Рабочая программа по ИЗО для 4 кл (система Л. В. Занкова) - 2012 г.
рабочая программа (изобразительное искусство, 4 класс) по теме
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_moyo.docx | 41.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа
Изобразительное
искусство
планирование разработано применительно к учебной программе
«Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский, 2005 г.).
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов за год: 34 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования 2004 года.
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Каждый народ – художник», (автор Б. М. Неменский, 2005).
Ц е л и о б у ч е н и я изобразительному искусству:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
• приобретение основных знаний художественной грамотности;
• овладение способами различных видов деятельности использование приобретенных знаний и умений;
• освоение компетенций: ценностно-смысловой, ценностно-ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, личностного саморазвития.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические единицы, обеспечивающие совершенствование навыков художественного творчества. Во втором – дидактические единицы, которые содержат сведения по теории и практике использования художественных материалов.
Это содержание обучения является базой для развития коммуникативной, ценностно-ориентационной компетенций учащихся. В третьем блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенций. Таким образом, тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Профильное изучение предмета включает подготовку учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития художественных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям мировой культуры и искусства, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В настоящем тематическом плане реализуется модифицированная программа
«Каждый народ – художник» (автор Б. М. Неменский) в объеме 34 часов.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса изобразительного искусства.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об искусстве будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления художественных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 4 классе базовый уровень дидактико-технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Реферативное описание тем программы
Истоки родного искусства
Пейзаж родной земли. Деревня – деревянный мир. Гармония жилья с природой. Образ красоты человека. Народные праздники.
Древние города нашей земли
Древнерусский город-крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Города Русской земли. Древнерусские воины-защитники. Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.
Каждый народ художник
Образ художественной культуры Японии. Искусство народов гор и степей. Образ художественной культуры Средней Азии. Искусство Индии. Образ художественной культуры Древней Греции. Образ художественной культуры Западной Европы. Многообразие художественных культур в мире.
Искусство объединяет народы
Все народы воспевают материнство. Все народы воспевают мудрость старости. Сопереживание – великая тема в искусстве. Искусство моей Родины и народов мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класса (базовый уровень)
Обучающиеся должны
з н а т ь:
– основные виды и жанры изобразительных искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
– выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– наиболее крупные художественные музеи России;
– известные центры народных художественных ремесел России;
у м е т ь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности,
– различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
– применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению); в самостоятельной творческой деятельности, в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
– владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентаци-онной, рефлексивной;
с п о с о б н ы р е ш а т ь следующие жизненные практические задачи:
– для самостоятельной творческой деятельности;
– для обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
– оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
в л а д е т ь к о м п е т е н ц и я м и:
– личностного саморазвития;
– коммуникативной;
– ценностно-ориентационной;
– рефлексивной.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1)Л.А.Неменская. Каждый народ – художник: Учебник для 4 класса начальной школы/ Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение. 2012
2) Л.А.Неменская. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение. 2012
3) Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского : 1- 4 кл. М.: Просвещение, 2010
4) Авторские презентации Power Point к урокам изобразительного искусства.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Дата | Кор-рект. даты | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся |
Истоки родного искусства (8ч) | |||||||
Пейзаж родной земли. | 1 | Вводн. комб | Формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека | Знать характерные черты родного пейзажа | |||
Гармония жилья и природы. | 1 | Рисов. | Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. | Уметь нарисовать пей заж по памяти | |||
Деревня- деревянный мир | 1 | Моде- лиров. | Знакомство с конструкцией избы, значение её частей. Научиться анализировать произведения искусства. | Знать устройство рус ской избы, украшение избы. Уметь создать образ избы (коллективная ра бота) | |||
Деревянная храмовая архитектура | 1 | комб | Деревянное церковное зодчество. Золотое Кольцо России | Освоить основы трёх видов художественной деятельности. | |||
Образ красоты человека | 1 | Рисов. | Традиционная народная одежда Образ мужчины неотделим от его труда, могучей силы и доброты- «добрый молодец» | Иметь представление о красоте русского чело века, традиционной на родной одежде. | |||
Образ женской красоты | 1 | Рисов. комб | Женский образ связан с образом птицы счастья, способностью мечтать, стремлением преодолеть повседневность. | Освоить выразительные возможности худ. материалов: гуашь, акварель, пастель, мелки, уголь, карандаш, пластилин. | |||
Образ труда в народной культуре | 1 | комб | Воспевание труда в произведениях русских художников | Уметь изобразить сцену труда в крестьянской жизни | |||
Народные праздники | 1 | Аппл. комб | Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники. Праздник -Образ идеальной счастливой жизни. | Уметь применять выра зительные средства для реализации своего за мысла в рисунке и аппликации | |||
Древние города нашей земли (7ч) | |||||||
Древнерусский город- крепость | 1 | Лепка комб | Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Происхождение слова «город» | Знать, как выбиралось место для постройки крепостной стены, баш ни, ворот. Уметь изобразить крепо стные башни, ворота | |||
Древние соборы | 1 | Модел. комб | Собор-святыня города; его архитектурный и смысловой центр | Знать особенности со борной архитектуры, пропорции соборов. Уметь объяснять, почему собор является смысло вым центром города | |||
Древний город и его жители | 1 | Модел. комб | Моделирование всего жилого наполнения города. Приобретение навыков коллективного творчества | Знать организацию внутреннего пространст ва Кремля. Уметь моделировать жи лое наполнение города | |||
Древнерусские воины-защитники | 1 | Рисов. | Одежда и оружие воинов, княжеской дружины. | Приобрести первичные навыки изображения предметного мира, человека на плоскости и в объёме. | |||
Древние города русской земли | 1 | комб | Своеобразие городов –Москвы,Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. | Знать конкретный образ и облик каждого из этих городов. Уметь изобразить жи вописно или графиче ски древнерусский го род | |||
Узорочье теремов | 1 | Живоп. комб | Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы | Знать роль постройки, украшения и изображе ния в создании образа древнерусского города | |||
Праздничный пир в теремных палатах | 1 | Живоп. обощ | Продолжать освоение выразительных возможностей художественных материалов | Знать стилистическое единство архитектуры и костюмов людей | |||
Каждый народ - художник (11часов) | |||||||
Образ художественной культуры Японии. Характерное изображение природы через детали. | 1 | живоп. | Приобрести навыки общения через выражение художественного смысла.. | Знать особенности лег ких конструкций, по строек в Японии. Уметь сравнивать быто вую постройку и храм-пагоду | |||
Изображение японок в национальной одежде. | 1 | рисов. | Знание национальной женской одежды( кимоно), передача характерных черт лица, причёски, фигуры | ||||
Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» | 1 | апплик. | Иметь начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли. | Знать особенности японской культуры: графичность, хруп кость. Уметь изобразить при роду через детали (вет ка, трава) | |||
Искусство народов гор и степей | 1 | комб | Традиции, занятия, костюмы, орнаменты и их значение | Изображение жизни в степи | |||
Образ художественной культуры Средней Азии | 1 | комб | Образ древнего среднеазиатского города | Научиться активно использовать художественные термины и понятия | |||
Образ художественной культуры Древней Греции.. | 1 | рисов. | Значение искусства Древней Греции, образ греческой природы, Акрополь | ||||
Гармония человека с окружающей средой и архитектурой | 1 | модел. | Традиции, занятия, костюмы, орнаменты и их значение | Уметь изобразить грече ский храм. Знать конструктивность в греческом понимании красоты мира | |||
Создание панно «Древнегреческие праздники». Олимпийские игры. | 1 | рисов. | Праздник Панофиней. Олимпийские игры | Изображение фигуры в движении и в одежде. | |||
Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 1 | живоп. | Первичные представления об изображении человека на плоскости и в пространстве. | Знать образ готических городов средневековой Европы, готические вит ражи. Уметь цветом передавать пространственные планы; конструировать объем ные формы | |||
Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади». | 1 | комб | уметь показывать своё отношение в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей. | Знать о сословном разде лении людей, особенности средневе ковых готических кос тюмов(вертикальные линии, удлиненные пропорции). Уметь конструировать объемные формы, ус ложняя их декоратив ными деталями | |||
Многообразие художественных культур в мире.(обобщение темы) | 1 | обощ | Понимание разности культуры стран и народов, умение поделиться открытиями по данной теме | Иметь общее представ ление об образах городов разных стран, их жителях (в разные столетия). Уметь отличать образы городов, анализировать эти отличия | |||
Искусство объединяет народ (8 ч) | |||||||
Все народы воспевают материнство. | живоп. | Обрести знания конкретных произведений выдающихся художников. | Знать, что в искусстве всех народов есть тема воспевания матери. Уметь изобразить мать и дитя | ||||
Все народы воспевают мудрость старости. | 1 | живоп. | Развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, стремиться выражать внутренний мир человека. | Знать, что красота - это эстетическая и духовная категория; лучшие черты характера бабушки, де душки. Уметь найти хорошее в повседневной жизни ста риков; изобразить люби мых бабушку, дедушку | |||
Сопереживание- великая тема искусства. | 1 | живоп | Осознать, что через искусство художник выражает своё сочувствие страдающим, учит сопереживать | Знать, что искусство способно выражать чело веческую скорбь, отчая ние и т. п., что унижение, угнетение человека сле дует понимать как нару шение гармонии и красо ты жизни человека. Уметь изобразить рису нок с драматическим сюжетом | |||
Герои, борцы и защитники. | 1 | живоп. | Все народы воспевают своих героев. Основные памят ные события, связанные со Сталинградской бит вой. | Знать героев Сталин градской битвы: М. Па-никаху, С. Филиппова, и др. Уметь выполнить памят ник в технике апплика ции | |||
Юность и надежды. | 1 | живоп. | Изображения основных скульптур города; ре продукции портретов детей В. Тропинина, 3.Серебряко вой и др. | Знать основные сюжеты и темы детства, юности. Уметь выполнить кол лективный коллаж, са мостоятельно подо брать его сюжет, по строить композицию | |||
Юность и надежды. Мечты о счастье, подвигах, путешествиях. | 1 | живоп. | Различные приёмы работы карандашом. Акварелью, гуашью | Знать о воплощении те мы детства и юности в искусстве всех народов. Уметь изобразить ра дость детства с помо щью коллективного кол лажа | |||
Искусство народов мира. | 1 | живоп | Деление изобразительного искусства на жанры, понимание специфики их изобразительного языка | ||||
Обобщение по теме: «Искусство объединяет народ». | 1 | живоп |
На уроках используются:
1-8 - музыкальное оформление: частушки, Н. А. Римский - Корсаков, фраг менты опер
9 - Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, иллюстрации по истории русского го рода
10 - Репродукции картин А. Васнецова, Н. Рериха, ЭЭ, ПК: со боры Мос ковского кремля, собо ры Новгорода
11 - репродук ции картин Н. Рериха, А. Васнецова
12 - Репродукции И. Билибина В. Васнецова, иллюстрации к былинам и русским сказкам
13 - В. Васнецов, «Палаты царя Берендея», слайды с изо бражением древних го родов
14 – Репродукции В. Васнецова, К. Коровина, музыка А. Римского - Корсакова, М. Глинки
15-18 - Японское ис кусство, фо то
21-23 - Мифы Древ ней Греции; слайды с изо бражением скульптуры, вазописи;
27 - те матическая подборка ре продукций мадонн Лео нардо да Вин чи, К. Петрова-Водкина; аудиозапись колыбельных песен
28 - Репродукции картин Рем брандта, Леонардо да Винчи, В. Тропинина, И. Репина «Возвращение блудного сына»
29-30 - Репродукции памятников героям ВОВ, картин Дави да, П. Пикас со, А. Дейнеки, посвя щенных ВОВ, панорамы Сталинград ской битвы
31-34 - Изображения основных скульптур города; ре продукции портретов детей В. Тропинина, 3. Серебряко вой; лучшие работы уча щихся за год, музыкальные записи песен о Родине, детстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 2 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочие программы для обучающихся во втором классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО и художественный...
Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...
Рабочая программа для 4 класса по системе Л.В. Занкова
Рабочая программа по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО и физкультуре....
Рабочая программа по математике 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по математике для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы И. И. Аргинской «Математика» (система развивающего о...
Рабочая программа по технологии 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по технологии для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Т.Н. Просняковой «Технология» (система развива...
Рабочая программа по математике 3 класс, система Л.В. Занкова, в рамках ФГОС НОО
Рабочая программа по математике 3 класс составлена Евдокимовой Г.Ю. с учётом требований ФГОС НОО . Программа разработана на основе авторской программы И.И. Аргинской, С.Н. Кормишиной. Данная разработк...
Рабочая программа по литературному чтению (Лазарева, система Л.В. Занкова)
В работе представлена рабочая программа к учебнику В.А. Лазаревой литературное чтение по системе развивающего обучения Л.В. Занкова...