Групповая форма организации работы обучающихся на уроках математики как учебная среда для формирования ключевых компетентностей
статья по математике на тему
Статья из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovaya_forma_organizatsii_raboty_obuchayushchikhsya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Выборнова Т.А., учитель МОУ «Мамоновская ООШ» Пронского района Рязанской области
Групповая форма организации работы обучающихся
на уроках математики как учебная среда для формирования ключевых компетентностей
Методической темой школы, в которой я работаю, является «Формирование творческого потенциала ученика и учителя в контексте развивающего обучения». А одна из технологий развивающего обучения – коллективный способ обучения (КСО).
Проанализировав структуру традиционного урока с точки зрения достоинств и недостатков, я пришла к выводу, что достоинство можно указать лишь одно – минимальная подготовка учителя к урокам, и индивидуальная работа с сильными и/или слабыми учащимися класса.
Желая избавиться, хотя бы от некоторых из них, учителя все чаще и чаще включают в учебный процесс некоторые новые формы работы: лекции, зачеты, беседы; вводят сказочных персонажей, элементы историзма и занимательности, работу по опорным сигналам-конспектам, тестирование и пр., руководствуясь зачастую исключительно желанием разнообразить деятельность учащихся на уроке и сделать урок более интересным. Но в рамках традиционной структуры, да еще без знания особенностей новых форм подобные бессистемные усовершенствования вряд ли будут
эффективны. А, кроме того, исходя из реалий сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и формировании ключевых компетенций у меня возникла потребность внедрения конкретной образовательной технологии, позволяющей разрешить все обозначившиеся проблемы разом.
Несмотря на то, что я являюсь учителем математики, казалось бы, очень «сухой» науки, но я считаю необходимым уделять большое внимание при работе с детьми именно вопросу развития умения общаться, то есть формированию коммуникативной компетентности.
Не скажу, что у меня за плечами опыт работы, исчисляющийся десятилетиями, но годы, проведенные у учительского стола и отработанные методики, дающие неплохие результаты позволяют мне согласиться с мудростью Л. С. Выготского: «То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Это слова подтверждаются результатами применения коллективного способа обучения (по А. Г. Ривину, В.К.Дьяченко) в практике моей работы. А формирование самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся – это одна из целей общеобразовательной школы, сформулированная в «Концепции модернизации российского образования».
Исходя из ценностей общества, этой задачи школы, я вижу и своё место в школе. Моя цель как педагога – создать такую учебную среду, при которой возможно формирование ключевых компетентностей.
Для этого рассматриваю ряд задач:
- организовать деятельность обучающихся так, чтобы активизировать учебно-
познавательный процесс;
- использовать групповые формы организации работы;
- научить учащихся работать совместно.
Для более качественной математической подготовки учащихся на уроке использую индивидуальную, групповую, фронтальную работу. Сочетание таких форм работы на одном уроке позволяет мне скорректировать знания отдельных учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы, а детям – лучше понять сложный материал, работать в своем ритме, совместно обсуждать проблему и приходить к ее правильному решению. Совместная работа формирует коммуникативную культуру учащихся, их умение работать в малой группе, выслушивать мнения своих товарищей, убеждать в своей правоте, видеть свои ошибки, признавать истинной позицию другого учащегося. Организуя подобным образом работу обучающихся на протяжении нескольких лет, могу утверждать, что это способствует формированию ключевых компетентностей надпредметного характера (по А. В. Хуторскому).
Если анализировать результат работы по данной технологии, используя классификацию компетентностей по Г. К. Селевко, то можно утверждать о формировании несколько иных компетентностей.
Итак, по каким же причинам КСО позволяет мне достичь желаемого результата?
КСО – это такая организация урока, при которой обучение осуществляется путем диалогического общения в группах, статических и динамических парах, когда каждый учит каждого.
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения (включенных в КСО) может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.
Психолого-педагогическое обоснование группового обучения заключается в следующем:
во-первых, реализуется принцип деятельности;
во-вторых, формируется учебная мотивация; происходит постоянный контроль знаний.
Осуществляемые процессы обучения и воспитания происходят неразрывно в благоприятном психологическом климате.
Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:
- приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;
- улучшение академической успеваемости;
- воспитание самоуважения;
- укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;
- отсутствие соревнования в учебной деятельности;
- убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.
Итак, остановлюсь на некоторых примерах практической организации группой работы на своих уроках математики.
Статическая пара. Совместно работают учащиеся, сидящие вместе за одной партой. Пара формируется по желанию учащихся, так как фактор контактности и доброжелательности играет в этой паре решающую роль. Не следует навязывать партнера, можно лишь посоветовать или попросить помочь товарищу. Статическая пара является школой подготовки к работе в динамических и вариационных парах. В этой паре сидящие за одной партой учащиеся постоянно меняются ролями учителя и ученика. Они могут обучать друг друга, работая в режиме «взаимообучение». Могут контролировать друг друга, работая в режиме «взаимоконтроль».
В каком бы возрасте ни были дети, но если я начинаю обучать их в рамках технологии КСО, то передо мной, как учителем стоит первостепенная задача – научить учащихся работать в статической паре.
Динамическая пара. Для школы это малая группа в 4 человека. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнеров. Она является средством адаптации обучающихся в условиях постоянной смены партнеров. При работе в динамической паре общее задание делится между членами микрогруппы. Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. Возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы. Наибольшее распространение в моей практике получили микрогруппы в 4 человека. В микрогруппу объединяются учащиеся двух соседних парт.
Вариационная пара. В этом варианте коллективной работы в малой группе по 4 человека каждый работает то с одним, то с другим соседом. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
В отличие от динамической пары, где распределяется по частям единое для всех общее задание, в вариационной паре происходит интеграция усилий, затраченных каждым на подготовку разных материалов самостоятельно.
Основной задачей в КСО и при индивидуальной работе остается обучение приемам самостоятельной работы, поиску знаний, решению проблемных задач, творческой деятельности.
Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников, часто говорящие не понимают друг друга. Эффективность групповой работы может снижаться по двум причинам:
- из-за недостаточной активности некоторых участников;
- из-за ограниченного использования математической терминологии, помогающей собеседникам понимать друг друга.
Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, которые могут быть постоянного и временного состава, при их формировании внимательно подбираю командиров (консультантов), способных планировать работу, налаживать контакты учащихся, сама определяю рабочее место каждого ученика. При формировании группы постоянного состава учитываю их психологическую совместимость, желания, потенциальные возможности для их успешной совместной деятельности,
прибегая к социометрической методике, а также санитарно-гигиенические условия.
При организации групповой работы выделяю ряд этапов.
Так, в 5 классе, на первом этапе учу детей сотрудничать друг с другом при выполнении учебных заданий. Сначала такое обучение происходит во фронтальной работе учащихся.
В ходе работы в группах ученики лучше узнают друг друга. Иногда возникают трения между ними, появляются желающие перейти из одной группы в другую. Оптимальный состав учебных групп формируется постепенно. В большинстве групп состав остаётся стабильным в течение учебного года. В ходе групповой работы учащиеся, общаясь между собой, создают излишний шум, усиливающийся, если не переключить их на другой вид деятельности. Шум во время урока может стать помехой для усвоения детьми учебного материала, поэтому продолжительность работы в группах на данном этапе невелика – 5 – 7 минут.
На втором этапе, в 6 – 8 классах, руковожу работой всей группы в целом: предъявляю ей задание, инструкцию по его выполнению, оцениваю результаты труда группы. Использую при этом алгоритмы и методики, название которых вы видите на слайде.
Основными достоинствами совместной деятельности в группах на этом этапе является возникновение различных мнений и необходимость обоснования доказательства своей точки зрения, объяснения того, что другим непонятно, возможность получить помощь в случае неудачи. Получить такую помощь от учителя бывает сложно из-за недостатка времени на уроке, а также часто ученики просто боятся обратиться к учителю, если чего-то не поняли.
На третьем этапе, это 9 класс, постепенно содержание материала усложняется. От заданий репродуктивного характера группы переходят к работе, требующей преобразующей и поисковой деятельности. Оптимальная продолжительность работы учащихся в группах составляет 15 – 20 минут. На практических занятиях она может занимать больше время.
Каждый ученик вовлекается в процесс работы, в систему, требующую от него, с одной стороны, самостоятельности и продвижения в своем темпе, а с другой стороны, умения общаться и, сотрудничая, решать учебные задачи. Работа на уроках по парам, в группах, где общее дело зависит от вклада каждого, где есть возможность постоянного оказания помощи друг другу, и имеет место уважительное и доброжелательное отношение к возможностям и проблемам друг друга, позволяет ребенку чувствовать себя защищённым, воспринимать себя членом коллектива, а значит комфортно. При работе в парах, микрогруппах у каждого ребёнка есть возможность исправления ошибки перед проверкой учителя, благодаря взаимопомощи и взаимопроверке.
Перед детьми постоянно возникают новая коммуникативная задача, а это проблема, требующая разрешения противоречия: ты знаешь - я не знаю, ты умеешь - я не умею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность).
Понимание, принятие друг друга в группе или паре нацеливает на деятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося на проблеме, на решении возникающих проблем.
Результатом моей работы в рамках данной технологии считаю следующие показатели:
- обучающиеся обучены групповым формам работы;
- меняется структура урока, переход от традиционной к коллективной;
- разработана система заданий;
- мониторинг познавательной деятельности позволяет говорить о внутренних изменениях.
Основа моей педагогической деятельности – уважение к личности ученика. Хочу, чтобы дети не боялись уроков математики, поэтому мой выбор – КСО, потому что если правильно организовать групповую работу и обеспечить участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией, даже «молчуны» заговорят, так как при взаимодействии в группах или парах идет процесс формирования коммуникативной компетентности. А это одно из важнейших условий качественного обучения. И я не могу не согласиться со словами Д.Рокфеллера, который когда-то сказал: «За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете», ведь эта компетентность открывает детям дорогу в будущее.
Таким образом, считаю, что групповая организация работа на уроке является одним из мощных педагогических инструментов для учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД
Краткое описание педагогического опыта по теме "Групповая форма организации учебной деятельности как условие формирования коммуникативных УУД"...
Влияние активных форм обучения на формирование ключевых компетентностей
Статья "Влияние активных форм обучение на формирование ключевых компетентностей"...
"Организация инновационной деятельности, направленной на формирование ключевых компетентностей обучающихся в условиях перехода на ФГОС".
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, его окружением. Поэтому необходимо уделять особое внимание организации учебной деяте...
Групповая форма организации работы над проектом, формирование умений групповых взаимодействий.
Групповая форма организации работы над проектом, формирование уменийгрупповых взаимодействий....
Коллективно-групповая форма организации обучения на уроках в начальной школе
С целью активизации мыслительной деятельности, воспитания сознательного отношения к учебному труду, развития коммуникативной деятельности педагоги школы активно внедряют коллективно- групповые формы р...
Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»
Доклад-презентация«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...
Опыт работы «Организация групповой и парной работы на уроках в начальной школе как способ формирования УУД"
Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мот...