Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских клубов по месту жительства
статья на тему
В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в подростковых клубах по месту жительства, на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций, сокращается пространство девиантного поведения, решается проблема занятости детей.
Деятельность клубов ориентирована на формирование здорового жизненного стиля, направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Цель - обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_po_zozh.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья воспитанников детских клубов по месту жительства
В настоящее время дополнительное образование детей по праву рассматривается в качестве важнейшей составляющей образовательного пространства. Только в сфере дополнительного образования, а особенно в подростковых клубах по месту жительства, на основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций, сокращается пространство девиантного поведения, решается проблема занятости детей.
Деятельность клубов ориентирована на формирование здорового жизненного стиля, направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Здоровый образ жизни - это система общественных и индивидуальных мероприятий и взаимоотношений в обществе, обеспечивающих высокое физическое и духовное здоровье, долголетие, здоровую наследственность, широкие функциональные возможности организма в решении трудовых, социально-бытовых, общественных и индивидуальных возможностей, а также поддерживающих высокую культуру труда, быта и взаимоотношений с обществом и природой.
Цель - обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания.
Здоровьесберегающими качествами воспитательного процесса в клубах по месту жительства являются:
1.Создание здоровьесберегающей среды , прежде всего, предполагает административный контроль за соблюдением требований СанПиНов, который включает мониторинг состояния содержания помещений клуба, мебели, оборудования.
2. Здоровьесберегающая организация воспитательного процесса предполагает:
- контроль за соблюдением гигиенических требований к расписанию, общему объёму нагрузки;
- контроль за соблюдением требований к использованию ТСО;
- контроль за соблюдением единых учебных требований, психологической комфортности, что способствует здоровьесбережению.
3. Организация физкультурно-оздоровительной и досуговой работы.
Воспитателями и педагогами ежегодно проводятся мониторинг занятости воспитанников в физкультурно-оздоровительных секциях, а также оценка удовлетворённости образовательных и здоровьеформирующих потребностей и их родителей.
Проводятся подвижные игры. Выполняемые упражнения должны дать нагрузку мышцам, которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статистическую или статикодинамическую нагрузку.
4. Развитие здоровьесберегающей компетентности участников воспитательного процесса, формирование ценностного отношения к здоровью, воспитание здорового образа жизни, осознанного здоровьесберегающего поведения.
В систему работы включены комплексы оздоровительных мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Среди которых можно выделить:
- беседы:
- «Если хочешь быть здоров»
- «В здоровом теле – здоровый дух»
- «Как сохранить зрение»
- «Полезные привычки»
- «Режим дня школьника»
- «Профилактика простудных заболеваний»
- «Витамины – наши друзья»
- «Личная гигиена» и др.;
- лекции, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, по профилактике вредных привычек, индивидуальным программам повышения здоровья и т.п.;
- массовые мероприятия для учащихся, родителей, представителей общественности:
- Дни здоровья,
- конкурсы «Мама, папа и я – спортивная семья», «Сильные, смелые, ловкие»,
- праздники «В гостях у Мойдодыра», «Уроки доктора Айболита» и т.д.
5. Работа по развитию здоровьесберегающей компетентности педагогов и родителей включает:
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики здоровья
- родительский лекторий «Основы здоровья ребёнка и здоровье в семье»;
- привлечение педагогов и родителей к совместному планированию и проведению работы по воспитанию здорового образа жизни, профилактике вредных привычек;
- контроль за соблюдением рекомендаций по объёму двигательной активности учащихся
- развитие условий и активизацию работы спортивно-оздоровительного подразделения в клубах;
6. Мониторинг здоровья и эффективности здоровьесберегающей работы включает:
- организацию медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников.
Формы организации работы по сохранению и укреплению здоровья
Большое значение при формировании здорового образа жизни имеет организация физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства.
Одна из форм работы межклубные состязания, силовые эстафеты в рамках проведения районных мероприятий «День молодёжи» и «День города». Так, ежегодно среди воспитанников проходят первенства по различным видам спорта. Тренажёрные залы, теннисные столы, музыкальный центр для занятия шейпингом и спортивными танцами.
Организация физкультурных кружков и спортивных секции, проводятся игры, соревнования, экскурсии и туристские походы, спортивные праздники и спартакиады.
Широкое распространение получают дни здоровья и дни общей физической подготовки. Особое внимание уделяется развитию массового и семейного спорта.
Конференции на тему «От здоровья нравственного, физического – к процветанию нации». В рамках конференции проходят мастер-классы, круглые столы, будут работать творческие мастерские.
Кроме того формы организация конкурсов «Лучший спортивный клуб», «Лучшая реклама о здоровье», «Лучшее (электронное) сочинение «Что я понимаю под здоровьем?» и многое другое.
Проводятся такие популярные массовые соревнования среди подростков и молодежи, как турниры по хоккею «Золотая шайба», по футболу «Кожаный мяч», «Футбол – игра народная», и др.
Самой популярной формой работы по ЗОЖ является проведение конкурсов: «Мы за здоровый образ жизни», «Праздник Светофора», инсценирование сказок по ЗОЖ, рекламных роликов, «Минздрав предупреждает», КВН «В стране здоровья», конкурс плакатов, «Палитра безопасности» и другие.
На пропаганду здорового образа жизни направлены традиционно проводимые мероприятия, посвященные знаменательным датам: «Добры молодцы», «Девицы-красавицы».
Конкурс «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» - конкурс, который сразу полюбился детям и стал традиционным. Под музыку исполняется композиция из спортивно – танцевальных упражнений. Жюри оценивает внешний вид, участие всех учеников класса, выразительное, одновременное исполнение спортивно - музыкальной композиции.
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном задачи: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью проводятся экскурсии на природу, организуются походы.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий. Главная цель внеклассной работы – организация досуга воспитанников, несущего оздоровительный эффект.
К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, спортивные клубы, команды и т.п.
Внеклассную работу можно организовать несколькими путями: в виде спортивных секций, спортивных кружков, спортивных клубов, команд, индивидуальных и репетиторских занятий.
Проводятся недели Здоровья, праздники Здоровья, которые включают школьные спортивные соревнования. Это "Веселые старты", школьные "Зимние Олимпийские игры", праздник "Добро пожаловать, олимпиада", праздник "Спорт пришел в сказку" и др.
Праздник "Добро пожаловать, Олимпиада"
Театрализованный спортивный праздник с героями Зевс и его свита, знакомством учащихся с олимпийской символикой, с духом чесных состязаний спортсменов в игровой форме.
Праздник "Спорт пришел в сказку"
Проводятся соревнования с мячами, скакалками, обручами. Дети разгадывают загадки на спортивную тему, заполняют кроссворды и узнают следующее состязание, в котором будут участвовать. Это театрализованный праздник, в котором участвует добрая фея из сказки.
В День здоровья ходят в туристические походы.
Традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах осенью во время традиционного экологического фестиваля. Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство клубов.
Стали традиционными спортивные состязания "Папа, мама и я –спортивная семья". Подобные соревнования укрепляют контакт между старшими и младшими в семье, между семьей, создают общее хорошее настроение.
Систематическая внеклассная работа по физкультуре способствует укреплению здоровья детей.
Приобщению к здоровому образу жизни:
- Семинары «Здоровые дети – здоровое будущее»
-Проведение конкурса «Спортивная семья».
- Мини – проект «О пользе правильного питания».
- Проведение Недели здоровья.
- Проведение спортивного праздника, посвященного 7 апреля – Всемирному дню здоровья.
- КВН «Если хочешь быть здоров».
- Викторина «О правильном питании» и тд.
- Разработка и проведение с педагогами серии семинаров-практикумов, консультаций, ролевых и деловых игр на обучение использованию в работе инноваций в области физического развития и здоровья.
- Разработка сценариев КВН и викторин и их проведение (закрепление знаний педагогов по программе физического развития).
- Организация мастер-класса для педагогов и родителей.
- Организация семинаров-практикумов по ознакомлению педагогов со здоровьесберегающими технологиями.
- Организация проведения педагогического аукциона по физическому развитию.
- Выставки детских рисунков по формированию основ здорового образа жизни.
- Проведение ежедневных оздоровительных мероприятий.
- Организация в группах уголков здоровья.
- Проведение консультаций с родителями.
- Пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми, пособиями, детской художественной литературой и т.д.
- Организация экскурсий в дом спорта, на стадион, в поликлинику, больницу и т.д.
Новые виды деятельности: новое направление на роликовых коньках – артистикстайл, что позволяет привлечь большее количество детей и подростков, заинтересованных в новых видах и тенденциях молодежной моды и молодежных субкультур.
Для работы в клубах могут быть внедрены специальные программы превентивного образования “Полезные привычки”, «Полезные навыки», которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности.
Ежегодно в клубах может проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей:
- - библиотечная выставка,
- - конкурс плакатов,
- - спортивные соревнования,
- - “круглые столы”,
- - “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечением различных специалистов.
-посещение бассейна.
Составной частью укрепления здоровья детей является летняя оздоровительная кампания. Особое внимание уделяется организации летних оздоровительных площадок на базе клубов, осуществлению профилактической работы с детьми, формированию профильной направленности клубов.
Подводя итоги вышесказанному, напомним, что в своей работе воспитатели используют форм с детьми великое множество, поэтому, выбирая для использования в работе ту или иную форму, они должны помнить,чтоо одна из особенностей клубов по месту жительства сегодня – это курс на сохранение, укрепление, восстановление здоровья воспитанников, а это предполагает целенаправленную работу всего коллектива по повышению здоровьесберегающего качества воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация деятельности школы по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Совершенно справедливо в народе говорят, что девять десятых счастья человека зависит от его здоровья. В настоящее время необходимость изменения приоритетов в образовательном процессе,...
Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся
В своей педагогической практике я внедряю образовательные программы и технологии, интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение и повышение работоспособности, ...
методика подготовки и проведение Новогоднего бала, предназначена для учителей начальных классов, воспитателей детских садов. педегогов-организаторов подростковых клубов по месту жительства
Методическая разработка в помощь педагогам-организаторам, воспитателям детских садов, учителей начальных классов...
"Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся (организация прогулок на свежем воздухе)" (выступление на педсовете)
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конве...
Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях
Школа должна обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать п...
Выступление на педагогическом совете. Формы работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья школьников
С первых дней школьной жизни мы учим детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, но основы здоровья ребенка закладываются в семье, поэтому большое значение приобретает активное и целенаправлен...
Формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
В статье представлены формы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся во время образовательного процесса....