основные функции и формы организации работы с родителями
материал по теме

описаны формы работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_funkcii_i_formy_organizacii_raboty_s_roditelyami.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные функции и формы организации работы с родителями

Содержание

Введение ……………………………………………………………… … 3

  1. Основные направления деятельности педагогов и родителей…. 4
  2. Функционирование деятельности и основные этапы работы …. 5
  3. Методы изучения семьи…………………………………………... 7
  4. Формы взаимодействия педагогов и родителей………………… 8
  5.  Родительское собрание – как одна из основных форм работы с родителями………………………………………………………… 10

Заключение……………………………………………………………….. 12

Приложение………………………………………………………………. 13

Литература……………………………………………………………….. .15

       

   Введение

Цель работы:  изучить формы и методы организации работы с родителями.

Актуальность  этой темы в том, что школе необходимо уделять должное внимание совершенствованию учебно-воспитательного процесса, направленного на взаимодействие родителей и педагогов, развитию творческой и свободной личности ребенка.                                                                                    С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.                                                                                                                    Сегодня в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.                                                 Создавшееся положение способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде.                                                                   Известно, что наиболее эффективное развитие способностей ребенка, раскрытие его творческого потенциала осуществляется в условиях разнообразной деятельности, а где как не в семье возможно включение ребенка в самые многообразные виды деятельности.

               Основные направления деятельности педагогов и родителей.

Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.                                                                                                  К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:        - познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),                    - поддержка физического здоровья учащихся,                                                                  - дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей, - поддержка одаренных детей,                                                                                          - социальная поддержка и профилактика безнадзорности.                        Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками.  Это позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных, жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимопонимания и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.                                                 Но практика показывает, что родители испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям.  Под их непосредственным руководством  ведется целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.                                                                                  В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями.                                     Чтобы проникнуться позитивным импульсом в воспитании детей,  родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается настоящее воспитание родителей.                            “Воспитание родителей “ - международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении функции воспитателей собственных детей, родительских функций.                                                                                        Содержание работы с родителями состоит в следующем:                        1.Повышение психолого-педагогических знаний родителей.                  2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.                           3.Участие родителей в управлении школой.                               Функционирование деятельности и основные этапы  работы.

   К основным функциям взаимодействия школы и родителей относятся:

  1. Воспитательно-развивающая
  2. Формирующая
  3. Охранно-оздоровительная
  4. Контролирующая
  5. Бытовая

   Работа с родителями осуществляется в 4 этапа:

1 этап – ежегодно в начале учебного года проводится обследование родительского контингента и анализируется его состав. Составляется социальный паспорт класса.                                                                                                  2 этап – выявление семей, находящихся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана.                                 3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия педагогов с родителями на текущий год. Ежедневное общение с родителями детей, посещающих школу, осуществляется классными руководителями.                                                                                                 Это общение направлено на обеспечение систематической информированности родителей о жизни ребёнка в школе и поддержания контакта в семье.

   Еженедельно каждый родитель получает возможность для беседы с классным руководителем об индивидуальном развитии своего ребёнка. С родителями проблемных детей встречаются все специалисты согласно составленной коррекционной программе. Темы и цели бесед отражаются в планах бесед и опираются на материал наблюдений, диагностики, программного материала.

   Ежемесячные формы общения с родителями – это:

  1. праздники,
  2. родительские собрания,
  3. спортивные мероприятия,
  4. походы.

   Эти классические формы работы с родителями всем известны и имеют определённый результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Используют педагоги и такую традиционную форму работы как консультации, они востребованы родителями, вопрос состоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб.                                                                                                        Усилия  взрослых, педагогов и родителей, направлены на “формирование” ребенка “удобного” и послушного. Однако это противоречит детской природе и, в результате такого “сотрудничества” взрослых, ребенок оказывается между двух огней, с одной стороны семья, с другой – школа. В этом тандеме очень легко можно уничтожить индивидуальность, личность ребенка. Отсюда у него возникают непонимание, неуверенность в себе и собственных силах, неприятие окружающего мира, происходит отрыв от семьи и, в конечном итоге, как бы печально это не звучало, “уход” из неё. Ничего нет страшнее для человека в любом возрасте, чем лишиться поддержки близких людей, ведь наступает разочарование в себе, школе, появляется низкая самооценка, не реализуются возможности, а порой не складывается судьба.…                                         Прежде чем решить проблему ребенка, надо решить проблему взрослого, а она состоит в том, что родители, порой, не компетентны в вопросах воспитания и психологии, не знают возрастных особенностей детей и подростков, или не серьезно относятся ко всему тому, что происходит с их детьми. Это мешает им выбрать единственно правильную линию поведения.

   Сегодня выделяют примерно три группы родителей:

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, готовы в любую минуту прийти на помощь.                    Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.                                       Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже – открыто, чаще - скрыто.                                  Достичь успеха в работе с родителями нелегко, особенно с родителями третьей группы. Попытки приобщить родителей к коллективным делам не сразу дают положительные результаты.

Методы изучения семьи.

   Каждый педагог, классный руководитель мечтает видеть в родителе ребенка своего единомышленника. Только компетентный, чуткий, образованный родитель сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие с ребенком.                                                                                                       Компетентный родитель – это меняющийся родитель, а значит меняющаяся   жизнь ребенка и общества в целом и в лучшую сторону.

   Наиболее распространенными методами работы с родителями являются:    - диагностика,                                                                                                                                 - консультация,                                                                                                               - тренинг,                                                                                                                                   - наблюдения,                                                                                                                             - беседа,                                                                                                                                                - тестирование и анкетирование,                                                                                                  - сочинение как метод изучения семьи,                                                                                      - метод обобщения независимых характеристик,                                                                          - педагогическая гостиная.                                                                                                    Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив, как единое целое. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться с семейным микроклиматом обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлечения ребенка в общую деятельность, оказывать помощь в реализации его творческих интересов.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

   Выделяют индивидуальные и коллективные формы работы с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.                                                              Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Традиционные формы

Нетрадиционные формы

Коллективные:

Индивидуальные:

Творческие дела.

Родительское собрание

Семейные традиции.

Общешкольная конференция

История моей семьи.

Родительский лекторий

Талисман семьи. Гороскоп семьи.

Вечер для родителей

Семейная книга рекордов.

Родительские чтения

Географическая карта моей родословной.

Семинар

Долгожитель” семьи (книга, игрушка, другое).

Практикум

День рождения в семье.

Заседание

Праздники семьи.

“Круглый стол”

Семейные увлечения.

“Педагогическая гостиная”

“Четыре способа обрадовать маму”.

“Устный журнал”

Бабушкины пироги (выражения, страшилки, игры).

Тренинг

Мой семейный альбом.

Спортивные соревнования

Известные люди семьи.

Акция “Милосердие”

Папа может все, что угодно.

Акция “Книжка”, “Игрушка”

Наш дом театр, музей, оранжерея….

Трудовой десант

Песни (сказки) моей бабушки.

Субботник

Самое ласковое мамино слово.

Творческий концерт

Мое любимое блюдо.

Выставка

Я горжусь своим дедом!

Вернисаж

Конкурс на самые интересные мамины нотации и нравоучения.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4 – 5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно быть главным в организации и проведении родительского собрания.                                                                                 На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: “Мы — одна семья”; “О доброте и милосердии”; “Учимся общению” и др.                                                                                       Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание “Роль отца в воспитании детей” и др.                                                  Родительские собрания могут быть:                                                                           - организационными;                                                                                                    - текущими или тематическими;                                                                                   - итоговыми;                                                                                                                               - общешкольными и классными.                                                                                         Правила подготовки классного родительского  собрания.                                 Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.                                                                                                                       Правило второе. Родительское собрание должно проводится в удобное для родителей время.                                                                                                       Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть известен родителям.                                                                                             Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.                                                                        Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков. Правило  шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.                                                                                                                              Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии и конференции, родительского лектория, вечера вопросов и ответов и др.             Эти формы способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.                                                                       Важной формой работы родителей является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.                                                           Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение  вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.                                               Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: “Семья-эрудит”, “Семейное увлечение”; читательские конференции  и др.    

Заключение

   Вопросы взаимодействия родителей, детей и педагогов актуальны во все времена  и их решение требуют от учителя не только практических умений работы с детьми, но и теоретических знаний в организации работы с родителями учащихся: основных направлений, форм и методов взаимодействия с семьей.                                                                                                                         Таким образом, выбор форм и методов работы с родителями определяется, как правило, самим классным руководителем, с учетом особенностей своей личности, опыта, специфики сложившихся отношений в семьях учащихся, знаний и опыта родителей, их ошибок и затруднений в воспитании детей.           Так как, родительское собрание является одной из форм работы с родителями, и здесь встречаются две стороны,  участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители – для того, чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы, третьей, самой главной стороны – детей. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.                                                                                                                    Значительную часть воспитательного процесса необходимо организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя  интересов  и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.                                                           Отсюда следует, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Родители должны сами осознавать возможность  и необходимость своего внутреннего роста с чего и начинается воспитание родителей.                                                  Только целенаправленная, систематическая и совместная деятельность педагогов с родителями поможет эффективно воздействовать на детей, воспитывая всесторонне развитую, творческую и свободную личность.

                                                                                              Приложение                                                                      

Эффективность работы с родителями позволяют оценить диагностические методики.                                                                                                                                  Диагностика эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями.

1. Удовлетворены ли вы работой сотрудничества с родителями?

12345

2. Применяете ли вы новые, нетрадиционные формы работы с родителями? (укажите какие)

12345

3. Какое направление в сотрудничестве с родителями наиболее эффективно?

- учебно-познавательное……………………………………………………

- спортивно-оздоровительное………………………………………………

- военно-патриотическое…………………………………………………

- природоохранное………………………………………………………..

- трудовое……………………………………………………………………

- досуговое……………………………………………………………………

 

12345

 12345

12345

12345

12345

12345

4. Каков образовательный потенциал родителей в классе?

12345

5. Какова атмосфера микроклимата, взаимоотношений в семьях учащихся?

12345

Ваши предложения:

 

  1. Высокий уровень – 5 баллов
  2. Выше среднего – 4 балла
  3. Средний уровень – 3 балла
  4. Ниже среднего – 2 балла
  5. Низкий уровень - 1 балл

Диаграмма:
“ Результаты диагностики эффективности деятельности классного руководителя в работе с родителями”.

 

Вывод:  по данным диаграммы видно, что наиболее эффективной деятельностью классных руководителей является:

  1. учебно-познавательная
  2. организация досуга
  3. трудовая

менее эффективна работа с родителями и детьми в направлениях:

  1. спортивно-оздоровительном
  2. военно-патриотическом
  3. природоохранном

Литература.

  1. Алаева М.А. Настольная книга современного классного руководителя. Ростов – на – Дону: Феникс, 2006. - 352с.
  2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. М. Центр “Педагогический поиск”, 2006. -267 с.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя, М:   ВАКО, 2005.  - 270с.
  4. Кузнецова Л.В. Воспитательная работа в школе. М. “Школьная пресса”, 2007. -323с.
  5. Кульневич С.В. Воспитательная работа в школе. Ростов-на-Дону: ТЦ “Учитель”, 2005. -290с.
  6. Лизинский В.М. “Практическое воспитание в школе”, М, Центр “Педагогический поиск”, 2007. -214с.
  7. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя, Волгоград: Учитель, 2007.-308с.
  8. Рожков М.И., Байбородова Л.В.Организация воспитательного процесса в школе. Учеб. пособ. М.,2007.- 380с.
  9. Селевко Г.К. Воспитательные технологии, М, НИИ школьных технологий, 2005.- 249с.
  10. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М. 2006. -310с.

        

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её  контроль и оценку, решать...

Формы организации работы с одарёнными детьми.

Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными....

Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских клубов по месту жительства

В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в по...

Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»

Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...

Организация работы с родителями педагога образовательной организации

Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта. Терпения. Чтобы  услышать и понять друг друга....

Характеристика основных форм организации работы в ОО

Характеристика основных форм организации работы в ОО...