Рабочая программа факультативного курса "Наглядная геометрия" для внеурочной деятельности
рабочая программа по математике по теме
Рабочая программа для внеурочной деятельности по математике для 1 - 4классов составлена на основе программы для внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"Н.Б. Истомина.
Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_naglyadnaya_geometriya.docx | 43.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Наглядная геометрия
Начальный курс математики объединяет арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом вопросы геометрии затрагиваются очень поверхностно, на них выделяется малое количество времени для изучения.
На современном этапе для начального математического образования характерно возрастание интереса к изучению геометрического материала. Федеральный государственный образовательный стандарт расширяет содержание геометрических понятий, представление о которых должно быть сформировано у младших школьников.
Данный дополнительный курс ставит перед собой задачу формирования интереса к предмету геометрии, подготовку дальнейшего углубленного изучения геометрических понятий. Разрезание на части различных фигур, составление из полученных частей новых фигур помогают уяснить инвариантность площади и развить комбинаторные способности. Большое внимание при этом уделяется развитию речи и практических навыков черчения. Дети самостоятельно проверяют истинность высказываний, составляют различные построения из заданных фигур, выполняют действия по образцу, сравнивают, делают выводы.
Цель данной программы — формирование представления о прикладных возможностях математики, ее месте в общечеловеческой культуре, а также о практической значимости геометрических знаний.
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;
- усвоение определенной системы геометрических знаний посредством моделирования и исследования реальных ситуаций;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами.
Развивающие:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников.
Программа факультатива «Наглядная геометрия» рассчитана на четыре года обучения, по 1 часу в неделю, всего 127 часов.
Рабочая программа по предмету «Наглядная геометрия» составлена на основе Программы «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина и рассчитана на 25 часов в 1 классе, по 34 часа в 2, 3, 4 классах.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные,
творческие и практические занятия;
индивидуальная деятельность;
различные методы обучения:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
практический (учащиеся не только воспринимают и усваивают готовую информацию, но и участвуют в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие теоретической основы).
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных работ).
Преподавание курса факультатива «Наглядная геометрия» обеспечено следующими учебно – методическими пособиями:
Для ученика:
Тетради «Наглядная геометрия» для 1 − 4-х классов:
1-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
2-й класс, автор Н. Б. Истомина;
3-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько;
4-й класс, авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько, изд. Ассоциация 21 век.
Для учителя
Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1,2,3,4 класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
Экранно-звуковые пособия :
Геометрические фигуры. Комплект цветных диапозитивов с методическими комментариями, Планетариум, 2007 г.
Технические средства обучения:
Интерактивная доска
Диапроектор
Учебно-практические пособия:
Конструктор для объемного конструирования «Тико».
Краткая характеристика содержания курса
«Наглядная геометрия» для 1 – 4 –го классов
1 класс
1. Взаимное расположение предметов. Уточняются представления детей о пространственных отношениях: «справа - слева,», «перед - за», «между», «над - под» и т.д.
2. Целое и части. Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей.
3. Поверхности. Линии. Точки. У школьников формируются первые представления о поверхностях (кривой и плоской), умение проводить на них линии и изображать их на рисунке. Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области.
2 класс
1. Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о точке, линиях и поверхностях при выполнении различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.)
2. Углы. Многоугольники. Многогранники. Уточняются представления младших школьников об углах и многоугольниках. Второклассники знакомятся с многогранником на основе имеющихся у них представлений о плоской поверхности. Продолжается работа по формированию у учащихся умений читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.
3 класс
1. Кривые и плоские поверхности. Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.
2. Пересечение фигур. Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; совершенствуются умения читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.
3. Шар. Сфера. Круг. Окружность. Формируются представления о круге как сечении шара, об окружности как границе круга, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.
4 класс
1. Цилиндр. Конус. Шар (Тела вращения). Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси. Устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми учащимся предметами. Школьники знакомятся с развертками цилиндра, конуса и усеченного конуса. Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объемные фигуры.
2. Пересечение фигур. Обобщаются представления школьников о различных геометрических фигурах: плоских и объемных и об их изображении на плоскости.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты.
Изучение геометрического материала способствует формированию таких личностных качеств, как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение.
У выпускника могут быть сформированы:
- понимание необходимости учения, выраженная учебно-познавательная мотивация;
устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- адекватно воспринимать предложения учителя;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;
- адекватно оценивать, что усвоил при решении задач, и на каком уровне;
- восполнять пробелы в знаниях и умениях,
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи;
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться различными дополнительными источниками информации;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- выявлять причинно-следственные связи, выстраивая логические цепи рассуждений, доказательств.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать участие в работе парами и группами;
- воспринимать различные точки зрения;
- использовать простые речевые средства;
- контролировать свои действия в классе;
- понимать задаваемые вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать советы и предложения других учащихся, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- использовать в речи язык математики
- совместной деятельности, договариваться с учащимися о способах решения возникающих проблем.
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно – тематическое планирование
курса «Наглядная геометрия»
1-й класс
Примерное планирование занятий
Название темы | Кол-во часов | Цель занятия | N заданий | Дата | |
план | факт | ||||
Пространственные представления «слева, справа, между» | 2 | Уточнить представления первоклассников о пространственных отношениях «справа — слева», «между». | 1—3 | ||
Пространственные представления «за, перед, под, над, дальше, ближе» | 1 | Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | 4—7 | ||
Учимся ориентироваться относительно точки отсчета | 2 | Продолжить формировать у первоклассников умение ориентироваться по «схеме тела» и относительно произвольной точки отсчёта. | 8—17 | ||
Пространственные представления «за,перед, под, над, дальше, ближе». | 2 | Продолжить формировать у учащихся представления об отношениях «слева — справа»; уточнить их представления об отношениях «за — перед», «над — под», «ближе — дальше» и об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | 18—20; 26—28 | ||
Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник. | 2 | Уточнить представления детей о квадрате, прямоугольнике, треугольнике. Обучать конструированию этих фигур из палочек. Продолжить формировать представления об изображении видимых и невидимых частей фигур на рисунке. | 21—25; 29, 30 | ||
Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы. | 2 | Проверить усвоение учащимися отношений «слева – справа», «на – под», «между», их представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. | 31—37 | ||
Предметы разные и одинаковые по форме. | 1 | Проверить умение детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, распознавать предметы одинаковой и различной формы. | 38—41 | ||
Форма, размер. Конструирование прямоугольника из двух фигур. | 1 | Проверить представления детей о форме, размере. Формировать умение конструировать прямоугольник из двух фигур. | 42, 45, 48 | ||
Конструирование фигуры из двух частей. | 1 | Продолжить работу, направленную на приобретение учащимися опыта конструирования геометрической фигуры из её частей. | 43, 47 | ||
Конструирование треугольника из фигур. | 1 | Формировать у первоклассников умение конструировать треугольники из двух данных фигур. | 44, 52 | ||
Конструирование прямоугольника из данных фигур | 2 | Обучать конструированию прямоугольника из данных фигур. | 46, 49, 50, 51, 53 | ||
Конструирование прямоугольника, треугольника из разных частей. | 1 | Проверить умения учащихся конструировать фигуру из палочек и составлять фигуру (целое) из других фигур (её частей). | 54—56 | ||
Плоская и кривая поверхность | 1 | Формировать у первоклассников представления о плоской и кривой поверхностях. | 57—61 | ||
Плоская и кривая поверхность | 1 | Продолжить формирование представлений о плоской и кривой поверхностях и умение распознавать их на изображениях геометрических тел. | 62—65 | ||
Линия замкнутая и незамкнутая | 2 | Уточнить понятия «незамкнутая линия», «замкнутая линия», «ломаная линия»; расширить представления первоклассников о поверхностях; учить их определять взаимное положение плоских поверхностей в пространстве. | 66—73 | ||
Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые. | 2 | Познакомить детей с изображением на рисунке невидимых линий; продолжить формировать умение распознавать плоские и кривые поверхности. | 74—82 | ||
Область и граница области на плоскости | 1 | Познакомить школьников с понятиями «область», «граница области». Учить проводить линии внутри области при определённых условиях. | 83—86 | ||
Соседние и не соседние области на плоскости | 1 | Формировать у ребят представления о соседних и не соседних областях. | 87—90 | ||
Деление фигур на части | 1 | Учить первоклассников выполнять деление области на части с помощью линий. Формировать представление об области с «дыркой». | 91—96 |
2-й класс
Примерное планирование занятий
Тема занятия | Кол. часов | Цель занятия | Задания | Дата |
Повторение. Прямые и кривые линии. | 2 | Проверить представления детей о внешней и внутренней, плоской и кривой поверхностях, о прямой и кривой линиях и их пересечении, а также умение соотносить положение предмета в пространстве с его изображением. | 1–3 | |
Ломаная линия. | 1 | Проверить имеющиеся у школьников представления о ломаной линии и умении строить ломаную по данным вершинам. | 4–7 | |
Кривая линия и луч. | 1 | Проверить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии и луче. | 8–11 | |
Углы. Виды углов. | 2 | Формировать у детей представления об углах, о равных углах, научить обозначать и сравнивать углы. | 12–14 | |
Сравниваем и строим углы. | 1 | Продолжить формирование у младших школьников умений и навыков по распознаванию, сравнению, построению и обозначению углов. | 15–18 | |
Строим углы с помощью угольника. | 1 | Формировать у второклассников умение строить углы с помощью угольника. | 19–23 | |
Многоугольники. | 2 | Уточнить имеющиеся у школьников представления о многоугольнике и его элементах. | 24–26 | |
Треугольники. | 1 | Формировать у детей умения: строить треугольники по данным вершинам, проводить в треугольнике отрезки и распознавать треугольники на рисунке. | 27–29а) | |
Четырехугольники. | 2 | Обучить младших школьников построению четырехугольников в соответствии с данным условием. | 29 б), в),31 | |
Четырехугольники, треугольники. | 1 | Формировать у второклассников умение выделять четырехугольники, треугольники и прямые углы на рисунке. | 30, 32, 34 | |
Прямоугольник и квадрат. | 1 | Уточнить представления учащихся о прямоугольнике и о квадрате как разновидности прямоугольника. | 33, 35 | |
Многогранники и их изображение на плоскости. | 2 | Уточнить знания учащихся о видимых и невидимых (штриховых) линиях на изображении геометрических фигур. Познакомить второклассников с многогранниками и их изображениями на плоскости. | 36–39, 40 | |
Куб, построение куба. | 2 | Познакомить учащихся с возможными поворотами куба в пространстве и их графической интеграцией. | 41,42 | |
Читаем схемы и чертежи. | 1 | Продолжить работу по формированию умения читать графическую информацию. | 48, 49, 51, 52 | |
Конструирование геометрических фигур. | 2 | Учить соотносить изображение куба с его разверткой и с поворотами модели куба в пространстве. | 43–45 (47) | |
Развертка куба. | 1 | Продолжить обучение второклассников соотнесению модели куба с его разверткой и распознаванию кубов, полученных в результате преобразований данного куба. | 46, 50, 53 а), б) | |
Многогранники, развертка многогранника. | 2 | Учить школьников читать графическую информацию, мысленно выполняя преобразования куба, и представлять изменение расположения рисунков на его гранях, выделять видимые и невидимые линии на изображениях многогранников. | 50, 57, 53 в), г) | |
Сечение многогранника. | 1 | Продолжить формировать умения соотносить изменения рисунков на видимых гранях изображения куба с поворотами его модели в пространстве; дать первоначальные представления о сечении многогранника. | 54–56 | |
Куб, многогранник. | 2 | Повторение. | 58–60 61–62 63—66 | |
Геометрический КВН | 1 | Повторение |
3-й класс
Примерное планирование занятий
Тема занятия | Кол. часов | Цель занятия | Задания | Дата |
Повторение. Плоская и кривая поверхность. | 2 | Проверить сформированность представлений младших школьников о плоских и кривых поверхностях. | 1–5 | |
Видимые и невидимые поверхности. | 1 | Формировать у третьеклассников представления о видимых и невидимых поверхностях геометрических тел и учить распознавать видимые плоские поверхности на изображениях. | 6 | |
Видимые и невидимые поверхности многогранника. | 1 | Формировать у учащихся представления о видимых и невидимых элементах многогранника и учить распознавать их на изображениях. | 7–8 9, 10 | |
Пересечение геометрических фигур | 1 | Формировать у третьеклассников представления о пересечении геометрических фигур. | 11, 12,13 | |
Пересечение плоской поверхности с многогранником. | 1 | Формировать у младших школьников умения читать графическую информацию и определять плоскую фигуру, являющуюся пересечением граней многогранника. | 14, 18,16 | |
Пересечение прямой и куба. | 2 | Познакомить младших школьников со случаями пересечения прямой и куба. | 15,17 | |
Пересечение лучей | 1 | Уточнить и расширить представления о пересечении лучей. | 19 | |
Пересечение геометрических фигур | 2 | Расширить и уточнить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах. | 20,21 | |
Пересечение отрезков | 1 | Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении отрезков. | 22, 24 | |
Пересечение углов. | 1 | Расширить и уточнить имеющиеся представления о пересечении углов. | 23 | |
Конструирование многоугольника | 2 | Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной. | 25,26 | |
Строим пересечение фигур на плоскости | 2 | Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости. | 27 | |
Фигуры одинаковой площади. | 2 | Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | 28, 29 | |
Шар и круг. | 1 | Формировать представления о шаре и о круге как сечении шара | 30–33 | |
Окружность | 1 | Формировать представления об окружности как о границе круга. | 34, 35 | |
Окружность и круг. | 2 | Формировать представления о взаимном расположении окружности и круга. | 36, 37 | |
Радиус окружности | 1 | Формировать представления о радиусе окружности. | 38, 39 | |
Из чего состоят геометрические объекты. | 2 | Формировать умения и навыки выделять структуру объекта (изменение положения частей фигуры, выбор частей, из которых можно её составить). | 40, 41 | |
Строим окружности. | 2 | Формировать умения и навыки построения окружностей по определённым условиям. | 42, 43 |
4 класс
Примерное планирование занятий
Тема занятия | Кол. часов | Цель занятия | Дата |
Повторение. Плоские и объемные фигуры. | 4 | Обобщить представления о плоских и объемных фигурах. Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоских и объемных фигур. | |
Тела вращения: цилиндр, конус и шар. | 1 | Формирование представления о телах вращения. | |
Цилиндр как тело вращения | 1 | Формирование представлений о цилиндре, конусе и шаре как тело вращения плоской фигуры вокруг оси. | |
Конус как тело вращения. | 1 | ||
Шар как тело вращения | 1 | ||
Развертка цилиндра, конуса, усеченного конуса | 4 | Продолжается работа по совершенствованию умений читать графическую информацию | |
Пересечение геометрических фигур | 2 | Формирование представлений о пересечении геометрических фигур. | |
Строим пересечение геометрических фигур | 2 | Продолжить формировать умение читать графическую информацию и находить (строить) пересечение геометрических фигур на плоскости. | |
Площадь геометрических фигур. | 2 | Формировать умение составлять из данного многоугольника фигуры одинаковой площади. | |
Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Предметы одинаковой формы. | 1 | Обобщить представления о круге, квадрате, треугольнике, умение выделять на рисунке предметы одинаковой и разной формы. | |
Точка. Линии кривые и прямые, замкнутые и незамкнутые. | 2 | Обобщить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о кривой линии. | |
Точка. Отрезок. Луч. | 1 | Обобщить представления учащихся о точке, лежащей на прямой и вне прямой, о отрезке и луче. | |
Углы. Виды углов. | 1 | Обобщить представления об углах, о равных углах, обозначение и сравнение углов. | |
Конструирование геометрических фигур. | 2 | Учить соотносить изображение фигуры с его разверткой и с поворотами модели фигуры в пространстве. | |
Пересечение геометрических фигур | 2 | Обобщить представления младших школьников о пересечении геометрических фигур, о многограннике и его элементах. | |
Конструирование многоугольника | 2 | Формировать у учащихся умение разбивать многоугольник на треугольники с помощью отрезков и ломаной. | |
Плоские и объемные фигуры | 2 | Обобщить знания о плоских и объемных фигурах. | |
Геометрическая ярмарка | 2 |
Используемая литература:
1.Программа факультатива «Наглядная геометрия» Автор: Н.Б. Истомина.
2.Методические рекомендации к тетрадям «Наглядная геометрия» 1,2,3,4 класс/Авторы: Н.Б.Истомина, З.Б.Редько; Смоленск «Ассоциация XXI век», 2011 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс
Рабочая программа курса «Занимательная математика » составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...
Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность
Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие артистических ...
Рабочая программа и календарное планирование внеурочной деятельности художественно-эстетического направления для учащихся 1-4 классов.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС....
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл.
авторская программа факультативного курса по внеурочной деятельности "Мое село - моя малая Родина" для 2 - 4 кл....
Рабочая программа курса «Азбука первоклассника» ( внеурочная деятельность ) для 1 класса
Курс «Азбука первоклассника» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе для реализации федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа курса занятий по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 2 класса
Программа внеурочной деятельности разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способству...
Рабочая программа "Наш край" (ФГОС, внеурочная деятельность, дополнительное образование)
Рабочая программа по краеведению в рамках внеурочной деятельности ФГОС, календарно-тематическое планирование "Край наш Тульский" 4 класс...