Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей естественнонаучной направленности «Природа и мы»
методическая разработка
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и мы» МБУ ДО «Дом детского творчества р.п. Озинки Саратовской области» (далее ДДТ) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4).
Начальная школа – важный этап развития ребенка. Система экологического воспитания, направленная на формирование у учащихся начальной школы опыта реализации экологических знаний и мотивов в форме реального поведения в природной среде требует разработки новых подходов. Без разработки специальных педагогических средств, обеспечивающих трансформацию экологических знаний, умений ребенка в опыт реального поведения в природной среде, невозможно обеспечить целостность процесса экологического образования, поэтому данная программа «Природа и мы» является актуальной.
Обучаясь в объединении «Юный эколог» ребенок учится правильно относиться к объектам природы, к себе и к людям как к части природы, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как практическая деятельность человека влияет на природу. Экологические знания, способствующие формированию экологического сознания, добытые самостоятельно через практическую деятельность, исследования, являются осознанными и более прочными, а действия, возникающие в ходе проектной деятельности, позволяют формировать экологически правильное поведение в окружающем мире. В этом и заключается педагогическая целесообразность программы.
Отличительными особенностями программы являются то, что содержание программы в большей степени ориентирована на развитие самостоятельности ребенка в познании природы через практические занятия, получение первых навыков исследовательской деятельности в познании и изучении родного края, с учетом педагогической поддержки становления его как личности. Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, нужно чтобы их встречи с природой в этой мастерской стали не просто забавой, заполнением свободного времени, но и интересным делом. Изготовление сувениров, поделок из природного материала включено в содержание данной программы. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Если природный материал соединить с ловкостью рук, то его можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Новизной данной программы является - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, предполагающих системно – деятельный подход к формированию личностных качеств учащихся в исследовательской и проектной деятельности. В ходе реализации данной программы экспериментальная работа позволит, развить у ребенка мыслительные операции, активизировать познавательную активность, любознательность и интерес к исследованию. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик подразумевает проведение разнообразных форм организации занятий: экологические экскурсии, праздники, занятие-исследование, занятие-проект, творческие мастерские, викторины, игры-путешествия, беседы, мини-конференции, экологические акции.
Адресат программы: Образовательная программа «Природа и мы» представляет собой модифицированный вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении естественнонаучной направленности.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся 7-10 лет. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка в этом возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. Всё это даёт огромный потенциал в формировании экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры у подрастающего поколения. Режим занятий должен учитывать необходимость как в высокой познавательной концентрированности во время занятий, так и дополнительные методы повышения мотивации. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, отражающих уровень усвоения материала. Форма занятий: индивидуальная, групповая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. В этом возрасте у детей начинают складываться представления о собственной социальной значимости, формируется самооценка. Самооценка ребенка и подростка складывается благодаря развитию самосознания и установлению обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением он дорожит. Адекватная самооценка формируется у ребенка в том случае, если родители, педагоги, друзья относятся к нему с уважением, заинтересованностью, вниманием. Поэтому в программе предусмотрено участие детей в обсуждении процесса и результатов исследовательской деятельности: как коллектива, так и каждого ребенка. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение, слушать других. Также важно участие каждого ребенка в выставках, конкурсах, праздниках коллектива, образовательных проектах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol.progr_.19uch.god_.docx | 158.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества р.п. Озинки»
ПРИНЯТА на заседании педагогического совета МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» Протокол № от 2019г | УТВЕРЖДАЮ Директор МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки» __________ С.А. Сысова Приказ № от 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Природа и мы»
Адресат программы: 7 – 10 лет
Срок реализации: 144 ч
Автор программы:
Белоусова Тамара Петровна,
педагог дополнительного образования
р.п. Озинки
2019 г.
Информационная карта образовательной программы
I Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная | общеразвивающая | |||||
программа «Природа и мы» | |||||||
II Направленность | естественнонаучной | направленности | |||||
III.Сведения о программе | |||||||
3.1 | Срок реализации | 144 часа | |||||
3.2 | Возраст обучающихся | 7 -10 лет | |||||
3.3 | Тип программы | Модифицированная | |||||
3.4 | Характеристика программы | ||||||
По месту в образовательной модели | Разновозрастного детского коллектива | ||||||
По форме организации содержания и | Модульная | ||||||
процесса педагогической деятельности | |||||||
4. Цель программы | Модуль I «Земля – наш общий дом». Стартовый уровень Цель: Формирование у учащихся экологического сознания, активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, экологической культуры, практической деятельности в работе с природным материалом. Модуль II «Я и мир вокруг». Базовый уровень Цель: создание условий для формирования у учащихся поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя. | ||||||
5. | Учебные модули (в соответствии с учебным планом) | *1.Модуль «Земля наш общий дом» | |||||
* 2. Модуль «Я и мир вокруг» | |||||||
6. | Ведущие формы и методы образовательной | ||||||
деятельности | *Учебное занятие. *Викторины, игры-путешествия, конференции, акции *Исследовательская и проектная деятельность. *Творческие мастерские. | ||||||
7. Формы мониторинга результативности | *Участие в конкурсах, выставках различного уровня. *Творческие проекты, конкурсы, викторины. *Входная, промежуточная, итоговая диагностика. *Анализ, обсуждение работ. | ||||||
8. | Результативность реализации программы | ||||||
9. | Дата утверждения и последней корректировки программы | ||||||
10 | Рецензенты | ||||||
РАЗДЕЛ №2 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
2.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и мы» МБУ ДО «Дом детского творчества р.п. Озинки Саратовской области» (далее ДДТ) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008), Письмом Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242, с учётом норм СанПиНа 2.4.4.3172-14(от 04.07.2014 №4).
Начальная школа – важный этап развития ребенка. Система экологического воспитания, направленная на формирование у учащихся начальной школы опыта реализации экологических знаний и мотивов в форме реального поведения в природной среде требует разработки новых подходов. Без разработки специальных педагогических средств, обеспечивающих трансформацию экологических знаний, умений ребенка в опыт реального поведения в природной среде, невозможно обеспечить целостность процесса экологического образования, поэтому данная программа «Природа и мы» является актуальной.
Обучаясь в объединении «Юный эколог» ребенок учится правильно относиться к объектам природы, к себе и к людям как к части природы, постепенно начинает понимать связи и взаимоотношения в природе и замечает, как практическая деятельность человека влияет на природу. Экологические знания, способствующие формированию экологического сознания, добытые самостоятельно через практическую деятельность, исследования, являются осознанными и более прочными, а действия, возникающие в ходе проектной деятельности, позволяют формировать экологически правильное поведение в окружающем мире. В этом и заключается педагогическая целесообразность программы.
Отличительными особенностями программы являются то, что содержание программы в большей степени ориентирована на развитие самостоятельности ребенка в познании природы через практические занятия, получение первых навыков исследовательской деятельности в познании и изучении родного края, с учетом педагогической поддержки становления его как личности. Природа даёт огромное количество экологически чистых материалов для работы. Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, нужно чтобы их встречи с природой в этой мастерской стали не просто забавой, заполнением свободного времени, но и интересным делом. Изготовление сувениров, поделок из природного материала включено в содержание данной программы. На важность использования природного материала в деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что природные материалы «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру… В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии». Если природный материал соединить с ловкостью рук, то его можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Новизной данной программы является - использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик, предполагающих системно – деятельный подход к формированию личностных качеств учащихся в исследовательской и проектной деятельности. В ходе реализации данной программы экспериментальная работа позволит, развить у ребенка мыслительные операции, активизировать познавательную активность, любознательность и интерес к исследованию. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик подразумевает проведение разнообразных форм организации занятий: экологические экскурсии, праздники, занятие-исследование, занятие-проект, творческие мастерские, викторины, игры-путешествия, беседы, мини-конференции, экологические акции.
Адресат программы: Образовательная программа «Природа и мы» представляет собой модифицированный вариант разноуровневого планирования образовательной деятельности в детском объединении естественнонаучной направленности.
Психолого-педагогические особенности возрастной категории учащихся 7-10 лет. В этом возрасте большие изменения происходят в познавательной сфере ребенка. Память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Хорошо развивается механическая память, немного отстает в своем развитии опосредованная и логическая память. Это связано с тем, что данные виды памяти в учебной, трудовой, игровой деятельности не востребованы и ребенку хватает механической памяти (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) до группировки и осмысления связей разных частей материала. Происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. Существенные изменения в этом возрасте происходят в области мышления. Познавательная активность ребенка в этом возрасте очень высокая. Это выражается в том, что он задает много вопросов и интересуется всем: какой глубины океан, как там дышат животные и т. Всё это даёт огромный потенциал в формировании экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры у подрастающего поколения. Режим занятий должен учитывать необходимость как в высокой познавательной концентрированности во время занятий, так и дополнительные методы повышения мотивации. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, отражающих уровень усвоения материала. Форма занятий: индивидуальная, групповая. Такая форма занятий дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход, развивать навыки сотрудничества при работе в группе и умение работать в коллективе. В этом возрасте у детей начинают складываться представления о собственной социальной значимости, формируется самооценка. Самооценка ребенка и подростка складывается благодаря развитию самосознания и установлению обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением он дорожит. Адекватная самооценка формируется у ребенка в том случае, если родители, педагоги, друзья относятся к нему с уважением, заинтересованностью, вниманием. Поэтому в программе предусмотрено участие детей в обсуждении процесса и результатов исследовательской деятельности: как коллектива, так и каждого ребенка. И чем чаще дети участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения договариваться друг с другом, обосновывать свое мнение и суждение, слушать других. Также важно участие каждого ребенка в выставках, конкурсах, праздниках коллектива, образовательных проектах.
Объём и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и мы» рассчитана на 144 часа: стартовый уровень – 72 часа, первый год обучения, базовый уровень - 72 часа, второй год.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Продолжительность учебного часа – 45 минут.
Формы обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса заключаются в том, что содержание программы «Природа и мы» в большей степени ориентирован на развитие самостоятельности ребенка в познании природы, практические занятия, эксперименты нацелены на получение первых навыков исследовательской деятельности. Отдельные темы занятий могут меняться местами в учебном плане и корректироваться в зависимости от погодных условий, календарного плана мероприятий и конкурсов, иных обстоятельств.
Программа направлена на формирование у учащихся основ экологической образованности, экологического мышления и исполнения правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, рационального потребления природных ресурсов, развитие творческой личности, нравственного воспитания, любознательности и наблюдательности, навыков исследовательской и проектной деятельности.
2.2.Цель и задачи программы
Модуль I «Земля – наш общий дом». Стартовый уровень
Цель: Формирование у учащихся экологического сознания, активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, экологической культуры, практической деятельности в работе с природным материалом.
Задачи:
Образовательные: Изучить с учащимися:
* основные понятия - «экология», «живая и неживая природа», «наблюдение», «опыт»;
* основных представителей животного и растительного мира Красной книги Саратовской области;
* названия планет Солнечной системы, порядок их расположения;
* условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
* технологию работы с природным материалом.
Развивающие: Развивать и формировать у учащихся:
*познавательный интерес, их творческую активность и коммуникативные способности;
*навыки мыслительной деятельности, поиск и выделение необходимой информации; *навыки самооценки собственной деятельности, поведения, общения с окружающими.
Воспитательные: Воспитание у учащихся:
*овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде;
* любви к природе, бережного отношения к ней, к своему здоровью, здоровью окружающих людей;
* доводить начатое дело до конца, объективно оценивать свою работу и работы товарищей.
После 1 года обучения учащиеся будут знать:
- понятия «экология», «живая и неживая природа», «наблюдение», «опыт»;
- свойства и значение воздуха, земли, воды, огня, взаимодействие между ними;
- основных представителей животного и растительного мира Красной книги Саратовской области;
-название планет Солнечной системы, порядок их расположения;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;
-способы сохранения окружающей природы;
уметь:
- наблюдать за явлениями природы по предложенному плану или схеме;
-представлять свои работы на конкурсы, выставки разного уровня.
Модуль II «Я и мир вокруг». Базовый уровень
Цель: создание условий для формирования у учащихся поисково - познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность им через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя .
Задачи:
Образовательные:
Учить учащихся:
* вести наблюдения окружающего мира;
*планировать и организовывать исследовательскую, проектную деятельность;
*ставить цели, задачи, объекта, предмета и гипотезы исследования;
* технологии работы с природным материалом.
Развивающие:
Развивать у учащихся:
*познавательный интерес, их творческую активность и коммуникативные способности;
*навыки мыслительной деятельности, поиск и выделение необходимой информации; *навыки публичных выступлений .
Воспитательные:
Воспитание у учащихся:
* здорового образа жизни;
* навыков общения и коллективного творчества, также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
* доводить начатое дело до конца, адекватно оценивать свою работу и работы товарищей.
После 2 года обучения учащиеся будут знать и уметь:
*способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
*основные свойства и явления природы;
*основные этапы организации проектно - исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация)
*вести наблюдения за окружающей природой;
*планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
*представлять творческий проект;
* работать в группе.
* заботиться о здоровом образе жизни.
Ожидаемые результаты освоения программы «Природа и мы»
Предметные результаты:
*знать взаимосвязь объектов живой и неживой природы между собой и окружающей средой; *растительный, животный мир Саратовской области;
*название планет солнечной системы;
*правила экологически верного поведения в природе;
*уметь проводить исследование и оформлять презентации.
Метапредметные результаты:
* умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
* владеть способами получения информации и методами представления полученной информации (описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта);
* умение доносить свою позицию до других (высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать, приводя аргументы);
* договариваться с людьми, выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные результаты:
* владение социальной активностью, владение гуманистическими нормами жизнедеятельности;
* умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
* самостоятельно определять и высказывать простые правила поведения общие для всех людей.
2.3. Учебный план
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Природа и мы»
№ п/п | Название модуля/ раздела | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||||
Аудиторные | Неаудитор - ные | ||||||
Всего | теория | прак- тика | ДО | Самостоят. | |||
Модуль I «Земля – наш общий дом» - 72 часа | |||||||
1. | Введение в программу «Природа и мы» | 6 | 2 | 4 | 0 | 0 | Вводный контроль. Беседа. |
2. | «Живая и не живая природа» | 16 | 6 | 10 | 0 | 0 | Тестирование |
3. | «Удивительное рядом!» | 20 | 6 | 14 | 0 | 0 | Промежуточный контроль. Защита проекта |
4. | «Тайны нашей планеты» | 16 | 6 | 10 | 0 | 0 | Итоговый контроль. Защита творческого проекта. |
5. | Творческая мастерская | 12 | 2 | 10 | 0 | 0 | Творческие задания |
6. | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | 0 | 0 | Тестирование |
Итого по 1 модулю | 72 | 22 | 48 | 0 | 0 | ||
Модуль II - «Я и мир вокруг» - 72часа | |||||||
1. | Экологический калейдоскоп. | 6 | 2 | 4 | 0 | 0 | Вводный контроль. Тестирование. |
2. | Времена года «Золотая осень» | 14 | 2 | 10 | 0 | 2 | Защита проекта |
3. | «Красная книга Саратовской области» | 14 | 2 | 10 | 0 | 2 | Защита проекта |
4. | Творческая мастерская | 14 | 2 | 12 | 0 | 0 | Творческие задания |
5. | «Я – исследователь» | 24 | 8 | 14 | 0 | 2 | Итоговый контроль. Представление творческого проекта. |
Итого по 2 модулю | 72 | 16 | 50 | 0 | 6 |
2.4. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
«Природа и мы»
Модуль I «Земля – наш общий дом» 1 год обучения
1. Введение в программу «Природа и мы»
Влияние человека на живую природу. Правила поведения в природе, техника безопасности при проведении практических работ. Что такое экология? Понятие «экология». Неразрывная связь человека с природой.
Практическая работа. Дидактические игры: «Что относится к природе», «Определи, к какой группе относится». Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Вводный контроль. Беседа.
2. «Живая и неживая природа»
Что такое природа? Объекты живой и неживой природы и объекты, созданные человеком.
Практическая работа. Дидактическая игра «Живое и неживое». Учусь наблюдать. Сезонные изменения в природе. Работа в группах: «Составить рассказ-описание о временах года». Понятия «опыт», «наблюдение». Экологические связи: между неживой и живой природой, внутри живой природы, природой и человеком.
Практическая работа. Опыты «Как свет влияет на цвет листьев?» Красота природы в период золотой осени (Экскурсия «Золотая осень») Сезонные изменения, происходящие в природе осенью.
Практическая работа. Экскурсия в парк. Наблюдение за листопадом. Сбор листьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист». Составление осеннего букета.
Виды деревьев. Сезонные изменения в жизни животных. Приспособленность животных к зимнему периоду. Роль света в жизни животных.
Практическая работа. Дидактическая игра «Раздели на группы». Дидактическая игра «Перелётные и зимующие птицы». «Изготовление кормушек для птиц»
Вода – источник жизни. Значение воды в жизни живой природы.
Практическая работа. Защита рисунков «Вода – источник жизни на Земле». Вода в природе и ее свойства. Состояния воды.
Практическая работа. Опыты: «Какой бывает вода?», «Вода и воздух», «Цвет воды», «Запах воды», «Вода-растворитель». Круговорот воды в природе.
Практическая работа. Опыт «Куда уходит дождевая вода?», «Испарение воды», «Пар –
это тоже вода». Значение воды в жизни человека. Фильтры.
Практическая работа. Опыт «Очищение воды».
Практическая работа. Защита плакатов «Берегите воду!». Воздух, его свойства.
Практическая работа. Опыты «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?», «Как поймать воздух?». Роль воздуха в природе. Роль растений в поддержании чистого воздуха. Практическая работа. Защита плакатов «Берегите воздух! Тестирование.
3. «Удивительное рядом!» «Озинки – милый сердцу уголок!». Животный и растительный мир Озинского района. Составление рассказа о любимом месте родного поселка. Край, в котором я живу. Проект «Любимый сердцу уголок». Правила оформления презентации. Экскурсия в музей.
Значение семян, ягод, плодов растений в жизни человека и обитателей леса.
Практическая работа. Опыты «Летающие семена», «Почему открываются и закрываются шишки?» Экскурсия в парк «Что снится деревьям зимой?». Сезонные изменения в природе. Наблюдения за хвойными деревьями.
Практическая работа. Сочинение сказки «Сон дерева». Загадки животного мира.
Практическая работа. Экологическое лото «Угадай животное». Выставка рисунков «Мой любимый край». Промежуточный контроль. Защита проекта «Любимый сердцу уголок».
Практическая работа. Дидактическая игра «Угадай по описанию».
Как жить в дружбе с природой? Охрана природы. Основные правила поведения в природе.
Практическая работа. Конкурс рисунков «Удивительное рядом». Уборка прилегающей территории.
4. «Тайны нашей планеты» Раскрытые и нераскрытые тайны и загадки нашей планеты. Планеты Солнечной системы. Солнце – большая звезда. Луна – естественный спутник Земли. Роль света в жизни человека.
Практическая работа. Рисунок «Я и космос».
Наблюдение за животными и растениями. Гипотезы появления воды на Земле. Вода пресная и соленая.
Практическая работа. Опыт «Встреча с ручейком», «В соленой воде предметы не тонут» Вода как продукт горения.
Практическая работа. Опыт со свечой и ложкой. Органы дыхания растений.
Практическая работа. Опыты «Может ли растение дышать?» «Как дышит растение?», «Растения выделяют кислород».
Хвоя – это видоизмененные листья. Хвойные деревья обогащают воздух кислородом и зимой. Постепенная смена хвои.
Практическая работа. Дидактическая игра «С какого дерева хвоя? Игровое занятие «Вопросы-почемучки»
Практическая работа. Игра «Экологическая пирамида». Построить «живую цепочку». Правила поведения в природе.
Практическая работа. Занимательные вопросы, проблемные ситуации, творческие задания. Обобщение полученных знаний. Тест.
5. «Творческая мастерская». Экскурсия, сбор природного материала, подготовка его к хранению. Техника безопасности работы с природным материалом. Работа с природным материалом растительного происхождения: шишки, желуди, семена, бобки, листья. Работа с сыпучими материалами (разные виды круп). Травянчики. Итоговая работа с использованием известных материалов и техник исполнения (по выбору учащихся). Выставка работ.
6. Итоговое занятие. Итоговая диагностика. Тестирование.
Содержание
Модуль II - «Я и мир вокруг»
1.Экологический калейдоскоп – работа с карточками, тестирование. Предварительная аттестация.
Практическая работа. Оформление стенда «Спасите нашу планету!». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Найди лишнее». Выставка рисунков «Краски осени».
2. Времена года. «Золотая осень» Сезонные изменения в природе. Приметы осени. Дары осени. Экологический проект «Золотая осень».
Практическая работа. Экскурсия в природу «Путешествие в осенний парк». Составление осеннего гербария. Изготовление аппликаций из осенних листьев. Оформление выставки поделок «Щедрые дары осени!». Конкурс стихов о золотой осени. Проведение праздника для учащихся начальных классов «Осень, осень в гости просим!». Оформление презентации. Защита проекта «Золотая осень».
3.«Красная книга Саратовской области»
Экологический проект «Красная книга Саратовской области». Животные и растения Красной книги Саратовской области. Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего района.
Практическая работа. Создание Красной книги Саратовской области.
Проведение экологического праздника «Путешествие по страницам Красной книги». Составление презентации «Красная книга-сигнал опасности!» Защита проекта «Красная книга Саратовской области».
4. «Творческая мастерская»
Экскурсия, сбор природного материала, подготовка его к хранению. Техника безопасности работы с природным материалом. Работа с природным материалом морского происхождения. Работа с нетрадиционным материалом.
Итоговая работа с использованием известных материалов и техник исполнения (по выбору учащихся). Выставка работ.
5. «Я – исследователь»
Творческий проект «Я – исследователь». Знакомство с понятием «исследование». Алгоритм исследовательской деятельности.
Практическая работа. Развитие умения работать по алгоритму.
Актуальность исследования тема, цель, задача, новизна, объект, предмет, гипотеза, практическая значимость исследования. Знакомство с понятием «гипотеза»
Практическая работа. Развитие умения выдвигать гипотезы.
Сбор исследовательского материала. Оформление исследовательской работы. Подготовка публичного выступления.
Практическая работа. Презентация, защита проекта «Я – исследователь».
2.5. Организационно-педагогические условия и методическое обеспечение программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:
Дидактические и методические материалы:
наличие наглядного материала (иллюстрации, плакаты, выставочные стенды);
наличие демонстрационного материала (фотоальбомы, видеофильмы, аудиозаписи);
Основные способы и формы работы с детьми:
Преобладающая форма занятий - групповая. Групповая (коллективная) форма работы направлена на осознание всем коллективом тех целей и задач, решение которых требует общих усилий.
Формы работы: экологические ситуации, наблюдение, исследование, совместные проекты, коллективные обсуждения, дискуссии и отчеты, экскурсии, творческие дела, трудовые операции, игры, соревнования и конкурсы. Активно используются и другие формы занятий: индивидуальная форма работы тесно связана с приобщением обучающихся к чтению научно-популярной и специальной литературы, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов, и направлена на воспитание у детей осознания важности личного вклада в сохранение природы, раскрытие возможностей для самореализации и самовоспитания.
Формы обучения младшего школьного возраста основам экологии очень разнообразны: это тематические занятия, практикумы, экскурсии, викторины, участие в экологических акциях, конкурсах и др.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
1.Словесный метод: рассказ, беседа, обсуждение; инструктаж (правила безопасной работы с инструментами); словесные оценки (работы на занятии, практические работы).
2.Метод наглядности: наглядные пособия и иллюстрации, фото- и видеоматериалы, карты, пособия, гербарии, муляжи;
3.Практический метод: наблюдения, практические работы, экскурсии;
4.Объяснительно - иллюстративный: сообщение готовой информации;
5.Частично-поисковый метод: выполнение практических работ;
6.Метод индивидуальных проектов: поиск новых приемов работы с материалом.
В процессе обучения предусматриваются теоретические и практические занятия. Теоретическая часть обычно занимает не более 45 минут от занятия и часто идет параллельно с выполнением практического задания.
Структура занятий состоит из нескольких этапов:
объявление темы;
совместная постановка цели и задач занятия;
объяснение нового материала;
физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
самостоятельная работа детей;
подведение итогов.
Образовательный процесс включает в себя методы и формы обучения:
беседы, демонстрация наглядных пособий, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа.
При реализации программы «Природа и мы» использую следующие педагогические технологии: технология индивидуализации обучения; группового обучения; коллективного взаимообучения; модульного, дифференцированного, разноуровневого, развивающего, проблемного обучения; технология исследовательской, проектной деятельности; коммуникативная технология обучения; технология коллективной творческой деятельности; ТРИЗ; здоровьесберегающая технология и др.
Формы контроля знаний и умений по каждому модулю: вводная, промежуточная, итоговая аттестация в различных формах: тестирование, викторины, участие в проектах, конкурсах и выставках.
Формы проведения аттестации: опрос, тестирование, анкетирование, творческое задание, педагогическое наблюдение, игры.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной контроль | ||
В начале учебного года каждого модуля | Определение уровня развития детей, их творческих способностей | Викторина и тест |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности детей в обучении. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, творческие задания |
Промежуточный контроль | ||
В конце большой темы каждого модуля | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Тестирование, защита проекта |
Итоговый контроль | ||
В конце учебного года по окончании обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования общеобразовательной программы и методов обучения. | Тестирование, защита проекта |
Оценочные материалы.
- Тестирование: стартовый контроль, промежуточная аттестация, итоговый контроль;
- Контрольные задания; тесты;
- Методы диагностики – наблюдение, собеседование;
- Диагностическая карта личностных достижений учащихся;
РАЗДЕЛ № 3 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
3.1. Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы «Природа и мы»
Модуль I «Земля – наш общий дом» 1 год обучения – 72 часа
№ | Месяц/дата | Время проведения | Форма занятия | Кол. час. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
IX | 1. Введение в программу «Природа и мы» 6 часов | ||||||
1. | Комплексное занятие | 2 | Влияние человека на живую природу. Правила поведения в природе, техника безопасности при проведении практических работ. | ДДТ | Вводный контроль. Беседа | ||
2 | Комплексное занятие | 2 | Что такое экология? Неразрывная связь человека с природой. Дидактическая игра «Что относится к природе». | ДДТ | Опрос | ||
3 | Занятие - экскурсия | 2 | Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. | парк | Наблюдение | ||
2. «Живая и неживая природа» 16 часов | |||||||
4 | Комплексное занятие | 2 | Объекты живой и неживой природы и объекты, созданные человеком. Сезонные изменения в природе. Работа в группах: «Составить рассказ-описание о временах года». Понятия «опыт», «наблюдение». Опыты «Как свет влияет на цвет листьев? Дидактическая игра «Живое и неживое». | ДДТ | Опрос Творческие задания | ||
5 | X | Комплексное занятие | 2 | Красота природы в период золотой осени . Виды деревьев.Экскурсия в парк. Наблюдение за листопадом. Сбор листьев. Дидактическая игра «С какого дерева лист». Составление осеннего букета. | парк | Творческие задания. Наблюдения | |
6 | Тематическое занятие | 2 | Экологические связи: между неживой и живой природой, природой и человеком. Сезонные изменения в жизни животных. Приспособленность животных к зимнему периоду. Роль света в жизни животных. | ДДТ | Опрос | ||
7 | Тематическое занятие | 2 | Вода – источник жизни. Значение воды в жизни живой природы. Защита рисунков «Вода – источник жизни на Земле». | ДДТ | Опрос. Наблюдение | ||
8 | Комплексное занятие | 2 | Вода в природе и ее свойства. Состояния воды. Опыты: «Какой бывает вода?», «Вода и воздух», «Цвет воды», «Запах воды», «Вода-растворитель». Круговорот воды в природе. | ДДТ | Опрос. Наблюдение | ||
9 | XI | Комплексное занятие | 2 | «Куда уходит дождевая вода?» «Испарение воды» «Пар – это тоже вода». Значение воды в жизни человека. Фильтры. Опыт «Очищение воды». Защита плакатов «Берегите воду!». | ДДТ | Опрос. Наблюдение | |
10 | Занятие - практикум | 2 | Воздух, его свойства. Опыты «Как увидеть воздух?», «Как услышать воздух?», «Как поймать воздух?». Роль воздуха в природе. Роль растений в поддержании чистого воздуха. | ДДТ | Опрос. Наблюдение | ||
11 | Занятие - практикум | 2 | Защита плакатов «Берегите воздух! Тестирование. | ДДТ | Обобщающая беседа. Тест. | ||
3. «Удивительное рядом!» 20 часов | |||||||
12 | XII | Занятие - практикум | 4 | «Озинки – милый сердцу уголок!». Составление рассказа о любимом месте родного поселка. Животный и растительный мир Озинского района. | ДДТ | Публичные выступления | |
13 | Занятие - проект | 2 | Проект «Любимый сердцу уголок». Правила оформления презентации. | ДДТ | |||
14 | Занятие - экскурсия | 2 | Экскурсия в музей. Значение семян, ягод, плодов растений в жизни человека и обитателей леса. | музей | Наблюдения | ||
15 | I | Занятие - экскурсия | 4 | Экскурсия в парк «Что снится деревьям зимой?». Наблюдения за хвойными деревьями. Сочинение сказки «Сон дерева». Сезонные изменения в природе зимой. | парк | Творческие задания | |
16 | Занятие - практикум | 2 | Загадки животного мира. Экологическое лото «Угадай животное». | ДДТ | Творческие задания | ||
17 | Занятие - практикум | 4 | Промежуточный контроль. Защита проекта «Любимый сердцу уголок». Выставка рисунков «Мой любимый край» | ДДТ | Защита проекта | ||
18 | II | Занятие - практикум | 2 | Как жить в дружбе с природой? Охрана природы. Основные правила поведения в природе. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Конкурс рисунков «Удивительное рядом». | ДДТ | Опрос, выставка | |
4. «Тайны нашей планеты» 16 часов | |||||||
19 | Комплексное занятие | 2 | Раскрытые и нераскрытые тайны и загадки нашей планеты. Планеты Солнечной системы. Солнце – большая звезда. Луна – естественный спутник Земли. Роль света в жизни человека. Рисунок «Я и космос». | ДДТ | Опрос, выставка | ||
20 | Комбинированное занятие | 4 | Гипотезы появления воды на Земле. Вода пресная и соленая. Опыт «Встреча с ручейком». «В соленой воде предметы не тонут». Вода как продукт горения. Опыт со свечой и ложкой. | ДДТ | Опрос, наблюдения | ||
21 | III | Занятие - практикум | 2 | Органы дыхания растений. Опыты «Может ли растение дышать?» «Как дышит растение?». «Растения выделяют кислород». Загадки природы. | ДДТ | Опрос | |
22 | Тематическое занятие | 2 | Хвоя – это видоизмененные листья. Хвойные деревья обогащают воздух кислородом и зимой. Постепенная смена хвои. Дидактическая игра «С какого дерева хвоя? | ДДТ | Опрос | ||
23 | Занятие - практикум | 2 | Игровое занятие «Вопросы-почемучки» Игра «Экологическая пирамида». Построить «живую цепочку». | ДДТ | Наблюдение | ||
24 | Занятие - практикум | Занимательные вопросы, проблемные ситуации, творческие задания. Обобщение полученных знаний. Правила поведения в природе. Тест. | ДДТ | Тест. | |||
5. «Творческая мастерская» 12 часов | |||||||
25 | IV | Занятие «Творческаямастерская» | 6 | Техника безопасности работы с природным материалом. Работа с природным материалом растительного происхождения: шишки, желуди, семена, бобки, листья. | ДДТ | Выставка работ. | |
26 | V | Занятие «Творческаямастерская» | 4 | Работа с сыпучими материалами (разные виды круп). | ДДТ | Выставка работ | |
27 | Занятие «Творческаямастерская» | 2 | Моделирование «Травянчики» (опилки, пшеница, пуговицы, капрон) | ДДТ | Выставка работ | ||
Модуль II «Я и мир вокруг» – 72 часа
№ | Месяц/дата | Время проведения | Форма занятия | Кол. час. | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
IX | 1. Экологический калейдоскоп 6 часов | ||||||
1. | Комплексное занятие | 2 | Правила поведения в природе – работа с карточками, тестирование. Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» Вводная аттестация. | ДДТ | Вводный контроль. Беседа | ||
2 | Комплексное занятие | 2 | Викторина «Экологический калейдоскоп». Выставка рисунков «Краски осени». Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Найди лишнее». | ДДТ | Опрос, выставка | ||
3 | Занятие - экскурсия | 2 | Экскурсия в парк. Игра «Определи название дерева по листу» Сбор природных материалов. | парк | Наблюдение | ||
2.Времена года. «Золотая осень» 14 часов | |||||||
4 | Занятие - проект | 2 | Сезонные изменения в природе. Приметы осени. Дары осени. Экологический проект «Золотая осень». | ДДТ | Опрос Творческие задания | ||
5 | X | Виртуальная экскурсия | 2 | Виртуальная экскурсия «Осенние путешествия в природу» | ДДТ | Творческие задания. Наблюдения | |
6 | Творческая мастерская | 2 | Составление осеннего гербария. Изготовление аппликаций из осенних листьев. | ДДТ | Творческие задания | ||
Творческая мастерская | 2 | Оформление выставки поделок «Щедрые дары осени!». | ДДТ | Выставка | |||
7 | Тематическое занятие | 2 | Проведение праздника «Осень, осень в гости просим!». Конкурс стихов о золотой осени. | ДДТ | Наблюдение | ||
8 | XI | Занятие - практикум | 2 | Поиск информации для проекта | Дом / задание | Самостоятельная работа | |
9 | Занятие - практикум | 2 | Оформление презентации. Защита проекта «Золотая осень» Изготовление открыток. | ДДТ | Публичные выступления | ||
3.«Красная книга Саратовской области» 14 часов | |||||||
12 | Занятие - практикум | 2 | Экологический проект «Красная книга Саратовской области». | ДДТ | Творческие задания | ||
13 | Тематическое занятие | 2 | Животные и растения Красной книги Саратовской области. | ДДТ | опрос | ||
14 | XII | Занятие - экскурсия | 2 | Экскурсия в музей | музей | Наблюдения | |
15 | Занятие - экскурсия | 2 | Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего района. | парк | Творческие задания | ||
16 | Комплексное занятие | 2 | Как жить в дружбе с природой? Охрана природы. Основные правила поведения в природе. Дидактическая игра «Угадай по описанию». Конкурс рисунков «Удивительное рядом». | ДДТ | Творческие задания | ||
17 | Занятие - практикум | 2 | Защита проекта «Красная книга Саратовской области». Выставка рисунков «Любимый сердцу уголок». | ДДТ | Защита проекта | ||
18 | I | Занятие - практикум | 2 | Промежуточная аттестация | ДДТ | Тест, защита проекта | |
4. «Творческая мастерская» 14 часов | |||||||
25 | Экскурсия | 2 | 4. «Творческая мастерская» Экскурсия, сбор природного материала. Техника безопасности работы с природным материалом. | ДДТ | Выставка работ. | ||
26 | Творческая мастерская | 4 | Работа с природным материалом морского происхождения. | ДДТ | Выставка работ | ||
27 | II | Творческая мастерская | 6 | Работа с нетрадиционным материалом. | ДДТ | Выставка работ | |
Творческая мастерская | 2 | Итоговая работа с использованием известных материалов и техник исполнения (по выбору учащихся). Выставка работ. | ДДТ | Выставка работ. | |||
5. «Я - исследователь» | |||||||
III | Комплексное занятие | 4 | Знакомство с понятием «исследование». Алгоритм исследовательской деятельности. Развитие умения работать по алгоритму. | ДДТ | Наблюдение | ||
Занятие - проект | 4 | Творческий проект «Я – исследователь». Тренировочные занятия. | ДДТ | Творческие задания | |||
IV | Комплексное занятие | 2 | Актуальность исследования тема, цель, задача, новизна, объект, предмет, гипотеза, практическая значимость исследования. | ДДТ | Опрос | ||
Комплексное занятие | 2 | Знакомство с понятием «гипотеза». Развитие умения выдвигать гипотезы. | ДДТ | Творческие задания | |||
Занятие - практикум | 4 | Сбор исследовательского материала. | ЦРБ, школа, ДДТ | Творческие задания | |||
V | Занятие - практикум | 4 | Оформление исследовательской работы. | ДДТ | Наблюдение | ||
Занятие - практикум | 2 | Подготовка публичного выступления. | ДДТ | Опрос | |||
Занятие - практикум | 2 | Презентация, защита проекта «Я – исследователь». | Защита проекта | ||||
Итого | 72 |
3.2. Условия реализации программы.
Материально – техническое оснащение.
Характеристика помещения для занятий: это классная комната, с мебелью, хорошо проветриваемое помещение. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: дидактический материал для проведения занятий и педагогического контроля занятий учащихся; географические, геологические карты России и области; глобус; тетради, ручки, карандаши, фломастеры, альбомы, лупа, гербарии; дидактические игры, кроссворды, викторины, картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, гвозди, скотч; пластиковые бутылки; полиэтиленовые пакеты;
документальные экологические фильмы; компьютер, диски по экологии.
Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Мультимедийный проектор, экран.
Учебно-практическое оборудование
1. Компас.
2. Термометр.
3. Набор предметных картинок.
Информационное обеспечение.
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/.
Кадровое обеспечение: Реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Природа и мы» осуществляет педагог Белоусова Т.П., с высшим образованием, второй год работы данной направленности. Педагог повышает квалификацию с помощью курсовой подготовки: «Дополнительное образование на современном этапе» (140 ч.) с 25.09. – 16.11.2017г, участия в онлайн конференции по проведению «Мастер класса», в работе муниципальных, зональных, областных семинаров.
Сотрудничество с родителями:
- Обеспечение родителям (законным представителям) возможности ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса по программе «Юные экологи»; основными направлениями работы; успехами, достижениями учащихся
- Привлечение родителей к сотрудничеству: в реализации творческих работ и проектов; в оценивании личных достижений обучающихся; в организации и участии выставок, праздников; обмен мнениями и опыт; анкетирование по удовлетворённости работой объединения «Юные экологи». Немалую роль и помощь в организации образовательного и воспитательного процесса играют родители.
- Основные формы работы с родителями: беседы, анкетирование, родительские собрания, творческое участие в конкурсах и праздниках.
Литература, использованная педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1.Марк Хьюиш. Юный исследователь. Пер. Е.В. Комиссарова. – Москва: «Росмэн», 94 .
2. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы. ФГОС. – Издательство
3..География/ А. Мещерикова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. -45, [3]с.: ил. – (Почемучкины опыты и эксперименты)
4.Ближе к природе. Книга натуралиста/ Клэр Уокер Лесли : пер. с англ. Ю. Корнилович ; [науч. Ред. А. Савченко и др. ] – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 288с.
5. Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. М., Просвещение, 2000.
6. Болотина Л.Р., Лытищина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. М., Просвещение, 2001.
7. Бондаренко Т.М. , Экологические занятия с детьми 7 – 8 лет, ТЦ «Учитель», 2012.
8. Гирндт Сюзанна. Разноцветные поделки из природных материалов / Пер. с нем. А.П. Прокопьева. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 192 с.: цв. ил. – (Внимание: дети!)
9. Запартович Б.Б., Криворученко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. М., Педагогика, 2000.
10. Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.
11. Куликова О.П. Поделки из природных материалов/ О.П. Куликова. – М.: Издательский дом МСП, 2005. – 96 с.: ил.
12. Новикова И.В. , Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов – Ярославль: Академия развития, 2003.
13. Папорков М.А., Клиновская Н.И., Милованова Е.С. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. М., Просвещение, 2002.
14. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы, Просвещение, 2013.
15. Филенко ФП. Поделки из природных материалов. Пособие для учителей нач. классов по внеклассной работе. М., «Просвещение», 1976.
16.Филенко Ф.П. Природные материалы на уроках труда начальных классов. – Киев: Наукова думка, 1977.
17. Интернет ресурсы.
Литература, рекомендованная для детей и родителей по данной программе:
1. Адолюр Г.А. Заповедными тропами М., 1980.
2. Брем А.Э. Жизнь животных. 1-3 том. М., 1992.
3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М., 1994.
4. Голованова Э.М. Птицы возле дома. Л., 1990.
5. Корабельников В.А., Корабельникова Т.В., Корабельников А.В. Легенды и быль о собаках. М.: Просвещение; 1993.
6. Никитина В.В. Зоопарк в твоей книжке. Харьков. 1992.
7. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Популярное пособие для родителей и педагогов, художники М.В. Дунин, В.Н. Куров. – Ярославль: 8. 8. «Академия развития», 1997. – 2008 с., ил. – (Сер. ил.: «Вместе учимся мастерить»)
8. Шапиро И.А. Загадки растения-сфинкса, Л., 1992.
Приложение 1
Поведение на природе
Совершать походы на природу полезно, вы это хорошо знаете. Лес, водоемы, луга, горы и степи дают хорошее настроение и познавательны для развития ума. А физическая нагрузка, которую вы получите при прогулке на свежем воздухе, весьма полезна для здоровья.
Лес, речка, луг – дом для растений и животных, но это и ваш дом, и потому будьте вежливыми гостями в лесу. Не берите домой маленьких птенцов или зверенышей. Они не потеряны и не брошены, взрослые звери и птицы найдут их. Никто, кроме их родителей, не создаст им лучших условий для роста и развития. Также не следует брать яйца из гнезд, разорять муравейники и раскапывать норы. Не включайте на полную мощность приемники, магнитофоны. Громкие звуки тревожат зверей, птиц и насекомых.
На надо ставить палатку близко к муравейникам и на муравьиных тропах. Не трогайте змей, и тогда они тебя тоже не будут трогать. Ни одна змея никогда первая не нападет на человека. Если вы мастера рыбной охоты – не ловите больше, чем вы сможете съесть всей своей компанией. И не тащите домой охапки сломанных вами веток кустарников и букеты цветущих трав.
Костер в лесу старайтесь не разводить. Достаточно маленькой искры, чтобы устроить пожар, потушить который вы не сможете никогда, так как он распространяется очень быстро. В результате вам придется спешно убегать, и по вашей милости сгорят десятки гектаров леса вместе с мелким зверьем. Очень грустное зрелище – видеть лес, обезображенный черными пожарищами. Все они – только от окурков и непогашенных костров.
Забывчивый охотник на привале Не разметал, не растоптал костра. Он в лес ушел, а ветки догорали И нехотя чадили до утра. А утром ветер разогнал туманы, И ожил потухающий костер. И, сыпля искры впереди поляны, Багровые лохмотья распростер. Он всю траву с цветами выжег, | Кусты спалил, в зеленый лес пошел, Как вспуганная стая белок рыжих, Он заметался со ствола на ствол. И лес гудел от огненной метели, С морозным треском падали стволы, И как снежинки, искры с них летели Над серыми сугробами золы. |
Отдыхая на природе, люди нередко оставляют «память о себе» - вырезают на коре деревьев надписи, например, свои имена, или пишут на скалах краской названия родных городов. Ученые объясняют это доставшейся нам от предков потребностью «метить» свою территорию, как это делают собаки или кошки. Не уподобляйтесь животным.
Остатки еды в пакетах или пластиковых, металлических банках, крупы, тушенку, сухари лучше высыпать под дерево, а банки и пакеты унести с собой. Благодарные зверьки и птицы все съедят с удовольствием, а что не съедят – с дождями уйдет в землю.
Не оставляйте после себя мусор из пластиковых и стеклянных бутылок, стаканов, полиэтиленовых пакетов и бумаги. В лес лучше не брать стеклянные бутылки и уж тем более – не бить! Сам же потом и наступишь на осколок. Идя в поход, имей хотя бы один большой плотный пластиковый мешок, чтобы весь мусор донести или довезти до ближайшей помойки или контейнера! Если каждый возьмет за правило увозить с собой мусор из леса, то это значит, что в нашей стране живут цивилизованные и культурные люди. Вы должны быть одними из них!
Подведем итог нашей беседы.
Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегай, прыгай и играй, Только, чур, не забывай, Что в лесу нельзя шуметь, Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай, Никогда не забывай: Мусор с травки убирать, Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять: Ты пришел не убивать! | Бабочки пускай летают, Ну, кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу – всего лишь гость, Здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, Ведь они нам – не враги! Помоги лесным зверушкам, Приготовь для них кормушки. И тогда любой зверек – Будь то ласка иль хорек, Еж лесной, речная рыба –Скажет: «Ты – мой друг! Спасибо!». |
Поведение на природе (тест)
1.Ваш класс в походе должен сделать привал на одной из трех полян. На первой поляне – упавшие с деревьев сухие ветки, высокая трава. Вторая поляна с мелкой газонной травой. А на третьей поляне – следы пребывания людей: кострище, пластиковый и бумажный мусор. Определи место привала. на первой поляне 2) на второй поляне 3) на третьей поляне | 2.Школьники разбрелись по лесу. Первый нашел в дереве дупло, полез в него рукой и вытащил птичье гнездо. Второй в густых зарослях увидел гнездо и достал из него птичьи яйца, чтобы показать другим. Третий заметил выпорхнувшую из-под пня птицу, посмотрел на гнездо с птенцами и осторожно отошел в сторону. Как поступишь ты? как первый школьник как второй школьник как третий школьник |
3.Школьники 4 «а» класса на привале были заняты сбором хвороста, чтобы подбрасывать его в огромный костер. Учащиеся 4 «б» класса разожгли костер на зеленой траве, чтобы испечь картошку. А дети 4 «в» убрали место привала, расстелили скатерть на траву и пообедали без разжигания огня. Какой класс поступил правильно? 4 «а» 4 «б» 4 «в» | 4.Во время экскурсии на природу класс разделился на три группы. Каждая группа пошла по своей тропинке, чтобы представить описания и объекты живой и неживой природы. Первая группа принесла описания и рисунки. Вторая – охапки трав и цветов, ежа, ящерицу, яйца из кладки птиц. Третья группа – описания и растения для гербария. Какая из групп не заслуживает положительной оценки? первая вторая третья |
5.Определи, какое из перечисленных мнений твое. Всех опасных животных нужно уничтожать! Все насекомые – разносчики заразы! Животный и растительный мир нужно беречь! | 6.Какую позицию в охране лесов от пожаров занимаешь ты? Мои родители платят налоги, чтобы государство заботилось об охране природы и лесов от пожаров. Мне нет дела до охраны лесов от пожаров, есть люди, которые их охраняют, и им за это платят деньги. Я буду предупреждать случайные пожары и не стану разжигать костер в опасном месте. Я не оставлю костер до тех пор, пока он полностью не погаснет. |
7.Какие шаги сможешь предпринять ты, чтобы помочь природе? Выбери верный ответ. посажу дерево, сэкономлю воду, соберу мусор. оставлю костер в лесу горящим, а на стволе дерева вырежу свое имя. Выброшу пластиковую бутылку и полиэтиленовый пакет там, где мне хочется. | 8.Ученые делят все природные ресурсы на две категории: те, которые нельзя вспомнить и те, которые можно восстановить. Выбери ресурсы, которые, если человек захочет, подлежат восстановлению. уголь, газ, нефть. Полезные ископаемые Леса, дикие животные, вода |
9.Во время похода, перед выходом из леса руководитель отряда попросил Максима, Сашу и Кирилла вынести из леса собранный мусор. Саша возмутился: «Все можно сжечь в костре!» А Кирилл сказал, что мусор можно закопать. Максим высказал свое мнение, что мусор лучше вынести из леса на свалку. Чье мнение поддерживаешь ты? Саши Максима Кирилла | 10.Что быстрее всего сгниет и не причинит вреда природе? 1) Опавшие плоды и листья. 2) Пластиковая бутылка. 3) Стеклянная банка. |
11. Если ты столкнешься в степи с гадюкой, а в лесу с ужом, что ты будешь делать? 1) возьму в руки ужа и не стану приближаться к гадюке 2) ударю гадюку, ведь она ядовита 3) не стану трогать змей, ведь они часть природы | 12. Как называют специалиста по охране природы? 1) стоматолог 2) филолог 3) эколог. |
Ответы: 1-3; 2-3; 3-3; 4-2; 5-3; 6-3; 7-1; 8-3; 9-2; 10-1; 11-3; 12-3.
Тест (Вводная аттестация)
1.В какое время суток можно увидеть на небе звёзды?
-днём
-утром
-ночью
2.Что мы едим у огурца?
-плод
-семена
-стебель
3.Найди насекомое.
-стрекоза
-летучая мышь
-голубь
4.Как называется явление, когда испаряется вода и выпадают осадки?
5.Почему поздней осенью солнце греет слабее?
- поднимается высоко над землёй
- поднимается невысоко над землёй
6.Можно ли наблюдать за рыбами зимой? Объясни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7.Как называется прибор, которым измеряют температуру воздуха?
-барометр
-термометр
- манометр
8.Оттепель бывает ,когда температура воздуха:
-выше нуля градусов
-нуль градусов
- ниже нуля градусов
9. Как называется планета, на которой ты живёшь?
- Венера;
- Земля;
- Нептун.
10. Какой из газов в воздухе самый важный?
- азот;
- кислород;
- углекислый газ.
Оценка результатов:
высокий уровень – правильно ответили на 10 – 8 вопросов
средний уровень - правильно ответили на 7 – 5 вопросов
низкий уровень - меньше 5 вопросов
Тестирование (Промежуточная аттестация)
1.К телам живой природы относятся:
а) вода
б) гвоздь
в) комнатная муха
2. Из цветка растения образуется:
а) стебель
б) плод с семенами
в) лист
3.Гриб состоит из:
а) из корня
б) из стебля
в) из плодового тела и грибницы, шляпки
4.Вещество – это:
а) капля росы
б) нож
в) резина
5.В состав воздуха входит:
а) азот
б) взвесь
в) вода
6.Состояние воды:
а) жидкое и газообразное.
б) твердое
в) все перечисленные
7.Простые вещества состоят из:
а) атомов одного вида
б) разных атомов
в) частиц
8. Задание « Склеенное предложение». Клей разлился - слова склеились. Отдели слова друг от друга черточками.
ОПЫТЭКСПЕРИМЕНТИССЛЕДОВАНИЕПРОЕКТ
9.Допиши предложения.
Животные, у которых 6 ног – это_______________________________________
_________________________________________________________________
Водные животные, покрытые чешуёй, дышащие жабрами – это_____________
_________________________________________________________________
Животные с голой кожей, живущие и в воде и на суше – это________________________________________________________________
Животные с сухой чешуйчатой кожей, ползающие – это___________________
_________________________________________________________________
Животные, выкармливающие детёнышей молоком – это___________________
_________________________________________________________________
10.Заполни таблицу: О внесенных в Красную книгу Саратовской области (3 - 4)
Названия растений | Названия животных | Названия птиц |
Оценка результатов:
высокий уровень – правильно ответили не менее 7 вопросов
средний уровень - правильно ответили не менее 5 вопросов
низкий уровень - меньше 5 вопросов
Защита творческого проекта (Итоговая аттестация)
Высокий уровень - тема проекта раскрыта, исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы; цель определена, ясно описана, дан подробный план её достижения; работа отличается чётким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами; работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта.
Средний уровень - тема проекта раскрыта фрагментарно;
цель определена, дан краткий план её достижения; предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать её соответствующую структуру; работа самостоятельная, демонстрирующая серьёзную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества.
Низкий уровень - тема проекта не раскрыта; цель не сформирована;
работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора; в письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и чёткая структура, допущены серьёзные ошибки в оформлении.
Мониторинг отслеживания и фиксации результатов освоения программы
Мониторинг образовательных результатов
Высокий уровень (В)- имеет широкий кругозор знаний по содержанию программы, владеет определенными понятиями (природа живая и неживая, окружающая среда, экология и др.), использует дополнительную литературу.
Средний уровень (С)- имеет неполные знания по содержанию программы, оперирует специальными терминами, не использует дополнительную литературу.
Низкий уровень (Н)- недостаточны знания по содержанию программы, знает отдельные определения.
Форма фиксации результатов
Ф И О ребенка | Стартовый | Промежуточный | Итоговый | |||
Иванов И.И. | ||||||
Петров П.П. | ||||||
итого | кол-во детей | % | кол-во детей | % | кол-во детей | % |
высокий | ||||||
средний | ||||||
низкий |
Мониторинг эффективности воспитательных воздействий
Высокий уровень (В)- соблюдает нормы поведения в природе, имеет нравственные качества личности (доброта, уважение, дисциплина), принимает активное участие в жизни коллектива.
Средний уровень (С)- обладает поведенческими нормами в природе, но не всегда их соблюдает, имеет коммуникативные качества, но часто стесняется принимать участие в делах коллектива.
Низкий уровень (Н)- редко соблюдает нормы поведения в природе, нет желания общаться в коллективе.
Форма фиксации результатов
Ф И О ребенка | Стартовый | Промежуточный | Итоговый | |||
итого | кол-во детей | % | кол-во детей | % | кол-во детей | % |
высокий | ||||||
средний | ||||||
низкий |
Мониторинг творческих достижений
Высокий уровень (В)- регулярно принимает участие в выставках, конкурсах в масштабе района, области, страны.
Средний уровень (С)- участвует в конкурсах внутри учреждения, объединения.
Низкий уровень (Н)- редко участвует в конкурсах, выставках внутри объединения.
Форма фиксации результатов
Ф И О ребенка | Стартовый | Промежуточный | Итоговый | |||
итого | кол-во детей | % | кол-во детей | % | кол-во детей | % |
высокий | ||||||
средний | ||||||
низкий |
Приложение №2
Физкультминутки и гимнастика для глаз
Глазки вправо, глазки влево,
- по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем
- немножечко потрем. Посмотри на кончик носа
- в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори.
Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять Глазки заставляй моргать. А сейчас расслабились На места отправились.
***
Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед,
- автобус не везет. Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились Вперёд мы покатились.
Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.
И налево надо тоже Поглядеть из под ладошек. И – направо! И еще Через левое плечо!
***
Хомка - хомка хомячок, Полосатенький бочок. Хомка рано встаёт Глазки свои хомка трет. Поморгает – раз, два, три Вдох и выдох . Посмотри Далеко ручей бежит, На носу комар пищит. Смотрит хомка выше, ниже, Вправо, влево, дальше, ближе… Осмотрел он все кругом Прыг! И в норочку бегом!
***
Указательный палец правой руки – это жук. Дети поворачивают его вправо, влево, вверх, вниз, следуя тексту.
- журавлю жук подлетел, Зажужжал и запел «Жжж.» Вот он вправо полетел,
Каждый вправо посмотрел.
Вот он влево полетел,
Каждый влево посмотрел.
Жук на нос хочет сесть,
Не дадим ему присесть.
Жук наш приземлился,
Зажужжал и закружился. «Ж-ж-ж.»
Жук, вот правая ладошка,
Посиди на ней немножко. Жук, вот левая ладошка, Посиди на ней немножко.
Дети вытягивают поочерёдно вперёд пра-вую и левую руки, смотрят на ладошку; затем встают на ноги , тянутся вверх на носочках и хлопают в ладоши, медленно опуская руки.
Жук наверх полетел
И на потолок присел.
На носочки мы привстали, Но жука мы не достали. Хлопнем дружно — Хлоп - хлоп-хлоп, Чтобы улететь он смог. «Ж-ж-ж.»
***Капля первая упала - кап! (сверху паль-цем показывают траекторию ее движе-ния) И вторая пробежала - кап! Мы на небо посмотрели, (то же самое) Капельки кап - кап запели, Намочились лица.Мы их вытирали. (вытирают лицо рука-ми) Туфли - посмотрите - (показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали. Плечами дружно поведем (движения плечами)
- все капельки стряхнем. От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (приседают)
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
«Весёлая неделька»
гимнастика для глаз
Понедельник
Всю неделю по — порядку, Глазки делают зарядку.
понедельник, как проснутся, Глазки солнцу улыбнутся, Вниз посмотрят на траву И обратно в высоту
Вторник
Во вторник часики глаза, Водят взгляд туда – сюда, Ходят влево, ходят вправо Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а за-тем в левую, голова неподвижна; (снима-ет глазное напряжение).
Среда
- среду в жмурки мы играем, Крепко глазки закрываем. Раз, два, три, четыре, пять, Будем глазки открывать. Жмуримся и открываем Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).
Четверг
По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смот-реть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их коор-динации).
Пятница
- пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять
- другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз , вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).
Суббота
Хоть в субботу выходной, Мы не ленимся с тобой. Ищем взглядом уголки, Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные дви-жения глаз).
Воскресенье
- воскресенье будем спать, А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее ве-ко от носа к наружному краю глаз, ниж-нее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучша-ет кровообращение).
Без гимнастики , друзья, Нашим глазкам жить нельзя!
***
Ослик ходит выбирает,
Что сначала съесть не знает. Наверху созрела слива, А внизу растет крапива,
Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва.
Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег.
Вот окошко распахнулось, Кошка вышла на карниз. Посмотрела кошка вверх . Посмотрела кошка вниз. Вот налево повернулась. Проводила взглядом мух . Потянулась, улыбнулась
- уселась на карниз. Глаза вправо отвела, Посмотрела на кота.
- опять домой зашла
Карточки для учащихся «Веселые глазки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа- наш дом".
Учебный курс «Природа – наш дом» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к сре...
рабочая программа кружка "Природа и мы" 2 класс
Программа кружка "Природа и мы" предназначена для 2 класса начальной школы и рассчитана на 68 занятий (2 часа в неделю). Преподавание кружка "Природа и мы" основано на получении учащимися зн...
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" 2 класс УМК "Школа России"
Рабочая программа по курсу "Технология. Человек, природа, техника" (учебник "Технология. 2 класс" автор Роговцева Н.И.) для 2 класса включает в себя следующие разделы: пояснительную записку, осн...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...
Рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) для базового уровня 4 класса
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федера...
Рабочая программа "Природа и фантазия"
Программа предусматривает обучение детей 7-10 лет основам декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства через практическое применение знаний и навыков....
Рабочая программа "Природа. Изобразительное искусство" 4 класс
Прграмма предусматривает четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы по изобразительному искусству. Запланированы предметные и личностные результаты обуч...