"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
статья по русскому языку по теме
Одним из базовых компонентовв обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.
При обучении связной речи в каждом классе даётся представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощанья, просьбы, приглашение и др. , другими словами, проводятся элементарные упражненияпо культуре речевого общения.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_tvorcheskih_rabot_po_razvitiyu_rechi.docx | 7.52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие связной речи младших школьников как формирование образовательной компетентности в соответствии с требованиями ФГОС НОО"
Тауткеева Гульнара Зульхарнаевна,
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ с.Хошеутово
им.Макаша Бекмухамбетова»
Харабалинского района.
Одним из базовых компонентов в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию языковой компетенции.
В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной формы организации учебной деятельности детей.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования связной устной и письменной речи младших школьников. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. В связи с этим большое значение приобретает современная и методически грамотно организованная работа по развитию речи, которая начинается с первых уроков обучения грамоте, проводится систематически на всех последующих уроках русского языка и литературного чтения.
При обучении связной речи в каждом классе даётся представление о роли речи в жизни человека, вводятся в активный словарь младших школьников слова, используемые для выражения приветствия, прощанья, просьбы, приглашения и др., другими словами, проводятся элементарные упражнения по культуре речевого общения.
У младших школьников формируются умения в построении связного текста. Сначала преобладают упражнения по созданию текстов по образцу (изложения), затем по созданию собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения).
Сочинения в школе занимают особое место. Сочинения служат эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинения - творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения как устные, так и письменные различаются по источникам материала.
Выделяются во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками: во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму: в-третьих, сочинения, где используются материал разных источников.
С первых дней обучения я тренирую у детей речевой аппарат (правильное произношение звуков), пополняю словарный запас, знакомлю с механизмом построения предложений.
Всё это позволяет успешно формировать у школьников навык составления текстов: устных пересказов, устных рассказов, письменных изложений и сочинений различных типов.
Работа над сочинением.
Так, уже с 1 класса я даю задания творческого характера, конечная цель которого - обучение составлению рассказов. Вот некоторые задания.
- По серии картинок устно закончить рассказ, придумать заголовок. Был тёплый день. Алёша пошёл в лес. Идёт он и видит - лежит ёжик.
- Составить связной текст по картинке “Семья ”, используя такие вопросы: Кто пишет? Кто играет? Что делает бабушка?
Устные сочинения позволяют сформировать у учащихся желание фантазировать и в результате видеть результат своего сочинительского труда – рассказ.
Особое место в системе работы по развитию речи учащихся отвожу обучению письму сочинений по картине. Так при написании сочинения по картине А. Пластова “Первый снег” дети используют опорные слова, записанные на доске:
Снег (мягкий, рыхлый, липкий, мокрый, сухой, колючий)
Снежинки (маленькие, лёгкие, красивые, сверкающие)
Падают (летят, кружатся, ложатся, усыпают землю)
В результате учащиеся имеют возможность при работе над сочинением “Первый наряд зимы” выбирать самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.
Работая над содержанием картины И.Шишкина “Утро в лесу”, предлагаю детям самостоятельно её рассмотреть и ответить на вопросы: Какое время дня изображено на картине? Почему утро? Объясните.
Вместе со мной дети рассуждают, доказывают, что на картине действительно утро.
При подготовке к сочинению я стараюсь брать тему интересную, близкую и непонятную ученикам. В ходе работы над текстом стараюсь развивать воображение детей, их фантазию, приучаю требовательно относиться к слову: к его точности, меткости, образности.
Каждое сочинение обязательно анализируем в классе при активном участии детей с целью научить их отмечать положительное и недостатки.
Работа над изложением.
Изложение во 2 классе проводится с более свободной передачей содержания. Например, детям для самостоятельного прочтения дан текст: Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белки. Ребята ухаживают за животными. Кролики дают морковку и капусту. Белки приносят орехи и грибы (28 слов).
Как только текст прочитан, провожу беседу по содержанию задавая вопросы: О ком здесь говорится? Что сказано про кроликов, белку? Что сказано про школьников?
Затем провожу словарную работу: кролики, белка, животные, ухаживают. (Орфографическая подготовка заключается в нахождение трудностей в словах и объяснение правильности их написания)
Устный пересказ по плану или по вопросу учителя.
- Что устроили школьники?
- Кто там живёт?
- Кто ухаживает за ними?
- Что дают кроликам?
- Что приносят белке?
Вопросы обычно записываю на доске. В дальнейшем вопросы усложняются так, чтобы они не подсказывали детям состав предложения.
Орфографическая подготовка: трудные слова и словосочетания записываю на доске.
Самостоятельная работа детей. Самопроверка.
Работа над сжатым изложением.
Сжатые изложения вводятся мною уже в 3 классе. Подготовка к ним состоит в следующем: учитель, а чаще сами дети прочитывают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляются главное - то, что обязательно надо отметить в тексте сжатого пересказа, и то, что можно опустить.
Следовательно, на первых порах провожу существенную устную подготовку: она проводится на уроках чтения. Но постепенно устная подготовительная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе учащихся.
Подготовка к сжатому изложению рассказа проводится поэтапно:
- Чтение рассказа учащимися.
- Беседа по содержанию (5-6 вопросов)
- Работа над языком: над словами, изобразительными средствами.
- Краткое, в нескольких предложениях, выражение содержания рассказа.
- Подробный пересказ 1-2 фрагментов.
- Составление плана.
- Сжатый пересказ фрагментов по пунктам плана.
- Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
- Самопроверка.
Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.
Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника — средством успешного обучения в школе.
Литература.
- Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1999.
- Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1999.
- Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика развития связной речи младших школьников
Развитие речевой деятельности младшего школьника.Направления в работе по развитию связной речи....
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР
Формирование умения узнавать образцы связной речи В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
Коммуникативные навыки – одно из важнейших условий достижения успеха в современной жизни. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, это даёт возможность получ...
Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности
Данный матеиал подготовлен 04.10.2017 в качества доклада для слушателей курсов ИПКРО...
Развитие связной речи младших школьников в процессе учебной деятельности (в условиях реализации ФГОС)
С введением ФГОС наиболее актуальной является проблема развития речи младших школьников. В школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с проблемами развития реч...
Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внерочной деят
Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внерочной деят...
Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности
Доклад Формирование и развитие связной речи младших школьников средствами внеурочной деятельности...