Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
рабочая программа (4 класс) по теме
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya____uchebnaya____programma_kursa_orkse_moyo.docx | 34.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль
«Основы светской этики»
составлена на основе авторской учебной программы
«Основы религиозных культур и светской этики» А. Я Данилюк,
утверждённой Министерством образования Российской Федерации
(Москва, «Просвещение», 2010)
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год: 34 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
- авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России;
единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса. Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достиже ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре зультатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичнос ти, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до верия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального по ведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмо циональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни ками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережно му отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и зада чи учебной деятельности, а также находить средства её осуществ ления;
- формирование умений планировать, контролировать и оце нивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррек тивы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера оши бок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств ин формационно-коммуникационных технологий для решения раз личных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполне ния учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, срав нения, обобщения, классификации, установления аналогий и при чинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж дого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргумен тировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельнос
ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, по нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно сти России;
- осознание ценности нравственности и духовности в челове ческой жизни.
Учебно-методическое обеспечение курса
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2012
- Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
- Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010
- Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
Календарно – тематическое планирование модуля «Основы светской этики»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Коррект. даты | Характеристика деятельности уч-ся | Используемые ресурсы |
Россия - наша Родина. | 1 | Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали. Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности. Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали. Знакомятся с взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.
|
Программа комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики».
Учебное пособие «Основы светской этики».
« Основы религиозных культур и светской этики» книга для учителя. | |||
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. | 1 | |||||
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. | 1 | |||||
Ценность родства и семейные ценности | 1 | |||||
Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. | 1 | |||||
Образцы нравственности в культурах разных народов | 1 | |||||
Нравственный образец богатыря | 1 | |||||
Дворянский кодекс чести | 1 | |||||
Джентльмен и леди | 1 | |||||
Государство и мораль гражданина | 1 | |||||
Образцы нравственности в культуре Отечества | 1 | |||||
Мораль защитника Отечества | 1 | |||||
Порядочность. Интеллигентность | 1 | |||||
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства | 1 | |||||
Что значит «быть нравственным» в наше время? | 1 | |||||
Творческие работы учащихся. | 1 | |||||
Творческие работы учащихся. | 1 | Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Учатся сравнивать явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают свое мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. | Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.
« Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Электронное пособие «Основы религиозных культур и светской этики». | |||
Добро и зло | 1 | |||||
Долг и совесть | 1 | |||||
Честь и достоинство | 1 | |||||
Смысл жизни и счастье | 1 | |||||
Высшие нравственные ценности | 1 | |||||
Идеалы | 1 | |||||
Принципы морали | 1 | |||||
Методика создания морального кодекса в школе. | 1 | |||||
Нормы морали. Этикет. | 1 | |||||
Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против». | 1 | |||||
Образование как нравственная норма | 1 | |||||
Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. | 1 | |||||
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | |||||
Подготовка творческих проектов | 1 | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать свое мнение. Готовят сообщения по выбранным темам. | Программа комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики».
Учебное пособие «Основы светской этики».
« Основы религиозных культур и светской этики» книга для учителя. | |||
Выступление обучающихся со своими творческими работами на тему: «Что такое этика?» | 1 | |||||
Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | |||||
Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по технологии для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по физкультуре для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по ИЗО для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
рабочая программа по светской этике 4 класс
рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа...
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...
рабочая программа по светской этике
Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требованиями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы...