Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
статья на тему
Предварительный просмотр:
Формирование информационной культуры младших школьников на современном уроке в соответствии с требованиями ФГОС НОО
Измайлова Наталья Евгеньевна
Методист МБУ КИРО и РО г.Лебедянь
Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Современное представление о качественном образовании включает как необходимый элемент свободное владение информационными технологиями. Соответственно, школа должна давать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.
Формирование общей культуры учащихся относится к одной из основных задач школьного образования. Уровень общей культуры человека, сформированный в школьные годы, намечает приоритеты в его общественной и частной жизни и оценивается по активности использования полученных знаний.
Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях информационных технологий» (Гендина Н. Дидактические основы формирования информационной культуры /Н. Гендина // Школьная библиотека, 2002, № 7, с. 25).
Изучение содержания Федерального государственного образовательного стандарта НОО заставляет каждого учителя «проинвентаризировать» всё, чем он владеет, определить собственный уровень готовности к реализации Стандарта.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показал, что среди требований, предъявляемых к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представлены и требования непосредственно связанные с содержанием информационной культуры личности.
Согласно разделу 3.2 ФГОС НОО, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «… использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов …; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; …умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета» [27; 8-10].
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, представленные в примерной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ООП НОО), также отражают требования непосредственно связанные с формированием информационной культуры младших школьников.
В разделе 2.1.1. «Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» примерной ООП НОО зафиксировано, что «В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью … освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно. организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом» [20; 42].
Поэтому с введением ФГОС НОО с 1 сентября 2011г. при распределении часов на внеурочную деятельность директорами ОУ были введены такие занятия по внеурочной деятельности как:
«Литературная гостиная», «Игровая информатика», «Информатика в играх и задачах», «Я – гражданин», «Азбука нравственности», «Книжкин мир», « Мир, в котором мы живём», «Краеведение», «Секреты вежливости», «Мир профессий», «Народные промыслы», «Основы православной культуры».
Библиотекари ОУ с первых дней приобщают детей к работе с книгой, проводят библиотечные уроки, мероприятия. Проводят тематические выставки, конкурсы.
Детям младшего школьного возраста необходимо научиться не только писать сообщения, доклады, исследовательские работы, но и уметь их защищать, выступать перед аудиторией.
С 2008 года в нашем районе проводится районная научно-практические конференции учащихся. В 2011-2012 учебном году учащиеся 1-4 классов стали активными участниками конференции. Так 26 апреля 2012 г. на региональной научно – практической конференции в ЛГПУ обучающаяся 3 класса МБОУ СОШ №3 г. Лебедянь Измайлова Анастасия заняла первое место и стала самой юной участницей конференции.
Современное образование должно стать средством общего интеллектуального развития личности. Приобщение школьников к исследовательской деятельности сегодня является одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников" Тема: «Время и числовая информация» 2 класс 2013 г
Цели: : ü расширить представление о времени, дате,ü ознакомить с формой записи даты и времени с использованием числовой информации,ü раскрыть понятие «календарь» и его зн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников во втором классе в соответствии с требованиями ФГОС
Дипломная работа...
Технология урока, направленного на формирование информационной культуры младших школьников
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА...
Формирование информационной культуры младших школьников как условие реализации ФГОС НОО
Понятие информационной культуры. Этапы развития...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Формирование информационной культуры младших школьников на уроках математики и окружающего мира» составлена в соответствие с требованиями Федерал...