Рабочая программа по экономике для 3 класса
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы непрервного социально -экономического образования и воспитания учащихся 1- 8 классов(авт.И.А. Сасова), пособия для учителя.И.А.Сасова.3 кл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_ekonomike_3_kl.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экономика
Пояснительная записка
.
Рабочая программа по экономике в 3 классе составлена на основе:
- программы непрерывной социально – экономической подготовки учащихся 1-8 классов (научный руководитель и редактор программы И.А.Сасова).
- рабочей тетради: Сасовой И.А.Экономика для младших школьников. 3 класс:
- пособия для учителя /И.А.Сасова, Е.Н.Землянская; Под ред .И.А .Сасовой. –М.: Вита –Пресс.2012.
Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры.
Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
- освоение простейших приемов выбора,
- овладение элементарными экономическими расчетами,
- воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело, умения доводить начатое дело до конца, рационально использовать различные ресурсы, бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Результаты изучения учебного предмета
Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
- социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
- поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
- гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
- развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
- осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия.
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональ ные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельно сти. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключе ние внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные универсальные учебные действия.
За период обучения в начальных классах у учащихся расширя ется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономиче ские знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, кото рые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии;
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.
Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.
Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.
Выпускник научится:
- анализировать свои потребности, выделять жизненно важные потребности;
- определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
- пользоваться деньгами;
- определять источники доходов и расходов;
- объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
- совершать элементарные покупки в магазине;
- анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
- решать простейшие экономические задачи;
- экономно и бережно относиться к школьному имуществу, ресурсам, в частности времени;
- систематизировать ранее полученную экономическую информацию;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать себя гражданином, будущим работником, участником социально-экономических проблем региона, школы, семьи;
- работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
- проявлять уважение и готовность выполнять совме стно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной обра зовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в со вместной деятельности, адекватно оценивать собствен ное поведение и поведение окружающих.
- Проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора.
Таблица тематического распределения часов
Классы | № п/п | Разделы | Количество часов | |
Примерная программа | Рабочая программа | |||
3 – й класс | 1. | Труд | 8 | 8 |
2. | Собственность | 7 | 7 | |
3. | Домашнее хозяйство | 8 | 8 | |
4. | Школьное хозяйство | 11 | 11 | |
Итого | 34 часа | 34 часа |
Содержание программы 3 класса
Труд (8 ч.)
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производят товары. Где производят услуги.
Собственность(7 ч.)
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Школьное имущество. Богатство. Источники богатства человека: природные богатства, результаты трудовой деятельности (знания, умения, товары, услуги, предприимчивость и др.), богатство, культура.
Домашнее хозяйство (8 ч.)
Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.
Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учётом бюджета семьи. Благосостояние семьи.
Школьное хозяйство (11 ч.)
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.
Что такое школьное хозяйство. Здание, оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования и инвентаря, литературы и др. Экономика школьной библиотеки. Экономика школьных мастерских. Школьная столовая: доходы, расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Учащиеся должны знать: иметь представление о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, хозяйство.
Учащиеся должны уметь: привести примеры: необходимости труда для удовлетворения человеческих потребностей, провести выбор товаров и услуг из предложенного списка, анализировать экономические ситуации.
Литература:
- Программа: непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов под редакцией И.А.Сасовой издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2011, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
- Методические пособия для учащихся:
Экономика 3 класс: Тетрадь творческих заданий. Авторы: И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.
3. Учебно-методические пособия для учителя:
Экономика для младших школьников 3 класс: Пособие для учителя.
Авторы: И.А.Сасова, М.М. Фирсова – Москва: Вита- Пресс, 2010.
Календарно - тематическое планирование по экономике
в 3 классе (1ч. в неделю, в год 34 ч.)
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование урока | Примечание | ||
план | факт | ||||||
І. Труд | 9 | ||||||
І - четверть | 9 | ||||||
1. | 1 | Почему все должны трудиться? | 1 | ||||
2. | 2 | Труд в семье | 1 | ||||
3. | 3 | Труд на производстве | 1 | ||||
4. | 4 | Почему труд по-разному ценится? | 1 | ||||
5. | 5 | Продукция. Товар .Услуга. | 1 | ||||
6. | 6 | Где производят товары? | 1 | ||||
7. | 7 | Где производят услуги? | 1 | ||||
8. | 8 | Проверочная работа № 1 | 1 | ЦОР | |||
9. | 9 | Защита проектов «Где производят товары и услуги?» | 1 | ||||
II- Собственность | 7 | ||||||
ІІ - четверть | 7 | ||||||
10. | 1 | Что такое собственность? | 1 | ||||
11. | 2 | Личная собственность. Семейная собственность | 1 | ||||
12. | 3 | Государственная собственность. Общественная собственность | 1 | ||||
13. | 4 | Школьное имущество | 1 | ||||
14. | 5 | Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности | 1 | ||||
15. | 6 | Богатство и культура | 1 | ||||
16. | 7 | Проверочная работа № 2 | 1 | Цор | |||
ІІІ –Домашнее хозяйство | 9 | ||||||
ІІІ - четверть | 10 | ||||||
17 | 1 | Что такое домашнее хозяйство? | 1 | ||||
18 | 2 | Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства | 1 | ||||
19. | 3 | Твой вклад в домашнее хозяйство | 1 | ||||
20. | 4 | Управление домашним хозяйством | 1 | ||||
21. | 5 | Бюджет семьи | 1 | ||||
22. | 6 | Практическая работа «Составление бюджета своей семьи» | 1 | ||||
23. | 7 | Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи | 1 | ||||
24. | 8 | Благосостояние семьи | 1 | ||||
25. | 9 | Проверочная работа № 3 | 1 | Цор | |||
IV Школьное хозяйство | 9 | ||||||
26. | 10 | Что такое школьное хозяйство? | 1 | ||||
ІΥ - четверть | 8 | ||||||
27. | 1 | Школьное здание, оборудование | 1 | ||||
28. | 2 | Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества | 1 | ||||
29. | 3 | Экономика школьной библиотеки | 1 | ||||
30. | 4 | Школьная столовая: доходы и расходы | 1 | ||||
31. | 5 | Стоимость коммунальных услуг | 1 | ||||
32. | 6 | Твой вклад в школьную экономику | 1 | ||||
33. | 7 | Бережливость и экономность | 1 | ||||
34. | 8 | Проверочная работа № 4. Игра –путешествие в страну «Школярия» | 1 | Цор |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по экономике
Программа предназначена для учащихся 4 класса...
Рабочая программа по экономике
Рабочая программа по экономике « Экономическая игротека» для учащихся 2 класса...
Рабочая программа по экономике для 9 класса
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа курса "Экономика для малышей"
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.Программа направлена на обучен...
Рабочая программа по экономике для 11 класса
Календарно-тематическое планирование по экономике для 11 класса...
Рабочая программа по экономике для начальной школы 3 класс
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебника (учебно - методическо...
Рабочая программа по экономике для начальной школы 4 класс
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебник...