формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.
план-конспект по русскому языку по теме

Формирование универсальных учебных действий при работе с безударными гласными в начальной школе я использую метод Галины Михайловны Зегебарт   "Учение без мучения", где очень хорошо преобретаются навыки грамотного написания слов с безударными гласными в корне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uud_5izmenennyy.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) работников образования Московской области

(ГОУ Педагогическая академия)

Кафедра адаптивного образования

Итоговый практико-значимый проект

«Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроке.»

по курсу вариативного модуля

 «Образование и общество.
Актуальные проблемы психолого-педагогической науки».

                                                    Слушатель:  Голубева Галина Николаевна,

                                      учитель начальных классов МОУ для

                                                          детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения

                                                          родителей  «Школа-интернат  для детей-сирот

                                                    и детей, оставшихся без попечения родителей».

                                                          г. Воскресенска Московской области

                               Научный руководитель проекта:

                                                         Онишина Валентина Вольевна

2012г.

Оглавление:

I.  Вступление.  Обоснование выбранной темы.                                                  с 3

II. Основная часть.                                                                                                            1. Значение русского языка в начальной школе.                                                 с 5

2. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка: с 5

       1) личностных УУД;

       2) регулятивных УУД;

       3) познавательных УУД;

       4) коммуникативных УУД.

3.      Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы.                                                                                                     с 6

4.  Коррекция «дисграфии» по методу Г.М.Зегебарт.                                          с 7

       1) Понятие и необходимость работы по «дислексии» и «дисграфии».        с 7

       2)Активизация мыслительной деятельности учащихся.                                с 7

       3) Практические игры и упражнения:                                                              с 8

                а) мозговая гимнастика,                                                                            с 8

                б) корригирующая гимнастика для  глаз.                                                с 9

5. Групповое занятие  по теме «Безударные гласные» по практическому  применению  метода Г.М. Зегебарт  по коррекции «дисграфии»: «Учение без мучения».                                                                                                                   с 9                    

       1) Цели занятия.                                                                                                 с 9

       2).Развивающие игры.

       3)  Работа с карточкой:                                                                                     с 10

                 а) подготовительная работа.                                                                  с 10

                 б) основная работа – тренировка правописания.                                 с 11

                 в) подведение итогов, самооценка деятельности.                               с 12

III. Заключение.                                                                                                        с 13

Список литературы.                                                                                                  с 15

Приложение.                                                                                                              С 16

         Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,  обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей.

В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) «универсальные учебные действия» – это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

     Ожидаемый результат.   Педагоги:

  1. освоен понятийный аппарат универсальных учебных действий;
  2. созданы учебно-методические ресурсы, обеспечивающие учебные предметы начальной ,основной и средней  школы;
  3.    создан банк данных по проблеме проекта.

Учащиеся:

  1. формирование компетенций;
  2. формирование компетентности как «компетенций в действии»;
  3.  формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах
    их выполнения;
  4. формирование реалистической позитивной осознанной самооценки и самопринятия;
  5. развитие ориентации  для построения деятельности, общения, поведения;
  6. формирование у учащегося адекватного представления о том, как его воспринимают и оценивают другие (родители, учителя, сверстники);
  7. адекватная оценка своих возможностей.

 Цель практико-значимой работы: изучить формирование и развитие универсальных учебных действий на примере урока русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».

Объект исследования: универсальные учебные действия.

Предмет исследования: применение универсальных учебных действий на уроке  русского языка в системе обучения на основе технологии «полного усвоения».

      Задачи: изучить этапы урока и виды универсальных учебных действий; апробировать полученные знания на проведении урока русского языка.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы; обобщение передового педагогического опыта; эксперимент.

      

      

     В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения  учащегося по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

       Целями и задачами являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;  умение  ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

В Программе развития УУД выделены четыре блока :

      Формирование личностных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на оказание помощи героям учебника и соседу по парте.

     Формирование регулятивных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков на уроке русского языка

     Формирование коммуникативных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в группе.

     Формирование познавательных УУД:

Ученик научится или получит возможность научиться:

- формулировать правило на основе выделения существенных признаков;

- выполнять задания с использованием материальных объектов, схем;

- проводить сравнение, классификации, выбирая наиболее эффективный способ решения   или правильный ответ;

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану;

- строить логическую цепь рассуждений

      Результаты освоения программы по русскому языку выпускниками начальной школы

Личностные результаты: осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные результаты 

Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные УУД: 

искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

 Коррекция « дисграфии» по методу Г.М.Зегебарт «Учение без мучения».

          В нашем интернате неуклонно растет количество детей, психическое и физическое здоровье которых вызывает серьезные опасения. У большинства детей отмечается оскудение словарного запаса, ослабление памяти, недоразвитие словесно-логического и абстрактного мышления. В результате дети с трудом воспринимают и запоминают информацию на слух, не в состоянии находить взаимосвязи между отдельными предметами, явлениями природы, да и сам процесс познания представляет для них определенную трудность. Большинству наших учащихся постоянно требуется дополнительная помощь педагога.

           Особенно это касается речевого развития и грамотности. Если раньше слова «дислексия», «дисграфия» были знакомы логопедам и психологам, то сейчас к такой работе подключаются и учителя.

           С учетом этих проблем мы стали применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий по русскому языку с детьми в рамках основных разделов школьной программы по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ. При этом обучение построено с учетом новейших достижений психологии.

          Программа реализует комплексный подход к решению проблем с чтением и письмом. Предлагаемые игры и упражнения позволяют одновременно развивать внимание, слуховую, зрительную и моторную память, синхронно задействовать отделы мозга, непосредственно отвечающие за автоматизацию навыков чтения и письма. Занятия по программе развивают учебные навыки в целом, повышают мотивацию: дети учатся получать удовольствие от учебы.

          Работа с материалами базируется на использовании различных видов деятельности (интеллектуальной, сенсорной, моторной), способствующих развитию разных участков мозга и стимулирующих межполушарное взаимодействие.

           Главный итог работы с предлагаемыми играми и лингвистическими упражнениями - активизация умственной деятельности.

          Дети учатся учиться!

          В практике своей работы я использую следующие виды работ:

1.Игры и упражнения.

Мозговая гимнастика.

        Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности и профилактики нарушений зрения является важнейшей частью занятия по РПС. Исследования ученых доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных  психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач. Убыстряются психомоторные процессы. А чем больше и чаще человек будет уделять время своим глазам, тем дольше он не столкнется с такими заболеваниями, как близорукость и дальнозоркость.

        «Качание  головой» ( упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 сек.

        «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

        «Шапка для размышлений» ( улучшает внимание, ясность, восприятие и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней мочки три раза.

Корригирующая гимнастика для глаз.

            Моргания (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох.

          «Вижу палец»: указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см смотреть на палец в течении 4-5 сек., затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6сек, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6раз.

         «Палец двоится» (облегчает зрительную работу на близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоится. Повторить 6-8 раз.

          «Зоркие глазки»: глазами нарисуйте 6 кругов  по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

         «Стрельба глазами»: двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5-6 раз. Не спеша.

          «Письмо носом»( снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку пишите или рисуйте что-нибудь в воздухе. Глаза при этом мягко прикрыты.

            Практическое применение метода  Г.М.Зегебарт «Учение без мучения» в  3 классе по теме «Безударные гласные».

         Цели:

- научить детей определять безударную гласную, правильно вставлять нужную букву,

- активизировать природную грамотность,

- расширить словарный запас,

- формировать навыки чтения и письма,

- развивать память, внимание, способности обучаться самостоятельно,

- развитие универсальных учебных действий.

Ход занятия:

  1. Развивающие игры.

Прежде чем приступить к непосредственной работе с карточками, поиграем с представленными на ней словами в следующие игры:

         Игра «Что это?» способствует развитию речи и логического мышления. Во время игры ведущий произносит любое слово из карточки, например «ведро». Задача ребенка – объяснить себе и другим, что означает это слово. Ведущий может предложить целый ряд дополнительных вопросов, ответы на которые позволяют порассуждать о возможностях использования ведра, выявить общие свойства воды и других жидкостей, осознать отличие материала самого ведра от воды  в нем и т.д. Игра позволяет поговорить о том, что голод это состояние человека, а стол - предмет кухонной мебели. Предмет, состояние человека, явления природы….

         Игра «Алфавит»- способствует развитию разных видов памяти. Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде выдаются слова, входящие в карточку. Предлагается записать  слова в алфавитном порядке. Побеждает первый!

        Игра «Кто подробнее опишет свои действия»

Дети подробно описывают свои действия, например, помыть руки, почистить зубы, причесать волосы, убрать кровать, убрать спальню и собрать портфель.

2.Работа с карточкой.

 Подготовительная работа.

           Этап 1. Вписывание орфограмм.

  Шаг 1. Чтение слов карточки в любой последовательности, но парами, сначала из графы «Проверка», а затем из графы «Вставь букву».

Мысленное заполнение «дырок»- отсутствие проблемных гласных (орфограмм), предугадывание звучания слова называется антиципацией и является не самым простым, но весьма действенным упражнением для плохо читающего школьника.

   Шаг 2. Расстановка ударения в одном из проблемных слов графы «Вставь букву».

   Шаг 3. Демонстрация педагогом того, что ударная гласная находится не в корне проблемного слова.

    Шаг 4.Формирование логического перехода: «Ударная гласная находится не в корне проблемного слова, следовательно, в корне присутствует безударная гласная».

     Шаг 5. Расстановка ударения в слове, соответствующем проблемному , теперь уже из графы «Проверка».

    Шаг 6. Демонстрация того, что в его корне находится ударная гласная: «В этом слове проблемная гласная в корне является ударной».

    Шаг 7. Демонстрация того, что оба слова имеют общий корень и смысл этих слов совпадает.

    Шаг 8. Вывод: слово из графы «Проверка» является проверочным для соответствующего ему проблемного.

    Шаг 9. Впишите на место пропущенной безударной в корне гласной  из корня проверочного, но красным карандашом.

   Шаг 10. Проработайте совместно все карточки подобным образом.

           Этап 2. Фиксация орфограмм.

   Шаг 1. Выделять орфограммы голосом.

   Шаг 2. Выделять орфограммы одновременно и голосом, и графически. Добиться этого можно, закрашивая все пространство, занимаемое орфограммой, красным карандашом.

   Шаг 3. Выделить ,таким образом орфограммы во всех словах карточки.

Основная работа.

            Этап 3. Тренировка правописания.

   Шаг 1. Закройте слова графы «Проверка» листом бумаги.

   Шаг 2. Предложите ребенку вписать пропущенные в словах орфограммы аккуратно и печатными буквами. Не стоит подглядывать, надо научиться самостоятельно находить ошибки и их исправлять.

Мы учимся учиться!!!

     Это мотивация, тончайший инструмент, одно из важнейших условий обучения.

    Шаг 3. Предлагаю самостоятельно проверить выполненное задание и исправить допущенные ошибки.

         Это позволяет запоминать правописание проблемных слов не механически, а через ассоциацию с проверочным словом, что существенно расширяет возможности памяти и словарный запас.

        Этап 4. фиксации ошибок.

        Этап фиксации ошибок самим ребенком очень важен. Он снижает количество ошибок при списывании и учит концентрировать внимание. Полученные навыки в дальнейшем позволяет выработать осознанное отношение к процессу познания.

    Шаг 4. Проверяю, все ли ошибки нашел ребенок.

    Шаг 5. Предлагаю ребенку найти и исправить пропущенные ошибки.

     Шаг 6. Закрепляем образ исправленного слова.

Подведение итогов. Самооценка деятельности.

Заключение.

      Учебный предмет «Русский язык»  обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). 

Ожидаемые предметные результаты освоения курса русского языка: овладение начальными представлениями о средствах языка и возможностях их использования в речи; освоение основных понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), при этом рассматривать их с указанной точки зрения (например, слово: с точки зрения звуко-буквенного состава, строения, принадлежности к той или иной части речи, роли в предложении); способность конструировать единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), а также создавать собственные высказывания для конкретной ситуации общения, в том числе небольшие тексты определённых жанров (в объёме изученного); умение в процессе письма пунктуационно правильно ( в освоенных пределах) оформлять мысли, а также замечать орфограммы, осознавать свои затруднения, решать орфографические задачи (в том числе по словарю), а в неизвестных случаях освоенным способом (с помощью «окошка») «уходить» от орфографической ошибки; проверять написанное и аккуратно (при необходимости) вносить коррективы.   

      Формирование всего комплекса УУД происходит за счёт реализации принципа системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса. Так, приобретение знаний о языке и речи, основных языковых и речевых умений направляется коммуникативными, познавательными или учебными мотивами; большая часть разделов и тем курса содержит материал, позволяющий ставить с детьми учебную задачу, обеспечивать её принятие и активные действия по её решению. При этом осуществляются различные умственные операции со средствами языка: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной, модельной форме. Все предметные умения формируются на основе осознания учениками сущности выполняемых действий и последовательности необходимых операций. У учащихся постоянно формируется умение контролировать свои действия – как после их выполнения, так и по ходу (используются различные виды памяток, задания на исправление ошибок, ведётся системная работа по обучению самопроверке написанного и т.д.).

 Список литературы.

1. .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010г.

2. Планируемые результаты начального общего образования /Л.А. Алексеева, С. В. Анащенкова , М. З. Биболетова и др./; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М., 2011 .

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. А. Г. Асмолов и др. – М., Просвещение 2011 г.

4. Коррекция дисграфии и дислексии. Г.М. Зегебарт.  «Учение без мучения», Генезис , М-2009г.

5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов-М., Просвещение 1996.

6. Гончарова Т.Д. Обучение на основе технологии  «полного усвоения».-М.:

   Дрофа,2004.

7. Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность.- Р.:  Эксперимент,1999.

8. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред.    А.А.Леонтьева М.,2006.

9.Г.К.Селевко Энциклопедия  образовательных технологий. М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, В КОТОРОЙ ОПИСЫВАЕТСЯ ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА....

Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

Статья рассматривает формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе в контексте усвоения предмета "русский язык"....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка «Написание приставок раз-/рас-» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

в своей творческой разработке я представляю урок русского языка по теме "Написание приставок раз/рас"....

Формирование универсальных учебных действий на уроке русского языка « Понятие о местоимении. Личные местоимения» (УМК «Школа 2100», 3 класс)

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие  о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система "Школа 2100", учебник "Русский язык» для 3 кл.", часть 2, стр.61-64; авт.:...

Процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка

Материал отражает теоретические и практические основы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка средствами субъективизации"

Материал "Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка  средствами субъективизации" раскрывает значение субъективизации, приёмы и принципы работы по методи...