Формы организации работы с одарёнными детьми.
консультация по теме
Формы и методы диагностики успешности одарённых детей;признаки, отличающие одарённых детей;поиск и методы организации работы с одарёнными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_diagnostiki_uspeshnosti_odarennykh_detey.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы диагностики - успешности одаренных детей, как средства развития мотивации в обучении. Психологическая диагностика творческой одаренности. Каждый человек, а тем более учитель, имеет свое представление об одаренных детях. Это представление у каждого из нас создается на основе опыта общения с детьми, их сравнении между собой, наблюдений за их развитием, чтения литературы о жизни замечательных людей. Однако эти представления неизбежно носят субъективный характер, отражая наши особенности, предпочтения и конкретные ситуации, с которыми мы сталкиваемся в жизни.
Когда мы встречаем четырехлетнего малыша, самостоятельно читающего книжки, или пятилетнего ребенка рисующего прекрасные рисунки, или четвероклассника, решающего уравнения из курса высшей математики, у нас не возникает сомнений, что это одаренные дети. Это относится и к юным художникам, композиторам, артистам, спортсменам, когда их талант очевиден и не вызывает сомнений.
Для чего нужна диагностика? Нельзя забывать о том, что при диагностике одаренности ребенка не предполагается определенное число ответов. Оценивается не их правильность, а степень соответствия заданию, поощряется поиск нетривиальных, необычных, неожиданных решений. Диагностическое направление – включает в себя проведение диагностики одаренных детей, создание банка данных «Одаренные дети». В рамках данного направления предполагается: - проведение целенаправленных наблюдений за урочной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путём: - знакомство с приёмами целенаправленного педагогического наблюдения; - обсуждение критериев, позволяющих судить о наличии одарённости; - периодический сбор сведений среди учителей, работающих в классе о наличии одарённых учеников в их классах. - длительное наблюдение за корреляцией между результативностью по итогам тестирования и успехам в реальной деятельности; - понимание особенностей развития одарённого ребёнка; - подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей; - сбор банка данных по одарённым детям; - определение критериев эффективности работы; - выявление мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития ребёнка. Психолого-педагогическая характеристика одаренности. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность,гениальность. Одаренность определяется через понятие способности. Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Талант рассматривается как проявление выдающихся способностей, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Высшей же степенью развития таланта является гениальность, которая проявляется в создании качественно новых, уникальных творений, открытии ранее неизведанных путей творчества. Проблемы психологической диагностики одаренности. В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одаренности. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одаренность человека - это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит и от конкретных целей диагностики, и от представлений о том, из чего складывается одаренность и чем она характеризуется. Поэтому главным принципом психодиагностики должен быть принцип "Не навреди"!
В психодиагностике одаренности выделяют ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в "одаренные" загоняется ребенок, который таковым не является, вторая - в том, что одаренность ребенка остается не выявленной. Признаки, отличающие одаренных учеников. У них отличная память, способность классифицировать информацию. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, но в возрасте 2-5 лет они не могут четко развести реальность и фантазии. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. Одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное. В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности. Оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений. Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения: - как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к уроку; - настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию; - благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью; - умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации; - некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени. Проблемы одаренных детей. Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение. Поиск одаренных обучающихся.
Поиск одаренных детей, их выявление на ранних стадиях развития является одним из важнейших звеньев в общей программе работы с одаренными детьми. В случае современной диагностики одаренности и проведения всех дальнейших шагов по развитию и обучению одаренного ребенка резко снижает вероятность «потерять» его как одаренного.
Адекватное обучение и развитие, периодическая диагностика, направленная на выявление качественного своеобразия одаренности и факторов, оказывающих непосредственное влияние на ее развитие, позволят с наименьшими издержками эффективно реализовать присущий одаренному ребенку творческий потенциал.
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся.
Предварительный отбор проводится по рекомендации преподавателей, родителей, на основе самооценок детей с обязательным последующим проведением диагностических мероприятий психологом.
Одно из плодотворных направлений поиска одаренных обучающихся – диагностическая работа во время проведения очных интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, смотров, турниров, конкурсов и т.д. Выявление одаренных и талантливых детей. — анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов психологических служб;
— преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений. При организации работы с одарёнными детьми следует: - учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося. - учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей. - учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств. - создавать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я - концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка. - оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата. Принципы работы с одарёнными детьми: • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
•принцип возрастания роли внеурочной деятельности; принцип индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения;
• принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества. Обучение одаренных детей. Основной вопрос - чем должны отличаться программы для одаренных от обычных учебных программ. Ускоренное обучение. Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих пор не утихающих споров как среди ученых психологов, так и среди педагогов и родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение - это односторонний подход к детям, с высоким уровнем интеллекта, так как не учитывается их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие.
Каковы психологические предпосылки обращения к ускорению?
Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка по ошибке помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников в самых разных проявлениях, и спустя какое-то время его поведение будет похожим на поведение всех остальных детей в классе. Он начинает подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.
Все специалисты сходятся в том, что ускорение должно быть для одаренных детей. Для этого дети должны быть достаточно зрелыми в социально - эмоциональном плане. Необходимо согласие родителей, но необязательно их активное участие Ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и с одаренностью к иностранным языкам.
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности: — создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Участие одаренных и способных детей в различных видах урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Направления работы | Виды и формы деятельности. | |
1. | Урочное | - решение частично-поисковых задач разного уровня; - выполнение творческих работ; - работа в малых группах; - проектно-исследовательская деятельность; - игровые технологии (деловые игры и путешествия); - информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); - задания творческого и нестандартного характера;
- интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов; - задания с отсроченным вопросом; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); - задания для развития познавательной активности; - задания повышенной трудности по развитию логического мышления (анализ, синтез, классификация, подведение под понятие); - задания на выявление причинно-следственных связей; - задания на смекалку, активизирующие познавательную деятельность; - подготовка сообщений, рефератов и других материалов к урокам литературного чтения, окружающего мира; - помощь сильных учащихся слабоуспевающим в групповой и парной работе |
2. | Внеурочное | - сбор материала и оформление портфеля личностных достижений (портфолио); - подготовка и участие в календарных и тематических праздниках; - участие в классных и школьных предметных олимпиадах; - участие в районной конференции «Будущая элита Верхнекетья» и «Мой первый проект»; - участие в конкурсах художественного чтения; - участие в выставках детских работ, творческих конкурсах; - подготовка презентаций с использованием ИКТ-технологий для уроков, классных часов; - литературное творчество (рассказы, сочинения, интервью, зарисовки); - подготовка и проведение волонтерских мероприятий по различной тематике среди учеников начальной школы; - участие в школьной художественной самодеятельности |
3. | Внешкольное | Посещение учреждений дополнительного образования: - спортивные секции (волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, лыжи, теннис); - художественные и предметные кружки. Участие в предметных конкурсах: - в олимпиадной деятельности; - в общероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех»; - в международном конкурсе по МХК «Золотое руно»; - в международном математическом конкурсе «Кенгуру» (2-11 классы); - во всероссийском дистанционном конкурсе по информатике «КИТ»; - в международном конкурсе «Английский бульдог». Участие в первенстве района и области по шахматам. |
- Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников. — тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
— контроль участия одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня. Система оценивания. Одним из наиболее сложных и трудных элементов в системе работы с одаренными детьми является организация и проведение диагностических процедур с целью систематического контроля и учета знаний и умений воспитанников. Формы и методы проверки различны. Одним из таких методов является тестирование. Преимущества тестовых заданий заключается в том, что с их помощью можно охватить всех воспитанников. В тестах учитывается возрастающая трудность (каждое последующее задание сложнее предыдущего). Тесты несут не только контролирующие функции, но и обучающие, поскольку содержание заданий стимулирует воспитанников не только к запоминанию знаний, но и к их осмыслению и систематизации. Наряду с тестированием будут учитываться результаты участия в городских, областных и международных конкурсах и олимпиадах. Фиксируются дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг. Составление рейтинга учащихся в различных номинациях, таких как активность учащихся во внеклассной и внешкольной деятельности; результативность участия учащихся в различных видах деятельности (музыкальной, художественной, спортивной). Мониторинг результативности работы с одаренными обучающимися: - педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.); - изучение структуры интеллекта; - отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР); - отслеживание уровня развития творческого мышления (методика П.Торранса); - отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся в учебной деятельности. Проведенная работа позволит увеличить процент учащихся, принявших участие в олимпиадном движении, расширить и увеличить количество мероприятий для раскрытия творческих способностей обучающихся, собрать банк данных детской одаренности, включающего сведения о детях с различными типами одаренности. Поощрение одаренных детей. — Публикация в СМИ;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект :Организация работы с одарёнными детьми"
Каждой школе необходим проект, способствующий максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе совершенствование системы выявления одаренных детей с раннего ...
Организация работы с одарёнными детьми в начальной школе
В статье представлена и система работы со способными и одаренными детьми в начальной школе...
Организация работы с одарёнными детьми.
Материал вебинара на тему:" Организация работы с одарёнными детьми"...
ПРОГРАММА инновационной деятельности учителя "Организация работы с одарёнными детьми"
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способным...
Статья "Способы решения проблем при организации работы с одарёнными детьми".
О проблемах работы с одарёнными детьми....
Организация работы с одарёнными детьми
Презентация...
Внеурочная деятельность как форма организации работы с одарёнными детьми
Слайд 1 В качестве эпиграфа своего выступления взяла высказывание Георгия Валентиновича Плеханова, автора работ по философии , социологии , эстетике, этике.Слайд 2 Есть мнение, что п...