рабочая программа по светской этике
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требованиями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы А.И.Шемшуриной «Основы светской этики», утверждённой МО РФ.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 40.18 КБ |
kalendarno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx | 29.53 КБ |
Предварительный просмотр:
пояснительная записка
( модуль «Основы светской этики)
Рабочая программа смоделирована в соответствии с основными положениями ФГОС НОО 2009г, требованиями Основной образовательной программы НОО ОУ и авторской программы А.И.Шемшуриной «Основы светской этики», утверждённой МО РФ.
В ряду общих задач образования задачи воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека, любви к Родине, природе, семейным ценностям сегодня выступают как первоочередные. Приобщение обучающихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры является формой реализации прав детей и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и нормами международного права. Данный курс - просветительский и информационный, и главный педагогический подход в обучении – светский, не конфессиональный.
Специфика курса «Основы светской этики» в том, что он носит принципиально светский, культурологический характер.
В контексте учебного курса культура понимается как образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. Сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника состоит в формировании и развитии отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, духовным традициям.
Курс направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах, на понимание их значения в отечественной истории, современной жизни, а также своей сопричастности к ним.
Цели и задачи изучения учебного предмета:
- дать представление об основных нормах нравственности, первичные
представления о морали, способствовать воспитанию культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей;
- формировать общественно–значимую мотивацию детей, их поступков,
адекватную оценку собственного поведения и поведения товарищей;
- изучить основные категории этики, к которым относятся: добро и зло, дружба и порядочность, честность и искренность, честь и достоинство, доверие и доверчивость, сострадание и милосердие, мужество, терпение и терпимость, правда, истина и ложь, равнодушие и жестокость и другое.
Задачи курса:
- развитие интереса и уважения к истории и культуре народов России;
- формирование качеств гражданина и патриота России;
- воспитание духовно–нравственных качеств (дружелюбия, милосердия, доброты).
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Основы светской этики» предполагает изучение духовно - нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.
Именно в начальной школе закладывается нравственный мир человека, который включает в себя три уровня:
Мотивационно-побудительный. Содержит в себе мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный. Он состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства — отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость, они непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Рациональный, или умственный. Содержит моральные знания - понятия о добре и зле, чести и достоинств, о смысле жизни, долге.
Курс выступает в качестве связующего звена всего учебно - воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете и призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.
На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и порядочность, правда, истина и ложь, добро и зло. Также ученики получают элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны.
При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценности самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.
Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — это сказки и былины, фрагменты из детской литературы.
Обсуждение произведений художественной литературы, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия.
Как правило, ученики способны самостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.
При изучении основ светской этики следует выполнять общедидактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковывают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного ученика может породить полезные мысли у других учеников. До многого ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое- либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.
Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника (учебного пособия). В процессе чтения осуществляется восприятие нового для учеников материала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам работы можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разработать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.
У учеников вырабатываются коммуникативные умения: формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Основы светской этики» изучается в 4 классе один час в неделю (34 ч)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся..
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные.
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;
- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;
- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами,
- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.
Коммуникативные
- адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;
- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;
- слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию.
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;
- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях,
- не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- понимать и сопереживать чувствам других людей.
- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость,
Регулятивные
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации;
- вносить соответствующие коррективы в процесс реализации целей на основе оценки и учета характера ошибок
- определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями
Предметные результаты:
- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- познакомиться с основными нормами светской морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимать значения нравственности в жизни человека и общества;
- иметь первоначальные представления о светской этике, ее роли в культуре, истории и современности России;
- осознавать ценности человеческой жизни.
Формы учебной работы на занятиях в рамках курса:
- Взаимные вопросы и задания групп. После прочтения текста, просмотра кинофрагмента или иллюстративного материала, сообщения, рассказа учителя, экскурсии и т.д. учащиеся сами формулируют вопросы и задания содержательного или проблемного характера, которые потом распределяются между группами.
- Взаимообъяснение. Предметом деятельности в этой учебной ситуации может выступать как содержание изучаемого материала, так и собственно организация деятельности. В первом случае учащиеся выступают в роли учителя, рассказывая, демонстрируя или объясняя одноклассникам небольшой фрагмент темы. Во втором случае учащиеся дают одноклассникам рекомендации по организации работы в группе, поиску информации, предлагают свой алгоритм выполнения задания и т.д.
- Беседа. Репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.
- Интервью. Например, интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы. Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью разрабатываются самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Формы контроля и возможные варианты его проведения:
- Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).
- Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).
- Самоконтроль.
- Фронтальный контроль.
- Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.
Содержание учебного предмета
Этика общения (4 часа)
Добрым жить на белом свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил-добрые слова и поступки. Каждый интересен.
Этикет (4 часа) Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеек нашей речи.
Этика человеческих отношений (4 часа) В развитии добрых чувств – творение души
Природа – волшебные двери к добру и доверию. Чувство Родины. Жизнь протекает среди людей.
Этика отношений в коллективе(4 часа) Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня
Мой класс – мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Простые нравственные истины(4 часа) Жизнь священна. Человек рожден для добра
Милосердие – закон жизни. Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться(4 часа) Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков
Посеешь поступок – пожнешь характер(4 часа) Общение и источники преодоления обид
Ростки нравственного опыта поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со-»
Судьба и Родина едины(6 часов) С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин. В тебе рождается патриот и гражданин. Человек- чело века. Слово, обращенное к себе
Обобщение пройденного.
Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
№ | Раздел | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
Этика общения | 4ч. | Отвечают на вопросы. Формулируют проблемные Вопросы. Планируют алгоритм решения проблемы, записывают проблемные вопросы. Читают текст учебника с комментированием; работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы учителя и проблемные вопросы. | |
Этикет | 4ч. | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | |
Этика человеческих отношений | 4ч. | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение | |
Этика отношений в коллективе | 4ч. | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу | |
Простые нравственные истины | 4ч. | Отвечают на вопросы. Формулируют вопросы. Читают; анализируют текстовой и иллюстративный материал; Отвечают на вопросы, выполняют словарную работу. Анализируют высказывания о нравственном выборе. | |
Душа обязана трудиться | 4ч. | Отвечают на вопросы; Работают со схемой «Этика»; выполняют словарную работа; отвечают на вопросы; формулируют проблемы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Составляют план работы над проектом. Подводят итоги урока; готовятся к работе над проектом. | |
Посеешь поступок – пожнешь характер | 4ч. | Отвечают на вопросы. Обсуждают план работы. Слушают; озвучивают индивидуальные сообщения; заполняют таблицы; выполняют словарную работу; Пишут мини-сочинение | |
Судьба и Родина едины | 6ч | Составляют список нравственных качеств; Обсуждают их. Отвечают на вопросы. Планируют деятельность; ставят вопросы. Читают и обсуждают стихотворения; отвечают на вопросы, выполняют словарную работу | |
Всего: 34часа |
Рекомендации по оснащению учебного процесса
1. Интернет-ресурсы.
1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx
2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО
3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/
4. Конспекты уроков и презентации к занятиям по курсу «Основы светской этики». http://wiki.iteach.ru
5. Библия жизни. Вопросы духовной нравственности.
2. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы светской этики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по светской этике для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
рабочая программа по светской этике 4 класс
рабочая программа с пояснительной запиской и календарно-тематическим планом 34 часа...
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс.
Рабочая программа "Основы светской этики" 4 класс...
рабочая программа ОРКиСЭ. Светская этика.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на пониман...
Рабочая программа по светской этике ФГОС 4 класс
Рабочая программа...
рабочая программа "Основы светской этики"
рабочая программа...
Рабочая программа. Основы светской этики. 4 класс
Общая характеристика учебного предмета Основной целью предмета «Основы светской этики», призванного решать задачи социализации и воспитания, является формирование у младших шко...