«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского
материал (2 класс) по теме

Убогова Галина Николаевна

«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского

языка и развития речи»

          Руководитель проекта:

Клюева Татьяна Николаевна,

директор ГОУ ДПОС – центра

повышения квалификации «Региональный

                                      социопсихологический центр»

 

 

 

 

  Автор проекта:

      Убогова Галина Николаевна,

    Учитель начальных классов

МОУ № 24 г.о. Тольятти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОЛЬЯТТИ

2011

Тема: План. Текст – повествование.

 

Тип урока: введение нового материала.

 

Цели:

Образовательные:

- формирование умения составлять план.

- Раскрытия понятия «текст-повествование».

Развивающее:

- Развивать умение связной речи, логично выстраивать предложения.

- Развивать коммуникативные действия: умение плотно и точно выражать свою мысль в соответствии с поставленными задачами, умение грамотно задавать вопросы.

Воспитательные:

- Формировать навыки самоконтроля.

- Прививать аккуратность.

                                                                                           

 

Оборудование: интерактивная доска со слайдами, раздаточный материал – таблица «Текст-повествование», плакат с посланием от первобытных учеников, костюмы древних людей, два барабана, тексты рассказа Л. Толстого «Галка», толковые словари на каждой парте.

 

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Формирование мотивации.
  3. Знакомство с текстом Л. Толстого «Галка». Определение темы, главной мысли.
  4. Выстраивание логичной картины событий.
  5. Составление и запись плана.
  6. Работа с таблицей «Текст-повествование».
  7. составление вопросов по картине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятий

 

 

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия

1.

 Актуализация знаний. Формирование мотивации. В кабинет заходят дети в одеждах древних людей, стучат в барабаны и отдают учителю свисток.

Учитель начинает урок без слов  с показа коры дерева. На нем послание детям. Рисунками и знаками зашифрована фраза «Учимся пересказу». На послании рисунок класса, учителя. В виде комиксов картинки: «мы читаем», «мы говорим», «мы пишем».  

После совместной расшифровки фразы:

- Может быть, так общались учитель и ученик в первобытном обществе?

- Предположите тему урока.

- Зачем нам умение письменно пересказывать текст?

- Пофантазируйте, что было бы с нами без умения пересказывать? (Затруднилось бы общение между людьми; возможно, литература так и осталась бы только устным народным творчеством.)

- Что нужно современным ученикам, чтобы научиться письменно, излагать? Приглашаю вас на современный урок.

На доске предложение: «Хотела галка пить».

- Что прочитали? (Предложение)

- Докажите что это предложение.

- О ком говорится в этом предложении?

- Что вы знаете об этой птице? Где прочитали?

- Что говорится о галке в предложении?

_ Можно ли узнать, напилась  галка или она продолжает страдать от жажды?

- Как бы вы проверили, чье предложение верно? (Прочитали весь текст.)

- Давайте прочтем, что написал Л. Толстой.

- После прочтения рассказа Л. Толстого вы сможете написать текст рассказа в тетрадь?

- Какие знания и умения вам понадобятся? Какая нужна помощь?

Личностные универсальные учебные действия: смыслообразование, то есть установление связей между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные универсальные учебные действия: прогнозирование, целепологание.

2.

Знакомство с текстом Л. Толстого «Галка». Определение темы, главной мысли.

- Что прочитали? (Текст, рассказ)

- Как еще его можно назвать? (Повествование)

- Докажите что это текст. (Несколько предложений, связанных по смыслу, все предложения про галку)

- Определите тему этого текста. (Про галку)

- Определите главную мысль. (Как галка придумала способ попить воды)

- Определим порядок предложений.

Познавательные универсальные учебные действия: смысловое чтение как  осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации.

3

Выстраивание логичной картины событий.

На интерактивной доске картинки. Последовательность изменена. Коллективное обсуждение последовательности.

Перестановка Катрин.

(На первой – галка и рядом кувшин, на второй – галка на

кувшине сидит с камнем в клюве, на третьей – вода переполнила кувшин).

Работа с таблицей.

Название «схемы» и «план» закрыты.

- Прочитайте слова левого столбика, потом среднего. Где план, а схема? Чем они отличаются? (Подходят для многих текстов, универсальна)

- С каких слов начинается каждая часть плана? Расставь их в нужном порядке. (Дети на доске передвигают слова в правом столбике.)

Сменяющие друг друга последовательные события

Схема                               План                              Используй

Начало действия             Что случилось              Когда-то

Развития действия          Где? Почему?               Вот и всё

                                          Как?                               Вдруг, И вот

Кульминация                  Когда?                           Однажды…

Итог, конец

В первый раз название частей плана проговаривают устно, а в тетради записывают названия частей схемы в качестве плана:

1. Начало действия.

2. развитие действия.

3. Кульминация.

4. Итог.

- Какое слово в схеме непонятно?

- В каком словаре можно узнать значение слова «кульминация»?

Прочитай толкование слова.

Умение работать с интерактивной доской. Коммуникативные навыки. Умение логически рассуждать. Познавательные универсальные действия: формирование умений работать и информацией. Синтез. Составление целого из частей. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи повествования. Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

4.

Составление вопросов по картинкам. Работа в группах. Учитель делит детей на 4 группы. Каждая группа готовит вопросы по картинке, предложенной учителем. Дети первой группы задают вопросы детям второй, а вторая – третьей, третья – четвертой. Ученики сами договариваются, кто какой вопрос задаст. Если возникают затруднения, учитель помогает группе.

1 картинка

- Что случилось с галкой?

- Что она увидела?

- Какой части схемы соответствует?

Это начало действия. Предложите название. («Хотела галка пить»)

- Почему птица не сразу напилась? (Вода на дне – не достать)

- Это развитие действия. Предложите название. («Вода на дне»)

2 картинка

- Что придумала галка?

- Почему это момент самый важный? (Это кульминация)

- Предложите название.(«Галка бросает камешки»)

3 картинка

- Чем закончился рассказ?

4 картинка

- Это конец действия. Итог

- Предложите название. («Галка напилась»)

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Умение слушать и вступать в диалог; постановка вопросов – инициативное сотрудничество.

5.

Творческое задание

Подготовьте дома письменный рассказ.

- Что необходимо, чтоб ваш рассказ был понят другими учениками? (Изложите текст последовательно, без ошибочно, каллиграфическим почерком). На следующим уроке изложения прочитывают в слух, обсуждают достоинство и недостатки. Была организованна работа в парах. Сосед по парте высказывает своё мнение: называет достоинства или дает ответ.

Познавательные универсальные учебные действия: построение письменной монологической речи.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобрет...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....

«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского

«Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка и развития речи»          Руководитель проекта:Клюева Татьяна Николаевна,директор ГОУ ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...