Программа факультативного курса "Экология для младших школьников"
методическая разработка по окружающему миру по теме
Программа может быть использована в начальной школе с 1 по 4 класс.
Сооставлена в соответствии с программой окружающего мира А.А. Плешакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa._ekologiya.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультативного курса
«Экология для младших школьников».
Объяснительная записка.
Цель: воспитание творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.
Обогатить личный опыт учащихся представлениями путём проведения с ними систематических наблюдений явлений живой и неживой природы. Дать учащимся знания о значении охраны природы, познакомить с мероприятиями, проводимыми по охране природы в данной местности. Воспитывать чувство необходимости бережно относиться к живой и неживой природе, вызывать у детей стремление к милосердию, к непосредственному участию в охране природы.
При изучении курса факультатива продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми.
К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охраны природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.
Учащиеся при обретают определенные условия, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы: заготовка корма для птиц и их подкармливание, изготовление кормушек для птиц, посадка деревьев, кустарников, сор семян цветочно-декоративных растений, уход за зелеными насаждениями в микро-районе и т.д..
Факультатив имеет большое воспитательное и развивающее значение. Он способствует формированию мировоззрения, патриотических чувств, развивает наблюдательность, логическое мышление, речь. Положительные нравственные качества (доброта, милосердие, любовь и бережное отношение к природе, уважение к труду), эмоции, формирует ряд трудовых умений и навыков.
Важным принципом преподавания является краеведческий. Поэтому конкретные объекты и явления природы для изучения отбираются самим учителем с учетом особенностей данной местности.
Формы организации работы разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, практические работы, опыты, наблюдения за природой. Домашние работы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так значительная роль отводится наблюдениям в природе, осуществлению простейшего учебного эксперимента, демонстрации опытов, наглядных пособий. Широко используется моделирование: создание графических схем и таблиц, отражающих те или иные явления. Например, простейшие пищевые связи между организмами. Для лучшего усвоения правил поведения в природе целесообразно использовать знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значения эмоционального рассказа учителя, способствующего пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место должны занять ролевые игры, дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации. Факультативный курс подготовлен с учетом программы и учебника А.А. Плешакова по природоведению и дополнительного раздела учебника «Что такое экология».
Планирование занятий (34 часа)
- История с комарами и кошками.
- Что такое экология?
- Природа вокруг нас. В хвойном лесу.
- В лиственном лесу.
- На лугу.
- У водоема.
- Они могут исчезнуть.
- Как охранять природу.
- По заповедным тропам.
- Тепло, свет и жизнь.
- Воздух и жизнь.
- Вода и жизнь.
- Живое в почве.
- Вот какие растения!
- Это все животные.
- По грибы без лукошка.
- Полюбуйтесь, лишайники!
- Дуб и все вокруг него.
- Невидимая сеть.
- Невидимая пирамида.
- Кто как защищается.
- Растения просят о помощи.
- «Зеленая аптека» может закрыться?
- Животные должны жить.
- Осторожно! Ядовитые растения!
- Прилетайте, птицы!
- Хотим сказать всем…
- Хотим сказать всем…
- Хотим сказать всем…
- Экология и здоровье.
- Экология и здоровье.
- Экологическая катастрофа.
- Что будет, если …
- Итоги нашей работы.
Учащиеся должны знать:
- что такое наука экология;
- простейшие экологически связи между живой и неживой природой внутри живой природы, между природой и человеком;
- растения и животные, которым угрожает исчезновение;
- способы охраны природы
- роль неживой природы в жизни живого;
- многообразие животных и растений;
- охраняемые растения и животные;
- лекарственные растения, их свойства, правила сбора;
- защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой;
- влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека; меры направленные на снижение вредного влияния загрязнений, на здоровье человека, жизнь животных и растений;
- роль экологии в защите окружающей среды;
- отрицательное влияние людей на природу, правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
проводить самостоятельные наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты;
изготавливать и развешивать кормушки для птиц, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их в виде сообщения;
в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней, лично участвовать в практической работе по охране природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Авторская програма факультативного курса для младших школьников по развитию речевой креативности "Уроки речевого творчества"
Данный факультативный курс представляет собой систему творческих заданий на развитие речевой креативности и предусматривает поэтапное повышение уровня словотворчества у детей младшего школьного возрас...
Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....
Программа по культуре поведения младших школьников.
Программа по культуре поведения младших школьников рассчитана на 9 часов (один раз в месяц). Я составила её, когда мои ученики были во втором классе. Цели и напрвленность программы изложены в поясните...
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников
Программа курса «Граждановедение» для младших школьников рассчитана на обучающихся 3 - 4 классов и разработана на основе Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающих...
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Программа факультативного курса для младших школьников "Проектная деятельность"
Программа факультатива «Проектная деятельность» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на умение сознательно и творчески выбирать оптимальные способы и подходы для решения пра...