Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
рабочая программа по математике по теме

Чолак Елена Геннадьевна

Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина.

 Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_naglyadnaya_geometriya.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Наглядная геометрия

Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.

На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание    интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт  расширяет содержание  геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.  

Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.

Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
  2. усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
  3. отрабатывать практические навыки работы с инструментами.

 Развивающие:

  1. развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
  2. развивать внимание, память, логическое, абстрактное и  аналитическое мышление и самоанализ;
  3. развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  4. развитие творческих способностей.

Воспитательные:

  1. формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
  2. осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.

Программа факультатива «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 127 часов.

Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия» составлена на основе Программы  «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина и рассчитана на 25 часов в 1 классе, по 34 часа в 2, 3, 4 классах.

Основные формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные,

творческие  и практические занятия;

индивидуальная деятельность;

 различные методы обучения:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);

практический (учащиеся  не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют  в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).

Принципы, лежащие в основе программы:

  1. доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  2. наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  3. демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  4. научности (обоснованность, наличие теоретической основы).
  5. «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).

Преподавание курса факультатива «Наглядная геометрия» обеспечено следующими учебно – методическими пособиями:

Для ученика:

Тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов:

1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

2-й класс, автор Н. Б. Истомина;

3-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;

4-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, изд. Ассоциация 21 век.

Для учителя

Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия»  1,2,3,4  класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2011 г.

Экранно-звуковые пособия :

Геометрические фигуры. Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями, Планетариум, 2007 г.

Технические средства обучения:

Интерактивная доска

Диапроектор

Учебно-практические пособия:

Конструктор для объемного конструирования «Тико».  

Краткая характеристика содержания курса

«Наглядная геометрия» для 1 – 4 –го классов

1 класс

           1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях:  «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.

          2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования  геометрических фигур: геометрическая фигура   рассматривается как целое, которое можно составить из    нескольких других  фигур, её частей.    

           3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников  формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.

2 класс

          1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о  точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)

          2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются   представления младших школьников  об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником  на основе  имеющихся  у них представлений  о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию,  выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

3 класс

           1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.

           2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются      умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.

           3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются  представления о круге как   сечении шара,  об окружности как   границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.

4 класс

            1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных  фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся  предметами. Школьники  знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по  совершенствованию умений читать графическую информацию и   изображать на плоскости объемные фигуры.

          2. Пересечение фигур. Обобщаются представления   школьников  о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты.  

Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.

У выпускника  могут быть сформированы:

  1. понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;

устойчивый познавательный интерес.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Выпускник  научится:                                                

  1. принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                                  
  2. понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;                                                                                                    
  3. адекватно воспринимать предложения учителя;                                                                  
  4. проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                                                                    
  5. осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;                                                                                                                              
  6. оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.

Выпускник  получит возможность научиться:

  1. в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
  2. адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
  3. восполнять пробелы в знаниях и умениях,
  4. самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  2. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  3. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;

Выпускник  получит  возможность научиться:

  1. пользоваться различными дополнительными источниками информации;
  2. осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
  3. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
  4. выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник  научится:                                                                                                                            

  1. принимать участие в работе парами и группами;                                                                      
  2. воспринимать различные точки зрения;                                                                          
  3. использовать простые речевые средства;                                                                                    
  4. контролировать свои действия в классе;                                                                                            
  5. понимать задаваемые вопросы.

Выпускник  получит возможность научиться:

  1. оценивать советы и  предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
  2. использовать  в речи язык математики
  3. совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
  4. проявлять инициативу в поиске и сборе информации

ПРИЛОЖЕНИЕ

    Календарно – тематическое планирование

курса «Наглядная геометрия»

1-й класс

Примерное планирование занятий

Название темы

Кол-во часов

Цель занятия

N заданий

Дата

план

факт

Пространственные представления «слева, справа, между»

2

Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между».

1—3

Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе»

1

Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

4—7

Учимся ориентироваться относительно точки отсчета

2

Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта.

8—17

Пространственные представления «за,перед, под, над, дальше, ближе».

2

Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

18—20;

26—28

Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

2

Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке.

21—25;

29, 30

Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы.

2

Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

31—37

Предметы разные и одинаковые по форме.

1

Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы.

38—41

Форма, размер. Конструирование прямоугольника из двух фигур.

1

Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать прямоугольник из двух фигур.

42, 45, 48

Конструирование фигуры из двух частей.

1

Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из её частей.

43, 47

Конструирование треугольника из фигур.

1

Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур.

44, 52

Конструирование прямоугольника из данных фигур

2

Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур.

46, 49, 50, 51, 53

Конструирование прямоугольника, треугольника из разных частей.

1

Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей).

54—56

Плоская и кривая поверхность

1

Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях.

57—61

Плоская и кривая поверхность

1

Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях

геометрических тел.

62—65

Линия замкнутая  и незамкнутая

2

Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве.

66—73

Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые.

2

Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности.

74—82

Область и граница области на плоскости

1

Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях.

83—86

Соседние и не соседние области на плоскости

1

Формировать у ребят представления о соседних и не соседних областях.

87—90

Деление фигур на части

1

Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой».

91—96

2-й класс

Примерное планирование занятий

Тема занятия

Кол.

часов

Цель занятия

Задания

Дата

Повторение. Прямые и кривые линии.

2

Проверить представления детей о внешней и внутренней, плоской и кривой поверхностях, о прямой и кривой линиях и их пересечении, а также умение соотносить положение предмета в пространстве с его изображением.

1–3

Ломаная линия.

1

Проверить имеющиеся у школьников представления о ломаной линии и умении строить ломаную по данным вершинам.

4–7

Кривая линия и луч.

1

Проверить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии и луче.

8–11

Углы. Виды углов.

2

Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы.

12–14

Сравниваем и строим углы.

1

Продолжить формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов.

15–18

Строим углы с помощью угольника.

1

Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника.

19–23

Многоугольники.

2

Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах.

24–26

Треугольники.

1

Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке.

27–29а)

Четырехугольники.

2

Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием.

29 б), в),31

Четырехугольники,

треугольники.

1

Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке.

30, 32, 34

Прямоугольник и квадрат.

1

Уточнить представления учащихся о прямоугольнике и о квадрате как разновидности прямоугольника.

33, 35

Многогранники и их изображение на плоскости.

2

Уточнить знания учащихся о видимых и невидимых (штриховых) линиях на изображении геометрических фигур. Познакомить второклассников с многогранниками и их изображениями на плоскости.

36–39, 40

Куб, построение куба.

2

Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией.

41,42

 Читаем схемы и чертежи.

1

Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию.

48, 49, 51, 52

Конструирование  геометрических фигур.

2

Учить соотносить изображение куба с его разверткой и с поворотами модели куба в пространстве.

43–45 (47)

Развертка куба.

1

Продолжить обучение второклассников соотнесению модели куба с его разверткой и распознаванию кубов, полученных в результате преобразований данного куба.

46, 50, 53 а), б)

Многогранники, развертка многогранника.

2

Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников.

50, 57,

53 в), г)

Сечение многогранника.

1

Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника.

54–56

Куб, многогранник.

2

Повторение.

58–60

61–62

63—66

Геометрический КВН

1

Повторение

3-й класс

Примерное планирование занятий

Тема занятия

Кол.

часов

Цель занятия

Задания

Дата

Повторение. Плоская и кривая поверхность.

2

Проверить сформированность представлений младших  школьников о плоских и кривых поверхностях.

1–5

Видимые и невидимые поверхности.

1

Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях.

6

Видимые и невидимые поверхности многогранника.

1

Формировать у учащихся представления  о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях.

7–8

9, 10

Пересечение геометрических фигур

1

Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур.

11, 12,13

Пересечение плоской поверхности с многогранником.

1

Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника.

14, 18,16

Пересечение прямой и куба.

2

Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба.

15,17

Пересечение лучей

1

Уточнить и расширить представления о пересечении лучей.

19

Пересечение геометрических фигур

2

Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

20,21

Пересечение отрезков

1

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков.

22, 24

Пересечение углов.

1

Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов.

23

Конструирование многоугольника

2

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.

25,26

Строим пересечение фигур на плоскости

2

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.

27

Фигуры одинаковой площади.

2

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

28, 29

Шар и круг.

1

Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара

30–33

Окружность

1

Формировать представления об окружности как о границе круга.

34, 35

Окружность и круг.

2

Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга.

36, 37

Радиус окружности

1

Формировать представления о радиусе окружности.

38, 39

Из чего состоят геометрические объекты.

2

Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить).

40, 41

Строим окружности.

2

Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям.

42, 43

4 класс

Примерное планирование занятий

Тема занятия

Кол.

часов

Цель занятия

Дата

Повторение. Плоские и объемные фигуры.

4

Обобщить представления о плоских и объемных фигурах.

Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных  фигур.

Тела вращения: цилиндр, конус и шар.

1

Формирование представления о телах вращения.

Цилиндр как тело вращения

1

Формирование представлений о цилиндре, конусе и шаре как тело вращения плоской фигуры вокруг оси.

Конус как тело вращения.

1

Шар как тело вращения

1

Развертка цилиндра, конуса, усеченного конуса

4

Продолжается работа по  совершенствованию умений читать графическую информацию

Пересечение геометрических фигур

2

Формирование представлений о пересечении геометрических фигур.

Строим пересечение геометрических фигур

2

Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости.

Площадь геометрических фигур.

2

Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади.

Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы.

1

Обобщить представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы.

Точка. Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые.

2

Обобщить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии.

Точка. Отрезок. Луч.

1

Обобщить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о отрезке и луче.

Углы. Виды углов.

1

Обобщить представления об углах, о равных углах, обозначение  и сравнение углов.

Конструирование  геометрических фигур.

2

Учить соотносить изображение фигуры с его разверткой и с поворотами модели фигуры в пространстве.

Пересечение геометрических фигур

2

Обобщить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах.

Конструирование многоугольника

2

Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной.

Плоские и объемные фигуры

2

Обобщить знания о плоских и объемных фигурах.

Геометрическая ярмарка

2

Используемая литература:

1.Программа факультатива «Наглядная геометрия»  Автор: Н.Б. Истомина.

2.Методические рекомендации к  тетрадям «Наглядная геометрия»  1,2,3,4  класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация  XXI век», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность

Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная  деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие  артистических ...

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.

авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село  - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....

Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса

  Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации  федерального государственного образовательного станда...

Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса

Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...

Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)

Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...