мотивации. В кабинет заходят дети в одеждах древних людей, стучат в барабаны и отдают учителю свисток. Учитель начинает урок без слов с показа коры дерева. На нем послание детям. Рисунками и знаками зашифрована фраза «Учимся пересказу». На послании рисунок класса, учителя. В виде комиксов картинки: «мы читаем», «мы говорим», «мы пишем». После совместной расшифровки фразы: - Может быть, так общались учитель и ученик в первобытном обществе? - Предположите тему урока. - Зачем нам умение письменно пересказывать текст? - Пофантазируйте, что было бы с нами без умения пересказывать? (Затруднилось бы общение между людьми; возможно, литература так и осталась бы только устным народным творчеством.) - Что нужно современным ученикам, чтобы научиться письменно, излагать? Приглашаю вас на современный урок. На доске предложение: «Хотела галка пить». - Что прочитали? (Предложение) - Докажите что это предложение. - О ком говорится в этом предложении? - Что вы знаете об этой птице? Где прочитали? - Что говорится о галке в предложении? _ Можно ли узнать, напилась галка или она продолжает страдать от жажды? - Как бы вы проверили, чье предложение верно? (Прочитали весь текст.) - Давайте прочтем, что написал Л. Толстой. - После прочтения рассказа Л. Толстого вы сможете написать текст рассказа в тетрадь? - Какие знания и умения вам понадобятся? Какая нужна помощь? | Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целепологание. |
2. | Знакомство с текстом Л. Толстого «Галка». Определение темы, главной мысли. - Что прочитали? (Текст, рассказ) - Как еще его можно назвать? (Повествование) - Докажите что это текст. (Несколько предложений, связанных по смыслу, все предложения про галку) - Определите тему этого текста. (Про галку) - Определите главную мысль. (Как галка придумала способ попить воды) - Определим порядок предложений. | Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации. |
3 | Выстраивание логичной картины событий. На интерактивной доске картинки. Последовательность изменена. Коллективное обсуждение последовательности. Перестановка Катрин. (На первой – галка и рядом кувшин, на второй – галка на кувшине сидит с камнем в клюве, на третьей – вода переполнила кувшин). Работа с таблицей. Название «схемы» и «план» закрыты. - Прочитайте слова левого столбика, потом среднего. Где план, а схема? Чем они отличаются? (Подходят для многих текстов, универсальна) - С каких слов начинается каждая часть плана? Расставь их в нужном порядке. (Дети на доске передвигают слова в правом столбике.) Сменяющие друг друга последовательные события Схема План Используй Начало действия Что случилось Когда-то Развития действия Где? Почему? Вот и всё Как? Вдруг, И вот Кульминация Когда? Однажды… Итог, конец В первый раз название частей плана проговаривают устно, а в тетради записывают названия частей схемы в качестве плана: 1. Начало действия. 2. развитие действия. 3. Кульминация. 4. Итог. - Какое слово в схеме непонятно? - В каком словаре можно узнать значение слова «кульминация»? Прочитай толкование слова. | Умение работать с интерактивной доской. Коммуникативные навыки. Умение логически рассуждать. Познавательные универсальные действия: формирование умений работать и информацией. Синтез. Составление целого из частей. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи повествования. Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера. |
4. | Составление вопросов по картинкам. Работа в группах. Учитель делит детей на 4 группы. Каждая группа готовит вопросы по картинке, предложенной учителем. Дети первой группы задают вопросы детям второй, а вторая – третьей, третья – четвертой. Ученики сами договариваются, кто какой вопрос задаст. Если возникают затруднения, учитель помогает группе. 1 картинка - Что случилось с галкой? - Что она увидела? - Какой части схемы соответствует? Это начало действия. Предложите название. («Хотела галка пить») - Почему птица не сразу напилась? (Вода на дне – не достать) - Это развитие действия. Предложите название. («Вода на дне») 2 картинка - Что придумала галка? - Почему это момент самый важный? (Это кульминация) - Предложите название.(«Галка бросает камешки») 3 картинка - Чем закончился рассказ? 4 картинка - Это конец действия. Итог - Предложите название. («Галка напилась») | Коммуникативные универсальные учебные действия: Умение слушать и вступать в диалог; постановка вопросов – инициативное сотрудничество. |
5. | Творческое задание Подготовьте дома письменный рассказ. - Что необходимо, чтоб ваш рассказ был понят другими учениками? (Изложите текст последовательно, без ошибочно, каллиграфическим почерком). На следующим уроке изложения прочитывают в слух, обсуждают достоинство и недостатки. Была организованна работа в парах. Сосед по парте высказывает своё мнение: называет достоинства или дает ответ. | Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....
«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского
«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка и развития речи» Руководитель проекта:Клюева Татьяна Николаевна,директор ГОУ ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка
Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....
Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)
Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...
Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка....