Рабочая программа курса "Экономика для малышей"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа дополнительного образования “Экономика для малышей ” разработана и предлагается для детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет и рассчитана на 2 года обучения.
Программа направлена на обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prgramma_kursa_ekonomika_dlya_malvshey.rar | 76.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (1-й год обучения)
Цели: учить понимать смысл экономических явлений, ценить окружающий предметный мир как результат труда людей; уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; осознавать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»; вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи | Формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
ОКТЯБРЬ | I. Что такое товар, продавцы товара. 1. В гости к Гному Эконому и Фее Экологии | Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видам товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов; воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам. | Диалог. Организованное обучение. Познавательное занятие |
1. Как Миша из покупателя превратился в продавца | Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес | Совместная деятельность – чтение художественной литературы | |
3. Какие бывают товары? а) Уроки Гнома Эконома; б) Учебные путешествия | Учить детей решать проблемную ситуацию. Углубить представление о многообразии товаров, воспитывать бережное отношение к вещам | Игра | |
4. а) Почему не все можно купить и продать – экономическая минутка. б) Магазин «Катюша» | Формировать умение анализировать и умозаключать. Развивать умение производить операции купли - продажи | Выполнение задания по рисунку. Сюжетная дидактическая игра Сюжетная дидактическая игра | |
1 | 2 | 3 | 4 |
НОЯБРЬ | II. Производство товара и его цена 1. О том, как непросто дело делается и от чего зависит, много ли товаров в магазине | Дать понятие зависимости процесса производства от времени; - прежде чем товар на прилавок положить, нужно создать его своим трудом | Совместная деятельность. Чтение художественной литературы |
2. Заводы нашего города. - «Задай вопрос» - игровая ситуация; - «Внимательно посмотри» - игровое задание | Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров. Сформировать у детей первичное представление о заводах и фабриках города: местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков | Игра – занятие по ознакомлению с окружающим миром | |
3. Как Гном Эконом помогает Мише сделать «Подарок ко дню рождения» | Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника; воспитывать умение разделять радость друга | Занятие по ручному труду. Игровая ситуация | |
4. Маленькие покупки | Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися в наличными деньгами Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков | Игра – занятие по математике | |
1 | 2 | 3 | 4 |
ДЕКАБРЬ | III. Реклама 1. «Как можно узнать о товаре» - экономические минутки | Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность | Решение проблемной ситуации |
2. Как Сорока Мишин товар хвалила | Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать. | Чтение художественной литературы. Экономическая игра с решением проблемной ситуации | |
3. Угадай, какая это профессия | Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве | Игра | |
4. Рекламное агентство | Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность | Сюжетно – ролевая игра | |
ЯНВАРЬ | IV. Деньги и цена 1. Как Миша на собственных ошибках учился цену назначать | Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы | Совместная деятельность, чтение художественной литературы |
2. «Как у Миши появился помощник дятел» | Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата | Совместная деятельность, чтение художественной литературы | |
3. Поможем Мише | Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др. «товаров» (для игры «Магазин») | Решение проблемной ситуации. Занятие по ручному труду | |
4. Уроки Гнома Эконома. «Домино» - игра. «Назови монету» - игра | Стимулировать творческую активность детей. Развивать способность к совместному труду. Использование рациональных способов, экономящих силы и время | Совместная деятельность по ручному труду | |
1 | 2 | 3 | 4 |
ФЕВРАЛЬ | V. Покупательная сила денежных знаков 1. Интересные покупки | Учить детей считать, сравнивать числа, составлять число из меньших чисел. Помочь понять покупателю силу денежных знаков | Игра – занятие по математике |
2. а) Кто купит больше? Решение проблемы. б) Продолжи предложение | Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости | Игровая ситуация. Совместная деятельность – игра | |
3. Супермаркет. «Как поступить» - проблемная ситуация | Показать разнообразие товаров, развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог; воспитывать культуру общения | Сюжетно-дидактическая игра | |
4. Как Миша понял, что деньги счет любят | Дать понятие о затратах и прибыли в торговле. Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы | Совместная деятельность, чтение художественной литературы. Игровые упражнения | |
МАРТ | VI. Бюджет, доходы, накопления и расходы 1. Как Миша учился деньги делить | Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение). Закрепить представление о расходах и доходах | Совместная деятельность, чтение художественной литературы. |
2. Знакомимся с новой профессией: «Миша – брокер» | Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается | Совместная деятельность, чтении художественной литературы | |
3. а) Биржа – брокер б) «Что дешевле» в) Хозяин товара – брокер - покупатель | Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос. Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене. Развивать самостоятельность в выборе решения | Дидактическая игра. Ролевая инсценировка | |
2 | 3 | 4 | |
4. Как у Миши малина испортилась | Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование | Совместная деятельность, чтение художественной литературы | |
АПРЕЛЬ | IX. Копейка. Монета. Деньги 1. «Муха по полю пошла, Муха денежку нашла…» | Раскрыть детям двузначность числа на наглядном материале. Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек) | Занятие по математике |
2. а) Магазин «Игрушки», «Канцтовары», «Промышленные товары»; б) Что дешевле | Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек) | Совместная деятельность, чтение, дидактические игры | |
3. «Поможем Буратино…» | Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать | Игровое упражнение. Совместная деятельность | |
4. Уроки Миши – бизнесмена «На монетном дворе» | Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет) | Занятие по математике |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:
Дети должны иметь представление: о товаре и многообразии товаров; о производстве товаров; о цене товара и ее зависимости от качества товара; о цене оптовой; о цене розничной; о торговле как особом роде деятельности; о торговой прибыли; о форах торговли: оптовой и розничной; о рекламе как коммерческой информации, имеющей целью привлечь потребителей и увеличить спрос.
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
на основе занимательных историй «Как Мишка стал бизнесменом» (2-й год обучения)
Цели: развивать способность выполнять действия по решению задач с экономическим содержанием; формировать практические навыки выполнения арифметических действий; воспитывать интерес к ролевым взаимоотношениям.
Месяц | Тема, содержание работы | Решаемые цели и задачи | Формы работы |
1 | 2 | 3 | 4 |
ОКТЯБРЬ |
1.Экономика, как наука о домашнем хозяйстве | Выделять в окружающем мире экономические характеристики. Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности | Вводное занятие познавательного развития |
2. а) Слова «хочу» и «надо». б) «Хочу» - «надо» - делаю выбор | Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо». Расширить представления детей о различных возможностях, которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека | Совместная деятельность. Сюжетно-дидактическая игра | |
3.Откуда берутся товары и услуги | Конкретизировать понятия «товар», «услуга»; учить отличать товары от услуг | Совместно - самостоятельная деятельность. Чтение художественной литературы | |
4.Что мы знаем о наших семьях? | Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности. Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи. | Ролевая игра. Чтение художественных произведений | |
1 | 2 | 3 | 4 |
НОЯБРЬ | II. Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия. 1. Кому что нужно для работы | Закрепить знания об орудиях труда повара, плотника, художника-оформителя, кассира, закройщика; выделить их роль в изготовлении товара, сформировать умение рационально использовать материал | Игра – занятие по познавательному развитию |
2. Труд, его виды. Профессии людей | Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий. Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества. | Чтение и обсуждение сказок о труде с использованием проблемных ситуаций. Сюжетно-дидактическая игра | |
3. Продукты труда и его результат. Необходимость оплаты за труд | Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса. Воспитывать уважение к результату труда | Занятие по ручному труду. Игровая ситуация | |
4. Как сделать быстрее Чего один не сделает – сделаем вместе | Показать детям, что результат работы зависит от выбранного способа действий Раскрыть детям значение качества выпускаемой продукции и ее пользы для человека | Игровая ситуация Игра – занятие по труду | |
1 | 2 | 3 | 4 |
ДЕКАБРЬ | III. Экономические явления: выставка – реклама - обмен 1. Встреча товаров у Гнома Эконома | Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией; расширять представления о назначении рекламы и ее видах, воспитывать уважение к труду рекламных агентов | Игра – занятие по познавательному развитию |
2. Как Миша решил фабрику построить | Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда | Совместно-самостоятельная деятельность: чтение худ. литературы | |
3. Кто чем занят на Мишиной фабрике? | Дать понятие о разделении труда и о том, почему все работают по-разному | Игровая инсценировка (использование масок) – театрализованная деятельность | |
4. Как на Мишиной фабрике деньги потерялись | Рассказать детям о том, что такое издержки производства и зачем их нужно подсчитывать | Чтение | |
1 | 2 | 3 | 4 |
ЯНВАРЬ | IV. Сбережения (накопления) 1. Домик - копилка | Учить детей считать, производить действия сложения и вычитания над числами, дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг. Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения | Совместно-самостоятельная деятельность: игра |
2. Что такое сберегательный банк и что в нем нужно сберегать | Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления» | Чтение художественной литературы | |
3. «Как три поросенка хотели стать экономистами» | Учить детей решать проблемные задачи, используя арифметические действия сложения и вычитания, обозначать результат цифрами и знаками (больше, меньше, равно). Развивать элементарное умение планировать расходы | Математическое развлечение | |
4. Миша – банкир Путешествие в сказку | Закрепить понятия накопление, выгода Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев | Игра – занятие по художественной литературе | |
1 | 2 | 3 | 4 |
ФЕВАРЬ | V. Экономические явления 1. На острове Заплуталия | Развивать умение подмечать в сказочных действиях экономические явления, учить преодолевать препятствия, радоваться своим и чужим достижениям; учить выделять слова и действия, относящиеся к экономике. | Игра – занятие по познавательному развитию |
2. Интересный обмен | Раскрыть сущность операции натурального обмена | Игра – инсценировка | |
3. Экономическая минутка | Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен». Анализировать мыслительную деятельность детей | Игра | |
4. Рынок | Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью | Занятие по ИЗО | |
МАРТ | VII. Количество и качество результатов труда 1. Мебельная мастерская | Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели для Миши, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки | Комплексное занятие по изодеятельности и конструированию |
2. Фирма «Строитель» | Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям | Досуг «Живая картинка» | |
3. В кафе «Лакомка» | Раскрыть детям зависимость цены товара от количества вложенного в него труда. Развивать коммуникативные навыки, диалогическую речь | Дидактическая (ролевая) игра | |
4. «Королевство Мудрецов» | Закреплять у детей навыки количественного счета, использования арифметических действий в решении задач; развивать смекалку, стимулировать проявление творчества и изобретательности | Развлечение по математике | |
1 | 2 | 3 | 4 |
АПРЕЛЬ | VIII. Валюта 1. Волшебное превращение денежки. | Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран. | Игра – занятие по познавательному развитию |
2. Путешествие рубля; Игра «Турагентство» | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления | Игра – занятие по математике | |
3. Игра "МУЗЕЙ средств". | Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах | Игра – занятие по познавательному развитию | |
4. а) Бартер б) Путешествие товара в разные страны | Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена товара между людьми | Игровая ситуация |
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу периода обучения:
Дети должны иметь представление: о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ; о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя; о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара; о потребителе; о товарах и услугах; о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых); о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег; об обмене (бартере).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Школа для малышей"
Программа разработана для проведения подготовительных занятий с будущими первоклассниками....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Геометрия для малышей"
Курс «Геометрия для малышей» играет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанный с восприятием предметов различной формы, а с другой...
Фрагмент Рабочей программы " Малыш и мама"
Предлагаемый фрагмент содержит 10 тем, составляющих начало занятий в группе " Малыш и мама"...
Программа "Информатика для малышей"
Данная программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих с детьми 5-7 годами. Программа включает в себя 2 ступени. Разделы 1 ступени:применение компьютеров; основные ...
Рабочая программа "Экономика для малышей"
Рабочая программа "Экономика для малышей"...
Рабочая программа по плаванию "Будь здоров малыш!"
В региональной программе оздоровительной направленности «Будь здоров, малыш!» представлено содержание развития детей раннего возраста с 1 года до 3 лет (жител...
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе по внеурочной деятельности «Духовное краеведение для малышей» для учащихся 4 класса
Календарно – тематическое планированиек рабочей программепо внеурочной деятельности«Духовное краеведение для малышей»для учащихся 4 класса...