Требования к речевому развитию младших школьников
статья (1 класс) по теме

 Какую же речь можно считать хорошей?

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon trebovaniya_k_rechevomu__razvitiyu__mladshih_shkolnikov.zip14.14 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к речевому развитию младших школьников

Гуманизация современного образования, создание личностно- ориентированной модели педагогического пространства требуют пересмотра и переоценки основных психолого-педагогических факторов полноценного развития личности ребенка. Среди них одно из приоритетных мест, бесспорно, принадлежит общению, взаимодействию личности с социальным окружением.                                                                                Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда - это семья, класс, школа, взрослые и товарищи, с которыми постоянно общается ребенок.                                                        Какую же речь можно считать хорошей? Требования к речевому развитию младших школьников:

  1. содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь.
  2. логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.
  3. точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому. Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ будет хорош, интересен, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания.
  4. богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.        
  5. ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом.
  6.  выразительность речи - это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, общим настроением рассказа.
  7.  правильность речи - её соответствие литературной норме. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребёнок, ни человечество в своём историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.        Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена при соблюдении всего комплекса требований.                                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"

Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планоме...

Отслеживание предметных знаний младших школьников в соответствии требований стандартов ФГОС второго поколения.УМК «Школа -2100»

Для отслеживания и оценивания предметных знаний, способов деятельности учителю начальных классов ,работающему по программе "Школа-2100", можно использовать листы индивидуальных достижений...

Как изменится обучение школьников с появлением новых требований.

В статье освещено: отличие новых стандартов от "старых", как будут учить по новым стандартам, оценка работы школьников, вопрос укрепления здоровья школьников....

Защита проекта по теме "Формирование предметных и универсальных действий у младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения"

В октябре 2012 года в "Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования" на курсах я принимала участие в выполнении и защите проекта по теме "Содер...

Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС и организация работы по формированию базовых компетенций современного школьника.

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является основной задачей современной государственной политики Российской Федерации. Решить поставленные задачи...