Из опыта работы по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе»
статья по теме
Описание методов и приёмов для формирования УУД на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.pptx | 1.35 МБ |
opyt.docx | 33.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Единственный путь к знаниям – это деятельность. Б. Шоу.
Реализация ФГОС – формирование УУД Развивать способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать умения учиться.
Организационный этап урока (Формируются: регулятивные, коммуникативные УУД) Проверь , дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки.
Побуждающий диалог, проблемная ситуация В каких словах вы стали задумываться над правописанием окончаний ? Почему? Что же нам делать, если окончание у существительных, безударное?
Подводящий диалог Система посильных вопросов и заданий которые пошагово приводят к формулировке темы: вспомним, повторим, сравним, выделите «лишнее».
Сообщение темы с мотивирующим приёмом с, щ, с, т, в, т, л, ь, н Чтобы тему урока узнать, Надо вставить гласные буквы и расшифровать! существительное
Поиск решения через диалог с героями (Машей и Мишей) Для чего нужна речь и зачем её развивать?
Выход из проблемной ситуации, работа с алгоритмом и таблицей - поставить слово в начальную форму ( И.п ., ед.ч ) и определить склонение - определить падеж - п осмотреть в таблицу окончания существительных данного склонения в этом падеже. Падеж 1-ое склонение 2-ое склонение 3-ие склонение И.п . Земля / Осин а Окно Мороз Рожь Сирень Р.п. Земли / Осин ы Окна / Мороз а Ржи / Сирен и Д.п. Земле / Осин е Окну / Мороз у Ржи / Сирен и В.п . Землю Осин у Окно Мороз Рожь Сирень Т.п. Земле / й Осин ой Окно / м Мороз ом Ро / жью Сирен ью П.п . О земле / Об осин е Об окне / О мороз е О ржи / О сирен и
Этапы урока Формируемые универсальные учебные действия Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии 1. Мотивация к учебной деятельности. Личностные Эмоциональный настрой, 2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации 3. Выявление места и причины затруднения . Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные Проблемный диалог, технология проблемного обучения 4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД
5. Реализация построенного проекта . Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Регулятивные Личностные, Познавательные Используются самоконтроль, взаимоконтроль 8. Включение в систему знаний и повторение. Познавательные, Коммуникативные Личностные Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). Коммуникативные Личностные Познавательные Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД
Групповая работа (Формируются: познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УУД) Учимся слушать и слышать; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; распределять роли; уметь договариваться; оказывать поддержку друг другу; правильно выражать свои мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой (Формируются: регулятивные, личностные, познавательные УУД) Учимся прогнозировать свои действия, самостоятельно выполнять их, корректировать и контролировать.
Включение в систему знаний и повторение (Формируются: познавательные, коммуникативные, личностные УУД). Тренируемся использовать изученный материал, имеющий методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Рефлексия (Формируются: коммуникативные, личностные, познавательные УУД) Фиксируем новое содержание, изученное на уроке, проводим самооценку собственной учебной деятельности, соотносим цель учебной деятельности и её результаты и намечаем дальнейшие цели.
« В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться ». Сократ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
«Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка в начальной школе»
Учитель начальных классов
Шипулина Галина Ивановна
2014 год
ФГОС второго поколения, предполагает полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной деятельности, ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися при активном развитии универсальных учебных действий. Тоесть выражаясь словами Б. Шоу «Единственный путь к знаниям – это деятельность».
Два года назад передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Для этого я прошла курсы повышения квалификации переподготовки работников образования ФГОС нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе; изучила документы и дополнительную литературу; разработала рабочие программы по предметам.
Один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. Передо мной возник вопрос: как правильно спроектировать урок, который формировал бы у учащихся не только предметные результаты, но и универсальные учебные действия (регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные) а именно:
- как научить детей устанавливать связь между учебной деятельностью и мотивом;
- определять границы знания и незнания;
- выстраивать алгоритм действий;
- построить логическую цепь рассуждений;
- построить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- участвовать в диалоге;
- аргументировать своё мнение;
- учитывать мнения других;
- контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.
Прежде чем планировать урок, я четко для себя определяю конечный результат, а, исходя из этого, провожу отбор форм и методов, применяемых на уроке. Определяю средства воздействия на деятельность учащихся для достижения результата, вид учебной деятельности.
Создаю условия для формирования УУД на каждом этапе урока и определяю, какие из методов являются наиболее эффективными, какова роль учителя и ученика, продумываю систему вопросов и заданий, способствующих формированию УУД.
Таким образом формирование УУД идёт уже на организационном этапе урока. В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказывания своего мнения, у обучающихся формируются регулятивные УУД: осуществление контроля, умение прогнозировать; коммуникативные УУД: слушать и слышать собеседника, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
На этапе урока «мотивация к учебной деятельности» создаю условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Использую три основных метода постановки учебной проблемы: Побуждающий диалог, требующий последовательного осуществления действий. Создаю проблемную ситуацию, и побуждаю к формулированию учебной темы.
Следующий метод - подводящий диалог. Эта система посильных вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы: вспомним, повторим, сравним, выделим «лишнее»;
И последний метод - сообщение темы с мотивирующим приёмом, для этого использую стихи, загадки с целью вызвать интерес учащихся.
Более двух лет я работаю над темой «Формирование УУД на уроках русского языка» и могу сказать, что продуманная формулировка моих вопросов позволяет создать на всех этапах урока условия для формирования УУД:
познавательных:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/ незнания);
- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;
регулятивных:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать.
коммуникативных:
- уметь договариваться с партнером;
- распределять роли;
- устанавливать очередность действий;
- находить общее решение.
Личностных:
- сделать учение осмысленным, уметь увязывать свои знания с реальными жизненными целями и ситуациями.
- ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Например:
Задание 1:
Спиши предложение, исправляя ошибку (Прохожие ропко ступают по скользким дорожкам).
При выполнении данного задания развиваются регулятивные УУД: умение контролировать и корректировать запись.
Задание 2:
Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.
При выполнении этого задания развиваются познавательные УУД: знаково-символические, умение находить различия в произношении и написании.
Задание 3:
Многие тексты упражнений несут духовно-нравственный смысл, работая с ними, нельзя пройти мимо нравственной оценки поступков героев «Подходит ли заглавие к тексту? Почему? Докажи». Такие задания формируют умение доказывать свою позицию.
Одним из приёмов является постановка перед детьми вопроса, который предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения ответа на вопрос, ученики осуществляют в ходе специально выстроенного сквозными героями диалога.
На своих уроках широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.
Например, на первой странице в тетрадях для самостоятельной работы зашифрованы все изучаемые орфограммы цифрами.
- Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
- Звонкие / глухие парные согласные на конце слова и перед другими согласными
- Непроизносимые согласные в корне слова.
- Разделительный Ь и далее.
При выполнении заданий в этих тетрадях дети находят в тексте изученные орфограммы и обозначают их цифрами.
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности учеников. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки. Реализацию этой технологии обеспечивают система вопросов и заданий учебников, специальные рабочие тетради, контрольные работы и тесты, возможность выбора разноуровневых заданий для проверки своих знаний в тетрадях для самостоятельных работ.
Системы заданий, ориентированных на формирование всех видов УУД, очень полно расписаны в «Программе по учебным предметам»
Диагностику метапредметных и личностных результатов провожу при выполнении итоговых комплексных работ, которые позволяют выявить, насколько успешно формируются УУД у каждого ребёнка, как идёт его личностное развитие.
Я описала только небольшую часть приёмов и методов работы над УУД. Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока.
Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД».
Этапы урока | Формируемые универсальные учебные действия | Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Личностные | Эмоциональный настрой, |
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии. | Познавательные Коммуникативные Регулятивные Личностные | Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации |
3. Выявление места и причины затруднения. | Познавательные Регулятивные Коммуникативные Личностные | Проблемный диалог, технология проблемного обучения |
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства) | Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные | Карта урока, интерактивные плакаты, презентация, проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы» |
5. Реализация построенного проекта. | Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные | Проектная деятельность. Частично поисковая, исследовательская деятельность Проведение дидактических игр. Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. Работа с интерактивными тренажёрами. Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Познавательные Регулятивные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Регулятивные Личностные, Познавательные | Используются самоконтроль, взаимоконтроль |
8. Включение в систему знаний и повторение. | Познавательные, Коммуникативные Личностные | Групповая, парная работа взаимопомощь, работа по памяткам |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). | Коммуникативные Личностные Познавательные | Самоанализ, самооценка Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д. |
Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме - это не шаблон, не эталон. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю, уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.
Я считаю, что универсальные учебные действия – это фундамент для формирования ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия.
Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из начальной школы, а затем в средних и старших классах.
Девизом моей профессиональной деятельности являются слова Сократа. "В каждом человеке солнце, только дайте ему светиться".
При формировании УУД (регулятивных, личностных, познавательных, коммуникативных) в каждом ребенке зажигаются искорки, из которых потом обязательно зажжётся солнце!
Список литературы:
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
2. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357.
3. Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий» ( на примере УМК «Перспективная начальная школа» ...
Описание опыта работы по теме "Формирование универсальных учебных действий на основе организации исследовательской деятельности обучающихся". Статья.
Актуальность, научно-практическая значимость................................Теоретическая база...................................................................................Этапы исследовате...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
Формирование УУД на каждом этапе урока, фрагмент урока....
Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе».
Цель мастер-класса: познакомить присутствующих с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий.Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формир...
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе.docx
В наше время приоритетной целью школьного образования становиться формирование умения учиться.Это достигается благодаря формированию УУД. Я привожу примеры заданий по математике, которые помогают форм...
Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"
Статья из опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий в моей практике"...
«Организация групповой работы на уроках Окружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»
laquo;Организация групповой работы на урокахОкружающего мира как один из способов формирования универсальных учебных действий»( на примере УМК «Перспективная начальная школа»...