рабочая программа по светской этике 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему
рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
светская этика | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» руководитель ШМО __________ Н.А.Малышева Протокол №_________ от «____»__________2013 г. | «Согласовано» зам. директора по УР МБОУ «Чистопольско-Высельская СОШ» _________ Н.Я.Щепеткова «____»___________2013 г. | «Утверждено» директор МБОУ “Чистопольско-Высельская СОШ» _________А.Ю.Чернышева Приказ №_________ от «____»____________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОРКСЭ для 4 класса
Малышевой Натальи Александровны
МБОУ «Чистопольско – Высельская СОШ»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики».
Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:
- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:
- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего в учебный курс, должно обеспечить:
- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
- формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- укрепление веры в Россию;
- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Содержание, обозначенное в темах и разделах:
Таблица тематического распределения количества часов:
№ | Содержание | Кол-во часов |
1 | Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 28 |
2 | Духовные традиции многонационального народа России | 6 |
Применение этнокультурного регионального компонента:
- как воспитательного момента на уроке;
- при изучении символики Татарстана, России;
- традиции жителей РТ, России.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие технологии:
- технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
- технология дифференцированного обучения и воспитания;
- технология рефлексивного обучения и воспитания;
- технология проблемного обучения и воспитания;
- информационно – коммуникационная технология обучения и воспитания;
Средства обучения:
- печатные пособия (учебники, раздаточный материал и т.д.)
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
- аудивизуальные (классическая и популярная музыка, презентации, образовательные видеофильмы и т.п.)
- наглядные пособия (муляжи, стенды. таблицы , плакаты и т.п.)
Учебно-тематическое планирование
по «Основам религиозных культур и светской этики»
Класс: 4
Учитель: Малышева Наталья Александровна
Количество часов: 34
Всего: 34 часов; в неделю: 1 часа
Плановых контрольных уроков: , зачетов - , тестов .. ч;
Экскурсии: –... Практическая работа: ..
Административных контрольных уроков: ч.
Планирование составлено на основе Примерной программы основного
общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего
образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений
Данилюк А.Я.
Учебник:
1. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение
2010
2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М.
Просвещение 2010
3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
М. Просвещение. 2010
.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План | Факт | |||||
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (28 ч.) | ||||||
1 | Россия - наша Родина. | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн | 03.09 | |
2 | Наши предки. | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятие: моя родословная | 10.09 | |
3 | Что такое светская этика | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятие: светская этика и этикет | 17.09 | |
4 | Культура и мораль | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Мораль, культура | 24.09 | |
5 | Особенности морали | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Культура, материальная культура, духовная культура, мораль | 01.10 | |
6 | Добро и зло | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Добро, зло | 08.10 | |
7 | Добродетель и порок | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Добро, зло, гуманность | 15.10 | |
8 | Свобода и моральный выбор человека | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Добро, зло, добродетель | 22.10 | |
9 | Свобода и ответственность | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Добродетель, порок, чувство собственного достоинства | 29.10 | |
10 | Моральный долг | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Свобода, моральный выбор, моральный конфликт, ситуация морального выбора | 12.11 | |
11 | Справедливость | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Справедливость, моральные правила справедливого человека | 19.11 | |
12 | Альтруизм и эгоизм | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Альтруизм, эгоизм, здоровый эгоизм | 26.11 | |
13 | Дружба | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Добродетельные отношения, дружба | 03.12 | |
14 | Что значит быть моральным | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы | 10.12 | |
15 | Творческие работы учащихся | Изучение нового материала | Фронтальный | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей | 17.12 | |
16 | Презентация творческих работ. | Комбинирован-ный | Фронтальный | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей | 24.12 | |
17 | Род и семья – исток нравственных отношений | Обобщение | Индивидуальный | Знать понятия: Род, семья, фамилия, родословная | 14.01 | |
18 | Нравственный поступок | Обобщение | Индивидуальный | Знать понятия: Золотое правило нравственности | 21.01 | |
19 | Золотое правило нравственности | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Золотое правило нравственности | 28.01 | |
20 | Стыд, вина и извинение | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние | 04.02 | |
21 | Честь и достоинство | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Честь, достоинство, Кодекс чести | 11.02 | |
22 | Совесть | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Совесть, стыд, размышления, чувства, воля | 18.02 | |
23 | Образцы нравственности | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Богатырь, рыцарь, правила честного поединка | 25.02 | |
24 | Нравственные идеалы | Изучение нового материала | Фронтальный | Знать понятия: Джентльмен, леди | 04.03 | |
25 | Образцы нравственности в культуре Отечества | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Этикет, образец, правила этикета | 11.03 | |
26 | Этикет | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Этикет, образец, правила этикета | 18.03 | |
27 | Семейные праздники | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Праздник, подарок, праздничный ритуал | 01.04 | |
28 | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | Комбинирован-ный | Фронтальный | Знать понятия: Ценности, уникальность, неповторимость жизни | 08.04 | |
Духовные традиции многонационального народа России (6 ч) | ||||||
29 | Любовь и уважение к Отечеству | Комбинирован-ный | Фронтальный | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | 15.04 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | Комбинирован-ный | Фронтальный | Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций | 22.04 | |
31 | Подготовка творческих проектов | Комбинирован-ный | Индивидуальный | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей | 29.04 | |
32 | Презентация творческих работ учащихся | Комбинирован-ный | Индивидуальный | Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей | 06.05 | |
33 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | Комбинирован-ный | Индивидуальный | Уметь слушать и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; обобщать знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. | 13.05 | |
34 | Урок-обобщение. | Комбинирован-ный | Фронтальный | 20.05 | ||
Итого: | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...
рабочая программа по светской этике
Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требованиями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы...
рабочая программа ОРКиСЭ. Светская этика.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на пониман...
Рабочая программа по светской этике ФГОС 4 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа. Основы светской этики. 4 класс
Общая характеристика учебного предмета Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших шко...
Рабочая программа по Светской этике ОРКСЭ 4 класс
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс разработана на основе ФГО стандарта второго поколения( Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 г), с учетом межп...