рабочая программа по светской этике 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Малышева Наталья Александровна

рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon светская этика120 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

руководитель  ШМО

__________ Н.А.Малышева

Протокол №_________ от

«____»__________2013 г.

«Согласовано»

зам. директора  по УР

МБОУ  «Чистопольско-Высельская СОШ»

_________ Н.Я.Щепеткова

«____»___________2013 г.

«Утверждено»

директор МБОУ “Чистопольско-Высельская СОШ»

_________А.Ю.Чернышева

Приказ №_________   от

«____»____________ 2013 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОРКСЭ для 4 класса

Малышевой Натальи Александровны

МБОУ «Чистопольско – Высельская СОШ»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

  Основой для данного курса является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Данная программа реализует содержание одного из 6-и модулей – модуль «Основы светской этики».

Программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк). Она рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.

    Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

    Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

      Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего  в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений. 

    Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.  

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;                                                 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;                                                                                     - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;                                                                                                                                         - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                           - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Содержание, обозначенное в темах и разделах:

Таблица тематического распределения количества часов:

Содержание

Кол-во часов

1

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

           28

2

Духовные традиции многонационального народа России

             6

Применение этнокультурного регионального компонента:

  • как воспитательного момента на уроке;
  • при изучении символики Татарстана, России;
  • традиции  жителей РТ, России.

Для достижения требуемых результатов обучения используются  следующие      технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения и воспитания;
  • технология дифференцированного  обучения и воспитания;
  • технология рефлексивного обучения и воспитания;
  • технология проблемного  обучения и воспитания;
  • информационно – коммуникационная технология  обучения и воспитания;

     Средства обучения:

  • печатные пособия (учебники, раздаточный материал и т.д.)
  • электронные образовательные ресурсы (мультимедийные учебники,  мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)
  • аудивизуальные (классическая и популярная музыка, презентации, образовательные видеофильмы и т.п.)
  • наглядные пособия (муляжи, стенды. таблицы , плакаты и т.п.)

Учебно-тематическое планирование

по «Основам  религиозных культур и светской этики»

Класс:   4

Учитель:    Малышева Наталья Александровна

Количество часов:     34

Всего: 34 часов; в неделю: 1  часа

Плановых контрольных уроков:        , зачетов - ,  тестов  ..   ч;

 Экскурсии: –... Практическая работа: ..

Административных  контрольных уроков:    ч.

Планирование составлено на основе Примерной программы основного

общего образования, соответствующей Федеральному компоненту ГОС основного общего

образования с учетом авторской программы общеобразовательных учреждений

Данилюк А.Я.

Учебник:

1. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение

2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М.

Просвещение 2010

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

М. Просвещение. 2010

.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

План

Факт

Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (28 ч.)

1

Россия  - наша Родина.

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: “государство”, “гражданин”, “конституция”, “государственные символы страны: флаг, герб, гимн

03.09

2

Наши предки.

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятие: моя родословная

10.09

3

Что такое светская этика

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятие: светская этика и этикет

17.09

4

Культура и мораль

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Мораль, культура

24.09

5

Особенности морали

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Культура, материальная культура, духовная культура, мораль

01.10

6

Добро и зло

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Добро, зло

08.10

7

Добродетель и порок

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Добро, зло, гуманность

15.10

8

Свобода и моральный выбор человека

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Добро, зло, добродетель

22.10

9

Свобода и ответственность

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Добродетель, порок, чувство собственного достоинства

29.10

10

Моральный долг

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Свобода, моральный выбор, моральный конфликт, ситуация морального выбора

12.11

11

Справедливость

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Справедливость, моральные правила справедливого человека

19.11

12

Альтруизм и эгоизм

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Альтруизм, эгоизм, здоровый эгоизм

26.11

13

Дружба

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Добродетельные отношения, дружба

03.12

14

Что значит быть моральным

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Добро и зло, добродетель, свобода, моральный выбор, моральные нормы

10.12

15

Творческие работы учащихся

Изучение нового материала

Фронтальный

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей

17.12  

16

Презентация творческих работ.

Комбинирован-ный

Фронтальный

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей

24.12

17

Род и семья – исток нравственных отношений

Обобщение

Индивидуальный

Знать понятия: Род, семья, фамилия, родословная

14.01

18

Нравственный поступок

Обобщение

Индивидуальный

Знать понятия: Золотое правило нравственности

21.01

19

Золотое правило нравственности

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Золотое правило нравственности

28.01

20

Стыд, вина и извинение

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Стыд, «ложный стыд», вина, раскаяние

04.02

21

Честь и достоинство

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Честь, достоинство, Кодекс чести

11.02

22

Совесть

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Совесть, стыд, размышления, чувства, воля

18.02

23

Образцы нравственности

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Богатырь, рыцарь, правила честного поединка

25.02

24

Нравственные идеалы

Изучение нового материала

Фронтальный

Знать понятия: Джентльмен, леди

04.03

25

Образцы нравственности в культуре Отечества

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Этикет, образец, правила этикета

11.03

26

Этикет

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Этикет, образец, правила этикета

18.03

27

Семейные праздники

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Праздник, подарок, праздничный ритуал

01.04

28

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Комбинирован-ный

Фронтальный

Знать понятия: Ценности, уникальность, неповторимость жизни

08.04

Духовные традиции многонационального народа России (6 ч)

29

Любовь и уважение к Отечеству

Комбинирован-ный

Фронтальный

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

15.04

30

Любовь и уважение к Отечеству

Комбинирован-ный

Фронтальный

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций

22.04

31

Подготовка творческих проектов

Комбинирован-ный

Индивидуальный

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей

29.04

32

Презентация творческих работ учащихся

Комбинирован-ный

Индивидуальный

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, развитие творческих способностей

06.05

33

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

Комбинирован-ный

Индивидуальный

Уметь слушать и  признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою  точку зрения и оценку  событий;

обобщать знания, понятия  и представления о ценностно-смысловых  мировоззренческих основах, обеспечивающих целостное

восприятие отечественной истории и культуры.

13.05

34

Урок-обобщение.

Комбинирован-ный

Фронтальный

20.05

Итого:

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.

Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...

рабочая программа по светской этике

Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требо­ваниями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы...

рабочая программа ОРКиСЭ. Светская этика.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на пониман...

Рабочая программа. Основы светской этики. 4 класс

Общая характеристика учебного предмета     Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших шко...

Рабочая программа по Светской этике ОРКСЭ 4 класс

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс разработана на основе ФГО стандарта второго поколения( Приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 г), с учетом межп...