ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
статья по теме
Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, поиска, анализа и интерпретации информации, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе используются современные образовательные и информационные технологии, а также проектно - исследовательская деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Е.И. Яскевич
КОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова», г. Тара, 2013 г.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС на ступени начального общего образования большое внимание уделяется формированию у младших школьников умений самостоятельно учиться и способностей к организации своей деятельности. Эти универсальные учебные действия необходимо развивать уже в начальных классах, так как именно в этот период закладываются многие качества личности (самостоятельность, активность, умение творчески подходить к решению возникших практических проблем), от которых зависит успешность человека в будущем, умение ориентироваться в мире информации.
Для формирования у младших школьников умения принимать, сохранять цели, следовать им в учебной и внеучебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, решать творческие задачи, поиска, анализа и интерпретации информации, взаимодействовать с педагогом, сверстниками, родителями в начальной школе используются современные образовательные и информационные технологии, а также проектно - исследовательская деятельность. В новом ФГОС начального общего образования большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности, так как она является решающим фактором в формировании у младших школьников УУД.
Поэтому для современного учителя начальных классов необходима организация этого вида деятельности в своей работе.
На протяжении трёх лет активно использую в своей работе проектно - исследовательскую деятельность, и мною накоплен определённый опыт по её использованию в учебно-воспитательном процессе. Проектно-исследовательскую деятельность реализую в учебном процессе, на занятиях кружков и во внеклассной работе.
Программа «Школа 2100», которую мы с детьми осваиваем уже третий год, очень насыщена разнообразными проектами. Уже в самом начале первого класса к выполнению тех или иных проектов мною были привлечены родители учеников.
Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:
Во-первых, в силу своих возрастных особенностей учащиеся далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах;
Во-вторых, существует разновидность семейных проектов, обладающих огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.
В-третьих, наряду с привычными формами работы с родителями (родительские собрания, индивидуальные и групповые беседы, консультации со специалистами, совместное оформление класса и т.п.) ведется постоянный поиск новых видов совместной работы, стимулирующих участие родителей в жизни школьников. Поэтому объединение в совместном творческом процессе не только детей и педагога, но также и родителей является одной из новых форм организации работы с родителями, что особенно важно в ситуации широко распространённого сейчас дефицита внутрисемейного общения.
Таким образом, основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – сотрудничество, содействие, партнёрство с собственным ребёнком.
Мои дети и родители – активные участники проектной деятельности, принимают живое и непосредственное участие на всех этапах деятельности: планирование, сбор информации, подготовка, проведение, анализ и поощрение.
В первом классе в ходе выполнения мини-проектов по предметам и по готовому проекту мною велось наблюдение за каждым ребёнком и родителем. С помощью наблюдения выявляла способности каждого участника проекта.
Когда мини-проектов накапливается много, то на родительском собрании обязательно подвожу итоги, хвалю и детей, и родителей, обязательно объясняю родителям, чтобы они не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. Важно «позволить» ребёнку выполнить работу самому, а родители должны помогать советом, информацией, участвовать в подготовке презентации или просто проявлять свою заинтересованность, что является - важным фактором поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности и организованности ребёнка.
Также на родительском собрании предлагаю объединить мини-проекты в один большой проект. Создание одного большого коллективного проекта мы выполняем уже не в учебном процессе, а во внеурочной деятельности.
Так мы совместно с детьми и родителями создали из мини-проектов книгу «Чудеса детского творчества», в которую вошли наши первые книжки со сказками, рассказами, книжки-азбуки сделанные руками детей, рисунки к прочитанным литературным произведениям.
На данный момент у нас готовится выпуск ещё одной книги, в которую войдут уже мини-проекты, выполненные на уроках изо и технологии.
Проектом является выпуск газеты «Класс», которая выходит раз в три месяца. В ней мы подводим итог нашей совместной деятельности, классных и внеклассных дел. Дети себя пробуют в роли юных корреспондентов, собирают вместе с родителями информацию для газеты, а наша родительница Смирнова Н.В. редактирует и издаёт её.
В своей работе проектно-исследовательскую деятельность реализую на занятиях кружков и во внеклассной работе.
Мною составлены программы кружков «Земля - наш дом» и «Я - исследователь». Кружки имеют разные направления: научно-познавательное, художественно-эстетическое, экологическое, проектная и исследовательская деятельность.
Программа кружка «Земля-наш дом» рассчитана на 4 года. В первом классе дети знакомились с жизнью животных. Знакомство происходило на занятиях в кружке, экскурсиях в краеведческом музее, на станции юных натуралистов, в походах в лес. Перед тем, как отправиться на экскурсию, составляли план, в котором отмечали объект наблюдения, условия, признаки объекта. Итогом экскурсий, занятий в кружке и походов в лес становились памятки, буклеты, листовки. Так в прошлом году, совместно с детьми и родителями, выпустили целую серию буклетов о домашних животных «Мы в ответе за тех, кого приручили». Ребята с удовольствием приносили фотографии домашних животных, стихи и народные мудрости на тему доброго отношения к братьям нашим меньшим, а также интересные факты о них.
Второй год обучения имел экологическую направленность. На занятиях кружка «Земля - наш дом» дети знакомились с экологией дома человека, растений и животных, т.е. изучали жизнь нашего общего дома – планеты Земля.
Изучение происходило через ролевые и дидактические игры, через выполнение творческих заданий и изготовление поделок из природных материалов, через семейные экологические домашние задания, через экскурсии и прогулки в природу, через создание экознаков, театрализованных представлений и проведений экологических акций. Так итоговым занятием первого полугодия стало проведение экологической акции «Ёлочка». Дети рисовали рисунки на тему «Берегите хвойные леса», составляли памятки по защите хвойных лесов, расклеивали листовки.
На занятиях кружков использую современные образовательные технологии. Владение ИКТ позволяет мне использовать компьютер в разных целях:
- как средство наглядности учебного процесса;
- для организации коллективной и групповой работы;
- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала.
С помощью игровых технологий формируются нравственные качества, активность личности, поддерживается учебная мотивация, интерес школьников. Здоровьесберегающую технологию применяю в виде валеологических, динамических пауз. Также здоровьесберегающую технологию реализую через ведение Дневника здоровья. Каждый ребёнок третий год ведёт свой «Дневник здоровья», красочно и ярко оформляет его. Познавательные игры, полезные советы, творческие задания, сканворды, головоломки в Дневнике помогают ребёнку наблюдать за своим физическим развитием, учат сохранять своё здоровье, а также способствуют формированию проектной культуры младших школьников. Так на протяжении двух лет детьми были разработаны и защищены проекты «Созвездие моих достижений», «Моя игра», «Моё родословное древо», «Мой день рождения» и др.
Технологию проектной и исследовательской деятельности особенно активно применяю на занятиях кружка «Я-исследователь». Для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребенок рождается исследователем.
Для успешного занятия проектно-исследовательской деятельностью необходимо желание самого ребёнка (мотивация к интеллектуальному творчеству).
Ещё одним условием, также достаточно необходимым для работы учащихся, особенно младшего школьного возраста, является помощь родителей (создание благоприятствующей интеллектуальному творчеству обстановки дома, подбор необходимой литературы, взаимное обсуждение проблемы, помощь в проведении наблюдений, экспериментов, опытов, моральная поддержка и т.д.). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в «путешествие за знаниями» .
Учебное исследование школьника включает следующие основные этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования).
- Поиск и предложение возможных вариантов решения.
- Сбор материала.
- Обобщение полученных данных.
- Подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.)
- Защита проекта.
Мы с учениками в течение трёх лет занимаемся исследованиями по различным актуальным проблемам. Школьники выступают на научно-практических конференциях с докладами по темам: «Снег полезный или вредный?» (2011 год, Богданова Софья), «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях» (2012 год, Яскевич Оксана), «Изготовление цветной бумаги в домашних условиях» (2013 год, Лисовская Екатерина). Ежегодно юные исследователи становятся лауреатами муниципальных и региональных НПК.
Темы исследования ребята выбирали, исходя из собственных интересов: «Чем я хочу заниматься? Что мне интересно?». Затем, с помощью педагога и родителей сформулировали цель исследования. Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем ты его проводишь.
Затем дети ищут сведения по выбранной проблеме в домашних энциклопедиях, сети Интернет, посещают школьную и районную библиотеки.
Набрав материал, приступаем к проведению опытов и экспериментов. Это самый увлекательный этап исследования. На этом этапе мои ученики брали пробы снега в лесу и на обочине дорог, обращались в лабораторию с целью узнать химический анализ взятых проб, проращивали растения, поливая их талой водой. По результатам исследования сделали выводы, предложили рекомендации, ответили на вопрос: «Снег полезный или вредный?».
Опыты по выращиванию кристаллов соли позволили изучить условия, при которых происходит быстрый рост кристаллов. Итогом исследования стала созданная нами коллекция кристаллов соли и украшений из них.
Производство бумаги в домашних условиях – процесс творческий, раскрывает большие возможности для экспериментирования. Кроме того, позволяет создать эксклюзивные вещи из собственной бумаги: обложки для книг, ежедневники, подарочные упаковки, картины, абажюры и даже обои.
Самым важным и сложным этапом исследования является формулирование выводов. Здесь ребёнку не обойтись без помощи взрослого. На этом этапе развиваются логические способности младших школьников.
Защита исследования предполагает владение учеником средствами устной речи, умение контролировать свои эмоции, отвечать на вопросы, выступать перед аудиторией.
В конце второго класса мы совместно с детьми, родителями и школьным психологом провели итоговое внеклассное мероприятие-проект «Вся семья вместе, так и душа на месте!». Дети, совместно с родителями проводили исследования, составляли проекты, а потом на мероприятии защищали свои проекты и исследовательские работы: «Что означает моё имя», «Моя родословная», «Семейные увлечения», «За что люди уважают мою семью», «Участники ВОВ в моей семье», «О предках, которыми гордится мой род», рассказы детей и родителей о семейных реликвиях.
Данные проекты и исследовательские работы нашли значительный эмоциональный отклик у учащихся и родителей.
Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Роль учителя и родителей – помочь детям в этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников. Этапы работы над проектом.
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников.Этапы работы над проектом.Алгоритм оформления исследовательских работ учащихся....
основные функции и формы организации работы с родителями
описаны формы работы с родителями...
«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»
В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...
Проектно-исследовательская деятельность на тему: "Организация работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися"
В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. И как отмечалось директором, в нашей школе неуспевающих не...
Проектно-исследовательская деятельность по кубановедению в работе с младшими школьниками
Описание опыта работы над проектами по предмету "кубановедение"...
Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми
Слайд 1 В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2 Есть мнение, что п...
Опыт работы: «Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»
Опыт работы на тему:«Проектно-исследовательская деятельность, как форма организации работы с учащимися в условиях реализации ФГОС»...