Доклад: "Духовно – нравственное воспитание младших школьников как ключевое требование Федерального образовательного государственного стандарта".
материал по теме

Доклад ФОГС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Августовская  конференция  учителей.

ТВОРЧЕСКИЙ СОЮЗ ВСЕХ ИНСТИТУТОВ ВОСПИТАНИЯ – ЗАЛОГ УСПЕХА.

Баринова Евгения Владимировна,

заместитель директора по

воспитательной работе

 МОУ «Краснополянская средняя

общеобразовательная школа».

г. Омск   2006 г

Характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей всем миром, то есть забота о развитии ребенка лежит на плечах не только отдельных жителей деревни, будь то родители, родственники или педагоги школы, но и сельское сообщество в целом. Ребенок связан со своими односельчанами, что и влияет на формирование его мировоззрения, интеллектуальных, духовно-нравственных и физических качеств.

Руководителям и педагогам сельской школы необходимо, с одной стороны, учитывать данное обстоятельство, а с другой – стремиться обогащать воспитательно-развивающий потенциал этих связей и отношений.

Рассмотрим особенности работы школы в сельской местности.

  1. Преимущества:
  1. все друг друга знают, значит у учителей появляются союзники-родители;
  2. можно заранее узнать, кто в классе будет классным руководителем и устанавливать связь с учителем начальных классов и родителями, тем самым решить вопрос преемственности воспитательной работы;
  3. работу с родителями можно строить, учитывая возможности семьи;
  4. малая наполняемость классов (16 – 23 учащихся);
  5. у сельских детей сохранилось уважение к старшим по возрасту.
  1. Сложности:
  1. в основном, заинтересованность родителей в образовании детей низкая;
  2. в 5 класс поступают дети из разных деревень;
  3. материальное благосостояние низкое; отсюда
  4. количество детей из неблагополучных, малообеспеченных семей составляет 30 – 40%.

Залогом успешной деятельности является союз учащихся, учителей, выпускников, педагогов дополнительного образования, родителей, общественности.

Переступая порог первого класса, ребенок оказывается  в воспитательном пространстве, каждый компонент которого в той или иной мере способствует воспитанию детей. Воспитание подрастающего поколения – это одна из важнейших задач школы.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.

Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключая авторитаризм.

Школа стремиться к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами, и прежде всего с семьей.

В школе проблемами взаимодействия с семьей  занимаются в соответствии со своими должностными обязанностями заместитель директора по воспитательной работе, учитель, социальный педагог, психолог и, конечно, классные руководители. В их задачу входит создание условий для творческого развития детей, защита их прав, решение актуальных проблем воспитания учащихся и многое другое.

Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Педагогам в школе чаще всего приходится мириться  с данностью семейного микроклимата обучающегося, помогать ему в решении личных проблем на основе педагогической поддержки, вовлекая ребенка в общую деятельность, оказывая помощь в реализации его творческих интересов.

Взаимодействие семьи и школы осуществляется через организацию совместной деятельности родителей и детей, участие в управлении, повышение мастерства воспитателя.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями.  Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Темы собраний должны быть интересными для родителей, актуальными для них. Поэтому особенно тщательно продумывается тематика собраний совместно с родителями, она может быть схожей с тематикой классных часов, направленных на решение общих проблем и улучшение взаимоотношений детей и родителей, например: «Кто они – взрослые и дети?», «Кодекс школьной жизни», «Семья + школа =…» , это встречи с медицинскими работниками по вопросам контроля за здоровьем ребенка, беседы с сотрудниками милиции, ГИБДД.

Задолго до поступления ребенка в школу мы начинаем готовить родителей к их новой позиции по отношению к детям. На занятиях родители знакомятся с особенностями возраста младших школьников, как развивать память, мышление детей. Родители много узнают о школе, знакомятся с ее традициями, проникают в атмосферу  жизни школы, а среди родителей, дети которых уже учатся в школе или которые сами окончили эту школу, учителя находят друзей и помощников в работе.

Особую заботу у наших педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами, откровенные разговоры у свечи, разнообразные праздники, например: «Мы – одна семья», «Поговорим об Армии» и др.

Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Например, диспут «Что такое воспитание?» вызвал к разговору о понятии «Воспитание», расширению знаний и обмену  опытом семейного воспитания.

Регулярно в школе проводятся встречи  родительской общественности с администрацией школы, учителями. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей.

С большим желанием учащиеся с родителями посещают  районные «Ярмарки профессий», это огромная помощь в профессиональной подготовке учащихся. В процессе совместного обсуждения мы составляем программы действий, перспективные планы совместной работы.

Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, то есть участие в управлении образовательным процессом в школе. Родительский актив – это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива. В школе создан Совет школы, куда входят представители родителей, учителей, общественности и Совета старшеклассников. На Совете школы решаются не только дела школы, но и рассматриваются вопросы финансирования, привлечения спонсоров, организация ремонта кабинетов, комплектация школьной библиотеки учебниками.

Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса, школы вне уроков. Для некоторых ребят – это возможность реабилитации, это шанс найти свое место в среде сверстников. Формы внеурочной деятельности разнообразны и интересны не только детям, но и их родителям. Поэтому почти все дела класса, школы мы организуем совместно с родителями.  

Формы познавательной деятельности: смотры знаний, предметные недели, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества и т. д. Родители с удовольствием помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях.

Формы трудовой деятельности: ремонт и оформление кабинетов, благоустройство школы, школьные ярмарки-распродажи семейных поделок и др.

Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки, походы. При подготовке к ним родители  вместе с детьми составляют сценарии выступлений класса, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи, песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.

Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с друзьями, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе.

Все это сближает ребят и родителей, вызывает у ребят чувство гордости за своих родных, воспитывает еще большее уважение к старшим и желание много узнать.

Развивается взаимопонимание между детьми и родителями, это видно по результатам анкетирования детей. 76% доверяют своим родителям,  20% - и да и нет, 4% - нет.  Ребята в анкетах отмечают, какими бы хотели они видеть своих родителей, о чем затем говорится родителям.

Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться  в жизнедеятельность своих детей -  это утверждение родителей как субъектов целостного образовательного процесса наряду с педагогами и детьми. Взаимодействие с семьей делает процесс воспитания более эффективным.

Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.

К счастью, школа и семья не одиноки в своей работе. Нас окружает благоприятное соседство – наше воспитательное пространство.

Детский сад. Это ступенька детской жизни, предшествующая школе. Поэтому мы поддерживаем взаимные отношения с детским садом. Школьники изготовляют игрушки, выступают перед малышами. Те, в свою очередь, участвуют в школьных концертах.

Сельский Центр детского и юношеского творчества. Непосредственное место, где развивается артистичность. Около 20% учащихся получают художественное образование.

От спортивной школы ведутся секции по футболу и хоккею. С ребятами работает опытный тренер Клепинин Владимир Владимирович с огромной энергией, энтузиазмом, фантазией. Наши спортсмены занимают призовые места в районных соревнованиях, принимают участие в сборных командах  района.

Нельзя не сотрудничать с организацией, где работает большинство родителей нашей школы – это СПК «Краснополянский». Именно благодаря СПК мы приобрели музыкальный центр. Также СПК предоставляет продукты для школьной столовой.

В школьной и сельской библиотеках ребята расширяют свой кругозор, пополняют знания в области художественной литературы, отдельных предметов. Работники библиотек помогают в организации каникулярного времени.

Дом детского творчества предоставил возможность организовать на базе нашей школы кружки: «Умелые руки», «Юный эколог», «Резьба по дереву». Кроме того, наши ребята – активные участники Слета детских объединений. Активисты достойно показали себя на районном Слете  2005 года «Село мое родное».

Проводимые в конце года анкетирование и тестирование с целью определения уровня воспитанности дают неплохие результаты. В основном, оценки классного руководителя, родителей и самооценки учащихся совпадают, то есть ребята стали критичнее относится к себе, работают над собой, а родители  лучше знают, а значит, и понимают своих детей.

По результатам анкеты «Как живется в школе» видно, что большинство ребят чувствуют себя как дома, здесь им нравится не только общаться, но и проявлять свои умения в школьных делах, а также со своим классным коллективом побороться за первенство.

Когда педагоги решили определить, насколько наш общешкольный коллектив является единым в достижении целей воспитания, были составлены различные анкеты, и результаты оказались очень интересными. Определяя ценности, имеющие наибольший приоритет у учащихся, родителей и учителей, мы увидели, как мнения похожи. Общими  ценностями  учителей, родителей  и  учащихся  выступают  приобретение знаний, здоровье, порядочность, социальное  благополучие,  собственное  достоинство.

То есть  между родителями, учащимися и учителями сложился конструктивный характер общения, который предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются.  В основе общения – понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

Хорошо налажена работа в школе с «трудными» подростками. Не все, конечно, гладко, но воздействие на неблагополучные семьи (а их у нас около 30%) оказываем всем миром, здесь подключаются все звенья воспитательного пространства: поселковая администрация, работник по делам молодежи, участковый уполномоченный, медицинская сестра, социальный педагог, классные руководители и администрация школы. Неблагополучные семьи всегда посещаются, им оказывается помощь, поддержка. Детей, не посещающих школу, у нас нет.

Итогом всей проводимой работы стало 100%-ое поступление  учащихся. Все выпускники стараются определиться в своем жизненном выборе, получить высшее или среднее образование.

Неоднократно приезжают на встречи в школу  выпускники. Некоторые бывшие ученики оказывают различные содействия школе, приходят на школьные мероприятия. Около 50% учителей – это выпускники нашей школы.

Подводя итог, можно сказать, что, работая с детьми, видишь, как, переходя из класса в класс, ребята развиваются. У них возрастает инициатива, самостоятельность, ответственность и, конечно же, творчество. Творчество проявляется с самого начала – с планирования и при реализации задуманного. Дети любят использовать музыкальное, художественное оформление, много составляют и сочиняют сами. Апогея своей творческой деятельности старшеклассники достигают к 11-му классу. И все это благодаря творческому союзу всех институтов воспитания на селе.

Выпуская своих учеников в большой мир, мы всегда им говорим:

Если  ты  не  можешь  быть  сосной

На  вершине  холма,

Будь  маленьким  деревцем  

в   долине.

Но  только  самым  лучшим

деревцем!

Будь  кустиком,   если  не  можешь

быть  деревцем.

Будь  травой  у  дороги

И  дай  отдых  усталому     путнику,

Если  не  можешь  быть  кустиком.

Если  ты  не  можешь  быть  китом,

Будь  самым  красивым  окунем

в   озере!

Если  ты  не  можешь  быть

капитаном,

Кто-то  должен  быть  и  матросом.

Для  всех  найдется  работа

на  корабле  жизни,

Только  найди  свое  место.

Если  ты  не  можешь  быть

солнцем,

Будь  звездой  на  небе,

Только найди свое дело

И старайся быть самым лучшим.

 

Баринова Евгения Владимировна. Г. Омск - 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Духовно-нравственное воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. Оно рассматривается как важнейший ресурс социокультурной модернизации российского общес...

Духовно – нравственное воспитание школьников с учетом требований Федерального образовательного государственного стандарта

В концепции духовно-нравственного воспитания формулируются цели и задачи воспитания и социализации обучающихся, раскрывается система базовых национальных ценностей, лежащая в основе учебно-воспитатель...

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации Федеральных Государственных стандартов»

       В настоящее время духовно-нравственное воспитание детей является наиболее важной проблемой современного общества.  В свете происходящих во всем мире событий, гос...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевая задача воспитательной работы учителя посредством КТД и внеурочной деятельности.

Духовность и нравственость - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. С введением ФГОС одним из разделов образовательной программы начальн...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников как ключевая задача воспитательной работы учителя посредством КТД и внеурочной деятельности.

 Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутстви начинается распад личности и культуры.  С введение ФГОС одним из разделов основной образо...