Обучение грамоте
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

уроков обучения грамоте.

 

Класс: 1 «А»Учитель: Андреева Л.В.

Количество часов в год: 78 сдвоенных уроков, День знаний (157ч.);

                               в неделю: 4 сдвоенных урока (8ч.)

Плановых контрольных работ: 2.

Планирование составлено на основе:

1.     Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Букварь.

 

2.     О.В. Пронина «Прописи. Мои волшебные пальчики»

 

 

3.     Уроки обучения грамоте по «Букварю» и прописям «Мои волшебные пальчики». Методические рекомендации для учителя / Под науч. ред. Бунеевой Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc314.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кален-

дарные сроки

№ урока

Тема

Стр. в «Букваре»

Стр.«Про-писи»

Планируемые результаты

Виды деятельности учащихся

Возможные формы контроля

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

УУД

ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 13ч

Знакомство, приветствие, правила поведения в школе, жест, режим дня.

Личностными результатами  изучения предмета  являются следующие умения:

 –  осознавать  роль языка и речи в жизни людей;

 –  эмоционально «проживать»  текст, выражать свои эмоции;

 –  понимать  эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 –  высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря» и тексты произведений детской литературы небольшого объема.

 Метапредметными результатами  изучения курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

 Регулятивные УУД:

 –  определять и формулировать  цель деятельности на уроке с помощью учителя;

 –  проговаривать  последовательность действий на уроке;

 – учиться  высказывать  своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

 – учиться  работать  по предложенному учителем плану

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

 Познавательные УУД:

 –  ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

 –  находить ответы  на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 –  делать выводы  в результате совместной работы класса и учителя;

 –  преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать  небольшие тексты.

 Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

 Коммуникативные УУД:

 –  оформлять  свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 –  слушать  и  понимать  речь других;

 –  выразительно читать  и  пересказывать  текст;

 –  договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

 – учиться  работать в паре, группе;  выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

 Предметными результатами  изучения курса является сформированность следующих умений:

 –  отличать  текст от набора предложений, записанных как текст;

 – осмысленно, правильно  читать  целыми словами;

 –  отвечать на вопросы  учителя по содержанию прочитанного;

 – подробно  пересказывать  текст;

 –  составлять  устный рассказ по картинке;

 –  называть  звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

 –  определять  роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

 –  обозначать  мягкость согласных звуков на письме;

 –  определять  количество букв и звуков в слове;

 –  писать  большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

 –  ставить  пунктуационные знаки конца предложения;

 –  списывать  с печатного образца и  писать  под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

 –  находить  корень в группе доступных однокоренных слов.

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать  и  оценивать  различные   ситуации  поведения  в  школе и

других общественных местах. (П)*

Различать формы поведения, которые допустимы или  недопустимы в школе и других общественных местах. Практическая работа: составить режим дня.

Моделировать  и  оценивать  различные    ситуации  использования  слов, показывающих направление. Работать в группах и самостоятельно с источниками информации. (П) Познакомиться  с  новым  учебником «Букварь».

Учиться находить нужную страницу, иллюстрацию.

Ориентироваться         на развороте «Букваря».

Осознавать цель  и  ситуацию устного общения.

Адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух  информацию, содержащуюся в устном высказывании.

Различать  времена года   по  признакам, объяснять и рассказывать. Различать, перечислять календарные праздники.

Классифицировать животных и растения. Сопоставлять признаки предметов,  с помощью которых они  узнаются.

Обозначать слово схемой. Сопоставлять схемы и слова, сравнивать  и различать.

Составлять         схемы предложений. Выбирать нужный знак  конца пред- ложения.

Определять признаки текста, смысловое  единство  предложений  в  тексте. Выбирать заглавие текста. Устанавливать  последовательность предложений в тексте, последовательность  частей текста.

Читать схему текста.

Составлять схему текста. Определять основную мысль  текста,  передавать его содержание по вопросам. Различать         речевые        и неречевые звуки.

Характеризовать гласные звуки русского  языка (ударные, безударные). Делить  слово   на   слоги,  обозначать ударный слог.

Классифицировать предложения по цели высказывания. (П)

Выбирать нужную интонацию. Составлять текст по серии сюжетных картинок.

Перечислять названия известных сказок, сказочных героев, сказочных предметов.

Объяснять правила поведения в театре. Называть театральные профессии. Рассказывать         и инсценировать известные сказки по  картинкам и  по памяти.

Осознавать ситуацию общения: где,  с кем  и с какой целью происходит общение.

Учиться диалогической форме  речи. Определять   диалог   (спор,    беседа). Выражать собственное мнение. Использовать связные высказывания на определённую тему.

Слышать,  выделять  гласные  звуки,

Обозначать их схемой.

Определять  количество  слогов   в слове.

Определять, на какой слог падает ударение, обозначать ударный слог в схеме  слова. Различать ударные и без- ударные слоги.

Наблюдать за многозначными словами.Определять направление движения при  письме различных письменных элементов. Различать  и  использовать разные виды  штриховки.

Ориентироваться на странице прописи и на строке прописи.

1.09

1

День знаний. Умная книга.

2.09

2

Знакомство. Знак «Поднятая рука».

2.09

3

Значение жестов.

5.09

4

Приветствие.

5.09

5

Знак «Хор».

6.09

6

Лента школьного времени.

6.09

7

Знак «Звонок».

7.09

8

Школьник и дошкольник.

7.09

9

Спор и ссора.

8.09

10

Знак «?».

8.09

11

Применение знака «?».

9.09

12

Оценка. Взаимооценка.

9.09

13

Ловушка.

ГОВОРИМ, РАССКАЗЫВАЕМ

Учебник, иллюстрация, устное сообщение, схема слова и предложения, слово, предложение, текст, заголовок текста, точка, восклицательный знак, вопросительный знак, речевые и неречевые звуки, гласные ударные и безударные, ударение, слоги,

прямая наклонная линия, линия с закруглением, овал, прямая наклонная линия с верхней или нижней петлей, сверху вниз, слева направо,

страница, строка, буквы, звуки.

Проверка умения делить на слоги, обозначать гласные звуки, ставить ударение.

12.09

1

Вводный урок. Календарь и календарные праздники. Знакомство с прописями

2-5

Обложка

Тетрадь №1

13.09

2

Животные и растения вокруг нас. Слова-названия.  Правила письма  

6-7

1

14.09

3

Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные линии.

8-9

2-3

15.09

4

Летом в деревне. Составление предложений. Обведение по контуру, штриховка

10-11

4-5

16.09

5

Кто помогает человеку в саду и в огороде? Знакомство с текстом. Обведение по контуру, штриховка

12-13

6-7

20.09

6

Звуки речи и неречевые звуки. Составление текста с опорой на рисунки. Обведение по контуру, штриховка

14-15

8-9

21.09

7

Цирк. Подбор тематических групп слов. Составление предложений и текста. Обведение по контуру и письмо овалов

16-17

10-11

22.09

8

На рыбалке. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Письмо наклонных линий и овалов

18-19

12-13

23.09

9

Сказочные герои и предметы. Предложение и текст. Письмо наклонных с петлей внизу и вверху

20-21

14-15

27.09

10

Театр. Повторение основных понятий. Составление рассказа по сюжетным картинкам с введением диалога. Упражнения в обведении по контуру

и штриховке

22-23

16-17

28.09

11

Гласные звуки. Письмо прямой с закруглением внизу

24-25

18-19

29.09

12

Гласные звуки. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков.. Письмо е-образных элементов

26-27

20-21

30.09

13

На уроке труда. Ударение. Письмо элементов буквы г

 ( прямая с закруглением вверху и внизу)

28-29

22-23

4.10

14

Деление слова  на слоги, ударный и безударный слоги. Наблюдение над значением слова. Повторение основных графических элементов

30-31

24-25

5.10

15

Повторение основных изученных понятий. Письмо прямых и наклонных линий

32-33

26-27

УЧИМ БУКВЫ – УЧИМСЯ ЧИТАТЬ И ПИСАТЬ

Буквы заглавные и строчные, звук, алфавит, интонация, знаки препинания, выразительное чтение.

Выделять звук (звуки) в слове.

Находить слова  с заданным звуком.

Различать звуки и  буквы: буква как знак звука.

Различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, соглас- ные  твёрдые и мягкие, звонкие и глу- хие, парные и  непарные; буквы глас- ных как показатель твёрдости – мягко- сти согласных звуков.

Обозначать букву соответствующей схемой.

Определять парные и непарные по звон- кости – глухости согласные звуки.

Делить слова на слоги.

Соотносить слова   со  слогоударными схемами.

Овладевать начертанием письменных букв.

Писать буквы, буквосочетания, слоги, слова, предложения с соблюдением гигиенических норм.

        

Писать под диктовку слова  и предложения,  написание которых не  расходится с произношением.

Усваивать приёмы и последовательность  правильного списывания текста.

Понимать функции небуквенных гра- фических средств: пробела между сло- вами, знака переноса, красной строки (абзаца).

Сопоставлять слова, различающиеся одним  звуком.

Воспроизводить звуковую форму слога и слова  по его  буквенной записи (чтение).

Соотносить прочитанные слова  и картинки.

Находить слово  в группе слов  по  его лексическому значению.

Воспринимать слово  как объект изу- чения, материал для  анализа.

Наблюдать над значением слова. Различать слова  и предложения. Работать с предложением: выделять слова, изменять их  порядок, распро-

странять и сокращать предложения.

Запоминать правила правописания и применять их  при   письме: обозначе- ние   букв   гласных после   шипящих  в позиции         под         ударением         (ча–ща, чу–щу,  жи–ши); заглавная  буква  в начале предложения, в именах соб- ственных; раздельное написание слов; перенос слов  без  стечения согласных по слогам; знаки препинания в конце предложения.

Использовать на письме разделитель- ный  ь и ъ.

Понимать прослушанный и прочитан- ный  текст.

Составлять рассказы по серии сюжет- ных  картинок.

Сочинять небольшие устные рассказы повествовательного        характера         (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений).

Восстанавливать деформированный текст.

Сокращать, изменять текст повество- вательного характера из  прописи или «Букваря» (П).

Определять и объяснять значение слова  в тексте.

Различать однозначные и многозначные   слова.  (П)  Различать  прямое и переносное значение слов. (П)

Сопоставлять синонимы и антонимы: наблюдать в эталонных текстах, использовать в речи. (П)

Различать однокоренные слова. (П)

Выделять в слове  корень, приставку, суффикс. (П)  Понимать и  объяснять значения суффиксов и приставок. Образовывать новые  слова  (одноко- ренные) с помощью суффиксов и при- ставок.

Разбирать доступные слова  по  составу. (П)

Классифицировать слова  по вопросам

(кто?  что? какой?... что делать?...)

Различать слова, отвечающие на вопросы «кто?» и «что?».

Распознавать имена собственные.

Различать слова  мужского, женского и  среднего рода. (П)  Изменять слова по числам (один – много).

Отличать слова-местоимения от дру- гих  слов. (П)

Распознавать  предлоги.  Запомнить

наиболее употребительные предлоги.

Отличать предлоги от приставок. (П)

Различать предложения, словосочетания, слова   (понимать их  сходства и различия).

Самостоятельно составлять  предложения.

Осознавать ситуацию общения: где,  с кем  и с какой целью происходит общение.

Овладевать диалогической формой речи. Диалог (спор, беседа).

Устанавливать последовательность предложений в тексте; последовательность  частей текста (абзацев).

Работать над  структурой текста: озаглавливать,  корректировать и  редак- тировать порядок предложений и частей текста (абзацев).

Отвечать на  вопросы автора текста. Задавать вопросы автору текста с помощью учителя.

Выборочно читать с целью нахождения необходимого материала.

Находить информацию, заданную в тексте в явном виде.

Формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте.

Запоминать названия и последовательность букв  русского алфавита

Письмо под диктовку букв, слогов, слов, предложений, списывание с печатного текста, проверка техники чтения.

6.10, 7.10

1-2

Звуки, обозначаемые буквами и,г,п,т,р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук»-«буква».Строчные буквы и, г,п,т,р

34-35

0-1

Тетрадь №2

11.10

3

Чтение слогов и слов с буквами и,г,п,т.р. Письмо слогов и слов с этими

буквами

36-37

2-3

12.10

4

Гласный звук [о], буква о. Строчная буква о

38-39

4-5

13.10

5

Чтение и письмо слогов и слов с изученными буквами

40-41

6-7

14.10

6

Заглавная буква О в именах людей. Упражнения в чтении и письме слогов и слов с изученными буквами

42-43

8-9

18.10

7

Гласный звук [а], буква а. Строчная буква а

44-45

10-11

19.10

8

Гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе. Упражнения в чтении и письме

46-47

12-13

20.10

9

Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Заглавная буква в географических названиях. Упражнения в чтении и письме

48-49

14-15

21.10

10

Заглавная буква И. Написание заглавной буквы в именах людей и географических названиях. Упражнения в чтении и письме

50-51

16-17

25.10

11

Согласные звуки [н], [н'],

буква н. Согласная строчная буква н.

52-53

18-19

26.10

12

Согласные звуки [к], [к'],      буква к. Согласная строчная буква к.

54-55

20-21

27.10

13

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с местоимениями он, она, оно, они.

56-57

22-25

28.10

14

Гласный звук [у], буквы Уу. Заглавная и строчная буквы Уу

58-59

26-27

31.10

15

Упражнения в чтении и письме. Работа над интонацией. Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложений

60-61

28-29

8.11

16

Согласные звуки [с], [с'], буква с. Строчная буква с.

62-63

0-1

Тетрадь №3

9.11

17

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Письмо букв, слогов, слов, предложений.

64-65

2-5

10.11

18

Упражнения в чтении и письме, Знакомство с предлогами и словами, которые отвечают на вопрос как?

66-67

6-9

11.11

19

Согласные звуки [л ], [ м],

[л '] ,[ м' ], буквы л, м. Строчные буквы л, м

68-69

10-11

15.11

20

Упражнения в чтении и письме.

70-71

12

16.11

21

Заглавные буквы К ,Н. Упражнения в чтении и письме. Употребление заглавной буквы в географических названиях. Обучение списыванию с печатного текста.                

72

13

17.11

22

Упражнения в чтении и письме.

Списывание с печатного текста                                      

73

14-15

18.11

23

Упражнения в чтении и письме.

Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С, с

74-75

16-17

22.11

24

Урок повторения. Упражнения в чтении и письме.

76-77

18-19

23.11

25

Упражнения в чтении и письме.

Знакомство с новым знаком препинания в конце предложения - многоточием

78-79

20-21

24.11

26

Заглавные буквы Л, М. Упражнения в чтении и письме.

80-81

22-23

25.11

27

Урок развития речи. Упражнения в чтении и анализе текста, в списывании текста

-

24-25

29.11

28

Проверка техники чтения. Повторение правописания заглавной буквы в словах и предложениях

-

22-23

30-32

30.11

29

Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

82

26-27

1.12

30

Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.                

83

28-29

2.12

31

Заглавная буква Ш. Упражнения в чтении и письме заглавной буквы в именах людей, кличках животных

84-85

0-1

Тетрадь №4

6.12

32

Упражнения в чтении и письме.

86-87

2-3

7.12

33

Упражнения в чтении и письме.

88-89

4-5

8.12

34

Формирование навыка различения звуков [с ]и [ш] при чтении. Упражнения в чтении и письме. Обучение выборочному списыванию

90-91

6-7

9.12

35

Заглавная буква А. Упражнения в чтении и письме.

92-93

8-9

13.12

36

Проверка техники чтения.

-

10-11

14.12

37

Самостоятельная работа по письму.

-

12-13

15.12

38

Согласные звуки [д ],

[ д'], буква д.Строчная буква д.

94-95

14-15

16.12

39

Упражнения в чтении и письме.

96-97

16-17

20.12

40

Согласные звуки [в],

[ в'], буква в. Строчная буква в.

98-99

18-19

21.12

41

Заглавная буква Д.

Упражнения в чтении и письме. Практическое знакомство с суффиксами на примере суффикса

-ушк-.

100

19-20

22.12

42

Заглавная буква В. Упражнения в чтении и письме. Корень и однокоренные слова. Наблюдение над словами с безударной гласной в корне. Продолжение знакомства с суффиксами.

100-101

20-21

23.12

43

Строчная гласная буква е. Упражнения в чтении и письме.

102-103

22

11.01

44

Упражнения в чтении и письме.

104-105

23-25

12.01

45

Строчная гласная буква ё. Повторение и закрепление введённых понятий

106-107

26-27

13.01

46

Заглавные буквы Е, Ё. Упражнения в чтении и письме.

108-109

0-2

Тетрадь №5

17.01

47

Упражнения в чтении и письме. Знакомство с приставкой. Внеклассное чтение.

110-111

3-4

18.01

48

Согласные звуки [б],

[ б'], буква б. Строчная буква б.

112-113

5

19.01

49

Упражнения в чтении и письме. Работа над составом слова.

114-115

6-7

20.01

50

Упражнения в чтении и письме. Работа с текстом

-

8-9

24.01

51

Заглавная буква Б. Упражнения в чтении и письме

116-117

10

25.01

52

Согласные звуки [з],

[ з'], буква з. Строчная буква з.

118-119

11

26.01

53

Заглавная буква З. Повторение парных звонких и глухих согласных.

120-121

12-13

27.01

54

Строчная гласная буква я и её звуки.

122-123

14

31.01

55

Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы я.

124-125

15-16

56

Согласные звуки [х],

[ х'], буква х. Строчная буква х. Слова-междометия.

126-127

17

57

Согласный звук [ж], буква ж. Строчная буква ж.

128-129

18

58

Заглавные буквы Х и Ж.

130-131

19

59

Развитие речи. Работа с текстом.                                  

-

20

60

Строчная и заглавная буквы й, Й.Слова, которые отвечают на вопросы какой?

( -ая, -ое, -ие)

132-133

21-22

61

Согласный звук [ч'], буква ч. Строчная буква ч. Правописание буквосочетаний ча, чу.

134-135

23

62

Заглавная буква Ч. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

136-137

24

63

Согласные звуки [ц],

[ щ'], буквы ц, щ.. Строчные буквы ц, щ. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

138-139

25-26

64

Заглавные буквы Ц и Щ. Буквосочетания ща, щу.

140-141

26-27

65

Согласные звуки [ф],    [ ф'], буква ф. Строчная буква ф.

142-143

28

66

Заглавная буква Ф. Повторение написания заглавной буквы в словах и предложениях.

144-145

29

67

Гласный звук  [э], буква э. Строчная буква э.

146-147

30

68

Заглавная буква э.

148-149

31

69

Внеклассное чтение. Н. Сладков «Лесные сказки». Упражнения в написании слов с изученными буквами.

-

32

70

Строчная буква ю.

150

33

71

Заглавная буква Ю. Упражнения в чтении и письме.

151

34

72

Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме.

152-153

35

73

Разделительный ь.

154

36

74

Буква ъ.  Разделительный ъ.

155

37

75

Алфавит. Упражнения в чтении и письме.

158

38-39, 42-43

76

Проверочная работа по письму. Проверка техники чтения.

-

40-41

77

Упражнения в чтении и письме.

-

44-45

78

Упражнения в чтении и письме.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...