Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
методическая разработка (4 класс) по теме
Цели:
Дети:
Формируют первоначальные представления о светской этике;
Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Учитель:
Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;
Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Оборудование:
Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк,
издательство «Просвещение», 2012 год;
мультимедийное оборудование;
диск с музыкой: «Одинокий пастух»,
«Мир похож на цветной луг»
презентация к уроку;
таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;
ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_osnovam_svetskoy_etiki.chto_takoe_svetskaya_etika.docx | 19.08 КБ |
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_2.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
г. Новомосковск
Тульской области
Урок №2
по учебнику «Основы светской этики»
ТЕМА. «Что такое светская этика».
Учитель: Гринёва Галина Ивановна
Цели:
Дети:
Формируют первоначальные представления о светской этике;
Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Учитель:
Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, светская этика;
Развивает готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.
Оборудование:
Учебник: «Основы светской этики», авт. А. Я. Данилюк,
издательство «Просвещение», 2012 год;
мультимедийное оборудование;
диск с музыкой: «Одинокий пастух»,
«Мир похож на цветной луг»
презентация к уроку;
таблички со словами: ЭТИКА, МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, СВЕТСКАЯ ЭТИКА;
ватманский лист, цветные мелки, фломастеры.
Ход урока.
Организационный момент.
Звучит музыка «Одинокий пастух»
Учитель:
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама, как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для вас!
(В. Боков)
Проверка домашнего задания.
Учитель:
- О чём беседовали с родными и друзьями?
Что нового узнали для себя?
Учащиеся рассказывают историю названий улиц города.
Работа над новым материалом.
Работа с цитатами.
Учитель:
- Как вы понимаете смысл этих цитат?
«Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан».
Омар Хайям.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».
Лев Николаевич Толстой.
Учитель:
- Догадайтесь, о чём мы будем говорить на нашем уроке.
Дети:
- О добре и зле.
Учитель:
-На уроках мы изучаем языки, литературу, математику, окружающий мир…
- Как вы думаете, какая наука изучает поступки людей с точки зрения представлений о доброте и зле?
Подсказку вы найдёте на обложке нашего учебника.
Дети;
-Этика.
Учитель:
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какую поставите цель?
Дети:
- Мы хотим узнать, что такое светская этика?
Что она предполагает?
Учитель:
- Давайте запишем тему урока:
Что такое светская этика.
- Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель , который ввёл термин «ЭТИКА» в названия своих трудов. В Древней Греции все науки назывались философией. Слово «философия» состоит из греческих слов «фило» - любовь и «софия» - мудрость. Получается, философия – любовь к мудрости. Аристотель считал, что этика – часть философии.
Работа со словарём С. И. Ожегова.
- Давайте обратимся к словарю С. И. Ожегова. Как он объясняет слово «этика».
Дети:
Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.
Учитель:
- Итак, этика – это учение о морали.
У нас появился ещё один термин – «МОРАЛЬ»
Какое значение имеет это слово? Что говорится об этом в учебнике?
Дети читают статью учебника на стр. 6-7.
Учитель:
- С. И. Ожегов отметил, что мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность.
Тогда нам остаётся узнать, что такое нравственность? Обратимся к словарю.
Дети:
Нравственность – правила определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 2 и 3 абзаца учебника на стр. 7.
Работа над притчей о добре и зле.
( Инсценирование.)
«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины.
-Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец.
- Конечно, нет! – ответил юноша.
- А воровать?
-Нет!
-А убивать?
- Нет…
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай всё это. А познав, не делай!»
Учитель:
- О чём эта притча? ( О добре и зле).
- Чему она нас учит? ( Не совершать зла).
- Надо ли понимать совет буквально? Нет, учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать. Он хотел, чтобы юноша понял, что эти пороки присутствуют в жизни.
- Добро и зло переплетены в наше жизни, они не существуют друг без друга. Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Ведь даже в русских народных сказках, которые мы знаем с детства, добро всегда побеждает зло.
- Как же нам сделать мир добрее?
Дети:
- Совершать добрые дела.
Работа с учебником.
Чтение учащимися 4 абзаца учебника на стр. 7.
Работа с притчей о добре и зле.
Учитель:
- Я хочу рассказать вам ещё одну притчу. Задумайтесь над её смыслом.
«Однажды старый мудрец индеец – вождь племени, разговаривал с маленьким внуком.
- Почему бывают плохие люди? – спрашивает его любознательный внук.
- Плохих людей не бывает, - ответил вождь.
- В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, лож, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой - же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Работа с понятиями «светская» и «религиозная» этика.
Учитель:
- Различают этику религиозную и светскую.
Свет, во вторичном понимании в словаре С. И. Ожегова обозначает: Земля, мир, вселенная, а также люди, населяющие землю.
- А что об этом говорится в 5 абзаце учебника на стр. 7?
Работа по учебнику.
Учитель:
С раннего детства перед ребятами встаёт проблема:
Что такое хорошо и что такое плохо?
Работа с презентацией.
Чтение стихотворения В. В. Маяковского « Что такое хорошо и что такое плохо?»
Закрепление.
Чем наука «Этика» помогает человеку?
- Давайте распределим черты людей на положительные (светлая часть доски) и отрицательные (тёмная часть доски):
Честь, трудолюбие, доброта, справедливость, забота, любовь, дружба, верность, искренность, отзывчивость;
Ложь, воровство, грубость, предательство, эгоизм, зависть, измена, разрушение.
Рефлексия.
Учитель:
- Понравился ли вам урок? Чем? Что запомнилось?
Справились ли мы с поставленными задачами? Смогли ли мы ответить на главный вопрос урока?
Так что же такое светская этика?
Дети:
- Можно сказать, что светская этика помогает человеку самостоятельно совершать добродетельные поступки и строить отношения с людьми, а значит, стать лучше.
(Последний абзац параграфа).
Домашнее задание.
Составить вопросы и ответы на них к уроку №2 «Что такое светская этика».
Творческое задание: прочитать русскую народную сказку, сравнить добрые и злые поступки героев, проиллюстрировать.
Итог урока.
Учитель:
- А как вы представляете себе добрый мир?
Дети:
- Это солнце, это небо, это луг с цветами.
Коллективная работа.
Под песню «Мир похож на цветной луг» ребята на ватманском листе рисуют добрый мир.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цветёт над тихой речкой яблоня, Сады, задумавшись, стоят. Какая Родина нарядная, Она сама, как дивный сад.
Играет речка перекатами, В ней рыба вся из серебра, Какая Родина богатая, Не сосчитать её добра.
Бежит волна неторопливая, Простор полей ласкает глаз. Какая Родина счастливая, И это счастье всё для вас.
« Не рождается зло от добра и обратно. Различать их нам взгляд человеческий дан». Омар Хайям
« Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как меньше зла, как можно больше добра». Лев Николаевич Толстой
Аристотель –древнегреческий философ, основатель науки «Этика».
Фреска Рафаэля «Афинская школа». На ней художник изобразил великих мыслителей. В центре фрески мы видим фигуру Платона. Справа от него стоит Аристотель, держа в руке свою книгу «Этика».
«Этика – это одна из форм идеологии – учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе». С. И. Ожегов
«Мораль – это правила нравственности, а также сама нравственность». С. И. Ожегов
«Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение». С. И. Ожегов
Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец - вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. - Почему бывают плохие люди? - спрашивал его любознательный внук. - Плохих людей не бывает, - ответил вождь. - В каждом человеке есть две половины - светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй - тёмный. Понимаешь?
- Понятно, - сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: - Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Владимир Владимирович Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
Крошка-сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? У меня секретов нет, - слушайте детишки, - папы этого ответ помещаю в книжке.
- Если ветер крыши рвет, если град загрохал , - каждый знает - это вот для прогулок плохо.
Дождь покапал и прошел. Солнце в целом свете. Это очень хорошо и большим и детям.
Если сын чернее ночи, грязь лежит на рожице, - ясно, это плохо очень для ребячьей кожицы.
Если мальчик любит мыло и зубной порошок, этот мальчик очень милый, поступает хорошо.
Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: - Не трожь тех, кто меньше ростом! - Этот мальчик так хорош, загляденье просто!
Если ты порвал подряд книжицу и мячик, октябрята говорят: плоховатый мальчик.
Если мальчик любит труд тычет в книжку пальчик, про такого пишут тут: он хороший мальчик.
От вороны карапуз убежал, заохав. Мальчик этот просто трус. Это очень плохо.
Этот, хоть и сам свершок , спорит с грозной птицей. Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится.
Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха. Про такого говорят: он плохой, неряха .
Этот чистит валенки, моет сам калоши. Он хотя и маленький, но вполне хороший.
Помни это каждый сын, знай любой ребенок: вырастет из сына свин , если сын - свиненок.
Мальчик радостный пошел, и решила кроха: "Буду делать хорошо и не буду - плохо".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс
Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: «Светская этика».
Проект урока по Основам религиозных культур и светской этики...
Урок по основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы православной культуры») по теме: «Экскурсия в храм в Жулебино».
Расширить, обобщить и уточнить у детей представление о назначении православного храма, его устройстве, о православной традиции отношения к храмам через знакомство с храмами района Жулебино.Дать первич...
Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)
Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...
Урок по Основам религиозных культур и светской этике ( модуль "Основы исламской культуры") с применением КОЗ
Тема: "Заповеди ислама о семье и семейной жизни".Цель: формирование ценностного отношения обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению заповедей ислама о семье и сравн...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ
Цель урока: раскрыть понятие монастырь, дать представление о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...