этапы урока
цели | используемые средства (слайды презентации, музыкальное сопровождение, опорные схемы) | содержание этапов урока | задания для понимания и усвоения материала
|
1.Оранизационный этап. Цель: подготовить учащихся к работе -знакомству с родовым домом. | Звучит усть-цилемская песня. | Учитель: Строитель, возведи мне дом, Без шуток, в самом деле, Чтобы леса росли на нём И чтобы птицы пели. Построй мне дом, меня любя, Построй, продумав тонко, Чтоб был похож он на меня На самого и только. |
|
2. Этап всесторонней проверки знаний. Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о селе; определить типичные недостатки в знаниях; ликвидировать обнаруженные недочёты и пробелы в знании о памятниках старины села Усть-Цильма. | Слайды с изображениями села Усть-Цильма и музыкальное сопровождение (усть- цилемские песни).
| Учитель: Ребята, вы все являетесь жителями села Усть-Цильма, а значит вы по праву носите звание «усть-цилёма». А это, как известно, свои традиции, свой уклад жизни. И некоторые вам уже известны. Я предлагаю вам фото-викторину о нашем селе, которая предложена в виде теста. Она поможет нам выяснить, что мы знаем или не знаем о своём селе.
| Тест для каждого ученика «Путешествие по Усть-Цильме» (см. приложение 1)
|
| Слайд 2.(ул. Советская) Звучит усть-цилемская песня. | - Определите название улицы.
Учитель: Гордость Усть-Цильмы её старинная часть – улица Советская с деревянными мосточками и удивительно стройными двухэтажными домами. Правда жаль, что этих домов становится всё меньше и меньше. Если в песнях, обрядах, нарядах мы сохраняем и передаём традиции предков, то в строительстве, архитектуре эти традиции не передаются.
| Варианты ответов: - Ул.Набережная
- Ул.Советская
- Ул.Нагорная
|
| Слайд 3.(Староверческий молельный дом с.Усть-Цильма) | - Знаком ли вам этот дом?
Учитель: Молельный дом в данном здании находится с 1988 года. В 1991 году данному молельному дому была выдана лицензия . А вот много лет назад здесь находилась начальная школа.
| Варианты ответов: - Старинный дом.
- Молельный дом.
- Современный дом.
|
| Слайд 4. (народный праздник «Горка») | 3.Какой праздник вы видите на слайде?
Учитель: Яркое красочное гуляние "Усть-Цилемская Горка" - это весенне-летний обрядовый праздник, живой памятник, жемчужина русского севера. В 2004 году «Усть-Цилемская горка» удостоена статуса Республиканского праздника."Горку" водили до трёх раз в день, в течение игрового дня девушки трижды меняли наряды.
| Варианты ответов: - Масленица.
- Петровщина.
- Горка.
|
| Слайд 5. (усть-цилемский наряд)
| - Чей наряд изображён на снимке?
Учитель: Традиционный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры усть-цилём, наполненное могучей животворной силой. Усть-Цилемский костюм состоит из рубахи-рукава, сарафана , фартука , коротенькой. Обязательным атрибутом как женской, так и мужской одежды является пояс. Головной убор невесты - повойник (мест. побойник) . Женский головной убор - плат. . Завершался наряд украшениями: металлическими запонками, достаточно крупной брошью, серебряными цепями с праздничным крестом, который заправляется под сарафан. Учитель: Я рада, что вы неплохо знаете нашу культуру. Тогда мы можем продолжить знакомство с ней. | Варианты ответов: - Усть –Цилёмский.
- Коми.
- Русский народный.
|
3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. | Слайд 6. (родовой дом Горьких)
| Проблемная ситуация: Учитель: -Ребята, поднимите руку, кто видел этот дом в нашем селе? -Как вы думаете, относится ли он к памятникам нашей старины? (выслушиваются варианты ответов детей)
| Фронтальная работа. |
|
| Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие задачи предстоит решать? (Будем знакомиться с этим домом. Узнаем, какое отношение он имеет к памятникам старины?) | Фронтальная работа. |
4. Этап усвоения новых знаний. Цель: дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах родового дома. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. | На доске появляется опорный плакат
См. приложение 2. | Учитель: Тема нашего урока – знакомство с родовым домом Горьких. -Какие у вас возникли вопросы? (выслушиваются варианты ответов детей) -Что такое родовой дом? -Где он находится? -Откуда пошло его название? -Кто его построил? Когда? -Кто жил в этом доме? -Что сейчас в нём находится? -Какие дома носят такое гордое название? Учитель: -А зачем нам необходимы эти знания? (выслушиваются варианты ответов детей) Учитель: Ребята, хорошо зная свою историю, мы можем гордиться уникальными традициями нашего старинного села. Соблюдать и передавать их. Рассказывать о них нашим гостям, которым мы всегда рады.
| Фронтальная работа. |
5.Этап первичной проверки понимания изученного. Цель: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, устранить обнаруженные пробелы. |
| Учитель: Давайте вернёмся к понятию «родовой дом», которое заставило нас задуматься. Это одна из новых традиций, возрождающихся в последнее время в нашем селе. - Где мы можем найти значение этого выражения? (в толковом словаре)
| Задание в группы: работа со словарём с целью выяснения нового понятия. (выслушиваются варианты ответов детей) Дети: Родовой дом - наследственный, переходящий в роду из поколения в поколение (устар. ). Родовое поместье. Родовой дом. |
|
| Учитель: -Как вы думаете, сколько родовых домом в нашем селе? (5) Итак, у нас появилась уникальная возможность познакомиться с одним из этих домов. |
|
| На доске появляются опорные плакаты: См. приложение 2: Ул.Советская, 121 | 1870 год | Дуркин Михаил Григорьевич |
| Учитель: Находится этот родовой дом на улице Советской, 121. Построен дом в 1870 году Дуркиным Михаилом Григорьевичем. До сих пор он сохранил свою первоначальную планировку. |
|
|
| Учитель: -Как вы думаете, откуда пошло такое необычное название? (выслушиваются варианты ответов детей) Любопытную информацию приготовил для нас Иванов Петя. Физминутка: У Маланьи у старушки.(Сложить руки углом, показать избушку.) Жили в маленькой избушке (Показать семь пальцев.) Семь сыновей, (Очертить брови пальцами.) Все без бровей, (Растопыренные ладони поднести к ушам.) Вот с такими ушами, (Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.) Вот с такими носами (Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.) Вот с такими усами,(Очертить большой круг вокруг головы.) Вот с такой головой, (Показать руками большую окладистую бороду.) Вот с такой бородой! (Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".) Они не пили, не ели, (Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.) На Маланью все глядели, (Дети показывают загаданные действия.) И все делали вот так... | Слушается краткое сообщение ученика: Много лет назад в Усть-Цильме жила семья Дуркиных : Григорий и Татьяна с тремя сыновьями Спиридоном, Герасимом и Михаилом. Григорий умер рано и Татьяна осталось вдовой. Оплакивая на похоронах сына Григория, бабушка назвала младшего Михаила (в будущем строителя этого дома) «горькое ты дитя безотцовское» и кличка «Горький» прилипла к Михаилу и позднее к его дому и всему роду. |
| Слайд 7. (вид с Советской улицы) | Учитель: Перед вами дом-шестистенок. - Попробуйте догадаться, откуда пошло это название? (выслушиваются варианты ответов детей) | Фронтальная работа. |
| Опорный плакат
| Учитель: Обратите внимание на схему строительства этого дома. Изба-шестистенка или шестистенок означает дом с двумя поперечными рублеными стенами. Избы могли состоять только из жилых помещений, или из жилых и хозяйственных помещений. Тип связи дома с хоздвором – слитная. |
|
|
| - Откуда такое название? (дом и двор под одной крышей) | Фронтальная работа. |
|
| Учитель: дом и двор под одной крышей. Хоздвор развёрнут к северу, а жилая часть к югу. -Как вы думаете, почему? (Для уюта и тепла в жилой части. Удобства ведения хозяйства со стороны дороги.) | Фронтальная работа. |
| Слайд 8. (вид с юга) | Учитель: со стороны Советской улицы ( справа) 2 жилые комнаты (друг над другом). Со стороны реки (слева) – светличка (сверху). Это жилая комната для единственной дочери Михаила Григорьевича – Анны. А внизу (под светличкой) раньше находилась кладовая. Позднее кладовую переделали в жилую комнату и сделали в ней окна. - Ребята, подумайте, откуда пошло название детской комнаты –«светличка»? (это была самая светлая комната в доме) |
Фронтальная работа. |
| На доске появляются опорные плакаты:
Слайд 9. (хлев) Слайд 10.(стая) Слайд 11. (поветь) | Учитель: Ребята, назовите знакомые вам части дома (стены, крыша, пол, потолок, окна, крыльцо, комнаты) -Знакомы ли вам эти слова? (выслушиваются варианты ответов детей и выясняется, что это части старинных домов.) | Фронтальная работа. |
|
| Учитель: Давайте уточним наши знания в справках (значения местных слов)
| Работа в группах: Хлев – крытый загон для крупных домашних животных, таких как крупный рогатый скот. Стая- помещение рядом с хлевом для хранения инвентаря. Поветь- проветриваемое помещение под навесом в доме для хранения сена . |
|
| Учитель: Давайте попробуем, используя информацию из этих сообщений, определить , где находились эти части дома. Работать вы будете в парах, обсуждая различные варианты ответов.
| Работа в паре.
|
6.Этап закрепления новых знаний. Цель: закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу. | Слайд 12.(кластер) Части старинного дома.
| Учитель: -Ребята, назовите все основные части старинного дома. (стены крыша ,пол, потолок, окна, крыльцо, хлев, стая, поветь) Составьте в группах кластер-схему , используя эти понятия. После завершения работы проверка по слайду №12. | Работа в группах –составление кластера. |
| Слайд 13 (паспорт родового дома) | Учитель: -Почему же всё-таки старинный дом на улице Советской получил такое красивое название? (выслушиваются варианты ответов детей) Учитель: на самом деле такое звание рекомендуется присвоить тем старинным домам, которые содержатся в порядке, а жители этих домов являются уважаемыми и почётными жителями данного села, которые приносят пользу и пользуются уважением окружающих. Данный дом получил паспорт в 2010 году и на законных основаниях признан родовым домом. (по щелчку слайд 13) Сейчас дом Горьких продолжает оставаться жилым домом для потомков, которые уже составляют 8 поколение этого рода. | Фронтальная работа. |
7. Этап коррекции новых знаний. Цель: ввести дополнительные знания о жителях родового дома, показать мужественность людей. | Слайд 14. Фотографии некоторых жителей этого родового дома.
| Учитель: -Ребята, хотелось бы вам узнать, что объединяло судьбы многих жителей этого дома? Перед вами фотографии некоторых жителей дома и рода Горьких. Сообщения учеников и учителя: Тиранов Яков Степанович – лейтенант, участник финской войны, затем ВОВ. Погиб в августе 1941 году под Ленинградом. Захоронен в Братской могиле. Тиранов Степан Степанович –лейтенант. Признан на ВОВ в июле 1941 года. Погиб в декабре 1941 года. Захоронен в Братской могиле под Ленинградом. Тиранова (Горшенина) Анастасия Ивановна –в1941 году окончила 10 классов нашей школы, а летом 1942 года добровольцем ушла на фронт. Прошла всю войну ефрейтором медицинской службы. Живёт в г.Сочи. Тиранов Михаил Иванович – призван на фронт из 10 класса нашей школы в 1943 году. Был ранен. После войны окончил юридический институт г.Ленинграда. являлся заслуженным юристом России. Учитель: -Какое мнение сложилось об этих людях? (Это были смелые люди. Они были защитниками нашей Родины во время Великой Отечественной Войны) |
|
7.Этап применения новых знаний. Цель :установить степень усвоения темы. | Плакаты на доске переворачиваются.
Плакаты на доске переворачиваются обратно на лицевую сторону. | Учитель: Я предлагаю проверить полученные знания. Для этого необходимо закончить начатые предложения на листах. После заполнения пропусков проходит проверка в ходе которой исправляются ошибки и уточняются знания учеников. Учитель: я хочу подарить вам эти памятки, чтобы вы могли поделиться этими знаниями со своими близкими. | См. приложение 3:
|
8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель: формировать у учащихся способность к самоорганизации в решении учебной задачи. |
| Домашнее задание: - Нарисовать родовой дом.
- Побеседовать с бабушкой (дедушкой) о строительстве их дома.
|
|
9. Подведение итогов работы (рефлексия). Цель: дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
|
| Учитель: я благодарю вас за работу и надеюсь, что сейчас, проходя мимо этого дома, вы вспомните услышанное на уроке. А также будете интересоваться историей нашего села. -Появилось ли у вас желание познакомиться с внутренней планировкой дома и убранством комнат. Я надеюсь , что мы продолжим наше сотрудничество. -Ребята, понравился ли вам урок? Покажите ваше настроение мне и друг другу. |
|